Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8044
на печать
5 Апреля 2012 19:36

«Шпион» как русская версия дизельпанка

«Шпион» как русская версия дизельпанка

Сегодня, 5 апреля 2012 года в широкий прокат выходит фильм режиссера – дебютанта в большом кино Алексея Андрианова «Шпион». Над экранизацией "Шпионского романа" Бориса Акунина работал сценарист Владимир Валуцкий, команда «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» и телеканал «Россия 1». В главных ролях Федор Бондарчук, Данила Козловский. Дистрибуцией фильма занимается компания «Централ Партнершип».

Действие фильма происходит в Москве в 1941 году, за пару месяцев до начала Великой Отечественной войны. На вопрос – почему Сталин с таким недоверием относился к донесениям со всех концов мира с точной датой и часа нападения фашистов на СССР по- прежнему нет точного ответа. Борис Акунин в «Шпионском романе» предложил свою версию. Писатель намерено не упоминает реальных имен руководства страны, обозначив их только, как Вождь и Нарком, потому и роман, и экранизацию невозможно упрекать в несоблюдении исторической правды.

18

Специальный «немецкий» отдел под руководством майора Алексея Октябрьского проводит операцию «Затея» по поимке «крота», внедренного в высший состав Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД). Майор Октябрьский и его юный помощник лейтенант Егор Дорин на свою беду врага вычислили, и даже точную дату нападения узнали, но все же опоздали.

Фашистский агент абвера под кодовым именем Вассер (Владимир Епифанцев) успешнее их провел собственную игру и озвучил Вождю (Михаил Филиппов) послание Гитлера за пару дней до нападения 22 июня 1941 года в 4 часа утра. А чтобы слова «Живого Письма» звучали весомее, Вассер продемонстрировал, как стреляет авторучка, начиненная смертельным ядом. Вождь испугался и принял неправильные политические и военные решения.

20

Но писатель, а заодно и авторы фильма, не строят никаких иллюзий насчет умов и методов бравых чекистов. Азартный майор Октябрьский в ярком исполнении Федора Бондарчука совершает одну ошибку за другой. То он не поверил правильному паролю, и пришлось утопить в проруби парочку немецких дипломатов, встречавших ценный груз в виде парашютиста – радиста Карпенко (Андрей Мерзликин). То связной (Алексей Горбунов) вычислил слежку за собой и заманил большой отряд чекистов на территорию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где все закончилось просто катастрофой. Помощник таинственного шпиона успевает сломать рацию и застрелить нескольких чекистов.

Казалось бы, единственный шанс вычислить этого Вассера потерян. Но тут Нарком (Сергей Газаров) отдает приказ устроить автокатастрофу, в которой двухэтажный троллейбус с многочисленными пассажирами проваливается с Москворецкого моста в реку. «Лес рубят – щепки летят?!» - не может прийти в себя начинающий чекист Егор Дорин. И слышит в ответ жесткий ответ Октябрьского на тему целесообразности и высшей цели.

21

И действительно, таинственный Вассер поверил в случайную гибель своего связного и вновь начал искать контакт с присланным радистом. Исполнять его роль назначили Егора. Данила Козловский играет романтического и слегка нелепого юношу, с лица которого в начале не сходит улыбка, а в голове сплошные лозунги о защите родины от врагов. Но трагические события, в том числе и отказ от всяких контактов испуганной девушки Нади: «так ты чекист?! – уходи!», не проходят бесследно. Хорошо обученный, но наивный сотрудник органов взрослеет на глазах и приходит к осознанию горькой истины – все великие жертвы ради идеи бессмысленны. И потому Егор будет еще раз пытаться вернуть в свою жизнь Надю (Анна Чиповская).

А что Октябрьский? О его гибели можно лишь предположить, его труп зрителям не показали. Так что, как сказал Борис Акунин, если будет коллективное желание читателей-зрителей и конкретный заказ продюсеров о продолжении истории Егора Дорина, то он подумает и о судьбе Октябрьского. На что продюсер Леонид Верещагин резонно заметил, что надо подождать результатов кассовых сборов. Кроме классического дуэта «учитель-ученик» в фильме «Шпион» есть и третий главный герой – город Москва.

19

История, которую придумал Борис Акунин, подсказала режиссеру направление в поисках художественных средств. Создавая русскую версию стиля «дизельпанк»* режиссер Алексей Андрианов, оператор Денис Аларкон Рамирес художник- постановщик Виктор Петров решили создать на экране Москву по принятому в 10 июля 1935 года, но так и неосуществленному, генеральному плану реконструкции столицы. Его архитекторы планировали построить Город Солнца, с большими пространствами и величественными зданиями. На том месте, где сейчас восстановлен Храм Христа Спасителя, должен был стоять Дворец Советов - огромное многоярусное здание с обилием колонн со стометровой статуей Ленина на самом верху. Именно там расположен кабинет Вождя и у него всегда перед глазами виды Москвы с птичьего полета – с идеальными прямыми линиями.
В фильме «Шпион» в Москве всегда светит солнце, а большинство бодрого населения работает на НКВД. И страшное послание авторов, столь ярко освещенное, легко прочитывается.

22

Еще радует россыпь технических шуток. Действие фильма, напомню, происходит в 1941 году, но двери в кабинетах НКВД работают на фотоэлементах. Чекисты пользуются видеокамерами, и майор Октябрьский дает возможность Егору посмотреть его мастерский бой с тремя хулиганами, когда он вступился за девушку Надю. Гитлер с адмиралом Канарисом проводит видеоконференцию, а наши чекисты имеют приборы ночного видения. Словом, альтернативный вариант истории получился интригующим, азартным и внешне красивым.

Но не идеальным. В нашем кино уже стало классикой снимать вариант 4+1. Хотя для кинопроката и для телеверсии хорошо бы иметь разные сценарии. Не пришлось бы тогда во время монтажа так «резать по живому». 4-х серийную телеверсию фильма канал «Россия 1» планирует показать осенью. Авторы обещают, что часть характеров и ситуаций станут более объемными и понятными.
______________________________________________________________________
*Дизельпанк (англ. Dieselpunk) - развивающийся жанр фантастики, описывающий мир базирующийся на технологиях уровня 20-50-х гг XX века, а также зарождающаяся субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени с постмодернисткими технологиями и чувствами. Может быть как чисто научно-фантастическим, так и включать в себя элементы оккультной мистики.
Термин появился в 2001.  Автор - игровой дизайнер Льюис Поллак.
Автор:
Вита Рамм

Все новости о фильме

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама