1 июня 2011 13:58
Кирилл Разлогов: «По уровню конкурсных программ фестивалей класса А, Москва не только выдерживает сравнение с ними, но и зачастую выигрывает»
С 23 июня по 2 июля 2011 года пройдет 33 Московский международный кинофестиваль. Мы встретились с программным директором киносмотра Кириллом Разлоговым и поговорили с ним о состоянии фестиваля на сегодняшний день, его месте в мировом фестивальном контексте, особенностях отбора картин, разнице конкурсной и внеконкурсных программ, критериях оценки кинолент, новейших тенденциях ММКФ и многом другом.
Корреспондент:
C 1999 года (с перерывом в три года 2006-2008) Вы формировали программу ММКФ как программный директор. Как Вы оцениваете его состояние на сегодняшний день? Какова его идея?
К.Разлогов:
Качественный уровень крупных международных кинофестивалей, проходивших в Москве с конца 1950-х гг. по сегодняшний день, остается стабильным. Будучи активным зрителем этих кинофестивалей с 1963 г., я мог на собственном опыте убедиться, что в конечном итоге основные пропорции сохраняются неизменными: 2–3 бесспорных шедевра; 20–30 фильмов достойного уровня, о которых можно спорить, выдающиеся это произведения или продукция среднего качества (не считая ретроспектив, где уровень качества более высок, поскольку здесь отбираются картины уже прошедшие проверку временем); около 100 фильмов посредственных, о которых опять-таки ведутся споры, но в другом регистре – полный это провал либо отдельные из них можно зачислить в разряд произведений достойных.
В дальнейшем одной из главных идей Московского кинофестиваля (задолго до того, как она была объявлена ведущей в «Санденсе» в 2005 г. и в 2010 г. в Венеции) стала идея расширения его культурной базы, взаимодействия искусств, ориентации не просто на российскую кинематографическую, но и на арт-среду, которая у нас более открыта новым веяниям и более динамична в художественном плане. Отсюда — большое значение программы «Медиа-форум». Есть несколько программ, целиком ориентированных именно на это. Назову, к примеру, ретроспективу фильмов канадца Робера Лепажа — режиссера, очень известного в театральном мире, но почти неизвестного как кинематографист, которые мы собрали вместе. Была в программе и ретроспектива кинематографиста, писателя, телеведущего Александра Клюге; у нас собраны его кино- и телеработы, состоялась презентация его последней книги, каждый год мы показываем его экспериментальные работы. И, конечно, «Кремастер» Мэтью Барни.
Корреспондент:
В ранге кинофестивалей какое место сейчас занимает ММКФ?
К.Разлогов:
Классификация ФИАПФ носит не качественно-содержательный, а чисто технический характер. К классу А относятся международные кинофестивали (не более одного в каждом государстве) с неспециализированным конкурсом полнометражных лент, как правило премьерных и не участвовавших в конкурсах других международных кинофестивалей. Последнее было в свое время главным условием. Когда же по требованию руководителей программ большинства фестивалей данное условие отменили, его место заняла неистовая борьба за премьерные показы, от которой Московский фестиваль отказался лишь в те годы, когда я там не работал. Ведь класс А - не только Венеция, Берлин, Канны, но и другие фестивали; сравнение с ними по уровню конкурсных программ Москва не только выдерживает, но и зачастую выигрывает. Отборочная комиссия Московского кинофестиваля сознательно идет на самоограничения (следуя примеру двух-трех ведущих кинофестивалей мира) и не принимает в конкурс картины, ранее представленные в любых официальных программах международных кинофестивалей, проходящих за пределами страны производства фильма. Как и другие большие смотры, мы поставили перед собой более сложную задачу: открывать новые имена и фильмы в международном масштабе, давать путевку в жизнь талантливым работам.
Корреспондент:
Есть ли проблема выбора – предпочесть уже известного автора или дать шанс дебютанту?
К.Разлогов:
Что касается работы отборщиков, все зависит от личной позиции. Что ты предпочтешь: среднюю картину известного режиссера или интересный фильм дебютанта? Лично я за новые имена. Одна из задач фестивалей — как раз открытие новых талантов, имен. Для критиков зачастую ситуация противоположная: на слуху имя того или иного творца, почему же у вас в конкурсе его нет? Им приходится объяснять, что если «имя» сделало успешную картину, то она, как правило, уходит на Каннский фестиваль. Московскому фестивалю удается удерживать баланс: в обоих конкурсах — и в главном, и в «Перспективах» — по 50% фильмов сделаны дебютантами или теми, кто снял вторую картину.
Меня радует, когда режиссер, показывавший свои первые работы у нас, становится лауреатом Каннов или других престижных киносмотров. Так было с Ким Ки Дуком (он показывал у нас один из своих ранних фильмов — «Реальный вымысел»), с лидерами нашего современного кинематографа Алексеем Попогребским и Борисом Хлебниковым (они дебютировали на ММКФ и за картину «Коктебель» получили специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ). Международная Федерация кинопрессы признала «Коктебель» лучшим фильмом 2003 г.
Корреспондент:
Почему конкурс порой кажется слабее, чем внеконкурсный показ?
К.Разлогов:
Дело здесь часто не в качестве картин, а в контексте их демонстрации. Конкурсная программа состоит из никому не известных произведений, которые впервые представляют зрителям и критикам; если их и показывали ранее, то только в пределах страны производства. Каждый такой фильм по определению требует самостоятельного суждения критика о том, насколько он плохой, хороший или выдающийся.
Внеконкурсная программа Московского кинофестиваля, представляющая собой своего рода фестиваль фестивалей, формируется в основном из картин, прошедших проверку если не временем, то международной фестивальной конъюнктурой. Для критической оценки здесь трудностей нет.
Составляя внеконкурсную программу Московского фестиваля, я стараюсь задать в ней максимально широкий диапазон: беру не только те картины, которые нравятся мне, но и те, что пользуются коммерческим успехом в разных странах, нравятся моим коллегам. Никогда ведь не знаешь, какое из направлений вдруг вызовет резонанс.
Корреспондент:
Как подходят к оценке картин российская часть жюри и их международные коллеги? Существует ли разница в критериях оценки?
К.Разлогов:
Российская кинематографическая общественность во многих оценках не только не совпадает с мировой, но и противостоит ей. Постсоветское кино и, в известной мере, отечественная критика находятся в своеобразной противофазе по отношению к мировому кинематографическому процессу. То, что очень модно, высоко ценится на других международных кинофестивалях, нередко проходит почти незамеченным нашей критикой, не говоря уже о кинематографистах-профессионалах. Здесь играют свою роль и исторические судьбы советского кино, и парадоксы развития мирового киноискусства. По этим причинам на Московском кинофестивале три года подряд показывалась программа «Социалистический авангардизм», где была обозначена генетическая связь с той идеологией и эстетикой, которую нес с собой творческий метод, столь детально и порой бесполезно проработанный нашими теоретиками и практиками искусства.
Корреспондент:
Каковы возможности манипуляции процессом со стороны отборочной комиссии и дирекции фестиваля (особенно относительно российских картин в международном конкурсе)?
К.Разлогов:
Первая — отбор картин. Каждый включенный в конкурс фильм представляется достойным награды хотя бы одному из отборщиков. С моей точки зрения (отстоять ее не всегда удается), в конкурс Московского кинофестиваля следует включать только те российские картины, которые имеют высокие шансы на международный успех (хотя бы фестивальный), а для потенциальных наших хитов предпочтителен внеконкурсный показ в том же «Пушкинском». Есть картины, имеющие предрасположенность к определенному типу фестивалей (в Роттердаме одни критерии, в Торонто другие). Умение найти свой фестиваль, дающий первотолчок, — это искусство и часть профессионального качества продюсера и режиссера.
В 2010 г. не было перегруза российскими фильмами, скорее наоборот. Москва открыла для мира дебютанта-ветерана Юрия Шиллера, известного новосибирского режиссера-документалиста, для которого «Воробей» — его вторая игровая работа. Интересная картина из Татарстана «Бибинур» (конкурс «Перспективы») после ММКФ участвовала в международном кинофоруме «Евразия» в Казахстане — у нее началась своя фестивальная судьба.
К сожалению, Алексей Балабанов не успел завершить фильм «Кочегар» (мы предполагали, что он будет основным в конкурсной программе), но в том, что на ММКФ Россию представлял один фильм, я особой драмы не вижу. Были фестивали, когда в конкурсе ни одной российской картины не было, зато участвовали российские режиссеры, сделавшие фильмы в Европе, на русском материале (пример – фильм С. Бодрова «Давай сделаем это по-быстрому»). Принадлежность фильма к российским деньгам и к российской культуре – не одно и то же. Российская культура на последнем фестивале была представлена достаточно хорошо (программа «Русский след» и др.).
Корреспондент:
В последнее время заметно расширение программы ММКФ в сторону аудио-визуального многообразия, где кино становится лишь частью большого культурного процесса, с чем это связано?
К.Разлогов:
Мне давно хотелось связать программу ММКФ с моими культурологическими штудиями, показать, насколько кино тесно связано с базовыми, фундаментальными особенностями различных культур, которые нередко получают полноценное отражение и выражение именно на экране. Наряду с традиционной визуальной антропологией (специальной отраслью знания, изучающей с помощью кино нравы, обычаи, традиции, ценности и верования различных народов земного шара) особую социокультурную ценность имеют игровые фильмы, нередко «зрящие в корень» психологических особенностей и противоречий между людьми.
Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что нормы и отклонения сексуального поведения, гастрономические особенности и традиции того или иного народа или региона в этом плане наиболее показательны. Своеобразным открытием для меня стала корейская картина «Вегетарианка» — одна из главных сенсаций фестиваля в Пусане в 2009 году. Все билеты на нее были розданы и распроданы, что придавало ей ажиотажный характер, но мне чудом (как гостю издалека) удалось попасть на последний сеанс, и я не разочаровался. Полнометражный дебют молодого режиссера Лина Ву Сеня действительно сплел воедино секс, еду и творчество в трагическом исступлении героини — и автор безусловно добился славы. Так зародился замысел цикла «Секс, еда, культура, слава» (сокращенно просто СЕКС).
Перед зрителем данного раздела программы развернулось (пусть частично) богатство и своеобразие культур: этнических и исторических, социально-демографических, психологических, гастрономических и, не в последнюю очередь, сексуальных. Программа фестиваля в целом направлена на признание множественности культур и на внедрение в наше сознание и родной язык множественного числа слова «культура» — основы современной культурологии.
Корреспондент:
Удается ли сохранить баланс между шоу, сопровождающим фестиваль, и проведением показов? Кто главнее – спонсоры или зрители?
К.Разлогов:
Мы стремимся сохранить баланс между различными вкусами и сферами интересов. Я как-то писал, что фестиваль включает, по меньшей мере, три культуры: государственную, новорусскую (спонсорскую) и киноманскую. К этому можно добавить еще и «зрительскую», имея в виду уже не киноманов, а постоянных зрителей кинотеатров, то есть обеспеченную молодежь. У каждой из этих групп своя специфика, свои предпочтения и в кино, и в фестивальной жизни, и баланс здесь найти порой бывает непросто.
Корреспондент:
ММКФ-2011 – каким он будет? Как складывается на сегодняшний момент программа фестиваля?
К.Разлогов:
Отличительной чертой нынешнего фестиваля я бы назвал намеренную контрастность, столкновение крайностей. Приведу только два примера. Как известно, фестиваль открывает мировая премьера очередной серии голливудских «Трансформеров». Такое в рамках ММКФ произойдет впервые, в Москву приедут не только создатели фильмов, но и толпы зарубежных журналистов, что создаст проблемы на церемонии открытия фестиваля, но безусловно будет способствовать его международному резонансу. А с другой стороны, в рамках фестиваля будет проведена ретроспектива американского независимого режиссера Роба Нильсена, лауреата Каннской «Золотой камеры» и приза фестиваля «Санденс», ведущего представителя вовсе не голливудской, а исконно американской кинокультуры – полной противоположности «Трансформерами». В один из первых дней конкурсного показа мы надеемся столкнуть между собой абсолютно классическую, даже старомодную режиссерскую работу бывшего Президента Чешской республики драматурга Вацлава Гавела «Уход» и провокационную эротически-уголовную драму Жана-Марка Барра «Перевод с американского», перенасыщенную сексом и насилием. Этот принцип столкновения противоположностей будет присутствовать и в других разделах программы.
Корреспондент:
C 1999 года (с перерывом в три года 2006-2008) Вы формировали программу ММКФ как программный директор. Как Вы оцениваете его состояние на сегодняшний день? Какова его идея?
К.Разлогов:
Качественный уровень крупных международных кинофестивалей, проходивших в Москве с конца 1950-х гг. по сегодняшний день, остается стабильным. Будучи активным зрителем этих кинофестивалей с 1963 г., я мог на собственном опыте убедиться, что в конечном итоге основные пропорции сохраняются неизменными: 2–3 бесспорных шедевра; 20–30 фильмов достойного уровня, о которых можно спорить, выдающиеся это произведения или продукция среднего качества (не считая ретроспектив, где уровень качества более высок, поскольку здесь отбираются картины уже прошедшие проверку временем); около 100 фильмов посредственных, о которых опять-таки ведутся споры, но в другом регистре – полный это провал либо отдельные из них можно зачислить в разряд произведений достойных.
В дальнейшем одной из главных идей Московского кинофестиваля (задолго до того, как она была объявлена ведущей в «Санденсе» в 2005 г. и в 2010 г. в Венеции) стала идея расширения его культурной базы, взаимодействия искусств, ориентации не просто на российскую кинематографическую, но и на арт-среду, которая у нас более открыта новым веяниям и более динамична в художественном плане. Отсюда — большое значение программы «Медиа-форум». Есть несколько программ, целиком ориентированных именно на это. Назову, к примеру, ретроспективу фильмов канадца Робера Лепажа — режиссера, очень известного в театральном мире, но почти неизвестного как кинематографист, которые мы собрали вместе. Была в программе и ретроспектива кинематографиста, писателя, телеведущего Александра Клюге; у нас собраны его кино- и телеработы, состоялась презентация его последней книги, каждый год мы показываем его экспериментальные работы. И, конечно, «Кремастер» Мэтью Барни.
Корреспондент:
В ранге кинофестивалей какое место сейчас занимает ММКФ?
К.Разлогов:
Классификация ФИАПФ носит не качественно-содержательный, а чисто технический характер. К классу А относятся международные кинофестивали (не более одного в каждом государстве) с неспециализированным конкурсом полнометражных лент, как правило премьерных и не участвовавших в конкурсах других международных кинофестивалей. Последнее было в свое время главным условием. Когда же по требованию руководителей программ большинства фестивалей данное условие отменили, его место заняла неистовая борьба за премьерные показы, от которой Московский фестиваль отказался лишь в те годы, когда я там не работал. Ведь класс А - не только Венеция, Берлин, Канны, но и другие фестивали; сравнение с ними по уровню конкурсных программ Москва не только выдерживает, но и зачастую выигрывает. Отборочная комиссия Московского кинофестиваля сознательно идет на самоограничения (следуя примеру двух-трех ведущих кинофестивалей мира) и не принимает в конкурс картины, ранее представленные в любых официальных программах международных кинофестивалей, проходящих за пределами страны производства фильма. Как и другие большие смотры, мы поставили перед собой более сложную задачу: открывать новые имена и фильмы в международном масштабе, давать путевку в жизнь талантливым работам.
Корреспондент:
Есть ли проблема выбора – предпочесть уже известного автора или дать шанс дебютанту?
К.Разлогов:
Что касается работы отборщиков, все зависит от личной позиции. Что ты предпочтешь: среднюю картину известного режиссера или интересный фильм дебютанта? Лично я за новые имена. Одна из задач фестивалей — как раз открытие новых талантов, имен. Для критиков зачастую ситуация противоположная: на слуху имя того или иного творца, почему же у вас в конкурсе его нет? Им приходится объяснять, что если «имя» сделало успешную картину, то она, как правило, уходит на Каннский фестиваль. Московскому фестивалю удается удерживать баланс: в обоих конкурсах — и в главном, и в «Перспективах» — по 50% фильмов сделаны дебютантами или теми, кто снял вторую картину.
Меня радует, когда режиссер, показывавший свои первые работы у нас, становится лауреатом Каннов или других престижных киносмотров. Так было с Ким Ки Дуком (он показывал у нас один из своих ранних фильмов — «Реальный вымысел»), с лидерами нашего современного кинематографа Алексеем Попогребским и Борисом Хлебниковым (они дебютировали на ММКФ и за картину «Коктебель» получили специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ). Международная Федерация кинопрессы признала «Коктебель» лучшим фильмом 2003 г.
Корреспондент:
Почему конкурс порой кажется слабее, чем внеконкурсный показ?
К.Разлогов:
Дело здесь часто не в качестве картин, а в контексте их демонстрации. Конкурсная программа состоит из никому не известных произведений, которые впервые представляют зрителям и критикам; если их и показывали ранее, то только в пределах страны производства. Каждый такой фильм по определению требует самостоятельного суждения критика о том, насколько он плохой, хороший или выдающийся.
Внеконкурсная программа Московского кинофестиваля, представляющая собой своего рода фестиваль фестивалей, формируется в основном из картин, прошедших проверку если не временем, то международной фестивальной конъюнктурой. Для критической оценки здесь трудностей нет.
Составляя внеконкурсную программу Московского фестиваля, я стараюсь задать в ней максимально широкий диапазон: беру не только те картины, которые нравятся мне, но и те, что пользуются коммерческим успехом в разных странах, нравятся моим коллегам. Никогда ведь не знаешь, какое из направлений вдруг вызовет резонанс.
Корреспондент:
Как подходят к оценке картин российская часть жюри и их международные коллеги? Существует ли разница в критериях оценки?
К.Разлогов:
Российская кинематографическая общественность во многих оценках не только не совпадает с мировой, но и противостоит ей. Постсоветское кино и, в известной мере, отечественная критика находятся в своеобразной противофазе по отношению к мировому кинематографическому процессу. То, что очень модно, высоко ценится на других международных кинофестивалях, нередко проходит почти незамеченным нашей критикой, не говоря уже о кинематографистах-профессионалах. Здесь играют свою роль и исторические судьбы советского кино, и парадоксы развития мирового киноискусства. По этим причинам на Московском кинофестивале три года подряд показывалась программа «Социалистический авангардизм», где была обозначена генетическая связь с той идеологией и эстетикой, которую нес с собой творческий метод, столь детально и порой бесполезно проработанный нашими теоретиками и практиками искусства.
Корреспондент:
Каковы возможности манипуляции процессом со стороны отборочной комиссии и дирекции фестиваля (особенно относительно российских картин в международном конкурсе)?
К.Разлогов:
Первая — отбор картин. Каждый включенный в конкурс фильм представляется достойным награды хотя бы одному из отборщиков. С моей точки зрения (отстоять ее не всегда удается), в конкурс Московского кинофестиваля следует включать только те российские картины, которые имеют высокие шансы на международный успех (хотя бы фестивальный), а для потенциальных наших хитов предпочтителен внеконкурсный показ в том же «Пушкинском». Есть картины, имеющие предрасположенность к определенному типу фестивалей (в Роттердаме одни критерии, в Торонто другие). Умение найти свой фестиваль, дающий первотолчок, — это искусство и часть профессионального качества продюсера и режиссера.
В 2010 г. не было перегруза российскими фильмами, скорее наоборот. Москва открыла для мира дебютанта-ветерана Юрия Шиллера, известного новосибирского режиссера-документалиста, для которого «Воробей» — его вторая игровая работа. Интересная картина из Татарстана «Бибинур» (конкурс «Перспективы») после ММКФ участвовала в международном кинофоруме «Евразия» в Казахстане — у нее началась своя фестивальная судьба.
К сожалению, Алексей Балабанов не успел завершить фильм «Кочегар» (мы предполагали, что он будет основным в конкурсной программе), но в том, что на ММКФ Россию представлял один фильм, я особой драмы не вижу. Были фестивали, когда в конкурсе ни одной российской картины не было, зато участвовали российские режиссеры, сделавшие фильмы в Европе, на русском материале (пример – фильм С. Бодрова «Давай сделаем это по-быстрому»). Принадлежность фильма к российским деньгам и к российской культуре – не одно и то же. Российская культура на последнем фестивале была представлена достаточно хорошо (программа «Русский след» и др.).
Корреспондент:
В последнее время заметно расширение программы ММКФ в сторону аудио-визуального многообразия, где кино становится лишь частью большого культурного процесса, с чем это связано?
К.Разлогов:
Мне давно хотелось связать программу ММКФ с моими культурологическими штудиями, показать, насколько кино тесно связано с базовыми, фундаментальными особенностями различных культур, которые нередко получают полноценное отражение и выражение именно на экране. Наряду с традиционной визуальной антропологией (специальной отраслью знания, изучающей с помощью кино нравы, обычаи, традиции, ценности и верования различных народов земного шара) особую социокультурную ценность имеют игровые фильмы, нередко «зрящие в корень» психологических особенностей и противоречий между людьми.
Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что нормы и отклонения сексуального поведения, гастрономические особенности и традиции того или иного народа или региона в этом плане наиболее показательны. Своеобразным открытием для меня стала корейская картина «Вегетарианка» — одна из главных сенсаций фестиваля в Пусане в 2009 году. Все билеты на нее были розданы и распроданы, что придавало ей ажиотажный характер, но мне чудом (как гостю издалека) удалось попасть на последний сеанс, и я не разочаровался. Полнометражный дебют молодого режиссера Лина Ву Сеня действительно сплел воедино секс, еду и творчество в трагическом исступлении героини — и автор безусловно добился славы. Так зародился замысел цикла «Секс, еда, культура, слава» (сокращенно просто СЕКС).
Перед зрителем данного раздела программы развернулось (пусть частично) богатство и своеобразие культур: этнических и исторических, социально-демографических, психологических, гастрономических и, не в последнюю очередь, сексуальных. Программа фестиваля в целом направлена на признание множественности культур и на внедрение в наше сознание и родной язык множественного числа слова «культура» — основы современной культурологии.
Корреспондент:
Удается ли сохранить баланс между шоу, сопровождающим фестиваль, и проведением показов? Кто главнее – спонсоры или зрители?
К.Разлогов:
Мы стремимся сохранить баланс между различными вкусами и сферами интересов. Я как-то писал, что фестиваль включает, по меньшей мере, три культуры: государственную, новорусскую (спонсорскую) и киноманскую. К этому можно добавить еще и «зрительскую», имея в виду уже не киноманов, а постоянных зрителей кинотеатров, то есть обеспеченную молодежь. У каждой из этих групп своя специфика, свои предпочтения и в кино, и в фестивальной жизни, и баланс здесь найти порой бывает непросто.
Корреспондент:
ММКФ-2011 – каким он будет? Как складывается на сегодняшний момент программа фестиваля?
К.Разлогов:
Отличительной чертой нынешнего фестиваля я бы назвал намеренную контрастность, столкновение крайностей. Приведу только два примера. Как известно, фестиваль открывает мировая премьера очередной серии голливудских «Трансформеров». Такое в рамках ММКФ произойдет впервые, в Москву приедут не только создатели фильмов, но и толпы зарубежных журналистов, что создаст проблемы на церемонии открытия фестиваля, но безусловно будет способствовать его международному резонансу. А с другой стороны, в рамках фестиваля будет проведена ретроспектива американского независимого режиссера Роба Нильсена, лауреата Каннской «Золотой камеры» и приза фестиваля «Санденс», ведущего представителя вовсе не голливудской, а исконно американской кинокультуры – полной противоположности «Трансформерами». В один из первых дней конкурсного показа мы надеемся столкнуть между собой абсолютно классическую, даже старомодную режиссерскую работу бывшего Президента Чешской республики драматурга Вацлава Гавела «Уход» и провокационную эротически-уголовную драму Жана-Марка Барра «Перевод с американского», перенасыщенную сексом и насилием. Этот принцип столкновения противоположностей будет присутствовать и в других разделах программы.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
19.04.2024
Мировая премьера фильма Евгении Тирдатовой «Четыре четверти» пройдет на 46 ММКФ
19.04.2024
Сегодня открывается 46 Московский международный кинофестиваль
02.04.2024
ММКФ 2024: программа фестиваля
21.02.2024
Официальный киарт 46 Московского международного кинофестиваля
27.12.2023
Объявлены даты проведения 46 ММКФ
Реклама