Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 ноября 2009 12:33

Дмитрий Дьяченко: «Наш фильм вскрывает отношения между мужчиной и женщиной»

Дмитрий Дьяченко: «Наш фильм вскрывает отношения между мужчиной и женщиной»

«Квартет И» уже перестал был просто театральной группой. После фильмов «День радио» и «День выборов» артисты стали еще и экранными звездами. Режиссером-постановщиком фильмов с «Квартетом…» стал Дмитрий Дьяченко, который готовит к выходу новую картину содружества, комедию «О чем говорят мужчины». Наш корреспондент расспросил Дмитрия о его работе с «Квартетом И», манере их кинематографической работы и особенностях нового фильма.

Корреспондент:
Расскажите, как Вы начали работу с «Квартетом И»?

Д.Дьяченко:

С ребятами из «Квартета И» я знаком уже 15 лет. Тогда, в 1995 году, я был не режиссером, а просто их другом. Потом я стал делать видеоролики для таких их спектаклей, как «Быстрее, чем кролики» и «Разговоры мужчин среднего возраста».

Корреспондент:
«Квартет И» принимает участие в режиссуре фильма?

Д.Дьяченко:

«Квартет И» никогда не суется в режиссуру, отдавая мне на откуп всю постановку.

Корреспондент:
Каковы особенности режиссерской работы с «Квартетом И»?

Д.Дьяченко:

Работать с «Квартетом И» в кино интересно, но сложно, потому что они не киношные артисты. Ребята большое внимание уделяют слову и борются за него. А не всегда театральный гэг становится удачной кинематографической шуткой. В фильмах «Квартета И» очень много болтают: что в «Дне радио», что в «Дне выборов», что и в новом фильме. Но, слава Богу, у него говорящее название. Сразу понятно, что в картине «О чем говорят мужчины» будет много разговоров. Другой вопрос, какие они: смешные, очень проникновенные и очень откровенные. Там говорится о вещах, о которых мы все думаем, но не всегда говорим. И этим фильм выделяется.
Для нас главное, чтобы лента понравилась молодежи. Потому что нашему поколению, тем, кому за 30, ближе к 40 годам, он уже понятен. Хотя, с другой стороны, я показывал материал 20-летним людям, они смеются и говорят, что это очень близко каждому. Герои говорят о тонких вещах во взаимоотношениях мужчин и женщин. Речь идет об измене, верности, возникновении отношений. Идет, в хорошем смысле слове, копание в этой теме.

Корреспондент:
Можно сказать, что фильм «О чем говорят мужчины» получился несколько философский?

Д.Дьяченко:

Да, фильм получился немного философский. По крайней мере, на спектакле люди и смеются, и в то же время задумываются. Например, на спектакль не советуют ходить со своей девушкой, потому что оглашаются такие откровенные вещи, которые не очень приятно слышать: как работает механизм измены, как это оценивают мужчины, как женщины это делают, какие задачи решаются в голове. И в истории очень глубоко и точно подмечены многие реальные вещи, такие как, например, умение девушки писать смски любовнику, не вытаскивая телефон из сумочки, когда рядом сидит муж.

Корреспондент:
«Квартет И» позволяет себе импровизации во время съемок?

Д.Дьяченко:

Нет, ребята, к сожалению, или к счастью практически не допускают импровизации. Потому что разговорный юмор редко допускает ее.
В силу того, что я достаточно долго снимал передачу «Большая разница», со временем понял: каждая юморная точка должна быть точно прописана. Конечно, у артиста может родиться смешная фраза на площадке, но это бывает редко. К сожалению, в наше время это почти не встречается. Нет, артисты, конечно, юморят на съемках, но на монтаже это, как правило, убирается. Я верю в то, что актер может смешно и органично оживить хороший текст. Но работа со словом происходит по-другому. Кропотливо и долго – во время написания сценария. Если в удачной шутке переставишь порядок слов, юмор пропадает. Поэтому все шутки заранее прописаны, 200 раз проговорены, а иногда и проверены на зрителе в спектакле. Импровизации нежелательны и даже вредны. Мне часто приходится из монтажа выбрасывать вещи, которые оказываются несмешными. Одна и та же фраза на площадке звучала здорово, а на экране теряет свою силу.
Безусловно, есть сложности в перенесении спектакля на экран. Ведь спектакли получаются лучше, чем фильмы, - я вынужден это признать. Потому что текст придумывался именно для спектакля. Потому что ребята во время спектакля могут импровизировать, исходя из энергии зрителя, а в кино это невозможно.
Фильм «О чем говорят мужчины» – во многом отличается от спектакля «Разговоры мужчин...». Спектакль – это прямой, камерный разговор. Там вообще нет никакого действия. Из-за этого создается впечатление очень интимного, психоаналитического разговора. Зритель чуть ли не отвечает актерам. А в фильме это невозможно.
Вообще, я не раз говорил о том, что расцениваю современный кинематограф, как некое звено в ряду событий, которые сближают мужчину и женщину. Например, я хочу познакомиться и сблизиться с девушкой. Для того, чтобы мне с ней переспать, нужно совершить определенный ряд событий: сходить в парк, на дискотеку, посидеть в баре, выпить чашечку кофе и обязательно сходить в кино. И молодым людям это нужно, кино дает момент сближения. И если фильм будет разъединяющим механизмом в этом процессе, тогда зритель на него и не будет ходить. Американцы это четко понимают, у них каждая история, какой бы она ни была, несет момент сближения. Будь то ужастик или мультфильм, в нем постоянно идет подсознательное мысль: вам надо сблизиться. Молодежь не пойдет на «Антихриста», потому что это история тяжелая, разъединяющая союз героев. Если рассматривать кино еще и с этой точки зрения, то можно легко понять: будет он кассовым или нет.
Наш фильм вскрывает отношения между мужчиной и женщиной, но по своей атмосфере он не деструктивный. Мы хотим его сделать, наоборот, очень теплым и приятным. Многие выходящие сейчас картины – колючие: все в синем цвете, все такое странное... Да, это прикольно, это такой стиль. Но очень мало теплых фильмов, от просмотра которых становится хорошо. Неважно, что именно там рассказывается: речь может идти о серьезных вещах. Главное – это атмосфера, сама ткань фильма, ощущение, из которого складывается общее самочувствование зрителя.

Корреспондент:
В отличие от пьесы в фильме есть некое действие, это не только разговор?

Д.Дьяченко:

Мы с ребятами решили пойти нестандартным путем. Наши герои не просто едут куда-то и разговаривают о наболевшем, – многие смешные и слегка абсурдные истории предстают пред зрителем в виде отдельных маленьких историй, так называемых визуализаций. И происходят они в смешном, чуть-чуть сказочном тоне, с ироничной интонацией. Получается, что фильм состоит из реалистичных душевных разговоров и смешных визуализаций, которые непохожи на жизнь.
Кроме того, у нас в картине, помимо визуализаций рассказов из жизни, есть вставочки под заголовком «Сто умных мыслей от ста умных мужчин». В них появляются обычные взрослые люди, которые выдают некие афоризмы. В качестве умных мужчин мы представили таких людей, как Олег Меньшиков, Алексей Кортнев, Андрей Макаревич…
Сюжетно история достаточно простая – герои едут из Одессы в Москву, им хочется отдохнуть. Вроде как роуд-муви. И за этим простым, незамысловатым порывом есть серьезная для многих москвичей мечта. Глобальное желание – «Хочу на море!». Последнее время город сильно давит своим ритмом, энергией. Это давление порождает желание освободится. Поэтому идея поездки наших героев – совершенно простое, нефилософское, но с другой стороны, характерное для многих жителей мегаполиса желание. И ребята вырываются не просто из города, они вырываются еще от своих семей, обыденной жизни, в которой перестаешь видеть главное, а бессмысленно суетишься. И я уверен, что у многих людей эти внутренние процессы происходят. Вдруг ты понимаешь: «Зачем я все это делаю? Зачем я зарабатываю деньги? Удовольствия я не получаю. Для семьи своей? Так она меня уже задолбала. И жена моя уже не радует…» Конечно, мы не рассматриваем данную тему с такой глубиной, но подсознательно звучит вопрос: «Зачем все это? Зачем семейный очаг, если он уже давит? Зачем повсеместная ложь?». Ведь ложь становится совершенно нормальным образом мышления. Получается, что для счастья нужно просто научиться идеально лгать. Я сейчас удаляюсь о темы, философствую, но поездка наших героев – это реализация желания освободится от лжи и в близком кругу своих друзей высказать то, что накипело: признать, что ты всегда врешь. Дело в том, что процесс исповеди, к сожалению, утратил свою актуальностью, а практика работы с психологом не вошла в нашу действительность, поэтому единственная возможность выговориться – это честный разговор с близкими друзьями.
Герои едут и разговаривают, рассказывают то, что не могли поведать никому и никогда. И это своеобразное, но естественное исповедальное состояние четырех людей, которые говорят о своей жизни не в каком-то душевном псевдопорыве, но совершенно просто и искренне.
Данное настроение витает в воздухе фильма. Здесь нет острых углов и нарочитого конфликта. Герои, разговаривая друг с другом, все время улыбаются, находятся в хорошем настроении.

