Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 апреля 2010 13:46

Игорь Толстунов: «Самое дефицитное в нашем деле – проекты»

Игорь Толстунов: «Самое дефицитное в нашем деле – проекты»

Продюсер Игорь Толстунов в последнее время стал одним из ньюсмейкеров в индустрии кино. Его компания «ПРОФИТ» названа одной из восьми компаний, которые получат государственные средства из Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Акции фестиваля «Кинотавр» перешли в единоличное владение Александра Роднянского. Мы встретились с Игорем Толстуновым и побеседовали о «делах насущных» - о том, что ждет киноиндустрию в связи с реформой системы госфинансирования.

Корреспондент:
Мои поздравления, ведь «ПРОФИТ» - в числе «избранных». Уже известно, хотя бы предположительно, когда бюджетные деньги будут начислены?

Игорь Толстунов:

Сейчас, наверное, никто не сможет точно ответить на этот вопрос, равно как и на многие другие. Пока только разрабатывается пакет документов Фонда, необходимых для предоставления господдержки. Все рассчитывают, что работы будут закончены к концу апреля, но я думаю, что, в лучшем случае, это произойдет после майских праздников, к середине следующего месяца.
Ничего страшного в задержке информации нет. Если все делать второпях, велика вероятность, что будет совершено множество ошибок, а речь идет о бюджетных деньгах, ответственность за которые велика. Поэтому лучше потратить еще какое-то время на проработку документов. К тому же, организация деятельности самого Фонда – это тоже небыстрый процесс. Чтобы Фонд мог нормально функционировать, ему для начала нужно определиться с местом для работы, которого, насколько я знаю, пока нет.

Корреспондент:
Каким образом, по Вашему мнению, будет или должна выглядеть система возврата средств?

Игорь Толстунов:

Пока механизм возврата официально не обсуждался. Зато на эту тему активно ведутся кулуарные беседы. Мы со дня на день ждем предложений со стороны Фонда. Поскольку, не зная условий возврата средств, будет неправильно заключать с ним договор: к примеру, сегодня подпишем бумаги, а завтра выяснится, что возвратность стопроцентная. Как отдавать? Неясно. Механизм возврата – одно из важнейших условий будущих отношений с Фондом.
Все предварительные разговоры свидетельствуют о разумном подходе Фонда, его Попечительского совета к этой проблеме. Ведь система господдержки кинопроизводства в нашей стране существует только потому, что не работает рынок кино. В том числе и по причинам, которые находятся в компетенции государства и которые всеми неоднократно озвучивались. Две крупные из них: «пиратство» и невозможность организации кинопоказа в малых городах. Еще есть ряд мелких причин. Например, налоговое законодательство, не учитывающее специфику нашей отрасли. Государство могло бы снизить амортизационный период с десяти до одного-двух лет. Иначе, при нынешней системе налогообложения, получается так: я снял кино, допустим, за миллион и продал его в течение начального налогового периода – в первый год, например – за пятьсот тысяч. Как минимум с четырехсот тысяч мне придется заплатить налог, несмотря на то, что я в убытке.
По моему личному мнению, механизм возврата средств должен опираться на следующую схему. Предполагается, что около 30% бюджета фильма должны составлять негосударственные средства. Поэтому, мне кажется, чтобы привлечь инвесторов в кино или чтобы банки давали кредиты, нужно гарантировать возврат этих 30% частных денег в первую очередь, с первого рубля дохода. После того, как долг перед инвесторами или банками будет погашен, останутся средства, небольшие – мы это понимаем. И уже с этой доли государству имеет смысл взимать некоторый процент. Если будут забираться все 100% этого дохода, у продюсера останутся очень незначительные средства – развиваться на них будет очень сложно, а компаниям необходимо увеличивать производство, обрастать библиотеками. Гонорар продюсера обычно составляет от 20 до 50% чистого дохода. Я думаю, что оптимальным было бы, если из 100% причитающихся на долю государства средств, возврат составил до 15%. Остальное, после уплаты налогов, продюсеру стоило бы разрешить вкладывать в новые проекты, реинвестировать средства. Тогда новая система господдержки будет эффективной.
Взять и банально «раздербанить» государственные средства, как, к сожалению, считает определенная часть коллег, не получится. Консолидация части бюджетных средств, отпущенных на поддержку кинематографа, в рамках некоего небольшого количества компаний приведет к тому, что ответственность за использование этих денег неизмеримо возрастет.

Корреспондент:
Какие сценарии развития продюсирования в новых условиях Вы видите? Как быть тем продюсерам, кому бюджетные деньги не полагаются?

Игорь Толстунов:

Я считаю, что ситуация будет развиваться следующим образом.
Каждой из восьми компаний полагается по 250 миллионов рублей. Значит, всего мейджорам Фонд выделит два миллиарда рублей, и у него останется еще 800 миллионов на ряд других целей и обязанностей, никак не связанных с самостоятельной деятельностью компаний-лидеров. Восемь продюсерских центров, подписав договор с Фондом, получат возможность составлять проектные планы хотя бы на два-три года вперед. Ранее это было нереально, поскольку мы все получали госфинансирование от случая к случаю. Конечно, мне могут возразить: на то и система тендеров, чтобы средства выделялись или не выделялись в зависимости от качества проекта. Справедливость в этом, наверное, тоже была бы, знай мы точно, что Министерство культуры в определенные сроки, например, в октябре-ноябре каждого года объявляет конкурс, победителям которого будут выданы деньги. Но такой стабильности никогда не было, нет, и не будет.
В ведении Министерства культуры остается около трети бюджета господдержки на этот год – очень немалые деньги. Еще недавно, вообще-то, эта сумма была бюджетом государственного финансирования всего кинематографа. И если посмотреть на сумму, выданную Министерством культуры в 2008 году на самом деле, а не так, как было запланировано, то она немногим превышает цифру в 1,4 миллиарда рублей, поскольку в 2008-2009 годах грянул кризис, и финансирование сократилось. Ничего – все выжили. Я думаю, что Министерство культуры, понимая, что возможностей для поддержки кинематографа у него стало меньше, наладит работу Экспертного совета так, что его вердикты будут носить более жесткий характер. Это, как бы снобистски не звучало, отодвинет от государственных денег компании, которые по определению ничего хорошего сделать не могут, и лишит их возможности снимать заведомо провальные фильмы.
Должен оговориться, что в этом году, скорее всего, больших изменений в распределении денег Министерства культуры не будет, потому что существуют еще обязательства по договорам минувших лет. Но в дальнейшем-то они смогут активно поддерживать игровое полнометражное кино! За более чем двадцать лет работы в киноиндустрии я наблюдал все зигзаги жизни государственных денег. С ними всегда все не очень ладно, средства никогда не поступают в заранее запланированном режиме. Все время – то густо, то пусто.
Например, в прошлом году Министерство культуры начало выдавать деньги по ранее заключенным договорам. Могу вас заверить, это были договоры 2007-2008 годов. В 2007 году мы написали сценарий фильма «Номер 13», в конце 2007 года прошел тендер, в мае 2008 года был подписан договор, деньги по которому начали поступать в конце 2009 года. В 2010 году мы «кровь из носу» должны выдать готовый фильм, а Министерство финансов запретило начислять студиям средства в связи с проверкой Счетной палатой. При этом через несколько дней у меня съемки.
Итак, в нашей киноиндустрии будут компании, которые получат средства от Фонда продюсеры, способные претендовать на господдержку от Министерства культуры. Мимо кассы «пролетят» желающие использовать государственные деньги только как средства обеспечения собственной жизнедеятельности. Все восемь студий-лидеров могут снять фильмы и без господдержки – мы не раз это демонстрировали. Государственное финансирование важно, нужно – не обсуждается, но, тем не менее, если я вижу, что наготове интересный проект, но мне не дали господдержку или по срокам не получается ее дождаться, картина будет снята на частные средства. Мы сделали за свой счет фильм «Все умрут, а я останусь», сейчас у нас заканчивается производство картины «Чужая», которую «ПРОФИТ» делает совместно с компаниями «К3», «Фокс Интернэшнл».
Если бы было решено, что компаний-лидеров должно быть не восемь (я не знаю, как образовалась эта цифра), а двенадцать-тринадцать, то за пределами этой черты вообще бы не осталось «крупных игроков». Больше нет в нашей индустрии компаний, которые на протяжении многих лет систематически делают качественное кино.

Корреспондент:
Будете ли Вы готовы сотрудничать с независимыми продюсерами? Смогут ли они обратиться в «ПРОФИТ» со своими проектами?

Игорь Толстунов:

Я был бы искренне рад, если бы коллеги обратились ко мне с предложениями, и я смог бы их принять: то есть, чтобы проекты были интересными, условия приемлемыми и так далее. Самое дефицитное в нашем деле – это даже не деньги. Есть инвесторы, есть собственные оборотные средства, но нет проектов. Все говорят, что нет достойных сценариев, нет профессионалов – режиссеров, актеров. Это чистая правда. Когда перед тобой задача – не перемолотить государственные деньги, а снять качественный фильм, то вдруг начинаешь, оглядываясь вокруг, понимать, что ситуация удручающая.
Компании-лидеры обязаны выпустить или запустить в год по три проекта. Умножим эту цифру на восемь – в нынешнем году нужно начать производство не менее двадцати четырех фильмов, за которые потом, когда все спросят «Куда деньги дели?», не должно быть стыдно. Сложно будет найти двадцать четыре команды, способные сделать качественное кино. Нет у нас единовременно двадцати четырех свободных режиссеров, артистов обоего пола для исполнения главных ролей и так далее. В следующем году надо будет запустить производство еще двадцати четырех фильмов. Цифра умножается на два. Получается, нужно найти сорок восемь команд профессионалов. Это уже даже не смешно.

Корреспондент:
Как сейчас в киноиндустрии обстоят дела с частными инвестициями? Кто готов вкладывать средства в российские кинопроекты? На каких условиях?

Игорь Толстунов:

Был период, до кризиса, когда инвесторы вкладывали многие миллионы в фильмы, которые изначально не имели никакой надежды на успех. Сейчас частных денег в индустрии стало меньше. Однако партнеры находятся. Мы ведем переговоры практически постоянно. Это серьезные люди, которые готовы вкладывать деньги в кино, но они хотят понимать, на каких условиях с ними будут работать. Это не инвесторы-спонсоры – как у нас в киносообществе принято считать – не «лохи», которых надо «раскрутить на бабки», а потом развести перед ними руками и сказать «не получилось». Нам, честно говоря, такое «сотрудничество» не интересно. Мы стараемся разговаривать с инвесторами, которые могут стать стратегическими партнерами, работать не на одном, а на нескольких проектах. Такие люди есть, и они готовы рисковать, только понимая, как все будет происходить. И тут как раз государственная поддержка очень важна. Мы говорим: «Коллеги, бюджет фильма будет два миллиона, государство дает миллион и от вас требуется столько же. Вернем в первую очередь ваши деньги. Как? Продадим права на телевидение, на DVD-показ – вот почти уже и «отобьем» этот миллион». Господдержка дает возможность разговаривать с инвесторами о том, чтобы они подключились к работе на финальной стадии: вкладывали не на полтора, а на последние полгода. Есть механизм вовлечения инвестора и в выпуск картины. Каждый продюсер для каждой ситуации выбирает нужную ему схему.

Корреспондент:
Насколько существенна поддержка российского кино телеканалами? Какова, на Ваш взгляд, их роль в развитии киноиндустрии?

Игорь Толстунов:

Каналы, по моему мнению, стали играть менее активную роль. Из-за кризиса у них тоже меньше денег. Если раньше каналы могли себе позволить вложится в неготовый продукт только потому, что он им нравился, и им хотелось купить его на стадии производства, то сегодня крупные телеканалы вкладывают средства в кинопроизводство более осмотрительно и избирательно. От этого, насколько я понимаю, конкуренция проектов сильно возросла.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о будущих проектах, которые Вы намерены снимать на средства государственного финансирования?

Игорь Толстунов:

Мне пока сложно рассказывать о грядущих проектах. Предполагается, что сначала компании должны представлять проекты Фонду: они будут проходить через Экспертный совет и утверждаться Попечительским советом. Ведь юридически деньги выделяются все-таки на проекты.
Если говорить в общем, то на ближайшие пару лет я вижу программу нашей компании как некое сбалансированное сочетание жанрового, коммерческого кино для массового зрителя и фильмов, интересных любителям кино, фестивалям.
Сейчас у нас на стадии постпродакшен три картины: «Про любoff», «Рейдер» и «Чужая» и начинаем съемки фильма «Номер 13». Все эти фильмы делают дебютанты.

Корреспондент:
В прошлом году Ваша кинокомпания вошла в состав учредителей дистрибьюторской компании «Наше кино». Какие перспективы открываются перед этой прокатной организацией?

Игорь Толстунов:

Сейчас, когда фильмы производства компаний «СТВ», «ПРОФИТ» и «Красная стрела» будут выходить в достаточно прогнозируемом объеме и режиме, «Наше кино», мы надеемся, займет достойное место в списке ведущих прокатных структур.

Корреспондент:
Можете подвести итоги своей пятилетней работы над фестивалем «Кинотавр»?

Игорь Тостунов:

Мне кажется, что за эти годы нам с Александром Роднянским удалось превратить «Кинотавр» в рабочий механизм кинобизнеса. Думаю, он таким останется. Авторитет, который был у «Кинотавра» и до нашего прихода, приобрел некий деловой окрас. Праздник – праздником, а дела – делами. Нашей задачей было, в частности, сбалансировать эти две составляющие кинофестиваля.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии «Кинотавра» и Кинорынка. Как оцениваете то, что удалось сделать, и какие перспективы развития этого партнерства Вы видите?

Игорь Толстунов:

Полагаю, это сотрудничество уже достаточно успешно. За последние пять лет притирка Кинорынка и фестиваля произошла: большинство важных проблем, мешающих сближению, были разрешены. На мой взгляд, сосуществование на одной площадке рынка и фестиваля необыкновенно значимо для индустрии в целом. Необходимо, чтобы люди, стоящие вдоль всей цепочки (кинопроизводство – дистрибуция – кинопоказ) могли встретиться и пообщаться не только на премьерах. Мы занимаемся бизнесом, объектом которого является уникальный товар. Возможность взглянуть на продукт глазами представителей разных областей отрасли чрезвычайно важна. В последние годы стали проводиться серьезные презентации фильмов, чего никогда не было, возникло общение, а раз возникло общение – всегда можно найти и взаимопонимание.

Корреспондент:
В прошлом году, насколько нам известно, были некоторые затруднения с финансированием фестиваля. Как Вам кажется, теперь ситуация изменилась?

Игорь Толстунов:

Финансирование фестиваля со стороны государства в прошлом году производилось в уменьшенных размерах. Если в последние годы мы получали десять миллионов рублей, то в прошлом году – только лишь пять. Краснодарский край помогал и помогает фестивалю – ежегодно выделяет несколько миллионов рублей. Поддержка государства – всегда замечательно, но в сумме она составляет не более 10% бюджета максимум. Все остальное – частные, спонсорские деньги. В прошлом, как и в 2009 году, бюджет фестиваля был 100-110 миллионов рублей. Бюджет этого года мне не известен, но, подозреваю, он будет не меньшим. Мы неоднократно обсуждали с Александром Роднянским, что делать фестиваль «на коленке» можно, но не нужно. «Кинотавр» должен быть праздником кино.
Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама