Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 декабря 2009 22:53

«Шерлок Холмс»: Супермен с Бейкер стрит.

В канун Нового Года российский прокат подготовил зрителям большой подарок. 31 декабря 2009 года на экраны выходит «Шерлок Холмс» Гая Ричи - ультра современная версия приключений виртуозного сыщика с Бейкер Стрит и его бессменного товарища.

По числу экранизаций история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне попала в книгу рекордов Гиннеса. На данное время насчитывается больше 200 кинофильмов с участием полюбившихся во всем мире персонажей. Но, отправляясь на англо-американского «Холмса», лучше вообще забыть о том, что идешь смотреть фильм о герое Артура Конан Дойля. Картина не является экранизацией рассказов и романов писателя в чистом виде. Сценарий был написан Лайонелом Уигрэмом по мотивам произведений английского классика и по результатам длительных бесед сценариста с членами клуба «Бейкер-стрит Иррэгьюларс» - группы экспертов по Шерлоку Холмсу, которые раз в год собираются в Нью-Йорке, чтобы обменяться заметками и идеями, а также обсудить обожаемого героя. В итоге на экране мы видим что-то наподобие серии комиксов, в которых Холмс выступает в большей степени в образе бесстрашного авантюриста - боксера, чем хладнокровного сыщика с трубкой.

Сорокалетний режиссер Гай Ричи получил признание в кинособществе, ярко заявив о себе дебютной лентой «Карты, деньги, два ствола» - черной комедией в стиле интеллектуальных пародий Тарантино и боевых состязаний Джона Ву. Спустя 10 лет, Ричи создает стопроцентно коммерческую ленту со всеми атрибутами прокатного хита, за что его, очевидно, осудят критики, но полюбят простые зрители. Обаятельные персонажи, динамичное действие с эффектной кульминацией, качественные визуальные эффекты и захватывающий сюжет об очередном избавлении человечества от могущественного тирана, грозящего захватить власть над всем миром. Все это, безусловно, придется по вкусу зрителям, что приходят в кино, пережить головокружительное приключение, не требующее особых умственных затрат. Авторы ленты говорят с публикой на универсальном языке фильма – «экшн», старательно избегающего излишних головоломок и пауз.

Только вот глубокого проникновения в атмосферу Лондона конца XIX века и в характеры главных героев истории от картины «Шерлок Холмс» Гая Ричи ждать не стоит. На месте Лондона здесь могла оказаться любая мировая столица, чьи достопримечательности узнаваемы за ее пределами, а на месте гениального английского сыщика любой из неуязвимых героев Голливуда: супермен, человек-паук, бэтмен, Индиана Джонс, Джеймс Бонд и прочие «сверхчеловеки». Как и все эти персонажи, Шерлок Холмс Роберта Дауни - младшего помимо уникальных физических и умственных способностей наделен простыми земными качествами и причудами. Он глубоко привязан к своему другу – Ватсону (Джуд Лоу), погружается в мучительную депрессию в отсутствии преступлений, что делает его одиноким и даже жалким, и систематически издевается над собственной собакой, используя ее в качестве подопытного кролика. Но законы жанра не позволяют замечательному актеру, не раз номинированному на премию «Оскар», в роли супермена с Бейкер стрит использовать свой потенциал в полной степени. У Холмса и Ватсона совсем нет времени для раскрытия характеров, их жизнь каждую минуту висит на волоске.

Однако та миссия, которая возложена на плечи Холмса, заслуживает высокой оценки. Отчаянному сыщику не дает покоя идея, что лишь он один на всем свете может спасти мир от зла. И ничто не дает ему права на поражение. Проиграй он в этой схватке, и конец будет страшным, как для него, так и для всего человечества. На плечи Холмса ложится огромная ответственность, что делает его в своем роде крестоносцем.

Что же касается ближайшего соратника Холмса, то, к сожалению, образ Ватсона в результате сценарного обновления не стал богаче. Вместо спокойного, рассудительного и забавного в своем желании подражать гению преступного мира доктора, мы видим молодого красавца, на редкость преданного Холмсу, готового прийти ему на помощь в самых рискованных ситуациях¸ даже если это помешает его личным интересам, но в то же время оценивающего поступки друга с ироническим предубеждением. Сократив дистанцию между Холмсом и Ватсоном, в стремлении дать новую окраску герою, авторы фильма «Шерлок Холмс» лишь упростили этот характер, приблизив его к числу других схематичных персонажей. Остальных героев фильма - ни классическую роковую красотку, разрывающуюся между служением добру и злу Ирэн Адлер (Рэйчел Макадамс), ни архитипического злодея лорда Блэквуда, (Марк Стронг), выдающимися также не назовешь. Они – лишь необходимое звено в цепи событий, приводящих сюжет к логическому завершению.

После просмотра фильма «Шерлок Холмс» остается двоякое ощущение. С одной стороны, удовлетворение от просмотра качественного зрелищного кино, сделанного по всем законам жанра. А с другой, невольно испытываешь разочарование, что из любой истории, будь то оригинальный сценарий, или литературная классика, сегодня в Голливуде делают похожие, как близнецы, сюжеты о конце света и супер – героях.

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама