Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 мая 2011 13:57

Андрей Хржановский: «Если бы мне удалось найти отклик в сердцах хотя бы нескольких десятков зрителей, я бы уже считал фильм состоявшимся»

Андрей Хржановский: «Если бы мне удалось найти отклик в сердцах хотя бы нескольких десятков зрителей, я бы уже считал фильм состоявшимся»

На продюсерском питчинге, который состоится в рамках 22 Открытого кинофестиваля «Кинотавр» (4-11 июня 2011), известный кинорежиссер, сценарист и продюсер Андрей Хржановский представит проект своего нового фильма «Нос или заговор «не таких». Корреспондент Интернет-портала ПрофиСинема побеседовал с Андреем Юрьевичем о его замысле и поинтересовался причинами, побудившими признанного мастера участвовать в питчинге.

Андрей Хржановский и Юрий Арабов задумали новый художественно-анимационный фильм, в котором в единое целое сольются разные исторические эпохи, невидимые нити свяжут великих творцов искусства, среди которых Гоголь, Мейерхольд, Шостакович и другие художники, надолго опередившие свое время. Вдохновленные успехом предыдущей совместной работы «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину», мэтры намерены продолжить заложенную художественную традицию и порадовать своих поклонников новым фильмом – коллажем из музыки, живописи, литературы.

Корреспондент:
Ваш проект называется «Нос или Заговор «не таких». Объясните, в чем же заключается этот заговор?
 
Андрей Хржановский:

На мой взгляд, все поистине творческое и прогрессивное, что происходит в культуре, создается людьми неординарными, теми, про которых говорят, что они не такие, как остальные. А почему они «в заговоре»? На этот вопрос отвечу словами Льва Николаевича Толстого, который рекомендовал всем добрым людям составить свой заговор против негодяев. И люди творческие, каждый из которых в этом мире в единичном экземпляре, имеют свойство тяготеть друг к другу в противопоставление серой массе, которая только и нацелена на то, чтобы обстригать головы, возвышающиеся над этим обще-средним уровнем.
 
Корреспондент:
Вы больше 40 лет мечтали о том, чтобы воплотить в жизнь этот проект. Почему именно сейчас настало его время?
 
Андрей Хржановский:

Когда я получил от Дмитрия Дмитриевича Шостаковича разрешение экранизировать его оперу «Нос», сделать это при тогдашней цензуре не представлялось возможным. Потому что сюжет предполагал некие аллюзии с советской жизнью.
Я исхожу из того, что фильм является синтезом различных сюжетов, идей, художественных ассоциаций, которые во мне, как во всяком творческом организме, накапливаются и притягиваются друг к другу по законам, можно сказать, химических валентных связей. А почему это произошло сейчас, а не пять лет назад, сказать трудно. Просто сошлись все нити, которые меня толкают взяться за это сверхтрудное предприятие.
 
Корреспондент:
В фильме «Нос или заговор «не таких» будут соединены несколько видов кино – игрового, документального, анимационного. Вы пришли к такому стилистическому решению по результатам успеха Вашей предыдущей работы, построенной по такому же принципу?
 
Андрей Хржановский:

Я во всех своих предыдущих работах – и анимационных, и документальных художественный принцип коллажа в той или иной мере использовал. И здесь это не формальный прием, а органичный для меня способ высказывания, который требует сочетания подобных форм.
 
Корреспондент:
В качестве авторов сценария в проекте «Нос или заговор «не таких» значатся две фамилии – Ваша и Юрия Арабова. Расскажите, как проходила работа над сценарием?
 
Андрей Хржановский:

Мы работаем, а лучше сказать сочиняем каждый в своей стилистике, в своей нише. Таким образом, творческий потенциал каждого из нас суммируется. У нас отношения нормального партнерства.
 
Корреспондент:
Предполагаете ли Вы уже, кто может сыграть таких выдающихся персонажей, как Гоголь, Шостакович, Мейерхольд в Вашем фильме?
 
Андрей Хржановский:

Кое-какие предположения есть, но озвучивать их я считаю преждевременным.

Корреспондент:
Тогда скажите хотя бы, будете ли Вы добиваться портретного сходства с великими, как было сделано в случае с ролью Иосифа Бродского в Вашей последней картине?
 
Андрей Хржановский:

Я предполагаю, что да, но это не есть обязательное условие. Этот вопрос мы должны еще решить с Юрием Николаевичем, но, скорее всего, какое-то сходство в изображении главных действующих лиц будет присутствовать.
 
Корреспондент:
Немного удивляет Ваше участие в питчинге. После такого большого успеха фильма
“Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину” неужели Вам трудно найти инвесторов?
 
Андрей Хржановский:

А как их искать? Ходить с протянутой рукой я не могу. То, что могло казаться естественным, а именно, что наше государство, тем более после вручения правительственной премии, сделает предложение или хотя бы поинтересуется, а есть ли у нас какой-то новый замысел, и может ли оно нам помочь в его реализации, оказалось нереальным. И тем не менее, мы не теряем надежды на поддержку Министерства культуры.
 
Корреспондент:
Какой Вы видите аудиторию Вашего фильма? Будет ли зритель способен понять его и оценить по достоинству?
 
Андрей Хржановский:

Вы знаете, в судьбе моей предыдущей работы были удивительные вещи. Количество зрителей на 2 существующие в природе копии фильма «Полторы комнаты» выдвинуло наш фильм в число топовой десятки наряду с блокбастерами, которые шли в прокате несколько недель. Это говорит о том, что у фильма нашлись свои зрители, которые его посмотрели и то, что они увидели, совпало с их ожиданиями. Эти тысячи людей – количество более, чем достаточное для того, чтобы я мог считать, что будущим фильмом мне удастся вызвать интерес зрителей и понимание и сострадание по отношению к героям. Если бы мне удалось найти отклик в сердцах хотя бы нескольких десятков зрителей, я бы уже считал фильм состоявшимся. Что уж говорить о тысячах. Есть вещи, и это главное в вопросах культуры, которые невозможно измерять количеством. Наш проект не относится к разряду коммерческих, а ставка у нас в стране сделана исключительно на развитие коммерческого кинематографа. Я против него ничего не имею, но кино должно существовать так, как оно существует во всем мире, а именно представлять собой многообразие видов и жанров, возможностей и способов показа, количества и специализации кинотеатров и так далее.
 
Корреспондент:
В какую сумму Вы оцениваете бюджет проекта?
 
Андрей Хржановский:

До разработки режиссерского сценария назвать эту сумму мне трудно, но должен сказать, что фильм «Полторы комнаты» был произведен за «смешные» деньги. Это было финансирование Министерства культуры, и это, пожалуй, один из рекордно дешевых по затратам фильмов. Картина «Нос» потребует несколько большей суммы, исходя из разнообразия фактур, героев и более сложного материала. Думаю, что на ее воплощение потребуется несколько миллионов.
 
Корреспондент:
Надеетесь ли Вы привлечь зарубежных инвесторов к участию в проекте?
 
Андрей Хржановский:

Я был бы этому очень рад, и более того, мне кажется, что именно для такого проекта зарубежный вклад был бы естественным, судя по тому, что за рубежом лучше разработана культурная среда и в большей степени развит интерес публики к культуре как таковой и, в частности, к российской культуре 20-30-х гг.
 
Корреспондент:
На какие результаты Вы рассчитываете, участвуя в питчинге?
 
Андрей Хржановский:

Я польщен, что отборщики пригласили меня участвовать в питчинге Кинотавра. Для меня само приглашение уже является неким результатом. И потом, чем бы ни кончилось для меня это мероприятие с птичьим названием, хуже от этого никому не станет. А если найдутся заинтересованные люди, не то чтобы готовые инвестировать в проект конкретные суммы, а хотя бы дать профессиональный продюсерский совет, то я был бы очень рад.
Автор:
Ксения Сахарнова

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Другие статьи по теме Питчинги

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама