Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

Советский режиссёр. Одна из наиболее значимых фигур в истории мирового кино.

Сергей Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна. В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров. После Октябрьской революции Эйзенштейн увлёкся искусством, в частности архитектурой театра. Весной 1917 года он был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. После расформирования школы прапорщиков Эйзенштейн 18 марта 1918 года вступает в Красную Армию, где он работал художником-декоратором в театральных коллективах.

Затем будущий режиссёр устраивается в труппу театра Пролеткульта в качестве художника. Тогда же поступает на Высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ) на курс Всеволода Мейерхольда. В Пролеткульте Эйзенштейн ставит ряд экспериментальных спектаклей, в числе которых была инсценировка пьесы А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В ходе работы на спектаклем Эйзенштейн снимает короткометражный ролик «Дневник Глумова», который затем демонстрируется на сцене в ходе действия.

Полнометражный дебют Эйзенштейна в кино — картина «Стачка», которая по замыслу автора должна была стать частью масштабной киноэпопеи «К диктатуре». 

24 декабря 1925 года на экраны выходит легендарный «Броненосец „Потёмкин“». Картина имела огромный успех как в СССР, так и за рубежом и оказала сильное влияние на кинематографию тех лет.

В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в игровом кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария.

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР. После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура».

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, но в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован.

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». На съёмках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым.

В 1941-1945 годы режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Первая серия картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была отправлена Сталиным на доработку, осуществить которую помешала только лишь смерть режиссёра. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны только в 1958 году. Съёмки третьей серии, которая должна была по мысли режиссёра символизировать триумф русских над Западом, были прекращены также по причине смерти Эйзенштейна.

Избранная фильмография:

1923 – Дневник Глумова

1924 — Стачка

1925 — Броненосец Потёмкин

1927 — Октябрь

1929 — Старое и новое (Генеральная линия)

1931 — Да здравствует Мексика! (не закончен, в 1979 году доработан Г.Александровым)

1938 — Александр Невский

1944 — Иван Грозный

1945 — Иван Грозный. Сказ второй — «Боярский заговор»

Реклама