Корреспондент:
По жанру он близок к трагикомедии?

Д.Дьяченко:

Нет. Фильм нельзя рассматривать как трагикомедию. Это комедия разговоров. Почему я так подробно объясняю суть фильма, - это тонкая штука, на которую нельзя быстро повесить ярлык жанра и определить в комедию, трагикомедию или лирическую драму. Нет, это душевный добрый разговор, который не несет надрывов, слез, но вдруг открывает драму жизни. Герои просто общаются, и оказывается, что у многих из нас именно так: я же замечал это за собой, и за своей девушкой, и был в такой же ситуации. Если у зрителя возникнет такое ощущение – уже будет хорошо. Хотелось бы, чтобы каждый видел в фильме немного отражение себя.

Корреспондент:
Каковы особенности операторской работы в фильме?

Д.Дьяченко:

Оператором картины стал Юрий Любшин. Мы не работали с ним в большом кино, но сделали короткометражку для канала «Звезда». Мне очень нравится его работа в сериалах «Есенин» и «Диверсант», хотя это и телевизионные проекты. Юра умеет создать немного академичную картинку, и сделать ее сочной, красивой, теплой, - таким мы и решили создать наш фильм «О чем говорят мужчины». С Максимом Трапо, с которым мы делали «День радио», мы добивались другого – хотели сделать такую нервную, чуть грязноватую реалистичную картинку в холодных тонах. Некий образ суетливой радиостанции холодного бездушного города. А с Любшиным наоборот – картинку солнечную, красивую, которая воодушевляет и настраивает на позитив.

Корреспондент:
Особенно ярко эта манера проявляется в эпизодах воспоминаний и рассказов историй из жизни?

Д.Дьяченко:

Верно. В фильме есть колоритные сцены, например, когда Леша приходит в некий бар и видит там свою бывшую школьную любовь, это навевает ностальгические, теплые чувства. И по изобразительному ряду фильм иногда становится похож на французское кино в духе «Амели».
По нюансам картинка и весь фильм выглядит не по-современному лаконично. Современный способ съемки, с большим количеством операторской техники, кранов; когда все летает, перемещается, выглядит красиво, но очень сильно отвлекает от сути. Это глобальная проблема. Даже американцы стали снимать фильмы гораздо проще, иногда с рук, а наши по-прежнему стремятся охватить в одном фильме все новейшие способы съемки. Но излишние применения технических средств не всегда оправданны. Если в кадре актер сидит и говорит, то зачем тележка едет вокруг него? Для чего нужно, чтобы фон сзади двигался? Чтобы мне было интереснее смотреть? Так может нужно, чтобы актер интереснее говорил? Когда мы разговариваем друг с другом, с друзьями, то ничего не движется, не мелькает, но нам интересно. Я так говорю, а у нас в некоторых эпизодах точно так же операторская телега елозит. Ничего не поделаешь – современное кино.
В этом смысле простой, лаконичный метод съемки содержит определенный риск. Потому что зрителя за девяностые годы приучили к постоянному движению, шевелению, динамике кадра, и в этом стало заключаться обаяние кино. Но мне кажется, что иногда нужно и приятно думать, о чем говорится в фильме, о чем идет речь. И каждый эффект должен быть оправдан.

Корреспондент:
Какая музыка будет звучать в фильме?

Д.Дьяченко:

Музыку к фильму «О чем говорят мужчины» пишет и исполняет группа «Би2». К этой группе я относился достаточно настороженно до тех пор, пока не попал на их концерт во время наших съемок. Они меня ошеломили: настолько у них классная музыка, сильный драйв, мощная позитивная энергия… Надо сказать, что ребята из «Квартета И» приняли решение, что музыку будет писать «Би2», помимо моей воли. Я сначала просто согласился, а потом и разделил их выбор. Это очень творческие музыканты, они еще не высказали себя, не раскрылись полностью. Лева и Шура могут написать все, что угодно. Они сочинили для фильма потрясающее танго, слушая которое, все спрашивают: «Это Пьяццолла?» Нет, это «Би2». Они могут придумывать простую и в то же время тонкую музыку. Возможно, в некоторых сценах фильма будут звучать кусочки их старых песен, но ими написан целый диск новых композиций.

Корреспондент:
Планируется ли выпуск саундрека фильма отдельным диском?

Д.Дьяченко:

Да, конечно. «Би2» выпустит саундрек отдельным диском. Они написали около двадцати треков и песен. Но в фильм может не войти и половина из этого.

Корреспондент:
Когда планируется выход фильма, на каком этапе производства сейчас находится картина?

Д.Дьяченко:

Показывать фильм мы будем, может быть, в марте. Он должен быть готов в январе 2010 года. Сейчас идет работа над монтажом и звуком. Мы не то, чтобы спешим, но монтаж не получается сделать быстро. Я решил сам монтировать, это, может быть, неправильно, но, с другой стороны, в материале столько всего, что сторонний монтажер может закопаться и запутаться. Я люблю снимать одну и ту же сцену с трех-четырех сторон, большим количеством дублей и можно ее собрать по-разному, возникает очень много вариантов. И только я знаю, чего я хотел добиться. А когда я смонтирую фильм, мы уже найдем мегапрофиссионального режиссера монтажа, который свежим и опытным взглядом подчистит материал. «День радио» монтировал Игорь Малахов, он делал «Эйфорию» и другие фильмы. Как документалист он собирал материал больше по чутью, нежели по тексту. А в картине «О чем говорят мужчины» нельзя растерять многие текстовые штуки, нужно, чтобы все было услышано.

Корреспондент:
Каким будет рекламный трейлер к фильму?

Д.Дьяченко:

Конечно, от трейлера зависит многое. Он должен быть смешным, но будет сочнее, чем трейлеры предыдущих фильмов. Все-таки «День радио» и «День выборов» были больше похожи на спектакль, чем новая картина. Трейлер в каком-то смысле обманывает зрителя, показывая то, что на самом деле ему хотелось бы увидеть: гомерические шутки и красивую картинку. Все остальное пусть он увидит потом. Поэтому в ролике нашего фильма мы будем делать упор на стопроцентные гэги. Люди ради них идут на «Квартет И». Хотя на самом деле многим хочется смешных и при этом глубоких фильмов. Они, конечно, не хотят сильно напрягать себе мозг и приходят в кино поржать и похрустеть попкорном, но если фильм оказывается просто тупой «ржачкой», они испытывают разочарование. Я совершенно уверен, что никто из зрителей, начиная 14-летними и заканчивая пожилыми людьми, не хочет уйти из кинотеатра с пустой головой, тут же забыть о фильме и выкинуть его из памяти: все хотят поговорить об этом, подумать, обсудить. И я думаю, что после нашего фильма это желание будет удовлетворено.
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама