Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 февраля 2010 12:50

Питер Хайамс: «Разумное сомнение» - это умный фильм о молодых людях, который интригует и заставляет задуматься»

Питер Хайамс: «Разумное сомнение» - это умный фильм о молодых людях, который интригует и заставляет задуматься»

18 февраля 2010 года в российский прокат выходит фильм «Разумное сомнение» (дистрибьютор – компания «Вест»). Это картина об амбициозный молодом тележурналисте, который пытается поймать с поличным коррумпированного окружного прокурора. Он инсценирует убийство, подставляя самого себя. И теперь судьба обоих мужчин в руках ассистентки прокурора… Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с режиссером ленты Питером Хайамсом и благодарим компанию "Вест" за предоставленный материал.

Корреспондент:
Расскажите о том, как возник проект и как он развивался.

Питер Хайамс:

Почти двадцать лет назад я снял фильм «Узкая грань» / «Narrow Margin», в основе которого лежал один из старых фильмов RKO. Тогда же началось сотрудничество с Тедом Хартли и RKO, которое позже возобновилось. Тед сказал мне: «Найди что-нибудь; я бы с удовольствием сделал еще один фильм вместе с тобой». И я покопался в его библиотеке и нашел плохо читаемый экземпляр «Разумного сомнения» — а это был 1990 год — и я подумал: вот сейчас это будет очень интересно поставить. Приступили к разработке ленты, но сценарий мне не понравился. В нем рассказывалось об адвокатах — это была совсем другая история. И я ушел из проекта; Тед позвонил мне и сказал, что другой режиссер хочет заняться фильмом, нет ли у меня возражений? Я сказал, что никаких возражений нет, и формально отказался от участия. И каждые 3-4 года, вот уже много лет подряд,  я отслеживаю продвижение этого проекта… в конце концов, в кинотеатрах его еще никто не видел.
И вот, наконец, года 2-3 назад я опять позвонил Теду и все получилось. Я сгорал от желания сделать фильм, отличающийся от тех, которые мне доводилось снимать в последнее время — напичканные спецэффектами, пышные и претенциозные. Я хотел сделать триллер, почти классический фильм нуар, и хотел сделать его с молодыми людьми, а не со взрослыми.
Но сдвинуть с мертвой точки мой молодежный нуар оказалось гораздо сложней, чем я думал, потому что, если вы хотите делать независимый фильм, кастинг становится задачей номер один, и учитывая тот факт, что определенный набор имен соотносится с конкретным рынком — кастинг становится еще более важным моментом. Как только мы получили Майкла Дугласа, все сразу наладилось.

Корреспондент:
Почему Ваш выбор пал на «Разумное сомнение»? Это фильм о современной судебной системе?

Питер Хайамс:

Мне хотелось сделать фильм,  который освещал бы проблемы, волнующие  молодых людей, и проблемы, важные для журналистики. Это фильм об алчности. О страсти и физическом влечении. О недостатке честности у человека, занимающего то место, на котором должен сидеть честный человек. И мне пришло в голову, что это такая история, которая должна заинтересовать молодежь, потому что это рассказ о них, о молодых людях — о людях, которые думают, что они очень много знают, хотя на самом деле это далеко не так.

Корреспондент:
Давайте поговорим о кастинге, и начнем с Джесси Мэтклафа. Как Вы поняли, что он подходит на эту роль?

Питер Хайамс:

Я с ним даже не был знаком, я не видел «Отчаянных домохозяек», ничего в таком роде. Но я знал, что он красавец и хороший актер. Однако парень, который вошел ко мне в офис, очень серьезно сказал мне: «Не обращайте внимание на то, как я выгляжу. Я могу подстричь волосы, если это будет нужно для фильма. Я сделаю все, что вы захотите. Больше всего на свете я хочу сниматься в этом фильме». Мне пришло в голову, что он — именно тот, кто нам нужен на эту роль, потому что, среди прочих вещей, он обладает как обаянием, так и некоторой резкостью, а для этой роли необходимо как то, так другое свойство характера.

Корреспондент:
Вы владеете несколькими кинематографическими профессиями: Вы не только написали сценарий, срежиссировали его, но еще и выступили в роли оператора. Расскажите о том, как Вам удается сбалансировать все эти вещи.

Питер Хайамс:

Я просто делаю это, и все. Я не считаю, что это разные части моей работы — это все один процесс. Разница в том, что просто некогда присесть отдохнуть. Вот вы видите фильм. Большинство режиссеров, приступая к работе, видят свой фильм, он уже сложился у них в голове. И если вы можете перевести на язык кино то, что вы видите, вы делаете это сами. Если вы нуждаетесь в том, чтобы кто-нибудь другой перевел то, что вы видите, на язык кино, вы работаете с оператором.

Корреспондент:
Так Вы довольны тем, что получилось в итоге?

Питер Хайамс:

Когда ты пишешь, нужно как можно лучше писать. Когда начинаешь снимать фильм, нужно как можно лучше его снимать. Но я не тот человек, у которого можно спросить, получилось у меня что-нибудь или нет, потому что я сторонник теории Гаучо Маркса: «Любая группа людей, в которую я мог бы войти, является той группой, в которую я не войду никогда». Поэтому я всегда говорю: «Как же из этого могло получиться что-нибудь хорошее, если это сделал я?» Однако если наш фильм далек от совершенства, то это не потому, что мы мало работали или прилагали недостаточно усилий…  Легкая жизнь предполагает, что вы недостаточно стараетесь.

Корреспондент:
Давайте поговорим о локейшене. Вы снимали картину в городе Шривпорт. Чем обусловлен такой выбор и какие у Вас остались впечатления от съемок в этом месте?

Питер Хайамс:

Обычно я снимаю фильмы с гораздо большими бюджетами и более свободными графиками. Поэтому в данном случае, честно говоря, мне пришлось пойти другим путем — сделать не так, как я это делаю всегда. Я сказал: «Хорошо, я сделаю этот фильм за полсрока и уложусь в половину бюджета. Я исхитрюсь и буду снимать его в Шривпорте, штат Луизиана». Это то, что я хотел сделать, и я это сделал.
Когда я приехал в Шривпорт, то посмотрел вокруг и увидел, что это очень интересный город, обладающий собственным лицом. Через него протекает река Ред Ривер. Там много казино. Это невозможно — смотреть на этот город и не видеть, насколько он самобытен; это идиотская затея — пытаться превратить такой интересный город во что-нибудь другое.
Его красивые районы выглядят очень интересно. Его некрасивые районы выглядят тоже крайне интересно. Он стоит над рекой, которая через него протекает. Там возвышаются башни казино. Там современная деловая часть города, окруженная менее современными районами. Не знаю… мне пришло в голову, что этот город очень фотогеничен.

Корреспондент:
Как Вы готовитесь к съемкам?

Питер Хайамс:

Чем более старательно ты что-нибудь подготовишь, тем более успешно ты потом это сделаешь. Я никогда не делаю раскадровку фильма. Однако я всегда делаю раскадровку трюковых сцен. Сначала я ищу курс — закладываю маршрут, потом я прохожу этот маршрут, фотографирую его, а потом делаю раскадровку. Процесс раскадровки похож на процесс съемок. Сидишь и говоришь: «Ну а может вот это должно быть вот здесь, а камера пусть будет пониже или повыше. А здесь нужен другой ракурс. А вот здесь машина не должна поворачивать». И таким образом ты проходишь всю последовательность сцен на фазе раскадровки, и когда доходит дело до постановки, все идет хорошо.

Корреспондент:
Расскажите о сложностях, с которыми Вам пришлось столкнуться на съемках? Насколько тяжело было снимать сцену погони на автомобилях?

Питер Хайамс:

В моем офисе раньше висело изречение, цитирующее сэра Кэрола Рида. Этот великий режиссер как-то сказал: «Снимать фильм — это много работы и беспокойства, это постоянные страхи и боли в сердце; но не снимать фильм — гораздо хуже».
Все, кто участвует в фильмах с трюковыми съемками, могут рассказать массу жутких историй, любят демонстрировать свои шрамы, сравнивать их и все такое. Это все фигня для мачо. Просто предмет должен пролететь от тебя так близко, как только возможно, а не лететь туда, куда ему хочется.
Что касается эпизода погони на машинах… А вы знаете, что никто не сделает это лучше, чем Уильям Фридкин или Питер Йейтс? Я пытался сделать это эпизод так, чтобы он, во-первых, вызывал удивление — не предполагалось, что он вообще будет в этой истории, поэтому, когда он начинается, это вызывает некоторый шок; он длится недолго, происходит неожиданно и проходит довольно бурно. А во-вторых, я хотел сделать это максимально субъективно. Если ты беспристрастно смотришь на кого-нибудь, кому грозит опасность, это не производит такого впечатления на зрителей, как тогда, когда они испытывают реальную опасность. И вот ракурсы, под которыми будут установлены камеры, выбраны так, чтобы съемки выглядели эмоционально и необъективно.

Корреспондент:
Вы снимали «Разумное сомнение» на цифровую камеру. В чем разница между пленкой и цифровыми носителями? С чем Вы предпочитаете работать?

Питер Хайамс:

Я не причисляю себя к тем кинематографистам,  которые обожествляют кинопленку. Чего я хочу больше всего — так это давать такую замечательную картинку, какую только возможно… Мне не верится, что вы пойдете смотреть фильм, который был снят на пленку, бывшую в употреблении десять лет назад;  думаю, что это уже пройденный этап. Когда же вы переходите на уровень 4K, вы можете сделать все, что делает обыкновенная кинокамера. Но у новой камеры есть собственный набор ей присущих и совершенно уникальных опций, которые просто сводят с ума. И вы сможете сделать фильм на миллион долларов руками низкооплачиваемого парнишки-оператора, который сидит с этой камерой в раскаленном операторском автомобиле…
Эта технология только зарождается. И тут присутствуют все проблемы, свойственные любым бета-тестам. Так что есть все основания называть меня «мистер Бета», учитывая съемки этого фильма и его пост-продакшн. Я горел желанием снимать фильм в цифровом формате, и не мог дождаться, когда же наконец появится 4K-камера. Ее создали года полтора назад, и она была размером с Pontiac Grand Prix; с такой камерой работать было невозможно. А затем камера Red стала вполне мобильной 4K-камерой, и я сразу подумал: «Мое время пришло».
Я не большой любитель отсматривать ежедневно съемочные материалы, потому что для меня они всегда являлись в некоторой степени техническим сюрпризом, обычно мне ничего не нравилось. То фокус был не тот, то движения не такие. Если вы находитесь на площадке как режиссер, прежде всего вы смотрите на актерскую игру и оценивать именно ее, а сейчас, с новым оборудованием и с хорошим монитором, есть возможность сконцентрироваться на картинке прямо в процессе работы.
Мне кажется, что мистика кинематографа уйдет прочь с началом цифровой съемки, потому что кинематографисты смогут просто сесть перед 4K-монитором и увидеть окончательный продукт прямо здесь и сейчас. И люди вроде меня не смогут сказать: «Нет, нет, это так хорошо выглядело в текущем съемочном материале!» Но если оно выглядело плохо там, почему оно должно хорошо выглядеть здесь?

Корреспондент:
Чего следует ждать от фильма зрителям? Почему в условиях огромного выбора, который предоставляют кинотеатры каждую неделю, они должны выбрать именно «Разумное сомнение»?

Питер Хайамс:

Я не думаю, что в кинотеатрах сегодня такое уж разнообразие. В настоящий момент снимается не так много умных фильмов о молодых людях, которые к тому же интригуют, заставляют зрителя задуматься, вдохновляют, а также шокируют, пугают и удивляют. «Разумное сомнение» - именно такая картина.
Реклама