Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 декабря 2017 11:09

Екатерина Бордачева: «Кинорынок – мероприятие с постоянно меняющимися вводными, где нельзя работать по раз и навсегда выработанной схеме»

Екатерина Бордачева: «Кинорынок – мероприятие с постоянно меняющимися вводными, где нельзя работать по раз и навсегда выработанной схеме»

С 15 по 20 апреля 2018 года в конференц-пространстве Правительства города Москвы (ул. Новый Арбат, д.36, к.9) пройдет 105 Российский Кинорынок / Russian Film Market. Главный редактор портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская поговорила с программным директором Кинорынка Екатериной Бордачевой об эволюции мероприятия и его программы, деловой составляющей форума, а также об особенностях двух ближайших Кинорынков – апрельского и сочинского, и многом другом.

100 Российский Международный Кинорынок, программный директор Екатерина Бордачева

Нина Ромодановская: 
Вот уже пять лет ты формируешь программу Кинорынка, находишься в самом центре киноиндустриального процесса. Как бы ты охарактеризовала этот период? 

Екатерина Бордачева: 
Весной 2013 году, когда я стала программным директором Кинорынка, действующие кинотеатры были оцифрованы, и наметилось ощутимое замедление открытия новых современных кинотеатров. Спад продолжался до тех пор, пока три года назад Фонд кино не запустил свою программу, которая, кстати, как это ни странно, подтолкнула уже существующих кинопоказчиков задуматься о конкурентной среде и перейти на другой уровень сервиса. Частные предприниматели стали стремиться создавать максимально комфортные условия для посетителей. Когда в зале появилась цифра, возникли новые тренды. Глобально меняется начинка кинотеатра. Это и совершенствование программного обеспечения бара и билетной кассы, рекламного пространства. 
Еще произошел естественный отбор среди якорных кинотеатров, одни не выдержали конкуренции с многозальниками в ТРЦ и закрылись, а оставшиеся на плаву закрепили свою клиентскую базу за счет дополнительной инфраструктуры и особенностей – в репертуаре, устройстве кинопоказа, сопутствующих услугах, помещений для отдыха зрителей, будь то игровая зона или кафе. 
Ноябрьский Кинорынок прошлого года был, наверное, самым слабым за последние пять лет, с точки зрения программы. Участие компаний было минимальным со сдержанной активностью и маленьких игроков и мейджоров. Я это назвала для себя «периодом обозначения своего присутствия на рынке». В этом году сильнейший рынок! Мы показали 10 картин, действительно невероятный объем эксклюзивного промо. Сейчас дистрибьюторы охотнее рассказывают о планах на более продолжительный период, это отражается и в трансляции маркетинговых стратегий, и в имиджевом позиционировании на рынке. 

Нина Ромодановская: 
Как меняется состав участников Кинорынка? 

Екатерина Бордачева: 
За последние 5 лет наметилась тенденция к уплотнению рынка. Сократилось количество участников, и кое-кто с удовольствием провозгласил, что Кинорынок стал неинтересен профессионалам, поэтому они все меньше приезжают (особенно в Сочи). На самом деле в условиях кризиса остро стал вопрос об оптимизации затрат на персонал и управление точками кинопоказа, владельцы задумались об экономии в том числе и зарплатных средств, перераспределении обязанностей. Количество игроков на рынке сократилось в первую очередь, потому что специалисты стали заниматься несколькими направлениями одновременно, или сейчас те менеджеры, которые пять лет назад расписывали 1-2 площадки, имеют до 30-35 контрагентов, клиентов. Но остаётся открытым вопрос – как это отразилось на качестве. 
С другой стороны, в последние годы очень большой интерес к Кинорынку проявляют специалисты из медиа, активно участвуют онлайн-платформы, диджитал подразделения телевидения, рекламные агентства. И если раньше Кинорынок на 80% был наполнен именно представителями кинотеатров, то сейчас структурный состав участников изменился.
Что касается дистрибьюторов, то за последние пять-шесть лет количество компаний, которые сегодня предлагают независимый или российский продукт, выросло практически вдвое. Либо они реорганизовались, либо те компании, которые раньше занимались покупкой прав и передачей их на дистрибьюцию своим партнерам, сейчас сами выходят с предложениями. На сегодняшний день на российском рынке работает три десятка дистрибьюционных компании, реализующих независимые фильмы. Это говорит о естественном стремлении рынка к разнообразию, к широкому репертуарному предложению, в связи с этим и у российского кино появляется больше возможностей занять свою нишу. 
Минкультуры своими последними инициативами под благовидным предлогом пытается сжать поле, а кинобизнес этому активно сопротивляется. Особенно мегазальники. Те кинотеатры, у которых более шести залов, выступают за многообразие. Потому что иначе у кинотеатра не будет лица. Все будут показывать контент тех шести компаний, которые сегодня вошли в ассоциацию дистрибьюторов, и тогда непонятно, чем наш кинотеатр «Киногалактика» в Одинцово будет отличаться от «Юности» или «Кинограда», при примерно одинаковом количестве залов (я имею ввиду репертуарное предложение). 

Нина Ромодановская: 
Да, рынки показа и дистрибьюции претерпели за последние пять лет существенные изменения. А наблюдаешь ли ты динамику в кинопроизводстве как эксперт Фонда кино, в экспертный совет которого входишь уже два года?

Екатерина Бордачева: 
Продюсеров стало больше. Успешные профессионалы все чаще уходят из крупных ком-паний в свободное плавание. И создают свои команды. Рискуют. 
Очевидная тенденция на рынке – сосредоточенность кинопроизводителей на жанровом кино. Стали модными хорроры, сумасшедшей популярностью пользуется любая анима-ция, даже весьма сомнительного качества. Успешные некогда продюсеры артхауса занялись производством полнометражной анимации. После выхода «Последнего богатыря» все стараются разгадать секрет его успеха, рецепт семейного кино. Мне видится в этом определенная проблема, потому что успешность того или иного проекта не в жанре, а в средствах реализации. И рынок кинопоказа, и рынок дистрибьюции ждет от продюсеров качественного кино. Тогда все будет гармонично – и емкость рынка, и наработка. 

Нина Ромодановская: 
Какие твои личные итоги и достижения за пять лет работы на Кинорынке? 

Екатерина Бордачева: 
Я не устаю учиться у своих партнеров и друзей и к каждому Кинорынку подхожу особо. Потому что это мероприятие с постоянно меняющимися вводными, и здесь нельзя работать по раз и навсегда выработанной схеме, как мне иногда предлагают. Это нереально, все зависит от количества и качества фильмов, от экономических амбиций и связанных с ними затрат на продвижение, которые есть на данный момент у дистрибьюторов, от ожиданий кинопоказчиков. От реакции смежных рынков. 
Уже сейчас, например, я пытаюсь сыграть в интуитивную профессиональную лотерею и понять, что у меня в апреле сделает рынок. 
Прошедший рынок сделали «Движение верх», «Елки». А между ними отличную реакцию получил «Лед». Или «Темные времена», продукт не для широкого зрителя, заинтересовал очень многих кинопоказчиков в регионах. А если бы они его не увидели, то вероятнее всего не приняли бы положительного решения о постановке в репертуар. 

Нина Ромодановская: 
То есть, по сути, ты моделируешь три уникальных деловых мероприятия в год, ра-ботая с дистрибьюторами над повышением эффективности их предложений? 

Екатерина Бордачева: 
Моя задача не только поставить в расписание то, что хочет прокатчик, а еще попробовать посмотреть на его продукт с точки зрения менеджера по репертуару, и в конечном счете с точки зрения зрителя. Потому что появляется все больше площадок, которые хотят по-новому разговаривать с аудиторией, используя для этого соцсети, особенные программы лояльности и так далее. И формирование соответствующего репертуара тут играет наипервейшую роль. Кинотеатры или контент-площадки смотрят общие предложения и вырабатывают свою уникальную программу для зрителей. 
Конечно, в регионах цифры по независимому кино небольшие, один – четыре – двенадцать процентов. В последнее время наш диалог с дистрибьюторами, даже с крупными компаниями, начинается с выработки согласованного плана действий. Я всегда прошу рассказывать мне, какое кино они собираются показывать, стараюсь посещать прогоны. 
Если я максимально информирована, то управляю таймингом, организационными инструментами, информационным полем мероприятия в пользу каждой конкретной презен-тации и проекта. 
От многих прокатных компаний чувствую партнерское доверие, и, как показывает опыт, это повышает эффективность Кинорынка и действия дистрибьютора. 
Стараюсь оценить картину в целом и понять внутреннюю кухню подготовки к кинорын-ку каждой компании, как работает маркетинг, пиар, прокат, взаимодействие служб между собой, как они оценивают тот или иной проект, на чем основаны их ожидания. 
Например, «Базелевс» до последнего момента держал интригу, будет ли показ «Новых елок». А я уверена, что, если бы этого показа не было, не случилась бы такая грандиозная роспись и фантастический «сарафан». О фильме узнали и те, кто не был на Кинорынке, ведь иногда мнение твоего доброго коллеги уже оказывает влияние. 

Нина Ромодановская: 
Кинорынок тоже не стоит на месте, какое из нововведений ты бы особенно выделила?

Екатерина Бордачева: 
Сначала хочу ответить на одиночные реплики, отпущенные в адрес прошедшего Кинорынка. Речь шла о том, что была маленькая деловая программа. Это необъективное мнение! У нас прошло шесть актуальных мероприятий, посвященных билетным системам, Digital Sinage, инструментам привлечения аудитории в кинотеатры, новым возможностям VR и т.п., с учетом того, что за четыре дня показано десять фильмов и состоялось более десятка презентаций. 
Проанализировав опыт коллег, я поняла, что мы сможем эффективно отрабатывать деловую часть только тогда, когда глобально не будет пересечений в программе. Даже если расширить пространство и увеличить рынок вдвое, что, в общем-то, возможно, не будет стопроцентного эффекта. 
Четырех дней оказалось мало, не только с точки зрения программы, но, главным образом, для общения. А ведь еще есть наши уважаемые экспоненты. Для компаний-поставщиков услуг самым эффективным форматом работы остается представительство в зоне выставки, особенно когда она сопряжена с залом показа, где присутствуют все. Да, это не влияет на прокатную судьбу фильма, на роспись, но это пространство формирует представление об основных игроках и устройстве рынка, как организма, в целом. 
Что еще меняется на Кинорынке? Он, пусть экстенсивно, но развивается. Прирастают площадки, расширяется ТВ и интернет пространство. 
Хотелось бы отметить, что три наших рынка не похожи друг на друга не только с точки зрения программы, но и по задачам, которые ставят для себя основные участники. Ноябрьская сессия – рынок контента. И мне вообще хочется закрепить за ним это словосочетание, потому что то количество фильмов, которое мы показали и не смогли показать, дает ощущение, что это этот рынок способен и будет развивать естественно закрепившееся за ним направление. Апрель мне видится началом контрактного года для компаний-поставщиков услуг и оборудования. Технические компании готовятся к тендерам, поставкам, которые приходятся в основном в летне-осенний период. Мейджоры в более комфортных условиях заявляют на полугодие о своих прокатных планах. А Кинорынок в Сочи предопределяет соседство с «Кинотавром». То есть, это рынок самого актуального российского кино, которое расходится по пакетам дистрибьюторских компаний в течение года. «Кинотавр» показывает кино как искусство, а Кинорынок его оценивает с точки зрения отрасли, дает представление о масштабах и направлениях маркетинга проекта, о том, какие прокатчики им интересуются, и как продюсер влияет на этот процесс. 

Нина Ромодановская:
Сейчас уже очевидно, несмотря на упорно циркулировавшие слухи, сочинский Кинорынок состоится. В каком формате он пройдет, о чем удалось договориться с Кинотавром? Точные сроки уже известны?

Екатерина Бордачева:
Скорее всего мы захватим первые 4-5 дней фестиваля. Недавно состоялась наша установочная встреча с дирекцией Кинотавра, на которой еще раз обсудили все вопросы, которые волнуют наших участников. Прежде всего речь шла о стоимости и условиях проживания в ГК Жемчужина. Поскольку место проведения скорее всего не изменится. Дирекция готова предоставить достаточное количество номеров, ограничивая верхнюю планку гостевыми и представительствами нуждами Кинотавра. И пока все надеются, что стоимость номеров останется в пределах прошлых лет. Мы также рассматриваем ряд дополнительных вариантов для проведения кинопоказов и размещения гостей. Поскольку существует ограничения вместимости Зимнего театра, не все желающие смогут посещать показы фестиваля. 
Рассматриваем сейчас вариант единой аккредитации кинорынок-фестиваль. Но количество таких единых аккредитаций будет ограничиваться объемом мест в Зимнем и номе-ров в ГК Жемчужина. Другими словами, все стремятся снять напряжение и найти компромисс. Чтобы избежать двусмысленных толкований, еще до апрельской встречи мы опубликуем на официальном сайте Кинорынка подробный регламент. 

