Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 марта 2012 15:53

Владас Багдонас: «Труд на самом деле является смыслом и мерой всех вещей»

Владас Багдонас: «Труд на самом деле является смыслом и мерой всех вещей»

29 марта 2012 года 110 копиями в российский прокат (в Москве – 34 копии) выходит новый фильм режиссера Павла Лунгина «Дирижер». С исполнителем главной роли Владасом Багдонасом мы встретились в Москве, в Театре имени Моссовета. Там литовский актер живет в местной гостинице и репетирует в новом спектакле, который ставит Андрей Кончаловский.

Вита Рамм:
Насколько для понимания персонажа для Вас важна его профессия?

Владас Багдонас:

Профессия дирижера очень сложная, особая. Она требует гармонии музыкальности, интеллекта, таланта организатора и воспитателя. Надо своей воле подчинить каждого музыканта и из этих единиц заново создать произведение, чтобы передать замысел композитора. Не представляю, как дирижеры слышат все инструменты по отдельности и всех их вместе. Они владеют особым каким-то слухом. И у каждого есть особый жест.

Вита Рамм
Вы брали уроки у дирижеров?

Владас Багдонас
:
Да, я наблюдал за Владимиром Ивановичем Федосеевым, главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Многократно смотрел на видео, как он дирижирует именно «Страсти по Матфею». И персонально занимался у его ассистента Дениса Лотоева. В моей жизни уже были литературные выступления с симфоническими оркестрами. Например, вместе с Ингеборгой Дапкунайте мы в Литве участвовали в представлении Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре», а с Владимиром Ивановичем Федосеевым в зале имени Чайковского я принимал участие в исполнении оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный». Так что у меня была возможность видеть дирижеров не только со спины, из зрительного зала.

Вита Рамм:
В фильме есть эпизоды, когда друзья сына разговаривают с дирижером на иврите. Вам переводили о чем, например, говорит девушка в гостиничном номере?

Владас Багдонас:

Эту сцену мы придумывали вместе с Павлом Семеновичем и решили, что девушка будет говорить свой монолог, а мой персонаж, не зная иврита, будет пытаться по музыке речи ее понять. И в этой сцене также видно, как ему самому необходимо поговорить с кем-нибудь, а по сути-то, не с кем. Он в своей жизни дошел до абсолютного одиночества.

Вита Рамм:
Почему Ваш герой выбрасывает картину – единственное, что осталось на память о сыне-художнике?

Владас Багдонас:

Картина необычная. Копия Ганса Гольбейна «Мертвый Христос», но с головой отца. И для моего героя этот жест означает отказ от самого себя нынешнего, от собственных комплексов. Первоначально ведь фильм назывался «Страсть», но в какой-то момент Павел Семенович отказался от него. На мой взгляд, это правильное решение. «Дирижер» - всеобъемлющее, философское название и необязательно связанное с конкретной профессией.

Вита Рамм:
Для Вас было важно, что действие происходит именно в Иерусалиме?

Владас Багдонас:

Иерусалим – город веры и очищающее пространство, там же столько судеб и событий. Павел Семенович хотел, чтобы город играл наравне со всеми персонажами. Если бы снимали в другом городе, фильм был бы другим.

Вита Рамм:
Как Вам работалось с Павлом Лунгиным?

Владас Багдонас:

Очень легко. Павел Семенович – умный, очень образованный и совсем не шумный человек. Мне нравится, когда на съемочной площадке нет крика. Каждый знает, что ему надо делать и не мешает режиссеру и актерам работать. Павел Семенович дал мне ясную установку для понимания своего дирижера, пояснив, что мой персонаж ни разу в жизни не плакал. Он всю жизнь посвятил красоте, служил искусству и не заметил, как его строгость и служение превратилось в сухость и жесткость по отношению ко всему миру и к родному сыну. И лишь потеряв его, мой герой, классический эгоист, постиг другие смыслы и впервые в жизни заплакал.

Вита Рамм:
Но разве отец был не прав, призывая сына работать, а не тунеядствовать, слоняясь по миру?

Владас Багдонас:

Отец призывал сына работать, а не трудиться. И мой герой за эти три дня в Иерусалиме осознает эту собственную ошибку. Не работа, т.е. не рутина, а труд на самом деле является смыслом и мерой всех вещей. Вовсе не через работу, а через труд можно познать радость созидания. А в общении с близкими – любовь.

Вита Рамм:
И над чем трудитесь сейчас в Театре Моссовета?

Владас Багдонас:

Андрей Сергеевич Кончаловский ставит «Три сестры» Чехова. Меня он пригласил репетировать Чебутыкина. Премьерные спектакли запланированы в Риге. А потом поеду в Санкт-Петербург, там в «Балтийском доме» болгарский режиссер Младен Киселов приедет ставить «Жизни Галилео» Брехта.

Также читайте рецензию на фильм "Дирижер"
Автор:
Вита Рамм
Реклама