Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 июля 2011 13:12

Илья Бачурин: "Кино – сильнейший носитель идеологии"

Илья Бачурин: "Кино – сильнейший носитель идеологии"

Проезжающие по Новорижскому шоссе могут видеть грандиозную стройку. В начале 2012 года там начнет действовать киностудийный комплекс «Главкино». Название, явно отсылающее нас в 30-ые годы прошлого века, когда в художники молодого советского государства искали и находили новые формы выразительности, придумал идеолог проекта Федор Бондарчук.
Конструктивисты, как известно, провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Они искренне полагали, что искусство должно служить производству и отдавали предпочтение так называемому функциональному методу проектирования. «Главкино», как выяснилось в беседе с генеральным директором компании Ильей Бачуриным, к нашей киноиндустрии подходит с такой же рациональностью. Но, что удивляет на первый взгляд, вовсе не мешает триумвирату «Главкино» - Федору Бондарчуку, Константину Эрнсту и Илье Бачурину – сохранять в наше время оптимизм и веру в свое дело.

Вита Рамм:
Что же такое «Главкино»?

Илья Бачурин:

«Главкино» - компания, которую придумал и запустил Федор Бондарчук. Позже к нему присоединились гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст и я. Мы являемся акционерами проекта. Наша цель построить не только студию, но и компанию – лидера российской киноиндустрии. Мы начали работу в двух направлениях. Первое – киностудийный комплекс, который достраиваем, и который станет технологической базой для производства фильмов и сериалов. Второе – производство собственных фильмов.

Вита Рамм:
Как вы, столь занятые люди, смогли найти друг друга и договориться?

Илья Бачурин:

С Федором мы знакомы очень давно. С Константином Эрнстом познакомились, когда я заканчивал поколенческий и бодрый радиопроект «Станция». Он позвал меня на телевидение и я четыре года был директором музыкального вещания на Первом. Кстати, сейчас радиопроект со всем спектром современной музыки уже стартовал в Рунете под названием www.substancia.ru.

Вита Рамм:
Кто финансирует «Главкино»? Мечтать, планировать и строить – разные истории.

Илья Бачурин:

Мы начали стройку, получив кредит в ВТБ, за который бились больше года. Был составлен жесткий бизнес-план. Кредит нам выдали на рыночных условиях, и его предстоит за семь лет вернуть банку со всеми процентами, что будет нелегко. Но мы верим, что за это время сможем загрузить студийный комплекс как собственными кинопроектами, так и сторонними заказами.

Вита Рамм:
Акционеры «Главкино», кажется, единственные, кто в нашей киноиндустрии верят в положительную динамику развития. Не страшно?

Илья Бачурин:

Если бы не верили, не стали бы ничего делать! Мы действительно верим в хорошие перспективы киноотрасли в России. На каждой стадии экспертизы и осуществления проекта мы убеждались в своей правоте.
 
Вита Рамм:
Строительство киностудийного комплекса требует особых профессиональных знаний. Архитектора и инженеров приглашали из Лос-Анжелеса?

Илья Бачурин:

Мы, конечно, смотрели и голливудские студии, и кинокомплексы в Канаде, в Венгрии. Но проект сделали и воплощают наши профессионалы, безусловно, базируясь на западном опыте. Строительные стандарты на западе и у нас отличаются. По проекту студии создано и прошло экспертизу более 70 папок с подробными схемами электроснабжения, пожарной безопасности, вентиляции, кондиционированию и так далее. Проект был выполнен «Лабораторией Виртуальной Архитектуры» под руководством одного из лидеров современного архитектурного сообщества, доцента Кафедры промышленной архитектуры Московского Архитектурного института (МАРХИ) Станислава Кулиша. Ведь что такое павильон? Коробка с множеством функциональных приспособлений. Станислав Всеволодович Кулиш и его команда, кроме этой задачи, на наш взгляд, удачно решили и вопросы эстетики. На Новорижском шоссе, где расположено «Главкино», архитекторам удалось гармонично «обжить» пространство площадью 10 Гектар с 33 000 м2 административных и съемочных помещений, с павильонами, монтажно-тонировочным и декорационными мастерскими, ресторанами, гостиницей. Проект можно найти на сайте Лаборатории www.labva.ru и убедиться в том, что студийный комплекс «Главкино» отвечает не только сегодняшним самым высоким требованиям, но и рассчитан на развитие технологий в кино и телепроизводстве. У нас создаются все условия для полного цикла производства фильмов и сериалов. На начальном этапе мы рассчитываем на очень большой, до 80%, объем загрузки телевизионными программами.

Вита Рамм:
Чем же «Главкино» будет отличаться от «Мосфильма» или кинотелевизионного комплекса RWS в Санкт-Петербурге?

Илья Бачурин:

Главкино будет дополнять спектр услуг, доступный производителям видеоконтента на рынке. Я с большим уважением отношусь к Карену Георгиевичу Шахназарову. Под его руководством «Мосфильм» стал таким, каким и должен быть по статусу – ведущей в отрасли киностудией. Но сейчас «Мосфильм» уже не может обеспечить всех желающих павильонами и услугами. Для больших картин там мало свободного пространства. А мы, как уже говорили, строим стратегию с учетом развития отечественной киноиндустрии на долгие годы вперед. Так что места под солнцем должно хватить всем.
«Главкино» предложит нашим режиссерам и продюсерам новые технологические возможности для сложнопостановочных проектов. Первые два павильона начнут работать в январе 2012 года. В павильоне размером 1 тысяча квадратных метров полностью автоматизировано управление светом. Павильон в тысячу, как и два по пятьсот квадратных метров, позволят поставить любое съемочное оборудование. Особая наша гордость павильон в 3 тысячи квадратных метров. По технологическим возможностям он уникален для России. Подвесные потолки с высокой несущей способностью, колосники, конечно, увеличили стоимость всего проекта, но мы сочли, что обязаны предоставить все возможности для фантазии и свободы творчества. Будь у Федора Бондарчука наш 3-х тысячник во время съемок «Обитаемого острова», насколько ему было бы легче в осуществлении тех сверхзадач, которые он ставил перед собой для того времени и для российской индустрии в целом. С большой вероятностью не пришлось бы ему строить масштабные декорации в Крыму, а потом зависеть, например, от капризов природы. Съемки в оборудованном пространстве практичнее и, в итоге, дешевле.

Вита Рамм:
Сложнопостановочные проекты – удел Голливуда. Я не касаюсь художественных вопросов, только лишь технологий. Вы полагаете, что в России возможно снимать кино на уровне «Трансформеров»? Но зачем отечественным кинематографистам голливудские рецепты? Авторам «Шапито шоу», например, или «Как я провел этим летом», чтобы снимать кино, достаточно хорошей идеи и камеры. А российские просторы сами по себе живописные. Да и компьютерные технологии также не требуют больших затрат на павильоны.

Илья Бачурин:

Безусловно, современное развлекательное кино использует компьютерные возможности. Но оно не ограничивается ими. Лучшие голливудские фильмы комбинируют реальные съемки с виртуальными планами. Их сочетание и делает кино визуально неожиданным, привлекательным для зрителей. Почему же в России не должны быть использованы популярные технологии? Мы ничем не хуже. «Шапито-шоу» и «Как я провел этим летом», согласен, прекрасные фильмы и я искренне поздравляю их режиссеров и продюсеров. Но индустрия, как и зрители такой страны, как Россия, с такими традициями и культурой, не может ограничиваться лишь артхаусными фильмами. Мы просто обязаны делать БОЛЬШОЕ кино, как, например, «Адмиралъ», «Ночной дозор», «Дневной Дозор», «9 Рота», «Турецкий гамбит», «Обитаемый остров».

Вита Рамм:
Согласна. Но где вы возьмете людей для осуществления своих планов? В артхаусном кино у нас переизбыток авторов. Большие же технологии требуют другого, аватаро-кэмероновского или бекмамбетовского мышления и фантазии.

Илья Бачурин:

Это ключевой вопрос. Обслуживать павильонные технологии можно научить. И мы собираемся отправлять набранных людей на зарубежные стажировки, учить их прямо на рабочем месте. А как творчески применять то, чем будет располагать наш кинокомплекс – проблема из проблем. Естественно, мы рассчитываем и на телевизионную загрузку павильонов, но проблемы отечественного кино для нас очень близки.
Российское кино, на мой взгляд, часто проигрывает из-за творческих компромиссов – от высокого замысла до финальной точки монтажа происходит такая «утруска-усушка» проекта, что от проекта ничего не остается. В итоге часто получается ни уму, ни сердцу. Но я уверен в том, что и в нашей стране есть молодые и талантливые режиссеры, которым именно «Главкино» не только подскажет, как можно применять собственные таланты в современном кинопроизводстве, а также поможет в осуществлении их идей. Для перспективных проектов мы готовы будем оказывать услуги и на взаимовыгодных условиях, например, вступая в ко-продакшен (как сейчас модно говорить).

Вита Рамм:
Знаете, что у нас острословы говорят: «в Голливуде берут с прибыли, у нас – с убытков». Словом, реальная жизнь противоречит вашим надеждам о правильном развитии киноиндустрии.

Илья Бачурин:

Мы стремимся к идеальной ситуации. А как иначе? Сложить руки и ничего не делать или довольствоваться малым? Это точно не про нас! Сейчас, если посмотреть со стороны продюсеров, то и так все хорошо. Есть государство, которое выделяет деньги. Кинематографисты стоят в очереди либо в Минкульт, либо в Фонд поддержки кино. Получили – сняли, а дальше трава не расти. Не важно, посмотрят фильм или нет. Абсурд! Но факт!
Со стороны зрителей – ситуация иная. Часто киношники их обманывают, подсовывая на волне огромной рекламы фильмы, после которых идти на российское кино просто не хочется.
Кинопрокат тоже не безгрешен: с хорошими нашими фильмами обходится очень жестко. Фильмы за 10-14 дней пролетают в репертуаре как кометы, их потом нигде не догнать, не найти, кроме торрентов. А что происходит в маленьких городках или селениях? Там просто нет кинотеатров, и кино никто не смотрит. Факт в том, что у нас в стране слишком мало кинотеатров и потому происходит прямое нарушение Конституции. Ведь в 7 главе, в статье 53 записано: «Граждане Российской Федерации имеют право пользоваться достижениями культуры, участвовать в культурной жизни. Это право обеспечивается широкой сетью государственных учреждений культуры...». В такой ситуации сегодня инвестировать в российское кино, действительно, означает рисковать своими деньгами. Но ситуация скоро изменится в лучшую сторону. Я уверен! Не все безразлично соглашаются с происходящим. Например, Федор Бондарчук занимается строительством киносетей в российской глубинке, тянет гигантский, сложный и очень важный проект. И государство этот проект поддерживает.

Вита Рамм:
Государство наконец-то осознало, что перепутало тактику со стратегией, когда принимало решение отдать строительство кинотеатров полностью в частные руки. Вот и было построено столько, сколько было достаточно для частного проката. Ведь неинтересно ждать, пока «отобьются» инвестиции в городке в 100 – 50 тысяч жителей. Отсюда и столь ничтожные показатели количества купленных билетов. По статистике у нас на голливудские фильмы постоянно ходят 3 – 5 миллионов зрителей. На российские - еще меньше – цифра не достигает и 2-х миллионов. Но есть еще одна проблема – зритель не хочет смотреть фильмы отечественного производства.

Илья Бачурин:

Проблема зрителей – комплексная. Главное – недостаточное количество качественного крупнокалиберного российского кино. И нехватка кинотеатров, и отсутствие положительной атмосферы ожидания отечественного кино тоже сказываются. Роль СМИ, Рунета, блоггеров в этой проблеме существенна. Поэтому мы думаем и о национальном портале российского кино, где пользователи могли бы посмотреть российское кино, которое они «не поймали» в прокате, получить про него наиболее полную, точную информацию, найти непредвзятую аналитику. Под крылом Главкино действует проект по поиску и повышению квалификации молодых сценаристов. А в прошлом году Главкино стало ассоциативным членом в Writers Guild of America, что даст нам возможность сотрудничать с опытными голливудскими коллегами-сценаристами, получая бесценный опыт.
В общем – делаем все, что можем, чтобы изменить, улучшить ситуацию. Честно бьемся за отечественный кинематограф!

Вита Рамм:
Вы еще занимаете должность вице-президента по церемониям Сочи 2014. Почему бы вашей сценарной группе не подумать, как «срастить» зимнюю олимпиаду и кино? Можно снять фильм, например, про Светлану Журову. Ее путь до олимпийского золота, до статуса депутата, что называется, типичная голливудская история про трудолюбивую, терпящую лишения, поражения и травмы «золушку».

Илья Бачурин:

Отличная идея. Подобный фильм и был бы ответом на мой любимый тезис: «кино – сильнейший носитель идеологии». Идеология вовсе не ограничивается текущим политическим моментом. Я имею в виду идеологию жизни человека, как индивидуума, его силу духа и веру. Нам очень не хватает фильмов, в которых РЕАЛЬНЫЕ герои проживали бы реальные ситуации. Зрители ожидают увидеть в кино поведенческую модель, увидеть тех, кому захочется подражать, своих героев. Я уверен, что любить и гордиться нужно не только собой, но и своими ближними и своим городом и своей страной!

Вита Рамм:
Ваши ближайшие кинопланы?

Илья Бачурин:

Сейчас мы работаем с Джаником Файзиевым над большой и сложнопостановочной картиной «Август. Восьмого». О ней уже пишут, журналисты побывали на съемочной площадке в Абхазии. Съемки идут полным ходом. Уверен, результаты этой работы нашего зрителя не разочаруют!
Еще один очень важный наш проект осуществляется в сотрудничестве с одним из самых талантливых людей в российском кино режиссером – документалистом Виталием Манским.
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама