Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
Музей кино
Музей кино

Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Основан в марте 1989 года на базе реорганизованного Музейного отдела Всесоюзного Бюро пропаганды киноискусства. С момента открытия и до ноября 2005 года Музей кино располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России на протяжении всей истории ее развития, проводились регулярные показы шедевров мирового кино. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагаются на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходят на различных площадках Москвы. С октября 2014 года одной из официальных площадок Музея кино стал Центральный Дом кино. Директор Государственного центрального музея кино (с 1 июля 2014 года) – Лариса Солоницына.

История создания
Музей кино имеет очень долгую предысторию. Идея сохранять произведения кинематографа предлагалась рядом деятелей кино уже в 1910-е годы. В конце 1920-х Музей кино был создан в рамках Государственной Академии художественных наук, но в 1932 ГАХН упразднили, и собранные Григорием Болтянским ценнейшие материалы (первые киноаппараты, сценарии, эскизы, плакаты) частично разошлись по разным архивам, частично пропали.
В 1947 году, по ходатайству Сергея Эйзенштейна, учреждается Сектор истории кино в Институте истории искусств Академии наук СССР, в 1948 году – киноархив (Госфильмофонд), но создание Музея кино отложено на неопределённое будущее.
В 1960-е годы Правление Союза кинематографистов СССР организует Музейную комиссию под руководством режиссеров Леонида Трауберга и Сергея Юткевича. Союз начинает строительство Киноцентра на Пресне, где должен располагаться киномузей. Строительство затягивается на долгие годы, проект здания много раз пересматривается, но в нем всегда остается Музей кино.
В 1984 году по решению СК в его подразделении – Всесоюзном Бюро пропаганды киноискусства – приступает к работе Музейный отдел, к марту 1989 года реорганизованный в Центральный музей кино. Его рождение совпадает со 100-летием со дня рождения Чарльза Спенсера Чаплина, и леди Уна Чаплин совместно с фирмой «Баблз» дарит Музею фильм «Великий Диктатор» (1940), показом которого 31 марта открывается Большой зал Киноцентра. В достроенном здании на Пресне располагаются фондовые хранилища, выставочные залы и система кинозалов, в которых начинается показ отечественного и мирового кино по музейным принципам. Директором Музея кино с момента его основания и до 1 июля 2014 года был киновед, историк кино Наум Клеман.
В 1992 году Музей кино становится самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией, его учредители – Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Министерство культуры России, Конфедерация союзов кинематографистов и Союз кинематографистов России, затем к ним присоединяется «Совэкспортфильм». В 2001 году принято решение о придании Музею кино статуса государственного.
В 2004 – 2005 годы сложилась ситуация, в которой Наум Клейман принял решение покинуть помещение «Киноцентра на Красной Пресне». С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагаются на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы, выставки и другие музейные мероприятия проходят на различных площадках Москвы.
С октября 2014 года одной из официальных площадок Музея кино стал Центральный Дом кино.
22 мая 2015 года между ФГБУК «Государственный центральный музей кино» и ОАО «ВДНХ» заключен договор о долгосрочной аренде павильона ВДНХ № 36 (предыдущие названия: «Переработка сельскохозяйственной продукции», «Водное хозяйство»), где в 2016 году будут осуществлены капитальный ремонт и приспособление помещения для полноценной деятельности Музея кино.

Деятельность
Три основных вида деятельности Музея кино:
•    Сбор, систематизация и описание предметов по истории кинокультуры;
•    Организация выставок и экспозиций, связанных с историей кинематографа;
•    Формирование программ из фильмов, вошедших в сокровищницу отечественного и зарубежного кинематографа или ставших заметными явлениями текущего кинопроцесса.
Предполагается, что в новом пространстве Музея кино на ВДНХ разместятся три кинозала для показа фильмов из коллекции музея, будут оборудованы зоны для постоянной экспозиции и тематических выставок, аудитории для проведения лекций по истории и теории киноискусства,  откроются кафе и фирменный магазин.

Коллекция Музея кино
Фонды Музея кино насчитывают около 150 000 музейных предметов.
•    Фонд кино-фототехники (фототехника, докинематографическая техника, киносъемочная техника, звукотехника, светотехника, кинопроекционная техника, аппаратура для монтажа фильма);
•    Фонд изоматериалов (эскизы декораций, костюмов, персонажей, раскадровки, экспликации, эскизные наброски, зарисовки натуры, реквизита и типажей, архитектурные разработки, планировки декораций и прочие материалы, отражающие работу художников кино);
•    Фонд анимации (эскизы сцен, персонажей, декораций, кукол, раскадровки, мультипликат, перекладки, марионетки, анимационные куклы и их чертежи, декорации, графика и живопись художников-аниматоров);
•    Фототека – самое большое по объему собрание Музея кино. В нем представлены негативы на пленке и на стекле (оригиналы и дубль-негативы), авторское и рекламное фото, слайды и открытки, срезки кинокадров, вошедших и не включенных в монтаж фильма, а также срезки и фотографии несохранившихся фильмов;
•    Рукописный фонд (архивы киноорганизаций и личные архивы кинематографистов);
•    Предметно-мемориальный фонд (костюмы, реквизит, детали декораций, мебель, бытовые предметы, предметы прикладного искусства, макеты декораций и макеты для комбинированных съемок, а также вещи, принадлежавшие известным кинематографистам);
•    Фонд редкой книги (научная библиотека);
•    Фонд киноплакатов и афиш (плакаты и афиши к фильмам, пригласительные билеты, программы творческих вечеров кинематографистов и другая рекламная продукция, начиная с 1900-х годов);
•    Фонд диафильмов (уникальная коллекция графических оригинал-макетов художественных диафильмов, созданных на московской студии «Диафильм» в 1960-80-е годы);
•    Научно-мемориальный кабинет Сергея Михайловича Эйзенштейна (личные вещи, подлинная мебель, уникальная библиотека, собрание изобразительных материалов, часть архива, а также собрание вещей и книг XIX–начала ХХ века, типологически соответствующих детству великого режиссера и теоретика кино);
•    Кино-видео-фонд (художественные, документальные, анимационные полнометражные и короткометражные фильмы - собрание позитивных копий российских и зарубежных на 35 мм, 16 мм и 8 мм пленке, кассет систем Betacam, U-matic, VHS и superVHS, дисков DVD, а также комплекты соответствующей аппаратуры для научных просмотров).

Реклама