Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 февраля 2012 18:49

«Дж. Эдгар»: Байопик о невротике, создавшем ФБР

«Дж. Эдгар»: Байопик о невротике, создавшем ФБР

Думаю, Клинт Иствуд не обидится и даже согласится со мною, поскольку его новую биографическую драму «Дж. Эдгар» о создателе Федерального бюро расследований Дж. Эдгаре Гувере (США, 2012, прокат в России – компания «Каро Премьер» c 23 февраля) весьма забавно (и поучительно) сравнить с так же новым «Кодом доступа – «Кейптаун» и рассмотреть фильм как некое, сделанное в железных рамках американского «большого стиля» противопоставление лентам, показывающим деятельность основных разведывательно-охранительных организаций США в весьма неприглядном духе.

«Да, – говорят авторы «Дж. Эдгара», – Гувер (блестящий Леонардо Ди Каприо) был невротиком, «маменькиным сынком» и латентным гомосексуалистом. Вас это пугает и вы считаете, что в ФБР только такие и работают? Ошибаетесь. Психологические и сексуальные проблемы Гувера cпособствовали ошеломляющему результату – он виден, как говорится, на все сто. Гувер, вытесняя, на первый взгляд, все свои комплексы, спасаясь от иррационального начала, воплощенного в неотступающем нервном заболевании, создал одну из самых рациональных и эффективных структур в мире, которая вот уже более полувека служит идеалам свободы и демократии». Вот так, и попробуйте возразить.

кадр из фильма "Дж. Эдгар"

А свобода и демократия не совместима ещё и с коммунизмом. Иствуд не мудрствуя лукаво, смешивает анархистов, террористов и коммунистов, выводя их лидеров в гротескном стиле, напоминающем советские картины 30-50 годов, где так же показывались печально (во всех смыслах) известные «враги народа».

Неожиданная и, признаюсь, не очень приятная эстетически отсылка к советскому кино, напомнила вашему покорному слуге и о том, что ФБР (по крайней мере, времён Гувера) – это «демократический» вариант «нашего родного» КГБ. В картине специально оговаривается, что по замыслу Гувера, ФБР не должна принадлежать никакой государственной организации, кроме министерства юстиции. Насколько известно, ФБР сейчас подчиняется непосредственно Конгрессу – классическому олицетворению американской демократии. Как утверждает Иствуд, за шестьдесят лет общие идеологические принципы не изменились ни у института американского президентства (любопытно – Гувер встречается с президентами «за кадром», главных лиц страны нам даже не показывают), ни у Конгресса, ни у ФБР.

кадр из фильма "Дж. Эдгар"

Узнать, какими темпами «демократизируется» ФСБ, нам, видимо, дано только, исходя из информации на официальном сайте нашего «бюро». Представить в российском кино подробности личной жизни какого-нибудь председателя/директора КГБ/ФСБ сложно, хотя – кто знает...

Шутки шутками, но как произведение кинематографического искусства «Дж. Эдгар» не представляет собой «шага вперёд». Сделан «байопик» cовершенно в таком же стиле, как и «Подмена» того же Иствуда четырёхлетней давности. Иствуд привычно смешивает в определённых пропорциях мелодраму с детективом, психологическую драму с элементами гангстерского боевика и фильма ужасов. И весь этот жанровый «винегрет» приправлен чудесной музыкой, автор которой — сам Клинт Иствуд. Именно она создаёт настроение этакой задумчивой печали, говорящей нам о том, что, несмотря на все прекрасные идеалы, мир чертовски далёк от совершенства... Но руки и голову опускать нельзя.

В «Дж. Эдгаре» есть и ещё одно достоинство: пластический грим. У Ди Каприо роль сложная, возрастная, и маска на нём сидит преотлично, она живая. Посмотришь на него и, вспоминая Высоцкого в нашем недавнем фильме, скажешь: «Спасибо гримерам, что живой». К сожалению, на Ди Каприо фантазия гримеров иссякла. Постаревший партнёр Гувера выглядит уже не так презентабельно; там что-то уже не сработало.

кадр из фильма "Дж. Эдгар"

Хотя и это мелочи. Обычно такие фильмы как «Дж. Эдгар» появляются тогда, когда демократия чувствует себя не совсем комфортно и нуждается в нешуточном идеологическом подкреплении. Угроз в современном мире, с точки зрения Штатов, полно, они везде — на севере, юге, западе, востоке... Да и Россия, пусть и после «перезагрузки», не даёт покоя. Ситуацию нужно контролировать, а кто это будет делать? Вот и обращаются взоры к ФБР и ЦРУ как гарантам стабильности демократического мира. Личная свобода и независимость берутся в расчёт постольку, поскольку эта личная свобода может легко поставить человека за грань добра и зла.

кадр из фильма "Дж. Эдгар"

Не исключено: лет через ...дцать мы сподобимся увидеть «Великого гражданина» (этапный советский фильм 30-х годов прошлого века) в голливудском варианте. Есть надежда, тогда и обсудим.

Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама