Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 ноября 2009 11:17

«Безумный спецназ»: прощание с хиппи на фоне «перезагрузки»

«Безумный спецназ»: прощание с хиппи на фоне «перезагрузки»

Бытует такой жанр в искусстве – фантасмагория. Жанр очень интересный, но сложный. Как правило, ему не место в центре широкого читательского или зрительского внимания, хотя Гоголь, Достоевский, Джойс, Беккет, Бунюэль стали классиками ещё при жизни. Голливудский мейнстрим фантасмагорию, тем более сатирическую, принимает только в лице братьев Коэнов, вот уже более четверти века виртуозно балансирующих между традиционным Голливудом и «независимым кино» (его независимость сейчас можно легко оспорить). Коэны любят «прикалываться», раньше эти приколы были мастерски «углублены» в ткань прихотливого сюжета. Добившись признания и даже коммерческого успеха, они стали работать быстрее и грубее, их постмодернистская ирония не приносит, на мой вкус, такого удовольствия, как раньше.

кадр из фильма "Безумный спецназ"

«Безумный спецназ» (режиссёр Грант Хеслов, США/Великобритания, прокат в России – с 10 декабря 2009 года, дистрибьютор - киноторговая компания «Вольга») по обилию постмодернистских и просто издевательских шуток живо напоминает творчество Коэнов, особенно «Невыносимую жестокость» (там тоже главную роль играл Джордж Клуни). В «…жестокости» институт буржуазного брака был осмеян для того, чтобы зритель почувствовал, как ему не хватает любви, простого человеческого тепла. В «…спецназе» (оригинальное название фильма – «Мужчины, сверлящие взглядом козлов» – как говорится, не судите строго) объект насмешки помасштабнее будет. Под обстрел попали американская армия во Вьетнаме и Ираке, стареющие хиппи с идеями «Новой Армии Земли», парапсихологические и медитативные методики, и даже мифология «Звёздных войн». Всё ради того, чтобы зритель сначала нетерпеливо поёрзал в кресле с вопросом «А зачем, собственно, я должен это смотреть?», потом быстро разложил идеи по интеллектуальным «полочкам», и под конец даже немного заскучал.

кадр из фильма "Безумный спецназ"

Но смотреть картину стоит, поскольку она интересна не только литературной основой (роман Йона Ронсона, сценарий Питера Строэна) и блестящим актёрским составом (кроме Клуни, там «зажигают» Макгрегор, Бриджес и Спейси). «Безумный спецназ» любопытен как артистичное обоснование «перезагрузки» международных – и шире, общечеловеческих – взаимоотношений. Первой ласточкой (или, если угодно, буревестником) политики «перезагрузки» стал апокалиптический блокбастер Роланда Эммериха «2012». Для обновления человечества одну пятую его пришлось частично сжечь, частично утопить, частично заморозить. Результат жёсткого обращения налицо – первое место по кассовым сборам. Авторы «Безумного спецназа» решили действовать не так радикально, насилия там не очень много, ощущения катастрофы тоже не возникает.

кадр из фильма "Безумный спецназ"

Представитель молодого поколения, журналист Боб Уилтон в исполнении Юэна Макгрегора, проникается идеей того, что «американская армия (читай – общество) должна быть прекрасна», и в жизни всегда есть место для дружбы, любви и духовного совершенствования. Мир может быть лучше, и, наверное, он будет лучше, - утверждают авторы, только в их взгляде нет восторженного идеализма или напускного цинизма «шестидесятых». Они со всем этим попрощались, смеясь, как с прошлым. Но будущее после «перезагрузки» не обрело хотя бы приблизительных очертаний, и потому к нему сложно подобрать эмоциональный «ключ». Как, собственно, и к фильму «Безумный спецназ».

кадр из фильма "Безумный спецназ"
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама