Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 июня 2010 08:59

Анна Матисон: ««Сатисфакция» - фильм о том, о чем действительно говорят мужчины»

Анна Матисон: ««Сатисфакция» - фильм о том, о чем действительно говорят мужчины»

Заслуженных кинематографистов нередко выдает усталый взгляд – взгляд людей, которые успели позабыть, что, собственно, привело их в профессию. Любовь к кино, конечно, угасла не совсем. Просто глаза почему-то перестали гореть… Зато у начинающих деятелей кино взгляд полон надежд. Он подкупает. Именно таким взглядом обладает режиссер-дебютант Анна Матисон, чья полнометражная картина «Сатисфакция» 9 июня 2010 года демонстрируется в программе основного конкурса 21 Открытого Российского Кинофестиваля «Кинотавр», проходящего с 6 по 13 июня 2010 года в городе Сочи.

Корреспондент:
Анна, для начала – давайте знакомиться.

Анна Матисон:

Ничего особенно интересного. Я из Иркутска. В Москву приехала около двух лет назад. Сейчас учусь во ВГИКе, а в Иркутске училась на Международном факультете Иркутского Государственного Университета по специальности  «Коммерция».
В 17 лет мне повезло по объявлению устроиться внештатным корреспондентом на местном телевидении. Постепенно удалось проделать путь от редактора программного вещания до главного продюсера телекомпании. Я была, наверное, самым молодым продюсером в России. Тогда же я и мои друзья-коллеги с телекомпании создали собственную продакшн-студию, где мы снимали рекламу и коммерческие фильмы. Мы, само собой, зарабатывали деньги, но всегда искали какие-то творческие решения. По нашим роликам было видно, что мы хотели снимать кино. Но, к сожалению, в Иркутске это невозможно, потому что просто нет технической базы.

Корреспондент:
И как же Вы попали в большое кино? Идея фильма «Сатисфакция» - первое, что захотелось реализовать?

Анна Матисон:

Все это благодаря Евгению Гришковцу, сотрудничество с которым наладилось после того, как наша иркутская студия сделала проект «Настроение улучшилось» по одноименному произведению Евгения. Это было что-то среднее между клипом и короткометражкой. Евгению наша работа очень понравилась, его заинтересовал киноязык, и он предложил поработать над сценарием фильма о Москве – Евгений тогда очень хотел реализовать этот фильм, у него были наработки, мне это тоже было интересно, и мы начали писать сценарий. И вот, во время его написания исполнительный продюсер Юрий Дорохин бросил фразу, которая легла в основу будущего сценария фильма «Сатисфакция». Он сказал: «а, что, если двое мужчин сидят, выясняют отношения из-за женщины, при этом просто пьют». Мы начали развивать эту мысль и, в результате, написали сценарий, всем очень понравившийся, поэтому было решено, в первую очередь, снимать «Сатисфакцию», хотя сценарий фильма о Москве тоже завершен.

Корреспондент:
В итоге-то, о чем фильм получился?

Анна Матисон:

Мне трудно пересказать фабулу, поскольку сюжет как таковой далеко не главное. Вернее, наоборот: мне легко пересказать сюжет, но фильм из этого точно не сложится. Прежде всего, важно, что это современная история. Действие фильма происходит в наше время, в провинциальном городе, герои – нормальные, понятные мне люди. Нам хотелось сделать неоднозначную картину. Надеюсь, что это получилось. Я имею в виду, что в фильме нет оценочности, нет хороших или плохих героев – есть запутавшиеся люди. Оба персонажа изначально совершают такие поступки, которые мне не даю никакой возможности называть их порядочными людьми, они мне даже не нравятся. Но с развитием сюжета, с погружением в героев, начинаешь потихоньку понимать, что люди это не глупые, понимающие и, как оказывается в конце, еще способные на чувства. Каждый пытается преодолеть собственное одиночество как может.
Некоторые наши друзья и знакомые уже видели фильм. Удивительно, что они, люди, в общем-то, схожие по воспитанию, по образованию, по восприятию жизни, вставали на стороны разных персонажей, двояко трактовали финал картины. Да мы и не стремились навязать зрителям какой-то правильный ответ, я вообще не уверена, что эти однозначно правильные ответы существуют.
Я надеюсь, что фильм окажется близким большому количеству людей именно потому, что мы говорим про то, что важно сейчас, о том, из чего состоит современная жизнь. Это не андеграундное кино с эдаким лейблом «для избранных». В картине нет ничего надуманного, во многих разговорах люди смогут узнать себя. Как пошутил один наш приятель, «Сатисфакция» - фильм о том, о чем действительно говорят мужчины.

Корреспондент:
Судя по тому, что Вы говорите, в картине много диалогов. За счет чего Вы стремились создавать динамику фильма, чтобы зритель, не дай Бог, не заскучал за девяносто три минуты экранного времени?

Анна Матисон:

«Сатисфакция» - и камерное кино, и массовое одновременно. Я бы сказала, что это такой авторский мейнстрим. Внимание зрителей, на мой взгляд, должно удерживать их глубокое погружение в героев, с мыслями и чувствами которых, при желании, можно остаться надолго. В этом фильме так много слоев, что к нему, я надеюсь, захочется возвращаться снова и снова. Экшен в картине не внешний, а внутренний. Действие разворачивается по мере того, как раскрываются характеры героев. Главные роли в «Сатисфакции» исполняют Евгений Гришковец и Денис Бургазлиев, и, как мне кажется, им удается удерживать внимание зрителей.
Роль, которую исполнил Евгений Гришковец, писалась специально для него. Нам хотелось продемонстрировать диапазон его актерского мастерства. Мне всегда было очень обидно, что Евгения воспринимают только в определенном амплуа. Его герой в фильме «Сатисфакция» – человек, находящийся в глубоком кризисе. Он и жесткий, и, пожалуй,  ранимый – вызывающий и симпатию, и четкое неприятие. Вторая роль писалась без «прицела» на конкретного актера. Потом уже Евгений увидел Дениса Бургазлиева в сериале «Час волка», и когда Денис пришел на кастинг, стало ясно: «Вот он!». На руку нам было и то, что  Денис десять лет жил в Германии. У него есть неуловимый налет заграничности, его герой в «Сатисфакции» -  человек другой формации, некогда учившийся в Лондоне. Только, не дай Бог, не подумайте, что в фильме есть антитеза западной и российской культур. В «Сатисфакции» вообще отсутствуют «лобовые» противопоставления. Периодически, то один герой, то другой соглашаются друг с другом. Им ничего не стоит услышать, понять собеседника и произнести: «Это ты сейчас сильно сказал!». Важно, что они не только слушают друг друга, но и слышат. В какой-то момент между ними возникает близость, устанавливается связь. Хотя в фильме, безусловно, демонстрируется поколенческая разница. Одному герою где-то 45 лет, другому – 38. Разрыв в восемь-десять лет обуславливает то, что у них разное образование, менталитет. Значимая реплика в картине: «Наше поколение живет по правилам, твое – пытается жить по законам».

Корреспондент:
В какой эстетике снят фильм? Ориентировались ли Вы на какие-то кинотрадиции?

Анна Матисон:

Мы опирались на классику. Я думаю, что вкусы всех, кто работал над фильмом, примерно совпадут: «Пять вечеров», «Двадцать дней без войны», «Неоконченная пьеса для механического пианино». У нас примерно одинаковый набор любимых фильмов. Соответственно, язык высказывания у нас такой же: без наворотов, без экспериментов. «Сатисфакция» - актерское кино, имеет значение человек в кадре, а не спецэффекты, они будут только мешать.

Корреспондент:
Для какого зрителя Вы снимали фильм? Кому «Сатисфакция» может быть интересной?

Анна Матисон:

Не думаю, что есть какой-то возрастной или половой ценз. Каждый найдет в картине свое. Я уверена, что это фильм с послевкусием. Возвращаясь к этой ленте в разных жизненных ситуациях, зрители будут видеть и слышать разное. «Сатисфакция» предполагает, так сказать, неоднократное прочтение, и это будет разное кино.
Фильм, безусловно, может заинтересовать молодежь, активно посещающую кинотеатры, но, в моем понимании, это  в большей степени картина для людей среднего возраста, зрителей тридцати-сорока лет, да и вообще для всех, кто хоть чуть-чуть задумывается о жизни.
Жанр «Сатисфакции» определить сложно. В шутку мы называем картину мужской мелодрамой. Это точно не фантастика, определенно не комедия, хотя юмор в фильме присутствует. Мне бы не хотелось говорить, что это – драма, поскольку может возникнуть ошибочное представление о тяжелой картине, а это не так. Чернухи в нашем фильме вообще нет, мы против нее категорически. Мне хочется, чтобы после просмотра в человеке произошла какая-то внутренняя работа,  что-то внутри сдвинулось, запустило механизм самоанализа, но это должно произойти само собой, естественно, без давления с нашей стороны. Я против таких фильмов, после которых потом вообще не знаешь, как жить дальше.

Корреспондент:
И все же Вы взялись снимать картину «о жизни в провинции»…

Анна Матисон:

Мы не москвичи, поэтому знаем, о чем говорим. Провинциальность в нашем понимании – ничуть не ругательное качество. Я не вижу в этом ничего отрицательного. Это просто такой исходный факт. Провинциальный город отличается от Москвы, прежде всего, тем, что люди там – у всех на виду. И поэтому конфликт, который можно было бы «спустить на тормозах» в Москве, в маленьком городе нужно разрешить.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, как и где снималась «Сатисфакция»?

Анна Матисон:

Съемочный период длился очень недолго. Он начался в середине июля прошлого года и проходил в Иркутске. Поскольку действие фильма, как мы уже говорили, происходит в провинциальном городе, нужна была соответствующая натура. Так и так пришлось бы вывозить аппаратуру из Москвы, а Иркутск – родной для нас с Юрием Дорохиным город, где имеются связи, необходимые для оптимизации съемочного процесса. Они помогли сократить расходы и уменьшить бюджет фильма. Например, там было проще на какое-то время перекрыть дорогу в четыре полосы в центре города.

Корреспондент:
И каков бюджет картины?

Анна Матисон:

Бюджет в итоге составил порядка $500 тысяч. Но надо понимать, что $500 тысяч – весьма иллюзорный бюджет, потому что и я, и продюсеры, и Евгений Гришковец отказались от своих гонораров. Мы работали бесплатно только для того, чтобы это кино было снято. В противном случае, оно бы просто не состоялось.

Корреспондент:
Что было самым сложным в работе над фильмом?

Анна Матисон:

Для меня это совершенно новый опыт, поэтому тут все совмещалось: и трудности, и восторг. Но как бы ни было тяжело, я всегда помнила, буквально каждую минуту осознавала, что это то, чего я всегда хотела. Каким-то чудесным образом всё сложилось. Я давно знала, что хочу снимать кино, и целенаправленно к этому шла. Конечно, мало, сидя в Иркутске, мечтать снимать кино, надо что-то для этого делать. Между желанием и его воплощением – огромное количество ступенек, которые надо увидеть. Но только сейчас начинаю осознавать весь масштаб везения. Повезло, что Евгений Гришковец, продюсер Ирина Юткина в меня поверили. Доверить проект дебютанту, девушке, да еще и моего возраста, непросто – мне на момент начала работы над сценарием было 24 года. С их стороны это серьезный поступок, который я очень ценю. Они дали мне шанс.
Небольшой бюджет ведет к сокращению расходов, совмещению в себе многих функций. Отсутствие достаточного количества людей усложняет работу. Но это нормально для проектов, которые снимают начинающие режиссеры.
Проект реализован практически полностью на частные инвестиции Александра Орлова. И большое ему спасибо за то, что как инвестор он не вмешивался в производство, а полностью нам доверился и не настаивал на собственном мнении. Это тоже везение – встретить такого инвестора.

Корреспондент:
Что для Вас значит отбор «Сатисфакции» в основной конкурс «Кинотавра»?

Анна Матисон:

Снимая фильм, мы вообще не думали про фестивали. Я с трудом представляю себе кого-то, кто начинает работу с такими мыслями, это уже что-то не про кино. «Сатисфакция» - фильм, который мы не могли не снимать. Нам хотелось быть увиденными и услышанными, и до сих пор именно это – наша цель. Но цель целью, а ощущения какой-то грандиозной авантюры периодически накатывало, ведь абсолютно для всех это дебют в большом кино. И вот картина только-только готова. Я еще это с трудом понимаю, а то, что картину отобрали в конкурс фестиваля «Кинотавр», - приятно, но до сих пор не осознаваемо. Мне пока трудно воспринять себя как настоящего участника современного кинопроцесса. До сих пор я воспринимала кино как то, что мы смотрим, а не как то, что мы делаем. Странное ощущение.
Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама