Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 сентября 2011 13:57

Григорий Ивлиев: «В нашем кино никто уже не поет песен. Жаль»

Григорий Ивлиев: «В нашем кино никто уже не поет песен. Жаль»

Государственная дума в четверг, 22 сентября 2011, обсуждала поправки в Бюджетный кодекс. Для развития киноиндустрии, как и в 2011 году, будет выделено более 4,3 миллиарда рублей, из них около 1,4 миллиарда - по линии Министерства культуры. Еще порядка 2,9 миллиарда рублей - Фонду кино. В 2012 году появилась дополнительная цифра – 1,5 миллиарда рублей на детское и юношеское кино. В перерывах между пленарными заседаниями депутатов Госдумы нашему обозревателю удалось поймать председателя комитета по культуре Григория Ивлиева и задать ему несколько вопросов по киноотрасли.

Вита Рамм:
Начнем с самого актуального. Кинопоказ в опасности, говорят владельцы кинотеатров. «Закон об изменении налогооблажения» отменяет льготы по НДС, что повлечет удорожание билетов, и количество зрителей в кинозалах, и так не слишком большое, уменьшится в разы.

Григорий Ивлиев:

Смысл поправки в Налоговый Кодекс заключался в том, чтобы расширить число организаций, которые попадают под освобождение от оплаты налога на добавочную стоимость (НДС). Дело в том, что в действующей редакции освобождаются только учреждения культуры. Но кроме них есть и другие виды организаций, как государственные, муниципальные, так и частные, которые оказывают услуги в сфере культуры. И тут выяснилось, что в стране много кинотеатров, театров, парков и так далее, в документах которых записано, что они коммерческая организация, а не учреждения культуры. И теперь все зависит от расторопности и профессионализма юристов компаний, чтобы правильно переоформить учредительные документы. Так что, повода для паники никакой нет. Льготы по НДС сохранены. Но если проблема окажется глубже, если кинотеатрам предпочтительнее работать в форме коммерческой организации, мы продолжим изучение и обсуждение вопроса. Если увеличивается прибыль владельца – один момент, но если коммерческая форма позволяет работать и оказывать услуги населению (кинопоказ) эффективнее – другой вопрос. Все очень подвижно. Жизнь подсказывает и появление новых законов, и поправки к действующим.

Вита Рамм:
Киносообщество с интересом обсуждает проект «Киноклуб». Инициаторы Федор Бондарчук-Эдуард Пичугин объявляли, что вместе с партией «Единая Россия» обустроят многофункциональными кинотеатральными центрами малые и средние города России. Но, кажется, грандиозные планы не получают финансирование и доставка необходимых культурных благ всем жителям нашей страны по-прежнему на нуле.

Григорий Ивлиев:

Программа не стоит, она движется.

Вита Рамм
Сколько за год было построено кинотеатров?

Григорий Ивлиев:

Весь партийный проект шире, чем только строительство кинозалов. Цель проекта заложена в его названии «Киноклуб: культура, образование, коммуникация», что означает связь общества с культурой. Мы проводим постоянный Национальный кинофорум «Кино России 2020», на котором профессионалы открыто обсуждают все проблемы отрасли. Ищем пути сокращения конфликтной ситуации между Российским Авторским Обществом (РАО) и кинотеатрами, другими учреждениями культуры.

Вита Рамм:
О композиторах поговорим чуть позже. На данный момент коммуникация между творцами и зрителями важнее, потому повторю свой вопрос – сколько удалось за год построить в глубинке России, где выросло уже несколько поколений детей, ни разу не бывших в кинотеатре?

Григорий Ивлиев:

В проекте записано – 1000 экранов, не меньше. Кое-что уже сделано. Например, в октябре в рамках программы, открываются кинотеатры в Оренбурге, в Майкопе, Череповце, Новотроицке. Дело в том, что не всегда есть возможность или необходимость строить заново. Во многих местах достаточно провести технический ремонт Дома культуры. В рамках партийного проекта создана технология работы: модуль цифрового кинотеатра с комплектом фильмов, права на показ которых юридически правильно оформлены. «Киноклуб…» - это готовый проект, который могут использовать как государственные, так и частные структуры.

Вита Рамм:
Но частный предприниматель может напрямую договариваться с дистрибьюторами и показывать, скажем, «Гарри Поттера…»

Григорий Ивлиев:

Не все так примитивно в нашей стране. Люди хотят смотреть и новое русское кино, и «Андрея Рублева» пересматривать на большом экране. Предпринимателю не надо самому разрабатывать концепцию своего клуба, он получает уже готовый технологический и интеллектуальный модуль.

Вита Рамм:
Но все это стоит денег. У муниципалитетов разве они есть? Их головная боль – дороги, коммуналка, жильё.

Григорий Ивлиев:

Да, вы правы. Финансирование проекта – проблема. Казалось бы, программа, разработанная Федором Бондарчуком, основателем сети кинотеатров "Кронверк Синема" Эдуардом Пичугиныим и продюсером Сергеем Сельяновым «КиноСити», призвана принести культурную жизнь в отдаленные регионы России при помощи современных технологий. Она получила принципиальное одобрение правительства в феврале этого года. На правительственном совете по кино, проходившем в Белых Столбах, премьер-министр Владимир Путин заявил, что в России необходимо удвоить количество залов, которых сейчас насчитывается всего около 2,5 тысяч. Словом, правительство понимает, что главное в программе – интересы общества. Но федеральных денег нет. На первый год реализации проекта Министерство культуры РФ, Комитет Госдумы по культуре просили заложить в бюджет 2012 года 400 млн. рублей, но, увы, нам отказывают. Министерство финансов не понимает, что без государственной поддержки построить необходимое количество кинотеатров в малых и средних городах практически невозможно.

Вита Рамм:
А какие аргументы у Министерства финансов?

Григорий Ивлиев:

Цитирую: «Указанный проект носит затратный характер, который в основном предлагается осуществить за счет средств федерального бюджета, что не отвечает направлениям и ориентирам бюджетной политики в 2011-2013 годах, которые определены Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации».

Вита Рамм:
Простите, ничего не поняла. А можно перевести на более простой язык?

Григорий Ивлиев:

Перевод будет таким: целью создания «Кино Сити» является извлечение прибыли, потому нет правовых оснований для государственной бюджетной поддержки проекта. И как быть, например, жителям Бузулука или Бугуруслана Оренбургской области, которые вынуждены ездить за двести километров в Самару, чтобы посмотреть фильм в современном кинозале? Расстояния в России огромные, и порой до ближайшего кинотеатра и 500 километров. Не все же можно исчислять прибылью. Но, к счастью, есть области, в которых руководство это понимает. Например, в той же Оренбургской области подписано соглашение между губернатором и организатором «Кино Сити».
 
Вита Рамм:
А если наравне с официальными письмами и кабинетной работой использовать современные методы? Ставить, например, пикеты у Министерства финансов, организовать ходоков с малых городов.

Григорий Ивлиев:

Вы полагаете, поможет? Надо подумать. Мы продолжаем убеждать сотрудников министерства финансов, что «Кино Сити» проект необходимый для духовного развития народа. Кино обеспечивает общение отдельного зрителя со всей страной. В хорошем актере мы видим себя, свой народ…

Вита Рамм:
Извините, но беда большинства отечественных современных фильмов, на мой взгляд, как раз и в том, что зритель не видит себя, своей жизни на экране. И, тем не менее, государство дает деньги на съемки фильмов. Порой, на мой взгляд, без точной проработки вопроса. Например, вы сообщали о том, что вскоре с большой вероятностью будет выделено 1,5 млрд. рублей на развитие детского и юношеского кино.

Григорий Ивлиев:

А что тут не так?

Вита Рамм:
Устойчивое понятие «детское и юношеское кино» уже давно устарело. Сегодня кинематограф изменился и наибольшие доходы (а заодно и расходы) делают фильмы семейные. Продюсеры стараются снимать фильмы, билеты на которые покупают и получают свои порции удовольствия все поколения одной семьи.

Григорий Ивлиев:

Но ведь есть категория зрителей – дети и юношество. Именно для них надо снимать фильмы. Не могут дети большой страны расти только на Поттере или вампирах разных. Детям надо развиваться. И потому Правительство выделило деньги по особой графе. Это особый социальный заказ нашим кинематографистам. И он, кстати, сформирован ими самими. Государство выделяет деньги на смыслы, которые творцы должны найти и показать нашему молодому зрителю.

Вита Рамм:
Ох, наши кинематографисты умеют красиво говорить о необходимости детского кино. Но проблема глубже. В стране нет современной детской и юношеской литературы. Я понимаю, что под эту графу можно снять и несколько высокохудожественных экранизаций русской классики 19 века. Но и «Сумерки», и «Гарри Поттер» сначала будущие зрители читали.

Григорий Ивлиев:

Комитет по культуре сотрудничает с литературной премией имени Сергея Михалкова, с детским фондом Альберта Анатольевича Лиханова. А литература в жанре «фентази» есть и в России. Знаю по книжной полке своего сына. Он и его друзья с удовольствием читают наших авторов Виталия Зыкова, Дмитрия Емца и многих других. Будут объявлены лоты, темы, а кинематографисты деньги на съемки получат на конкурсной основе. Мы открыты для предложений.

Вита Рамм:
Не боитесь, что Комитет по культуре завалят сценариями и заявками?

Григорий Ивлиев:

Нет, не боюсь. Мне часто передают сценарии, с надеждой, что я стану лоббистом в департаменте по кинематографии Министерства культуры. Но я не вмешиваюсь в работу департамента. У каждого свои задачи. Но если появятся интересные предложения, мы будем помогать. И как член Попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии я могу направить сценарий в Экспертный совет Фонда.

Вита Рамм:
Сценарии читать, наверно, легче, чем Законы?

Григорий Ивлиев:

Чтение сценариев не является моей работой. И пока мне не попался такой, ради которого я мог бы все отложить и искать для него продюсера. Основная моя работа и работа Комитета по культуре – законотворчество. И здесь есть очевидные успехи. Например, в области кинематографии мы, следуя за актуальными процессами, трижды смогли поменять Закон о кинематографии. Мы изменили способ финансирования кино. Теперь проекты получают субсидирование (прямая передача государственных денег).

Вита Рамм:
И киносообщество тут же рассорилось…

Григорий Ивлиев:

…но деньги идут по ясной и прозрачной схеме. Она была введена после того, как прежняя была скомпрометирована разными домыслами. Сами кинематографисты голосуют и решают – кому выделять. Все вопросы членам комиссии. Гранты выделяются фильмам социальной направленности через Фонд кино. А авторское, анимационное, документальное – как и было, осталось в ведении департамента кинематографии Министерства культуры.
Мы также изменили понятие национального фильма. И нашим продюсерам стало легче работать с зарубежными партнерами, участвовать в ко-продукции. Лучший пример применения этих изменений – лауреат МКФ Венеции фильм Александра Сокурова «Фауст».

Вита Рамм:
Что Комитет Госдумы по культуре делает, чтобы погасить конфликт между РАО, требующим отчислений композиторам от каждого показа фильма, и кинотеатрами? Вообще-то, мировая композиторская «мафия» не желает признать, что с появлением звуковых фильмов отпала нужда в профессии тапера, который вторично исполнял возле экрана опусы композитора. В те времена требования выплат с кинотеатра были справедливыми. Но сегодня показ фильма уже не является отдельным публичным исполнением музыки. Продюсеры выплачивают композиторам за их труд гонорары. Кинотеатр – не ресторан или сцена, где песни и музыка исполняется по просьбе аудитории. Музыка в фильме – неотъемлемая часть самого фильма.

Григорий Ивлиев:

Авторов не надо обижать. Закон наделяет их авторским правом на свое произведение. Значит, закон надо соблюдать. Другое дело – цифры, заложенные для выплат. Судебные процессы. И могу сказать, что этот многолетний конфликт об отчислениях завершается: подписаны мировые соглашения с большинством кинотеатров, с которыми РАО вело судебные разбирательства.
Идет разговор о процентных ставках. Заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин на Форуме «Кино России – 2020» озвучил новый дифференцированный подход к проценту отчислений – в частности, 0,5% - для детских фильмов, 0,8% - для кинотеатров проекта «Киноклуб…». В настоящий момент почти все крупные сети и кинотеатры подписали соглашение.
Мы считаем, что справедливая ставка отчислений в пользу авторов – 0,3%, а для открывающихся кинотеатров 0,1-0,15%. И никто не хочет обижать авторов. Их интересы важнее всего.

Вита Рамм:
Но есть одна проблема, которую не удается преодолеть – бесплатное второе высшее образование для творческих вузов. Ректор ВГИКа Владимир Малышев рассказывал о вашей поддержке в этом вопросе.

Григорий Ивлиев:

Мы действительно плотно работаем с ним. Проект о разрешении бесплатного второго высшего образования кинорежиссерам, дирижерам и композиторам подготовлен. В этом в стране нуждаются меньше ста человек. Но преобладало другое мнение – считалось, что государство должно выделять деньги учебным заведениям, чтобы оплачивать тех, кто уже поступил. Но система работала очень вяло. 8 миллионов рублей разделили по ВУЗам, и выяснилось, что государственные деньги не могут закрыть реальные расходы обучения. Мы знаем, что половинчатые решения не дают никакого эффекта. Но в министерствах образования, финансов по-разному относятся к проблеме, и столько порогов уже обойдено.

Вита Рамм:
Изматывающая работа. А что радует? Какое кино любите смотреть?

Григорий Ивлиев:

Люблю смотреть комедии Леонида Гайдая. Хоть тысячный раз, и каждый раз радостно. Жду начала работы фестиваля «Восток-Запад». Организаторы фестиваля во главе с продюсером Татьяной Воронецкой всегда подбирают интересную программу киноновинок. А из последних моих походов в кинотеатр был сеанс весьма причудливого «Конана-варвара». По каналу «Культура» прошел показ многосерийного телефильма Николая Досталя «Раскол». С ним у меня произошла забавная мистическая связь. В один год я поехал в Суздаль и встретил Николая Николаевича там – он в Спасо-Евфимиевом монастыре писал сценарий. В следующем году мы там встретились, когда он снимал. Естественно, я очень хотел посмотреть, что же получилось и могу сказать, что «Раскол» произвел на меня большое впечатление. Досталь поднял целый пласт русской истории, о которой у нас кино не снималось. Еще посмотрел «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Два дня» Авдотьи Смирновой. Очень интересное кино.

Вита Рамм:
И как вам чиновник, которого сыграл Федор Сергеевич Бондарчук?

Григорий Ивлиев:

Где ж в реальной жизни таких чиновников найти? Красиво придуманный образ. Но мне бы хотелось, чтобы фильм «Два дня» понравился зрителю, так как продолжает традиции русского гуманистического кино. В нем есть и грусть, и правда отношений между людьми. На экране видно, что вся съемочная группа любит людей. На мой взгляд, это очень важное составляющее любого произведения искусства. Один только недостаток у фильма Авдотьи Андреевны – нет в нем песни, которую мог бы подхватить зритель. Ведь многие советские картины мы быстро вспоминаем, достаточно лишь услышать первые аккорды кинопесни. К сожалению, в большинстве наших фильмов таких запоминающихся песен не хватает.

Вита Рамм
Теперь другие времена, люди не поют, а «живут» в социальных сетях.

Григорий Ивлиев:

Комитет по культуре представлен в facebook, есть моя страница vkontakte. Вы правы, это уже потребность сегодняшнего дня. Активная обратная связь помогает работе.
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Реклама