Нина Ромодановская: 
Одной из проблем Кинорынка, насколько я знаю, является отсутствие постоянной партнерской площадки. Как это влияет на организацию? 

Екатерина Бордачева: 
Согласна. В течение многих лет такой площадкой был Центр международной торговли, где высокий организационный уровень и много плюсов. Но существовала непреодолимая проблема – кинозал не вмещал всех участников. Большая часть представителей кинотеатров приезжает на один-два дня, но сохраняется немалая доля постоянных участников, особенно региональных, и из стран СНГ, которые посещают все мероприятия. Кроме то-го, фойе отделяет выставочную часть от зала, мешая нашим экспонентам, а тогда их было гораздо больше, эффективно работать. 
Но, к сожалению, те площадки, ревизию которых мы провели, не отвечают основным сегодняшним требованиям: большой зал, удобство выходов, организация охраны, возможности для промо мероприятий и тд.
Мы, конечно, стремимся найти постоянные площадки, на одной из которых проводили бы зимний рынок, на другой – весенний. Рады выслушать советы и предложения партнеров. 
Для весеннего форума выбрали конференц-пространство Правительства Москвы на Новом Арбате с большим залом, практически на тысячу мест, а это значит не будет проблем с вместимостью всех наших гостей. Его геометрия такова, что вокруг зала размещается достаточно большое пространство для стендов, индустриальной зоны, рекламы, организации кейтеринга, микро-ивентов. Это все, на наш взгляд, должно сработать в плюс. По-пробуем так составить эскиз пространства, чтобы всем было комфортно.
Мы выбрали четыре гостиницы разного уровня и ценовой категории в шаговой доступности от места проведения рынка и ведем с ними переговоры.
Решающим фактором является цена. Здесь мы договорились о достаточно лояльных условиях. Таким образом, стараемся сохранить наше ценовое предложение для участников. Сейчас это очень важно. 

Нина Ромодановская: 
Как ты видишь дальнейшее развитие Кинорынка, в каком направлении, на твой взгляд, надо двигаться?

Екатерина Бордачева: 
Профессионалам важно получать полноценную информацию о рекламных кампаниях и вообще об усилиях продюсеров, прокатчиков, медиа-партнеров. Мы слышим мнение, что кинорынок утратил свой практический смысл, это просто место для общения. 
Но я как раз считаю, что это и есть самое важное, обмен той внутренней информацией, которую, подчас, ты не можешь сообщить ни посредством интернета, ни по телефону. Этот фактор профессионального убеждения или разубеждения партнера, решения какой-то конфликтной ситуации, возможен только на реальной площадке. Тем более, на рынок приходят новые игроки. Это точка наибольшего сосредоточения профессиональных контактов. Если раньше по пальцам можно было пересчитать компании, которые выпускают независимое кино, то сейчас их десятки, и одна другой изобретательнее, в смысле продвижения. К презентации можно просто записать ролик. Но то, что ты перед этим роликом скажешь зрителю, твой профессиональный спич играет часто решающее значение. Кроме того, все равно посеансовая роспись, которую мы получаем в письмах друг от друга, живо обсуждается именно на кинорынке. Независимая компания, которая показала на рынке кино целиком, имеет сразу прирост 20-30%. Ну и презентация профессиональному сообществу эксклюзивных материалов, своего рода тест, который затем попадает в сеть. А не наоборот. 

Нина Ромодановская: 
Какие ожидания связаны со следующим, апрельским Кинорынком? 

Екатерина Бордачева: 
Апрель будет посвящен студийному продукту, который царит в летний период. Новость о том, что мы увеличили разрыв между зимней и весенней сессией, большинство наших партнеров одобрили. Ряд компаний, для которых формат сочинского рынка не обязателен, сделают выбор в пользу апреля, который даст возможность рассказать партнерам о планах и проектах на ближайшие полгода – лето–осень 2018.
Уже немало заявок на показы фильмов. Мы соприкасаемся датами с ММКФ. Отмечу активные заявки на участие в выставочной зоне технических компаний, поставщиков услуг и оборудования, сервисных агентств, СМИ.

Автор:
Нина Ромодановская
Реклама