Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

Режиссер. Его творчество оказало огромное влияние на развитие отечественного и зарубежного кинематографа. Он снял семь полнометражных игровых картин, каждая из которых считается классикой советского и мирового кинематографа: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение». Его работы отмечены многочисленными наградами престижных международных кинофестивалей, в том числе Каннского и Венецианского.

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье поэта и переводчика Арсения Тарковского. В школе будущий режиссер не проявлял интереса ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. При этом он с удовольствием посещал музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951 году Тарковский поступил на арабское отделение Московского института востоковедения, однако через два года оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре. В 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК – его приняли на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. 

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный по рассказу Хемингуэя. За ней последовала лента «Сегодня увольнения не будет» (1957). Вместе с Андреем Кончаловским он написал сценарий «Каток и скрипка» (1960), который был успешно продан только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка. Картина стала дипломной работой Тарковского.

Его дебютом в полном метре стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван», рассказывающая историю подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны. Картина удостоилась «Золотого льва Святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других киносмотров. 

Съемки своей следующей работы – ленты «Андрей Рублев» - Тарковский начал в 1964 году. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники обратили внимание на невыгодные параллели с современной действительностью, также они критиковали картину за ее непривычную форму. В итоге фильм подвергся проработкам и цензурным поправкам. В 1969 году «Андрей Рублев» был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале, где удостоился приза ФИПРЕССИ.

После почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съемкам «Соляриса» по одноименному роману Станислава Лема. Тарковскому удалось раскрыть свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ. В 1972 году картина участвовала в программе Каннского кинофестиваля, где получила две награды: Специальный приз жюри и Приз экуменического жюри. 

В 1974 году режиссёр снял фильм «Зеркало», в котором он отказался от традиционного сюжета в пользу мозаичной структуры, предложив зрителю богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний главного героя. На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов фильм признали непонятным, немассовым и неудачным. Картина обострила скрытое противостояние режиссера и власти. 

Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола поставил спектакль «Гамлет» (1977).

В 1979 году он снял фильм «Сталкер» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», который выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намёк на кризис «капиталистической» цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя и профессора в исполнении Анатолия Солоницына и Николая Гринько соответственно. В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри.

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». В ходе поиска натуры он снял документальный фильм «Время путешествия» (1982). В 1983 году «Ностальгия» участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля, где получила Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. По окончании Тарковский с женой остался в Италии, объявив о своем решении не возвращаться в СССР. 

Последней работой режиссера стал снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1985). В декабре 1985 года врачи диагностировали у Тарковского рак легких. Он умер 29 декабря 1986 года в Париже в возрасте 54 лет. 

Дополнительные публикации

Реклама