Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5753
на печать
4 Февраля 2015 12:25

«Восхождение Юпитер»: Повторение Вачовски

«Восхождение Юпитер»: Повторение Вачовски

5 февраля 2015 года в российском прокате стартует «Восхождение Юпитер» - первый со времен «Матрицы» фильм Энди и Ланы Вачовски по собственному сценарию (дистрибьютор - компания Каро Премьер). Режиссерский тандем замышлял этот масштабный фантастический проект, как оригинальный ответ многочисленным экранизациям комиксов и научно-популярной литературы. На деле же получилась крепкая постмодернистская комедия, сплошь сотканная из цитат и автоцитат.

кадр из фильма "Восхождение Юпитер"

Если Вачовски сознательно создавали картину данного жанра, то, стоит признать, у них получился шедевр. В противном случае, «Восхождение Юпитер» - очередной пример печальной тенденции, когда великие авторы с годами превращаются в пародию на самих себя. В творческую деградацию Вачовски отчаянно не хочется верить, поэтому мы будем рассматривать свежее двухчасовое космическое полотно, как произведение истинных мастеров постмодернизма, которые еще в «Матрице» смешали столько культурных кодов, что их разгадывание «сделало карьеру» не одному теоретику искусства.

кадр из фильма "Восхождение Юпитер"

Основной прием режиссеров/сценаристов здесь – самоцитирование. На фабульном уровне картина перекликается с «Матрицей». В центре истории снова избранный из народа, и от него зависит, ни много ни мало, мироустройство. Правда, Нео претерпел гендерные изменения и модифицировался в героиню по имени Юпитер, что дало авторам возможность не только пропеть оду грядущему матриархату, но и заложить в повествование пару расхожих сказочных мотивов. Вчерашняя уборщица в исполнении Милы Кунис, в силу своей земной профессии, ассоциируется с Золушкой, а ее внешность и привязанность к ликану (Ченнинг Татум) отсылают к «Красавице и Чудовищу». Вачовски обыгрывают даже национальную принадлежность актрисы: Юпитер – наполовину русская, а девичья фамилия ее матери Болотникова. Вообще, имена героев в творчестве тандема никогда не бывают случайными, та же «Матрица» пестрила в этой части библейскими аллюзиями. В «Восхождении…» с главной героиней всё понятно – ее космическое имя намекает на особое место девушки во Вселенной, с фамилией властителей этой Вселенной несколько сложнее. Династия Абрасакс рождает параллели с космологическим божеством Абраксасом, повелителем времени и пространства в представлениях гностиков. Его образ переосмыслялся в искусстве множество раз, в частности в комиксах Marvel Абраксас – космическая сущность, являющаяся воплощением чистого разрушения. Вероятно, Вачовски называли своих хозяев мира, памятуя о поливариативности трактовок, ведь нагромождение смыслов – излюбленный прием авторов-постмодернистов.

кадр из фильма "Восхождение Юпитер"

Итак, на уровне содержания «Восхождение Юпитер» строится по принципу: взять лучшее из собственного творчества, разбавить бродячими сюжетами, мифологией и немудреным юмором. Визуально картина наследует уже не «Матрице», решенной в стиле мрачного кибер-нуара, а эклектичной и помпезной эстетике «Облачного атласа». На выходе мы получаем конструкцию любопытную, но очень уязвимую для критики, которая наверняка обвинит создателей в смехотворных самоповторах. Однако если взглянуть на эту обоснованную претензию под другим углом, можно разглядеть в картине постмодернистское переосмысление тандемом Вачовски своего же постмодернистского творчества. Где в «Матрице» была философия, здесь появляется сатира на любую разумную цивилизацию, наиболее остро ощутимая в сцене, когда Юпитер должна пройти множество официальных инопланетных инстанций, чтобы вступить в права наследования. На месте истории любви двух соратников (Нео и Тринити) возникают межгеномные отношения «её величества» и верноподданного, диалоги которых напоминают пикантное общение БДСМ-госпожи и раба. Вачовски рисуют карикатуру на ценности и странности общества потребления, показывая, что самонадеянные хозяева жизни, люди, на самом деле, являются расходным материалом для более развитого внеземного общества потребления. Изменится ли этот ход вселенских вещей, увидим в следующей части приключений Юпитер, которая, Бог даст, в своем зените все-таки сможет установить мир во всем мире.

кадр из фильма "Восхождение Юпитер"
Автор:
Маргарита Васильева

Все новости о фильме

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама