Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
Алексей Сохнев, генеральный директор компании «Вьюжн Консалт»

Мы на секции, где я был сомодератором вместе с Григорием Геворкяном, директором компании Совэкспортфильм достаточно продуктивно обсудили вопрос конкурентоспособности. Практика обсуждения показала всю многоаспектность этого понятия, потому что тема была задана достаточно широкая. На самом деле мы выделяли конкурентоспособность на внутреннем рынке, т.е. на рынке России и конкурентоспособность российских фильмов на международных рынках. Так получилось, что мы сразу же выделили два сегмента. Т.е. арт-кино и кино для широкого зрителя. И поняли, что подход в этих двух нишах совершенно разный, и на самом деле конкурентоспособность российских фильмов для этих двух видов фильмов может рассматриваться индивидуально.

Что касается кино для широкого зрителя, на внутреннем рынке ситуация достаточно благоприятная. Первым выступлением было выступление Дмитрия Литвинова, директора компании «Планета-информ», и он рассказал нам, основываясь на собственной практике, о возможных стратегиях продвижения российских фильмов на внутреннем рынке. В принципе, его выступление подтвердило выводы, которые много раз от разных выступающих звучали.

На самом деле, на сегментированном рынке продвижение каждого фильма очень индивидуально, и используется продвижение наиболее эффективное для данной конкретной аудитории, на которую фильм ориентирован. И, конечно, здесь важно точно определить аудиторию и понять, для кого фильм сделан, на кого он рассчитан. Только тогда можно достичь какого-то результата в прокате. Если качество фильма низкое, то продвижение может не быть таким эффективным, потому что уже второй день покажет, что зритель разочаровался.

Мы затронули еще одну проблему, что качество фильмов может со временем ухудшаться в нашей стране, и это достаточно актуальная проблема. Может быть, она еще не всеми осознается, но на телевидении сегодня контент для массового зрителя становится вульгарным. Тем самым мы теряем значительную часть аудитории более старших возрастов, т.е. вдумчивого зрителя, который готов смотреть фильмы, более сложные для восприятия, и в том числе арт - кино.

 Здесь выступление Раисы Клементьевны Фоминой было во многом иллюстрацией к сложившейся ситуации в арт - кино, и оно иллюстрировало проблемы конкурентоспособности российских фильмов для низшей аудитории на внутреннем рынке России, и сложности продвижения таких фильмов за рубеж. Дискуссия сама собой перешла к проблемам кинопоказа, потому что во многом вопрос конкурентоспособности фильма на рынке – это вопрос возможности представить этот фильм зрителю. Если нет кинотеатров, конечно же, нет возможности показать этот фильм. Соответственно, его конкурентоспособность на рынке сразу же снижается.

Что касается бизнес - стратегии компаний показчиков, прокатчиков и продюсеров, многие из выступавших акцентировали внимание на том, что важно понимать, что у нас арт - кино есть, и эта ниша будет развиваться. Конкурентоспособность российских фильмов на внутреннем рынке – это не только конкурентоспособность фильмов для массового зрителя, но и конкурентоспособность фильмов, которые ориентированы на сегментированную аудиторию. Для того, чтобы работать с этой аудиторией, нужно больше сил, и, соответственно, больше времени уделять, и, может быть, прибыль будет получена гораздо меньше. Но, тем не менее, эта аудитория перспективна.

По итогам нашего обсуждения мы хотели бы еще раз обратить внимание всех участников рынка на то, что с аудиторией арт - кино, нужно работать в том числе и кинотеатрам, и дистрибьюторам, которые прокатывают такие фильмы. Но дистрибьюторам, продюсерам таких фильмов нужно также четко сегментировать аудиторию, понимать свою аудиторию, пытаться приблизиться к ней, достигать точечных успехов. Тем не менее, они станут залогом долгосрочной конкурентоспособности фильмов. Но здесь еще есть один аспект государственной политики.

В этом плане кинотеатрам, которые показывают такие фильмы, нужна поддержка. Мы пришли к выводу, что такой поддержкой может быть или рефинансирование текущей деятельности кинотеатров, или некие субсидии государственного уровня или уровней субъектов федерации именно тем кинотеатрам, которые работают со специализированным кино, или некие преференции, в том числе и налоговые льготы, которые помогут этим кинотеатрам эффективно осуществлять свою деятельность.

Еще одним аспектом дискуссии стало обсуждение возможности создания государственной сети кинотеатров, которые будут располагаться в малых городах. Это города, которые в большинстве своем меньше 100 тыс. населения и в тех городах, куда сегодня еще кинопрокат еще не дошел. Опять же можно спорить, насколько эффективно именно государственное участие в создании такой сети кинотеатров и, может быть, более эффективно субсидировать текущую деятельность кинотеатров. Именно для малых городов сегодня наиболее эффективным может стать такое прямое государственное участие в создании киносети. Мы по итогам наших обсуждений рекомендовали рассмотреть реализацию бюджетно-целевой программы, которая посвящена проблемам показа в малых городах, созданию сети кинотеатров. Таким образом, мы увидели, что конкурентоспособность высветила и проблемы показа, и проблемы кинопроката, и проблемы прогрессирования.

Достаточно актуальной темой стало продвижение российских фильмов за рубежом и возможность нового позиционирования российских фильмов за рубежом. Есть один аспект, касающийся коммерческих фильмов, и совершенно другой аспект, касающийся арт - кино, так как все мы знаем, что за рубежом известны, прежде всего, наши режиссеры, такие как А. Сокуров, П. Лунгин, и теперь С.Звягинцев. Это режиссеры, которые снимают фильмы не для широкого проката. Должны быть какие-то специфические усилия по продвижению и позиционированию российского кино за рубежом для того, чтобы имидж российского кино изменился, и мы поняли, что возможно, и прокатчик зарубежный понял, что возможно прокатывать российские фильмы. Отдельные российские компании, которые работают на внешних рынках, достигают успехов сегодня все больше, но, тем не менее, требуется какое-то от государства единое усилие по более масштабному продвижению фильмов.

Евгений Гиндилис в своем выступлении очень четко показал, что многие продюсеры на сегодня осознают необходимость создания такой некоммерческой структуры, которая может служить аналогом французского Unifrance, например, и будет способствовать единому направлению усилий по продвижению и позиционированию российского кино. В принципе, именно лоббизм сегодня при реализации государственной политике является очень эффективным средством. По аналогу с Unifrance такая организация должна быть некоммерческой, включать в себя максимальное количество участников. Здесь могут возникнуть некоторые противоречия, как они у нас на рынке сегодня возникают по согласованию многих интересов.

Государство, конечно, должно принять участие в создании такой организации. Мы должны использовать потенциал, который уже на сегодня есть. Поэтому мы также приняли решение, чтобы рекомендовать рассмотреть возможность создания такой организации на базе уже существующей компании «Совэкспортфильм». Эта компания уже много лет занимается развитием отношений с зарубежными странами, продвижением российского кино. По сути, здесь нужно единое усилие отрасли, которое позволит нам выбрать оптимальное решение при государственном участии, при участии всех игроков рынка.

И еще один момент, который был тоже рассмотрен в процессе обсуждения возможного продвижения российского кино, повышения конкурентоспособности за рубежом, это развитие ко - продукции, потому что фильм, созданный в ко-продукции сразу же становится конкурентоспособным на всех рынках, которые участвовали в его создании. Примером удачной продукции служит фильм «Монгол», который, в принципе, получил сразу доступ не только на европейский и азиатский рынки, и на американский рынок, у него достаточно большой потенциал по прокату. Таких фильмов должно появляться как можно больше. Для того, чтобы это стало возможным, мы решили рекомендовать предусмотреть, возможно, какое-то отдельное финансирование, фиксированную сумму финансирования именно на ко -продукцию при распределении господдержки на производство фильмов.

Также внести изменение соответственно в закон о государственной поддержке кинематографии, с тем, чтобы изменить, смягчить критерии национального фильма и дать возможность продюсерам работать даже с теми странами, с которыми у нас нет межправительственных соглашений, делать фильмы с ними, ко - продукцию, и, соответственно, получать государственную поддержку.

Вопрос с межправительственными соглашениями также требует своего решения, потому что у нас сегодня есть только несколько стран, с которыми существуют эти соглашения, а такие ключевые европейские страны, как Великобритания, Франция, Германия все равно остаются неохваченными. Еще одним моментом, который стоит упомянуть, это попробовать все-таки форсировать решение вопросов заключения межправительственных соглашений с участием заинтересованных органов власти, в том числе и МИД России. Таким образом продвинуться в решении технических проблем со стороны России, потому что это тоже очень важно, вопрос очень актуальный, и эффект от этого для конкурентоспособности российских фильмов за рубежом может быть достигнут очень существенный. Дискуссия получилась действительно очень интересная. Я надеюсь, что мы сможем внести рекомендации в общий доклад.

Доклады других выступающих на конференц-форуме «Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего»

Реклама