23 сентября 2011 13:57
Григорий Ивлиев: «В нашем кино никто уже не поет песен. Жаль»
Государственная дума в четверг, 22 сентября 2011, обсуждала поправки в Бюджетный кодекс. Для развития киноиндустрии, как и в 2011 году, будет выделено более 4,3 миллиарда рублей, из них около 1,4 миллиарда - по линии Министерства культуры. Еще порядка 2,9 миллиарда рублей - Фонду кино. В 2012 году появилась дополнительная цифра – 1,5 миллиарда рублей на детское и юношеское кино. В перерывах между пленарными заседаниями депутатов Госдумы нашему обозревателю удалось поймать председателя комитета по культуре Григория Ивлиева и задать ему несколько вопросов по киноотрасли.
Вита Рамм:
Начнем с самого актуального. Кинопоказ в опасности, говорят владельцы кинотеатров. «Закон об изменении налогооблажения» отменяет льготы по НДС, что повлечет удорожание билетов, и количество зрителей в кинозалах, и так не слишком большое, уменьшится в разы.
Григорий Ивлиев:
Смысл поправки в Налоговый Кодекс заключался в том, чтобы расширить число организаций, которые попадают под освобождение от оплаты налога на добавочную стоимость (НДС). Дело в том, что в действующей редакции освобождаются только учреждения культуры. Но кроме них есть и другие виды организаций, как государственные, муниципальные, так и частные, которые оказывают услуги в сфере культуры. И тут выяснилось, что в стране много кинотеатров, театров, парков и так далее, в документах которых записано, что они коммерческая организация, а не учреждения культуры. И теперь все зависит от расторопности и профессионализма юристов компаний, чтобы правильно переоформить учредительные документы. Так что, повода для паники никакой нет. Льготы по НДС сохранены. Но если проблема окажется глубже, если кинотеатрам предпочтительнее работать в форме коммерческой организации, мы продолжим изучение и обсуждение вопроса. Если увеличивается прибыль владельца – один момент, но если коммерческая форма позволяет работать и оказывать услуги населению (кинопоказ) эффективнее – другой вопрос. Все очень подвижно. Жизнь подсказывает и появление новых законов, и поправки к действующим.
Вита Рамм:
Киносообщество с интересом обсуждает проект «Киноклуб». Инициаторы Федор Бондарчук-Эдуард Пичугин объявляли, что вместе с партией «Единая Россия» обустроят многофункциональными кинотеатральными центрами малые и средние города России. Но, кажется, грандиозные планы не получают финансирование и доставка необходимых культурных благ всем жителям нашей страны по-прежнему на нуле.
Григорий Ивлиев:
Программа не стоит, она движется.
Вита Рамм
Сколько за год было построено кинотеатров?
Григорий Ивлиев:
Весь партийный проект шире, чем только строительство кинозалов. Цель проекта заложена в его названии «Киноклуб: культура, образование, коммуникация», что означает связь общества с культурой. Мы проводим постоянный Национальный кинофорум «Кино России 2020», на котором профессионалы открыто обсуждают все проблемы отрасли. Ищем пути сокращения конфликтной ситуации между Российским Авторским Обществом (РАО) и кинотеатрами, другими учреждениями культуры.
Вита Рамм:
О композиторах поговорим чуть позже. На данный момент коммуникация между творцами и зрителями важнее, потому повторю свой вопрос – сколько удалось за год построить в глубинке России, где выросло уже несколько поколений детей, ни разу не бывших в кинотеатре?
Григорий Ивлиев:
В проекте записано – 1000 экранов, не меньше. Кое-что уже сделано. Например, в октябре в рамках программы, открываются кинотеатры в Оренбурге, в Майкопе, Череповце, Новотроицке. Дело в том, что не всегда есть возможность или необходимость строить заново. Во многих местах достаточно провести технический ремонт Дома культуры. В рамках партийного проекта создана технология работы: модуль цифрового кинотеатра с комплектом фильмов, права на показ которых юридически правильно оформлены. «Киноклуб…» - это готовый проект, который могут использовать как государственные, так и частные структуры.
Вита Рамм:
Но частный предприниматель может напрямую договариваться с дистрибьюторами и показывать, скажем, «Гарри Поттера…»
Григорий Ивлиев:
Не все так примитивно в нашей стране. Люди хотят смотреть и новое русское кино, и «Андрея Рублева» пересматривать на большом экране. Предпринимателю не надо самому разрабатывать концепцию своего клуба, он получает уже готовый технологический и интеллектуальный модуль.
Вита Рамм:
Но все это стоит денег. У муниципалитетов разве они есть? Их головная боль – дороги, коммуналка, жильё.
Григорий Ивлиев:
Да, вы правы. Финансирование проекта – проблема. Казалось бы, программа, разработанная Федором Бондарчуком, основателем сети кинотеатров "Кронверк Синема" Эдуардом Пичугиныим и продюсером Сергеем Сельяновым «КиноСити», призвана принести культурную жизнь в отдаленные регионы России при помощи современных технологий. Она получила принципиальное одобрение правительства в феврале этого года. На правительственном совете по кино, проходившем в Белых Столбах, премьер-министр Владимир Путин заявил, что в России необходимо удвоить количество залов, которых сейчас насчитывается всего около 2,5 тысяч. Словом, правительство понимает, что главное в программе – интересы общества. Но федеральных денег нет. На первый год реализации проекта Министерство культуры РФ, Комитет Госдумы по культуре просили заложить в бюджет 2012 года 400 млн. рублей, но, увы, нам отказывают. Министерство финансов не понимает, что без государственной поддержки построить необходимое количество кинотеатров в малых и средних городах практически невозможно.
Вита Рамм:
А какие аргументы у Министерства финансов?
Григорий Ивлиев:
Цитирую: «Указанный проект носит затратный характер, который в основном предлагается осуществить за счет средств федерального бюджета, что не отвечает направлениям и ориентирам бюджетной политики в 2011-2013 годах, которые определены Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации».
Вита Рамм:
Простите, ничего не поняла. А можно перевести на более простой язык?
Григорий Ивлиев:
Перевод будет таким: целью создания «Кино Сити» является извлечение прибыли, потому нет правовых оснований для государственной бюджетной поддержки проекта. И как быть, например, жителям Бузулука или Бугуруслана Оренбургской области, которые вынуждены ездить за двести километров в Самару, чтобы посмотреть фильм в современном кинозале? Расстояния в России огромные, и порой до ближайшего кинотеатра и 500 километров. Не все же можно исчислять прибылью. Но, к счастью, есть области, в которых руководство это понимает. Например, в той же Оренбургской области подписано соглашение между губернатором и организатором «Кино Сити».
Вита Рамм:
А если наравне с официальными письмами и кабинетной работой использовать современные методы? Ставить, например, пикеты у Министерства финансов, организовать ходоков с малых городов.
Григорий Ивлиев:
Вы полагаете, поможет? Надо подумать. Мы продолжаем убеждать сотрудников министерства финансов, что «Кино Сити» проект необходимый для духовного развития народа. Кино обеспечивает общение отдельного зрителя со всей страной. В хорошем актере мы видим себя, свой народ…
Вита Рамм:
Извините, но беда большинства отечественных современных фильмов, на мой взгляд, как раз и в том, что зритель не видит себя, своей жизни на экране. И, тем не менее, государство дает деньги на съемки фильмов. Порой, на мой взгляд, без точной проработки вопроса. Например, вы сообщали о том, что вскоре с большой вероятностью будет выделено 1,5 млрд. рублей на развитие детского и юношеского кино.
Григорий Ивлиев:
А что тут не так?
Вита Рамм:
Устойчивое понятие «детское и юношеское кино» уже давно устарело. Сегодня кинематограф изменился и наибольшие доходы (а заодно и расходы) делают фильмы семейные. Продюсеры стараются снимать фильмы, билеты на которые покупают и получают свои порции удовольствия все поколения одной семьи.
Григорий Ивлиев:
Но ведь есть категория зрителей – дети и юношество. Именно для них надо снимать фильмы. Не могут дети большой страны расти только на Поттере или вампирах разных. Детям надо развиваться. И потому Правительство выделило деньги по особой графе. Это особый социальный заказ нашим кинематографистам. И он, кстати, сформирован ими самими. Государство выделяет деньги на смыслы, которые творцы должны найти и показать нашему молодому зрителю.
Вита Рамм:
Ох, наши кинематографисты умеют красиво говорить о необходимости детского кино. Но проблема глубже. В стране нет современной детской и юношеской литературы. Я понимаю, что под эту графу можно снять и несколько высокохудожественных экранизаций русской классики 19 века. Но и «Сумерки», и «Гарри Поттер» сначала будущие зрители читали.
Григорий Ивлиев:
Комитет по культуре сотрудничает с литературной премией имени Сергея Михалкова, с детским фондом Альберта Анатольевича Лиханова. А литература в жанре «фентази» есть и в России. Знаю по книжной полке своего сына. Он и его друзья с удовольствием читают наших авторов Виталия Зыкова, Дмитрия Емца и многих других. Будут объявлены лоты, темы, а кинематографисты деньги на съемки получат на конкурсной основе. Мы открыты для предложений.
Вита Рамм:
Не боитесь, что Комитет по культуре завалят сценариями и заявками?
Григорий Ивлиев:
Нет, не боюсь. Мне часто передают сценарии, с надеждой, что я стану лоббистом в департаменте по кинематографии Министерства культуры. Но я не вмешиваюсь в работу департамента. У каждого свои задачи. Но если появятся интересные предложения, мы будем помогать. И как член Попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии я могу направить сценарий в Экспертный совет Фонда.
Вита Рамм:
Сценарии читать, наверно, легче, чем Законы?
Григорий Ивлиев:
Чтение сценариев не является моей работой. И пока мне не попался такой, ради которого я мог бы все отложить и искать для него продюсера. Основная моя работа и работа Комитета по культуре – законотворчество. И здесь есть очевидные успехи. Например, в области кинематографии мы, следуя за актуальными процессами, трижды смогли поменять Закон о кинематографии. Мы изменили способ финансирования кино. Теперь проекты получают субсидирование (прямая передача государственных денег).
Вита Рамм:
И киносообщество тут же рассорилось…
Григорий Ивлиев:
…но деньги идут по ясной и прозрачной схеме. Она была введена после того, как прежняя была скомпрометирована разными домыслами. Сами кинематографисты голосуют и решают – кому выделять. Все вопросы членам комиссии. Гранты выделяются фильмам социальной направленности через Фонд кино. А авторское, анимационное, документальное – как и было, осталось в ведении департамента кинематографии Министерства культуры.
Мы также изменили понятие национального фильма. И нашим продюсерам стало легче работать с зарубежными партнерами, участвовать в ко-продукции. Лучший пример применения этих изменений – лауреат МКФ Венеции фильм Александра Сокурова «Фауст».
Вита Рамм:
Что Комитет Госдумы по культуре делает, чтобы погасить конфликт между РАО, требующим отчислений композиторам от каждого показа фильма, и кинотеатрами? Вообще-то, мировая композиторская «мафия» не желает признать, что с появлением звуковых фильмов отпала нужда в профессии тапера, который вторично исполнял возле экрана опусы композитора. В те времена требования выплат с кинотеатра были справедливыми. Но сегодня показ фильма уже не является отдельным публичным исполнением музыки. Продюсеры выплачивают композиторам за их труд гонорары. Кинотеатр – не ресторан или сцена, где песни и музыка исполняется по просьбе аудитории. Музыка в фильме – неотъемлемая часть самого фильма.
Григорий Ивлиев:
Авторов не надо обижать. Закон наделяет их авторским правом на свое произведение. Значит, закон надо соблюдать. Другое дело – цифры, заложенные для выплат. Судебные процессы. И могу сказать, что этот многолетний конфликт об отчислениях завершается: подписаны мировые соглашения с большинством кинотеатров, с которыми РАО вело судебные разбирательства.
Идет разговор о процентных ставках. Заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин на Форуме «Кино России – 2020» озвучил новый дифференцированный подход к проценту отчислений – в частности, 0,5% - для детских фильмов, 0,8% - для кинотеатров проекта «Киноклуб…». В настоящий момент почти все крупные сети и кинотеатры подписали соглашение.
Мы считаем, что справедливая ставка отчислений в пользу авторов – 0,3%, а для открывающихся кинотеатров 0,1-0,15%. И никто не хочет обижать авторов. Их интересы важнее всего.
Вита Рамм:
Но есть одна проблема, которую не удается преодолеть – бесплатное второе высшее образование для творческих вузов. Ректор ВГИКа Владимир Малышев рассказывал о вашей поддержке в этом вопросе.
Григорий Ивлиев:
Мы действительно плотно работаем с ним. Проект о разрешении бесплатного второго высшего образования кинорежиссерам, дирижерам и композиторам подготовлен. В этом в стране нуждаются меньше ста человек. Но преобладало другое мнение – считалось, что государство должно выделять деньги учебным заведениям, чтобы оплачивать тех, кто уже поступил. Но система работала очень вяло. 8 миллионов рублей разделили по ВУЗам, и выяснилось, что государственные деньги не могут закрыть реальные расходы обучения. Мы знаем, что половинчатые решения не дают никакого эффекта. Но в министерствах образования, финансов по-разному относятся к проблеме, и столько порогов уже обойдено.
Вита Рамм:
Изматывающая работа. А что радует? Какое кино любите смотреть?
Григорий Ивлиев:
Люблю смотреть комедии Леонида Гайдая. Хоть тысячный раз, и каждый раз радостно. Жду начала работы фестиваля «Восток-Запад». Организаторы фестиваля во главе с продюсером Татьяной Воронецкой всегда подбирают интересную программу киноновинок. А из последних моих походов в кинотеатр был сеанс весьма причудливого «Конана-варвара». По каналу «Культура» прошел показ многосерийного телефильма Николая Досталя «Раскол». С ним у меня произошла забавная мистическая связь. В один год я поехал в Суздаль и встретил Николая Николаевича там – он в Спасо-Евфимиевом монастыре писал сценарий. В следующем году мы там встретились, когда он снимал. Естественно, я очень хотел посмотреть, что же получилось и могу сказать, что «Раскол» произвел на меня большое впечатление. Досталь поднял целый пласт русской истории, о которой у нас кино не снималось. Еще посмотрел «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Два дня» Авдотьи Смирновой. Очень интересное кино.
Вита Рамм:
И как вам чиновник, которого сыграл Федор Сергеевич Бондарчук?
Григорий Ивлиев:
Где ж в реальной жизни таких чиновников найти? Красиво придуманный образ. Но мне бы хотелось, чтобы фильм «Два дня» понравился зрителю, так как продолжает традиции русского гуманистического кино. В нем есть и грусть, и правда отношений между людьми. На экране видно, что вся съемочная группа любит людей. На мой взгляд, это очень важное составляющее любого произведения искусства. Один только недостаток у фильма Авдотьи Андреевны – нет в нем песни, которую мог бы подхватить зритель. Ведь многие советские картины мы быстро вспоминаем, достаточно лишь услышать первые аккорды кинопесни. К сожалению, в большинстве наших фильмов таких запоминающихся песен не хватает.
Вита Рамм
Теперь другие времена, люди не поют, а «живут» в социальных сетях.
Григорий Ивлиев:
Комитет по культуре представлен в facebook, есть моя страница vkontakte. Вы правы, это уже потребность сегодняшнего дня. Активная обратная связь помогает работе.
Вита Рамм:
Начнем с самого актуального. Кинопоказ в опасности, говорят владельцы кинотеатров. «Закон об изменении налогооблажения» отменяет льготы по НДС, что повлечет удорожание билетов, и количество зрителей в кинозалах, и так не слишком большое, уменьшится в разы.
Григорий Ивлиев:
Смысл поправки в Налоговый Кодекс заключался в том, чтобы расширить число организаций, которые попадают под освобождение от оплаты налога на добавочную стоимость (НДС). Дело в том, что в действующей редакции освобождаются только учреждения культуры. Но кроме них есть и другие виды организаций, как государственные, муниципальные, так и частные, которые оказывают услуги в сфере культуры. И тут выяснилось, что в стране много кинотеатров, театров, парков и так далее, в документах которых записано, что они коммерческая организация, а не учреждения культуры. И теперь все зависит от расторопности и профессионализма юристов компаний, чтобы правильно переоформить учредительные документы. Так что, повода для паники никакой нет. Льготы по НДС сохранены. Но если проблема окажется глубже, если кинотеатрам предпочтительнее работать в форме коммерческой организации, мы продолжим изучение и обсуждение вопроса. Если увеличивается прибыль владельца – один момент, но если коммерческая форма позволяет работать и оказывать услуги населению (кинопоказ) эффективнее – другой вопрос. Все очень подвижно. Жизнь подсказывает и появление новых законов, и поправки к действующим.
Вита Рамм:
Киносообщество с интересом обсуждает проект «Киноклуб». Инициаторы Федор Бондарчук-Эдуард Пичугин объявляли, что вместе с партией «Единая Россия» обустроят многофункциональными кинотеатральными центрами малые и средние города России. Но, кажется, грандиозные планы не получают финансирование и доставка необходимых культурных благ всем жителям нашей страны по-прежнему на нуле.
Григорий Ивлиев:
Программа не стоит, она движется.
Вита Рамм
Сколько за год было построено кинотеатров?
Григорий Ивлиев:
Весь партийный проект шире, чем только строительство кинозалов. Цель проекта заложена в его названии «Киноклуб: культура, образование, коммуникация», что означает связь общества с культурой. Мы проводим постоянный Национальный кинофорум «Кино России 2020», на котором профессионалы открыто обсуждают все проблемы отрасли. Ищем пути сокращения конфликтной ситуации между Российским Авторским Обществом (РАО) и кинотеатрами, другими учреждениями культуры.
Вита Рамм:
О композиторах поговорим чуть позже. На данный момент коммуникация между творцами и зрителями важнее, потому повторю свой вопрос – сколько удалось за год построить в глубинке России, где выросло уже несколько поколений детей, ни разу не бывших в кинотеатре?
Григорий Ивлиев:
В проекте записано – 1000 экранов, не меньше. Кое-что уже сделано. Например, в октябре в рамках программы, открываются кинотеатры в Оренбурге, в Майкопе, Череповце, Новотроицке. Дело в том, что не всегда есть возможность или необходимость строить заново. Во многих местах достаточно провести технический ремонт Дома культуры. В рамках партийного проекта создана технология работы: модуль цифрового кинотеатра с комплектом фильмов, права на показ которых юридически правильно оформлены. «Киноклуб…» - это готовый проект, который могут использовать как государственные, так и частные структуры.
Вита Рамм:
Но частный предприниматель может напрямую договариваться с дистрибьюторами и показывать, скажем, «Гарри Поттера…»
Григорий Ивлиев:
Не все так примитивно в нашей стране. Люди хотят смотреть и новое русское кино, и «Андрея Рублева» пересматривать на большом экране. Предпринимателю не надо самому разрабатывать концепцию своего клуба, он получает уже готовый технологический и интеллектуальный модуль.
Вита Рамм:
Но все это стоит денег. У муниципалитетов разве они есть? Их головная боль – дороги, коммуналка, жильё.
Григорий Ивлиев:
Да, вы правы. Финансирование проекта – проблема. Казалось бы, программа, разработанная Федором Бондарчуком, основателем сети кинотеатров "Кронверк Синема" Эдуардом Пичугиныим и продюсером Сергеем Сельяновым «КиноСити», призвана принести культурную жизнь в отдаленные регионы России при помощи современных технологий. Она получила принципиальное одобрение правительства в феврале этого года. На правительственном совете по кино, проходившем в Белых Столбах, премьер-министр Владимир Путин заявил, что в России необходимо удвоить количество залов, которых сейчас насчитывается всего около 2,5 тысяч. Словом, правительство понимает, что главное в программе – интересы общества. Но федеральных денег нет. На первый год реализации проекта Министерство культуры РФ, Комитет Госдумы по культуре просили заложить в бюджет 2012 года 400 млн. рублей, но, увы, нам отказывают. Министерство финансов не понимает, что без государственной поддержки построить необходимое количество кинотеатров в малых и средних городах практически невозможно.
Вита Рамм:
А какие аргументы у Министерства финансов?
Григорий Ивлиев:
Цитирую: «Указанный проект носит затратный характер, который в основном предлагается осуществить за счет средств федерального бюджета, что не отвечает направлениям и ориентирам бюджетной политики в 2011-2013 годах, которые определены Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации».
Вита Рамм:
Простите, ничего не поняла. А можно перевести на более простой язык?
Григорий Ивлиев:
Перевод будет таким: целью создания «Кино Сити» является извлечение прибыли, потому нет правовых оснований для государственной бюджетной поддержки проекта. И как быть, например, жителям Бузулука или Бугуруслана Оренбургской области, которые вынуждены ездить за двести километров в Самару, чтобы посмотреть фильм в современном кинозале? Расстояния в России огромные, и порой до ближайшего кинотеатра и 500 километров. Не все же можно исчислять прибылью. Но, к счастью, есть области, в которых руководство это понимает. Например, в той же Оренбургской области подписано соглашение между губернатором и организатором «Кино Сити».
Вита Рамм:
А если наравне с официальными письмами и кабинетной работой использовать современные методы? Ставить, например, пикеты у Министерства финансов, организовать ходоков с малых городов.
Григорий Ивлиев:
Вы полагаете, поможет? Надо подумать. Мы продолжаем убеждать сотрудников министерства финансов, что «Кино Сити» проект необходимый для духовного развития народа. Кино обеспечивает общение отдельного зрителя со всей страной. В хорошем актере мы видим себя, свой народ…
Вита Рамм:
Извините, но беда большинства отечественных современных фильмов, на мой взгляд, как раз и в том, что зритель не видит себя, своей жизни на экране. И, тем не менее, государство дает деньги на съемки фильмов. Порой, на мой взгляд, без точной проработки вопроса. Например, вы сообщали о том, что вскоре с большой вероятностью будет выделено 1,5 млрд. рублей на развитие детского и юношеского кино.
Григорий Ивлиев:
А что тут не так?
Вита Рамм:
Устойчивое понятие «детское и юношеское кино» уже давно устарело. Сегодня кинематограф изменился и наибольшие доходы (а заодно и расходы) делают фильмы семейные. Продюсеры стараются снимать фильмы, билеты на которые покупают и получают свои порции удовольствия все поколения одной семьи.
Григорий Ивлиев:
Но ведь есть категория зрителей – дети и юношество. Именно для них надо снимать фильмы. Не могут дети большой страны расти только на Поттере или вампирах разных. Детям надо развиваться. И потому Правительство выделило деньги по особой графе. Это особый социальный заказ нашим кинематографистам. И он, кстати, сформирован ими самими. Государство выделяет деньги на смыслы, которые творцы должны найти и показать нашему молодому зрителю.
Вита Рамм:
Ох, наши кинематографисты умеют красиво говорить о необходимости детского кино. Но проблема глубже. В стране нет современной детской и юношеской литературы. Я понимаю, что под эту графу можно снять и несколько высокохудожественных экранизаций русской классики 19 века. Но и «Сумерки», и «Гарри Поттер» сначала будущие зрители читали.
Григорий Ивлиев:
Комитет по культуре сотрудничает с литературной премией имени Сергея Михалкова, с детским фондом Альберта Анатольевича Лиханова. А литература в жанре «фентази» есть и в России. Знаю по книжной полке своего сына. Он и его друзья с удовольствием читают наших авторов Виталия Зыкова, Дмитрия Емца и многих других. Будут объявлены лоты, темы, а кинематографисты деньги на съемки получат на конкурсной основе. Мы открыты для предложений.
Вита Рамм:
Не боитесь, что Комитет по культуре завалят сценариями и заявками?
Григорий Ивлиев:
Нет, не боюсь. Мне часто передают сценарии, с надеждой, что я стану лоббистом в департаменте по кинематографии Министерства культуры. Но я не вмешиваюсь в работу департамента. У каждого свои задачи. Но если появятся интересные предложения, мы будем помогать. И как член Попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии я могу направить сценарий в Экспертный совет Фонда.
Вита Рамм:
Сценарии читать, наверно, легче, чем Законы?
Григорий Ивлиев:
Чтение сценариев не является моей работой. И пока мне не попался такой, ради которого я мог бы все отложить и искать для него продюсера. Основная моя работа и работа Комитета по культуре – законотворчество. И здесь есть очевидные успехи. Например, в области кинематографии мы, следуя за актуальными процессами, трижды смогли поменять Закон о кинематографии. Мы изменили способ финансирования кино. Теперь проекты получают субсидирование (прямая передача государственных денег).
Вита Рамм:
И киносообщество тут же рассорилось…
Григорий Ивлиев:
…но деньги идут по ясной и прозрачной схеме. Она была введена после того, как прежняя была скомпрометирована разными домыслами. Сами кинематографисты голосуют и решают – кому выделять. Все вопросы членам комиссии. Гранты выделяются фильмам социальной направленности через Фонд кино. А авторское, анимационное, документальное – как и было, осталось в ведении департамента кинематографии Министерства культуры.
Мы также изменили понятие национального фильма. И нашим продюсерам стало легче работать с зарубежными партнерами, участвовать в ко-продукции. Лучший пример применения этих изменений – лауреат МКФ Венеции фильм Александра Сокурова «Фауст».
Вита Рамм:
Что Комитет Госдумы по культуре делает, чтобы погасить конфликт между РАО, требующим отчислений композиторам от каждого показа фильма, и кинотеатрами? Вообще-то, мировая композиторская «мафия» не желает признать, что с появлением звуковых фильмов отпала нужда в профессии тапера, который вторично исполнял возле экрана опусы композитора. В те времена требования выплат с кинотеатра были справедливыми. Но сегодня показ фильма уже не является отдельным публичным исполнением музыки. Продюсеры выплачивают композиторам за их труд гонорары. Кинотеатр – не ресторан или сцена, где песни и музыка исполняется по просьбе аудитории. Музыка в фильме – неотъемлемая часть самого фильма.
Григорий Ивлиев:
Авторов не надо обижать. Закон наделяет их авторским правом на свое произведение. Значит, закон надо соблюдать. Другое дело – цифры, заложенные для выплат. Судебные процессы. И могу сказать, что этот многолетний конфликт об отчислениях завершается: подписаны мировые соглашения с большинством кинотеатров, с которыми РАО вело судебные разбирательства.
Идет разговор о процентных ставках. Заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин на Форуме «Кино России – 2020» озвучил новый дифференцированный подход к проценту отчислений – в частности, 0,5% - для детских фильмов, 0,8% - для кинотеатров проекта «Киноклуб…». В настоящий момент почти все крупные сети и кинотеатры подписали соглашение.
Мы считаем, что справедливая ставка отчислений в пользу авторов – 0,3%, а для открывающихся кинотеатров 0,1-0,15%. И никто не хочет обижать авторов. Их интересы важнее всего.
Вита Рамм:
Но есть одна проблема, которую не удается преодолеть – бесплатное второе высшее образование для творческих вузов. Ректор ВГИКа Владимир Малышев рассказывал о вашей поддержке в этом вопросе.
Григорий Ивлиев:
Мы действительно плотно работаем с ним. Проект о разрешении бесплатного второго высшего образования кинорежиссерам, дирижерам и композиторам подготовлен. В этом в стране нуждаются меньше ста человек. Но преобладало другое мнение – считалось, что государство должно выделять деньги учебным заведениям, чтобы оплачивать тех, кто уже поступил. Но система работала очень вяло. 8 миллионов рублей разделили по ВУЗам, и выяснилось, что государственные деньги не могут закрыть реальные расходы обучения. Мы знаем, что половинчатые решения не дают никакого эффекта. Но в министерствах образования, финансов по-разному относятся к проблеме, и столько порогов уже обойдено.
Вита Рамм:
Изматывающая работа. А что радует? Какое кино любите смотреть?
Григорий Ивлиев:
Люблю смотреть комедии Леонида Гайдая. Хоть тысячный раз, и каждый раз радостно. Жду начала работы фестиваля «Восток-Запад». Организаторы фестиваля во главе с продюсером Татьяной Воронецкой всегда подбирают интересную программу киноновинок. А из последних моих походов в кинотеатр был сеанс весьма причудливого «Конана-варвара». По каналу «Культура» прошел показ многосерийного телефильма Николая Досталя «Раскол». С ним у меня произошла забавная мистическая связь. В один год я поехал в Суздаль и встретил Николая Николаевича там – он в Спасо-Евфимиевом монастыре писал сценарий. В следующем году мы там встретились, когда он снимал. Естественно, я очень хотел посмотреть, что же получилось и могу сказать, что «Раскол» произвел на меня большое впечатление. Досталь поднял целый пласт русской истории, о которой у нас кино не снималось. Еще посмотрел «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Два дня» Авдотьи Смирновой. Очень интересное кино.
Вита Рамм:
И как вам чиновник, которого сыграл Федор Сергеевич Бондарчук?
Григорий Ивлиев:
Где ж в реальной жизни таких чиновников найти? Красиво придуманный образ. Но мне бы хотелось, чтобы фильм «Два дня» понравился зрителю, так как продолжает традиции русского гуманистического кино. В нем есть и грусть, и правда отношений между людьми. На экране видно, что вся съемочная группа любит людей. На мой взгляд, это очень важное составляющее любого произведения искусства. Один только недостаток у фильма Авдотьи Андреевны – нет в нем песни, которую мог бы подхватить зритель. Ведь многие советские картины мы быстро вспоминаем, достаточно лишь услышать первые аккорды кинопесни. К сожалению, в большинстве наших фильмов таких запоминающихся песен не хватает.
Вита Рамм
Теперь другие времена, люди не поют, а «живут» в социальных сетях.
Григорий Ивлиев:
Комитет по культуре представлен в facebook, есть моя страница vkontakte. Вы правы, это уже потребность сегодняшнего дня. Активная обратная связь помогает работе.
Другие статьи по теме Министерство культуры РФ
01.03.2024
Минкульт выделит около 370 млн рублей на поддержку 62 кинофестивалей
26.02.2024
Новые правила программы Пушкинская карта
21.02.2024
Совет Федерации одобрил закон о выдаче электронных прокатных удостоверений
20.02.2024
Минкульт назвал приоритетные направления поддержки кино в 2024 году
13.02.2024
Госдума приняла закон о выдаче электронного прокатного удостоверения
Реклама