Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 апреля 2019 12:50

Ксения Максимова: «В кино женщин часто не воспринимают как полноценных участников съемочной группы»

Ксения Максимова: «В кино женщин часто не воспринимают как полноценных участников съемочной группы»

Летом наша соотечественница, художник-постановщик Ксения Максимова приступает к работе над полнометражным дебютным фильмом в США. В интервью ПрофиСинема она рассказала об учебе в калифорнийском Wodbury University, дипломном проекте, собранном из кадров других картин, а также о работе в Голливуде и сложностях, с которыми сталкиваются в США женщины-кинематографисты.

Дарья Осташева:
Ксения, вы поступили на факультет кинопроизводства в Woodbury University. Как вы пришли в кино и почему в итоге решили освоить профессию художника-постановщика, чем она близка вам?

Ксения Максимова:
Я поступила в Woodbury на факультет кинопроизводства. Это смежная программа, на которой обучают режиссуре, продюсерству, операторскому мастерству, дизайну. Такая тактика дает возможность студентам определиться с будущей профессией в кино, и я решила освоить профессию художника-постановщика. С самого детства я увлекалась искусством, театром, кино, графическим дизайном, помогала родителям и друзьям с работой в Photoshop и других программах. Поэтому на втором семестре обучения выбрала курс production design. Тогда я практически ничего не знала о профессии, но уже на первом занятии поняла, что именно этим мне бы хотелось заниматься всю жизнь.

Художник-постановщик Ксения Максимова

Дарья Осташева:
Ваша дипломная работа была посвящена изучению темы интертекстуальности в кино. Труды каких теоретиков и практиков кино вдохновили вас? В чем заключается суть описанного в работе метода?

Ксения Максимова:
В качестве дипломной работы по окончанию Woodbury я решила снять фильм, но создавать кино в его привычном понимании мне было неинтересно. Я задумала внедрить в структуру картины философские концепции, которые изучала на курсе, и провести исследование о зрительском восприятии кино. Ментор курса посоветовал обратить внимание на теорию интертекстуальности, и меня очень заинтересовала эта тема. Я начала изучать ее с метода Юлии Кристевой, основоположницы теории, читала произведения Жана Бодрийяра, Эммануила Канта, Даниела Канемана. Суть интертекстуальности заключается в том, что в основе каждого когда-либо написанного текста лежит ряд других текстов. Теоретическая часть моей дипломной работы стала миксом философских концепций по социальным наукам, философии, психологии, а также собственным исследованием о восприятии изображения зрителем и возникновении у него ностальгических чувств посредством изображения. Мне было интересно узнать, смогут ли зрители найти отсылки в дипломном фильме к другим кинокартинам, и как на них повлияет эксперимент.

Дарья Осташева:
В чем заключается отличительная черта вашей дипломной работы?

Ксения Максимова:
Мой дипломный фильм «Beautiful Lies» состоял из множества кадров, заимствованных из разных, известных и не очень, фильмов и сериалов. Изначально я отобрала для картины около 600 кадров, постепенно сократив их количество до 40-50. В частности, я взяла кадры из сериала Сэма Эсмейла «Мистер Робот», они поразили меня нестандартным построением композиции. Только спустя полгода я узнала, что режиссер в своей картине использовал кадры из фильмов Брайана Де Пальмы. Получилось, что кадры, «украденные» мной, уже были «украдены».
Я поставила перед собой задачу посредством дизайна объединить несвязанные между собой кадры так, чтобы они вызвали у зрителя ностальгические переживания. Первая сцена состояла из десяти кадров, в которых были представлены разные персонажи в разных локациях. Я придумала для героев общее место действия, и, таким образом, все кадры соединились в одну сцену. В итоге мне удалось при помощи точного отбора и монтажа, а также привнесения элементов дизайна, создать единую композицию и выстроить сюжет фильма.

Художник-постановщик Ксения Максимова

Дарья Осташева:
Картина «Beautiful Lies» участвовала на кинофестивалях Short To The Point International Film Festival и The IndieFest Film Awards, также в Лос-Анджелесе состоялась закрытая премьера фильма. Как фильм восприняли зрители?

Ксения Максимова:
Я не присутствовала лично на кинофестивалях, но по рассказам коллег картину приняли очень тепло. Оценить реакцию аудитории я смогла на премьерном показе фильма. После просмотра мы организовали опрос, в ходе которого выяснилось, что у большей части аудитории лента вызвала сильные эмоциональные переживания. Увидеть отсылки к другим киноработам в тексте фильма смогли не все, но многие зрители сумели «прочесть» известные киноцитаты.

Дарья Осташева:
В качестве художника-постановщика, декоратора, арт-директора вы работали над короткометражными и полнометражными картинами. По каким критериям выбираете проекты? Что должно быть в сценарии, чтобы вы действительно заинтересовались работой над фильмом?

Ксения Максимова:
Для меня самое важное - возможность экспериментировать, создавать необычное внутрикадровое пространство. Еще очень часто я выбираю проекты из-за симпатии к творческой команде. Считаю, что создавать кино должно быть весело и увлекательно. Мне нравится работать на разных позициях, это позволяет активнее накапливать опыт, учиться гибкости и пониманию в общении с коллегами, у которых этого опыта больше. За свою карьеру я поучаствовала в создании полнометражных картин «I Am Still Here» Миши Маркус (фильм можно посмотреть на Amazon Prime), «Bedeviled», вышедшем на Netflix, «Miss Arizona» и нескольких других, веб-сериала, а также множестве короткометражек. Одна из моих любимых работ в кино - короткометражная картина «Donuts». Специально для этого проекта мне пришлось обустроить интерьер ресторана, который в фильме является проекцией мира чистилища, где по сюжету происходит действие ленты. Эту задачу, на мой взгляд, нам удалось решить очень интересно, при этом мы смогли сильно сэкономить на бюджете, затратив на создание пространства ресторана менее двух тысяч долларов - это незначительная сумма по меркам современного американского кино.

Художник-постановщик Ксения Максимова

Дарья Осташева:
Как и при помощи каких средств выразительности вам удается создавать на экране особое кинематографическое пространство? Насколько, по вашему мнению, важно создание правильной атмосферы в картине?

Ксения Максимова:
Мой метод работы - создание кинопространства при помощи света, построения композиции и уровней интереса. За счет света можно привлечь внимание зрителя к разным объектам и местам, а также эмоциональным состояниям персонажей. И даже если действие фильма происходит в пустой комнате, правильно расставленные световые акценты помогут формированию верного восприятия картины аудиторией. То же самое - с композицией и уровнями. С их помощью можно вовлечь зрителя в происходящее или, при необходимости, запутать его, выстроив сложную глубинную мизансцену. Если говорить об атмосфере, то я считаю, что ее создание - одна из сложных и тонких наук, которой нигде не научат. Вместе с тем - это самая важная задача всех участников съемочной группы, ведь правильно заданная атмосфера формирует нужный настрой и помогает глубже прочувствовать историю. Безусловно, она должна четко соответствовать жанру и не вводить зрителя в заблуждение. Важную роль в создании на экране особого кинопространства играет дизайн. Совсем недавно я принимала участие в работе над фильмом «Older», который погружает зрителя в воображаемый мир десятилетнего мальчика. Действие картины происходит в больнице, где умирал отец мальчика. Мы показывали и пространство настоящей больницы, и ее образ, возникший в подсознании героя. Благодаря свету, композиции и дизайну, нам удалось добиться в кадре нужной пугающей и притягательной атмосферы, а также разделить реальное и ирреальное пространства. Воображаемую «больницу» мы наполнили множеством тканей, растений, а также привнесли пугающие образы и сюрреалистические элементы. Таким образом, пространство кадра стало отражением переживаний мальчика.

Художник-постановщик Ксения Максимова

Дарья Осташева:
Вы сказали, что научиться созданию правильной атмосферы в кино нельзя, ее нужно почувствовать на интуитивном уровне. А какие навыки, необходимые для работы художником-постановщиком, можно развить в себе, и насколько легко это далось вам?

Ксения Максимова:
Вообще, я заинтересовалась профессией, потому что кое-какие навыки в рисовании, моделировании были наработаны мной еще в детстве. Но в то же время, считаю, что для успешной работы художником-постановщиком в кино можно и нужно развивать в себе широкий диапазон самых разных умений. Необходимо изучать работу с композицией, цветом и светом. Один из важных навыков - понимание социальных наук. К примеру, благодаря нему можно правильно подобрать локацию для того или иного персонажа. Недавно я работала на малобюджетном короткометражном проекте. Вместе с оператором мы нашли дом, в котором, по сюжету, должна была проходить свадьба. Вначале режиссер отвергла наше предложение, ей казалось, что дом староват и не подходит героям, но в итоге, когда мы все-таки сняли там сцену, ей очень понравилось. Мы увидели, что характеры персонажей отлично вписываются в пространство дома, потому что его атмосфера совпадает с их темпераментами.

Художник-постановщик Ксения Максимова

Дарья Осташева:
Приходилось ли вам, как русской девушке, сталкиваться со сложностями при работе с американскими коллегами? Насколько комфортно вы ощущаете себя в коллективе?

Ксения Максимова:
Конечно, у иностранцев не редко возникают языковые и культурные барьеры. Но в Америке привыкли к людям разных национальностей, и зачастую в кино работают многонациональные группы. Куда сложнее - в отношении женщин-кинематографистов. В США женщин часто не воспринимают полноценными участниками съемочной группы, и игнорируют наши мнения. По моему опыту, к молодым мужчинам относятся гораздо серьезнее, чем к девушкам, даже если у них одинаковый опыт и уровень знаний. На мой взгляд, это очень печально. Конечно, понемногу ситуация стабилизируется: мы боремся за свои права, но пока положение женщины в обществе не поменялось кардинально.

Дарья Осташева:
Но все же вы успешно работаете в киноиндустрии. У вас есть какие-то особые секреты?

Ксения Максимова:
Несмотря на то, что я достаточно давно живу в Америке и нашла способы завоевания доверия к себе, как специалисту, режиссеров и продюсеров, с незначительными проблемами приходится сталкиваться практически всегда. А главный секрет - в настойчивости, практике и постоянном развитии. Нужно всегда практиковать свои таланты и навыки, расти как личность и как профессионал, никогда не сдаваться. Думаю, это единственно верный способ, который поможет любому пробиться в киноиндустрии.

Художник-постановщик Ксения Максимова

Дарья Осташева:
Расскажите о ваших ближайших планах и новых проектах, над которыми сейчас работаете.

Ксения Максимова:
В ближайших планах - работа над несколькими короткометражными проектами, а летом совместно с выпускницей режиссерского факультета ВГИКа Ириной Стороженко планируем приступить к работе над полнометражным фильмом о юной девушке, влюбившейся в своего учителя. Продюсировать картину будет Михаил Макеев с помощью Анастасии Михайловой. Мы надеемся снять самый малобюджетный полнометражный фильм в Америке. Сейчас проект находится на этапе разработки, я обдумываю визуальные решения картины, в которой мы постараемся передать чувства героев через танец.

Дарья Осташева:
С кем из режиссеров, продюсеров вам бы хотелось посотрудничать в дальнейшем?

Ксения Максимова:
Мне было бы невероятно интересно поработать с Тимом Бертоном, с Дэмьеном Шазеллом, Денни Вильневым, Девидом Линчем, Сэмом Эсмейлом. Безусловно, это выдающиеся режиссеры, творчество которых - эталон режиссерского мастерства и работ художников.
Но конечно, на данный момент мое внимание сфокусировано на специалистах, которые так же, как и я, начинают свой путь в кино. Думаю, мне повезло вместе с остальными молодыми кинематографистами работать в индустрии именно сейчас, потому что мы можем изменить что-то и создать что-то новое.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Дарья Осташева
Реклама