Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 сентября 2011 13:07

Сергей Мокров: «Ответственность за передачу данных кинотеатрами в ЕАИС теперь и на региональных властях»

Сергей Мокров: «Ответственность за передачу данных кинотеатрами в ЕАИС теперь и на региональных властях»

С наступлением осеннего оживления на рынке киноиндустрии интернет-портал ПрофиСинема снова обращается к разработчикам единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), чтобы узнать, какие результаты достигнуты по итогам летнего сезона.

Напомним, что система, предназначенная для  сбора, учёта и обработки сведений о публичной демонстрации фильмов в кинозалах российских кинотеатров, вступила в законную силу согласно Постановлению Правительства РФ от 18 октября 2010 года N 837, после чего кинопоказчики были обязаны передавать в ЕАИС сведения о каждом проданном кинобилете. 11 мая 2011 года в Министерстве Юстиции РФ прошел регистрацию приказ «Об утверждении Порядка обмена информацией между демонстратором фильма и оператором ЕАИС». Затем было подписано и разослано циркулярное письмо в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за выполнение кинотеатрами федерального законодательства.

Несмотря на то, что ЕАИС набирает обороты, пока еще не обходится без несостыковок и путаницы в предоставляемых данных. Так, нередко происходят случаи дублирования, а зачастую и многократного повтора продажи билетов на одно и то же место на один сеанс, что является, скорее всего, ошибками билетного комплекса.

Сеансы с "дублями" и передача данных без номера прокатного удостоверения

Также кинотеатры часто жалуются о несвоевременной передаче дистрибьюторами прокатного удостоверения (ПУ), но и менеджеры самих кинотеатров тоже либо ошибочно вводят номер прокатного удостоверения, либо вообще не считают нужным это делать. И то и другое подходит под определение «недостоверная или не полная передача данных» и в последующем должна быть наказуема.

Любопытны также и следующие данные, свидетельствующие о различии между цифрами бокс-офиса, предоставленными дистрибьюторами, и данными,  полученными по системе ЕАИС:

Различия между данными, предоставленными дистрибьюторами, и данными ЕАИС

На примере кассовых сборов отдельно взятого уикенда (15-18 сентября 2011 года) можно проследить, что данные бокс-офиса картин, переданные через ЕАИС, очень сильно отличаются от тех, которые предоставляют дистрибьюторы. В лучшем случае информация ЕАИС составляет 43,31% от цифр, озвученных дистрибьюторами. Более наглядно это различие данных можно проследить на следующем графике, где красная линия означает сборы по данным ЕАИС, синяя - информация о кассе, предоставленная дистрибьюторами:

Различия между данными, предоставленными дистрибьюторами, и данными ЕАИС (диаграмма)
И хотя кажется, что наибольшее совпадение и практически слияние обеих линий достигается в правой части графика, тем не менее это не соответствует действительности, а обусловлено тем, что кассовые сборы этих фильмов по сравнению со сборами картин из левой части графика крайне малы, и ввиду масштаба графика в целом создается иллюзия близости этих двух линий, в то время как показатели ЕАИС в наибольшей степени приближаются к данным о сборам, полученных от дистрибьютора, в случае фильма "Кунг-Фу Кролик".

Однако столь большая разница между указанными показателями напрямую не свидетельствует ни о неточности информации ЕАИС, ни о ложности информации, предоставляемой прокатными компаниями, а является следствием неполноты данных, ведь в настоящий момент к ЕАИС подключены еще не все кинотеатры в стране - есть даже целые регионы, в которых ни один кинотеатр не оборудован автоматизированной системой передачи данных. Только когда к ЕАИС будут подключены все кинотеатры, можно будет с уверенностью судить о достоверности данных о кассовых сборах, обнародуемых дистрибьюторами.

О результатах и дальнейших действиях по внедрению ЕАИС "ПрофиСинема" рассказал начальник управления статистики и аналитики Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры России Сергей Мокров.

Корреспондент:
В конце мая на конференции в РИА новости Вы давали прогноз, что к завершению лета 2011 года 90% российских кинотеатров должны зарегистрироваться в системе ЕАИС. Сейчас уже конец сентября. Насколько оправдался прогноз?

Сергей Мокров:

По данным разных отчетов, собранных Министерством Культуры, на территории России функционирует 7300 демонстраторов фильма. Из них 2200 городских кинотеатров. Остальные – это сельские установки, клубы и так далее. Если отталкиваться от этого числа, то естественно мы не покрыли 90%. Но, с другой стороны, неизвестно, насколько это цифра адекватна реалиям, и можно ли на нее опираться. На данное время в системе зарегистрировано 1823 демонстраторов фильмов (3114 залов). Но из них регулярно передают данные около 200. Из общего числа кинотеатров 1457 имеют пленочное оборудование. Цифровых кинотеатров  - 509. И 270 кинотеатров, оборудованных и цифровыми, и пленочными проекторами.

Соотношение залов и кинотеатров

Корреспондент:
Как видно, ситуация за 3 месяца изменилась незначительно...

Сергей Мокров:

К сожалению, да. Но, как мы знаем, лето и особенно август – это время затишья. Сейчас все потихоньку оживляется. За минувшие два дня к нам поступили шесть-семь регистрационных карт, тогда как в августе мы получали в день не более одной – двух. Но на недавно прошедшей конференции в рамках КиноЭкспо я выяснил, что кинопоказчиков, подготовленных к работе в ЕАИС, уже довольно много. Однако всех сдерживает отсутствие реальных мер воздействия в виде штрафных санкций. Меры, прописанные в КОАП, никого не пугают. Но есть и проблемы организационного плана. Пока не совсем понятно, кто эти штрафные санкции будет применять. Министерство Культуры в этом вопросе еще находится на стадии принятия решения, но, тем не менее, я везде говорю о том, что кинотеатрам не стоит успокаиваться. Штраф штрафом, но закон никто не отменял.

Корреспондент:
Последним действием Минкультуры по вопросу ЕАИС была подготовка циркулярного письма в регионы. Каким будет следующий шаг?

Сергей Мокров:

Надо сказать, что письмо подействовало. Было довольно много ответов от регионов. Сейчас мы активно ведем работу по выполнению поручения Премьер министра о том, что необходимо принять меры по наполнению базы данных и увеличению их достоверности. Это поручение было направлено как в адрес Министерства Культуры, так и субъектов РФ. Не все субъекты поняли, что, наконец, и на них возложили ответственность за решение этих вопросов. Именно на эту тему нами подготовлено письмо в Генеральную прокуратуру, цель которого проверить, насколько выполняются поручения руководителей государства и обеспечить соблюдение законодательства. Мы надеемся, что субъекты федерации, наконец, поймут, что от них требуется, и перестанут делать вид, будто бы они ничего не знают и максимум, на что они способны – это проинформировать те муниципальные предприятия, которые находятся у них на территории. Довольно странно слышать заявления органов власти из некоторых регионов о невозможности какого-либо воздействия на коммерческие кинотеатры на их территории.

Я всё-таки рассчитываю, что местные органы власти подключатся к этой работе. В первую очередь, нам нужно от регионов получить всеобъемлющий список демонстраторов, осуществляющих кинопоказ на их территории, для того, чтоб выяснить, кто конкретно к нам еще не попал. Это необходимо для того, чтобы было четкое понимание, на кого мы должны писать следующее письмо в Прокуратуру. Потому что сейчас письмо имеет общий характер. Следующие письма уже будут точечные. Мы будем просить Прокуратуру проверить деятельность того или иного демонстратора фильмов конкретно. Конечно, это письмо будет обращено не по каждому отдельному кинотеатру. Мы будем прилагать списки по каждому региону.
А Министерство Культуры к тому времени доведет до конца работу по внесению изменений в КОАП в статьи, на основании которых будет определено наказание в виде штрафа. Потом уже решится процессуальный вопрос, кто именно будет штрафовать. Но на ближайшее время наиболее действенным нам кажется процесс информирования дистрибьюторов о тех кинопоказчиках, кто не работает с нами. Если кинопоказчик не передает данные, значит, ему есть, что скрывать. И дистрибьюторам в таком случае имеет смысл подумать, кому давать фильмы, а кому нет.
Автор:
Ксения Сахарнова, Фаина Фардо

Другие статьи по теме Электронный билет

Реклама