Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 июня 2011 13:58

Кирилл Разлогов: «По уровню конкурсных программ фестивалей класса А, Москва не только выдерживает сравнение с ними, но и зачастую выигрывает»

Кирилл Разлогов: «По уровню конкурсных программ фестивалей класса А, Москва не только выдерживает сравнение с ними, но и зачастую выигрывает»

С 23 июня по 2 июля 2011 года пройдет 33 Московский международный кинофестиваль. Мы встретились с программным директором киносмотра Кириллом Разлоговым и поговорили с ним о состоянии фестиваля на сегодняшний день, его месте в мировом фестивальном контексте, особенностях отбора картин, разнице конкурсной и внеконкурсных программ, критериях оценки кинолент, новейших тенденциях ММКФ и многом другом.

Корреспондент:
C 1999 года (с перерывом в три года 2006-2008) Вы формировали программу ММКФ как программный директор. Как Вы оцениваете его состояние на сегодняшний день? Какова его идея?

К.Разлогов:

Качественный уровень крупных международных кинофестивалей, проходивших в Москве с конца 1950-х гг. по сегодняшний день, остается стабильным. Будучи активным зрителем этих кинофестивалей с 1963 г., я мог на собственном опыте убедиться, что в конечном итоге основные пропорции сохраняются неизменными: 2–3 бесспорных шедевра; 20–30 фильмов достойного уровня, о которых можно спорить, выдающиеся это произведения или продукция среднего качества (не считая ретроспектив, где уровень качества более высок, поскольку здесь отбираются картины уже прошедшие проверку временем); около 100 фильмов посредственных, о которых опять-таки ведутся споры, но в другом регистре – полный это провал либо отдельные из них можно зачислить в разряд произведений достойных.
В дальнейшем одной из главных идей Московского кинофестиваля (задолго до того, как она была объявлена ведущей в «Санденсе» в 2005 г. и в 2010 г. в Венеции) стала идея расширения его культурной базы, взаимодействия искусств, ориентации не просто на российскую кинематографическую, но и на арт-среду, которая у нас более открыта новым веяниям и более динамична в художественном плане. Отсюда — большое значение программы «Медиа-форум». Есть несколько программ, целиком ориентированных именно на это. Назову, к примеру, ретроспективу фильмов канадца Робера Лепажа — режиссера, очень известного в театральном мире, но почти неизвестного как кинематографист, которые мы собрали вместе. Была в программе и ретроспектива кинематографиста, писателя, телеведущего Александра Клюге; у нас собраны его кино- и телеработы, состоялась презентация его последней книги, каждый год мы показываем его экспериментальные работы. И, конечно, «Кремастер» Мэтью Барни.
 
Корреспондент:
В ранге кинофестивалей какое место сейчас занимает ММКФ?

К.Разлогов:

Классификация ФИАПФ носит не качественно-содержательный, а чисто технический характер. К классу А относятся международные кинофестивали (не более одного в каждом государстве) с неспециализированным конкурсом полнометражных лент, как правило премьерных и не участвовавших в конкурсах других международных кинофестивалей. Последнее было в свое время главным условием. Когда же по требованию руководителей программ большинства фестивалей данное условие отменили, его место заняла неистовая борьба за премьерные показы, от которой Московский фестиваль отказался лишь в те годы, когда я там не работал. Ведь класс А - не только Венеция, Берлин, Канны, но и другие фестивали; сравнение с ними по уровню конкурсных программ Москва не только выдерживает, но и зачастую выигрывает. Отборочная комиссия Московского кинофестиваля сознательно идет на самоограничения (следуя примеру двух-трех ведущих кинофестивалей мира) и не принимает в конкурс картины, ранее представленные в любых официальных программах международных кинофестивалей, проходящих за пределами страны производства фильма. Как и другие большие смотры, мы поставили перед собой более сложную задачу: открывать новые имена и фильмы в международном масштабе, давать путевку в жизнь талантливым работам.
 
Корреспондент:
Есть ли проблема выбора – предпочесть уже известного автора или дать шанс дебютанту?

К.Разлогов:

Что касается работы отборщиков, все зависит от личной позиции. Что ты предпочтешь: среднюю картину известного режиссера или интересный фильм дебютанта? Лично я за новые имена. Одна из задач фестивалей — как раз открытие новых талантов, имен. Для критиков зачастую ситуация противоположная: на слуху имя того или иного творца, почему же у вас в конкурсе его нет? Им приходится объяснять, что если «имя» сделало успешную картину, то она, как правило, уходит на Каннский фестиваль. Московскому фестивалю удается удерживать баланс: в обоих конкурсах — и в главном, и в «Перспективах» — по 50% фильмов сделаны дебютантами или теми, кто снял вторую картину.
Меня радует, когда режиссер, показывавший свои первые работы у нас, становится лауреатом Каннов или других престижных киносмотров. Так было с Ким Ки Дуком (он показывал у нас один из своих ранних фильмов — «Реальный вымысел»), с лидерами нашего современного кинематографа Алексеем Попогребским и Борисом Хлебниковым (они дебютировали на ММКФ и за картину «Коктебель» получили специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ). Международная Федерация кинопрессы признала «Коктебель» лучшим фильмом 2003 г.

Корреспондент:
Почему конкурс порой кажется слабее, чем внеконкурсный показ?

К.Разлогов:

Дело здесь часто не в качестве картин, а в контексте их демонстрации. Конкурсная программа состоит из никому не известных произведений, которые впервые представляют зрителям и критикам; если их и показывали ранее, то только в пределах страны производства. Каждый такой фильм по определению требует самостоятельного суждения критика о том, насколько он плохой, хороший или выдающийся.
Внеконкурсная программа Московского кинофестиваля, представляющая собой своего рода фестиваль фестивалей, формируется в основном из картин, прошедших проверку если не временем, то международной фестивальной конъюнктурой. Для критической оценки здесь трудностей нет.
Составляя внеконкурсную программу Московского фестиваля, я стараюсь задать в ней максимально широкий диапазон: беру не только те картины, которые нравятся мне, но и те, что пользуются коммерческим успехом в разных странах, нравятся моим коллегам. Никогда ведь не знаешь, какое из направлений вдруг вызовет резонанс.

Корреспондент:
Как подходят к оценке картин российская часть жюри и их международные коллеги? Существует ли разница в критериях оценки?

К.Разлогов:

Российская кинематографическая общественность во многих оценках не только не совпадает с мировой, но и противостоит ей. Постсоветское кино и, в известной мере, отечественная критика находятся в своеобразной противофазе по отношению к мировому кинематографическому процессу. То, что очень модно, высоко ценится на других международных кинофестивалях, нередко проходит почти незамеченным нашей критикой, не говоря уже о кинематографистах-профессионалах. Здесь играют свою роль и исторические судьбы советского кино, и парадоксы развития мирового киноискусства. По этим причинам на Московском кинофестивале три года подряд показывалась программа «Социалистический авангардизм», где была обозначена генетическая связь с той идеологией и эстетикой, которую нес с собой творческий метод, столь детально и порой бесполезно проработанный нашими теоретиками и практиками искусства.

Корреспондент:
Каковы возможности манипуляции процессом со стороны отборочной комиссии и дирекции фестиваля (особенно относительно российских картин в международном конкурсе)?
 
К.Разлогов:

Первая — отбор картин. Каждый включенный в конкурс фильм представляется достойным награды хотя бы одному из отборщиков. С моей точки зрения (отстоять ее не всегда удается), в конкурс Московского кинофестиваля следует включать только те российские картины, которые имеют высокие шансы на международный успех (хотя бы фестивальный), а для потенциальных наших хитов предпочтителен внеконкурсный показ в том же «Пушкинском». Есть картины, имеющие предрасположенность к определенному типу фестивалей (в Роттердаме одни критерии, в Торонто другие). Умение найти свой фестиваль, дающий первотолчок, — это искусство и часть профессионального качества продюсера и режиссера.
В 2010 г. не было перегруза российскими фильмами, скорее наоборот. Москва открыла для мира дебютанта-ветерана Юрия Шиллера, известного новосибирского режиссера-документалиста, для которого «Воробей» — его вторая игровая работа. Интересная картина из Татарстана «Бибинур» (конкурс «Перспективы») после ММКФ участвовала в международном кинофоруме «Евразия» в Казахстане — у нее началась своя фестивальная судьба.
К сожалению, Алексей Балабанов не успел завершить фильм «Кочегар» (мы предполагали, что он будет основным в конкурсной программе), но в том, что на ММКФ Россию представлял один фильм, я особой драмы не вижу. Были фестивали, когда в конкурсе ни одной российской картины не было, зато участвовали российские режиссеры, сделавшие фильмы в Европе, на русском материале (пример – фильм С. Бодрова «Давай сделаем это по-быстрому»). Принадлежность фильма к российским деньгам и к российской культуре – не одно и то же. Российская культура на последнем фестивале была представлена достаточно хорошо (программа «Русский след» и др.).

Корреспондент:
В последнее время заметно расширение программы ММКФ в сторону аудио-визуального многообразия, где кино становится лишь частью большого культурного процесса, с чем это связано?

К.Разлогов:

Мне давно хотелось связать программу ММКФ с моими культурологическими штудиями, показать, насколько кино тесно связано с базовыми, фундаментальными особенностями различных культур, которые нередко получают полноценное отражение и выражение именно на экране. Наряду с традиционной визуальной антропологией (специальной отраслью знания, изучающей с помощью кино нравы, обычаи, традиции, ценности и верования различных народов земного шара) особую социокультурную ценность имеют игровые фильмы, нередко «зрящие в корень» психологических особенностей и противоречий между людьми.
Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что нормы и отклонения сексуального поведения, гастрономические особенности и традиции того или иного народа или региона в этом плане наиболее показательны. Своеобразным открытием для меня стала корейская картина «Вегетарианка» — одна из главных сенсаций фестиваля в Пусане в 2009 году. Все билеты на нее были розданы и распроданы, что придавало ей ажиотажный характер, но мне чудом (как гостю издалека) удалось попасть на последний сеанс, и я не разочаровался. Полнометражный дебют молодого режиссера Лина Ву Сеня действительно сплел воедино секс, еду и творчество в трагическом исступлении героини — и автор безусловно добился славы. Так зародился замысел цикла «Секс, еда, культура, слава» (сокращенно просто СЕКС).
Перед зрителем данного раздела программы развернулось (пусть частично) богатство и своеобразие культур: этнических и исторических, социально-демографических, психологических, гастрономических и, не в последнюю очередь, сексуальных. Программа фестиваля в целом направлена на признание множественности культур и на внедрение в наше сознание и родной язык множественного числа слова «культура» — основы современной культурологии.

Корреспондент:
Удается ли сохранить баланс между шоу, сопровождающим фестиваль, и проведением показов? Кто главнее – спонсоры или зрители?

К.Разлогов:

Мы стремимся сохранить баланс между различными вкусами и сферами интересов. Я как-то писал, что фестиваль включает, по меньшей мере, три культуры: государственную, новорусскую (спонсорскую) и киноманскую. К этому можно добавить еще и «зрительскую», имея в виду уже не киноманов, а постоянных зрителей кинотеатров, то есть обеспеченную молодежь. У каждой из этих групп своя специфика, свои предпочтения и в кино, и в фестивальной жизни, и баланс здесь найти порой бывает непросто.

Корреспондент:
ММКФ-2011 – каким он будет? Как складывается на сегодняшний момент программа фестиваля?

К.Разлогов:

Отличительной чертой нынешнего фестиваля я бы назвал намеренную контрастность, столкновение крайностей. Приведу только два примера. Как известно, фестиваль открывает мировая премьера очередной серии голливудских «Трансформеров». Такое в рамках ММКФ произойдет впервые, в Москву приедут не только создатели фильмов, но и толпы зарубежных журналистов, что создаст проблемы на церемонии открытия фестиваля, но безусловно будет способствовать его международному резонансу. А с другой стороны, в рамках фестиваля будет проведена ретроспектива американского независимого режиссера Роба Нильсена, лауреата Каннской «Золотой камеры» и приза фестиваля «Санденс», ведущего представителя вовсе не голливудской, а исконно американской кинокультуры – полной противоположности «Трансформерами». В один из первых дней конкурсного показа мы надеемся столкнуть между собой абсолютно классическую, даже старомодную режиссерскую работу бывшего Президента Чешской республики драматурга Вацлава Гавела «Уход» и провокационную эротически-уголовную драму Жана-Марка Барра «Перевод с американского», перенасыщенную сексом и насилием. Этот принцип столкновения противоположностей будет присутствовать и в других разделах программы.
Автор:
Нина Бояршинова

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Реклама