Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 апреля 2012 13:02

Леонид Верещагин: «В фильме «Шпион» мы попытались поиграть в другую кинореальность»

Леонид Верещагин: «В фильме «Шпион»  мы попытались поиграть в другую кинореальность»

Сегодня, 5 апреля 2012 года в широкий прокат выходит фильм «Шпион». Экранизацию произведения Бориса Акунина «Шпионский роман» осуществил молодой режиссер Алексей Андрианов. Страховали дебютанта в большом кино суперпрофессионалы отечественного кинематографа: «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» и федеральный канал «Россия 1». Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с генеральным директором Студией ТРИТЭ Никиты Михалкова Леонидом Эмильевичем Верещагиным.

Вита Рамм:
Какова стратегия студии «ТРИТЭ Никиты Михалкова»?

Леонид Верещагин:

Учреждая студию 1998 году, президент студии Никита Сергеевич Михалков сразу определил стратегию – снимать будем только такое кино, которое нам нравится и по хорошим сценариям. Потому мы не спешим на съемки лишь только для того, чтобы производить кино. Скрупулезно работаем над основой любого фильма – сценарием. Легкомысленно думать, мол, тут слабо прописано, тут не докручена интрига, но на съемочной площадке поимпровизируем, на монтажном столе поправим, спецэффектами дорисуем. Подобное легкомыслие в процессе работы сильно бьет по карману. На съемочную площадку мы выходим, проработав все возможные нюансы, потому так и получается, что фильмы студии ТРИТЭ становятся событиями.
Естественно, что приоритетным направлением для нашей студии является творчество Никиты Сергеевича Михалкова, фильмы которого принесли нам славу, как в России, так и за рубежом.  

Вита Рамм:
И в вашей стратегии писатель Борис Акунин занимает особое место? По его романам студия «ТРИТЭ Никиты Михалкова» сняла четыре фильма. Это ведь продюсерский расчет на популярность романов среди читателей, что должно автоматически увеличивать количество купленных билетов?

Леонид Верещагин:

Да, нам, как и миллионам читателей, нравится творчество писателя, и потому увлеченно занимались экранизациями романов Бориса Акунина. Но в Вашем вопросе надо сделать существенную поправку. И «Азазель» и «Турецкий гамбит» мы производили для Первого канала и по их заказу. «Статский советник» - полностью наш проект. А экранизация «Шпионского романа» - реальная копродукция с каналом «Россия 1».
Секрет популярности приключенческих романов Акунина среди читателей, как мне кажется, и в том, что он умеет в финале неожиданно распутать все узелки и перевернуть интригу, что хорошо и для восприятия потенциальных кинозрителей. Но экранизировать произведения Акунина достаточно сложно. И потому для каждого фильма мы искали особый киноязык, чтобы и на экране сочетание исторических фактов с элементами фантастики воспринималось так же гармонично, как и в романах.  
Надеюсь, прочитавшие «Шпионский роман» не пропустят возможность увидеть на экране дивный образ довоенной Москвы, Октябрьского в виртуозном исполнении Федора Бондарчука и Дорина, которого сыграл обаятельный и талантливый актер Малого театра в Санкт-Петербурге Данила Козловский.

Вита Рамм:
Это ваша первая работа с телеканалом «Россия!». Вы также многократно сотрудничали с Первым каналом. Как Вам работалось с крупнейшими федеральными каналами?  Наверно, усложняется производственный процесс, ведь появляется дополнительное звено редактирования?

Леонид Верещагин:

Работа над «Шпионом» плодотворно шла в партнерстве с телеканалом «Россия 1», и персонально с генеральным продюсером телеканала, а ныне главой телеканала «Культура» Сергеем Леонидовичем Шумаковым, который являлся руководителем нашего проекта. А рабочие вопросы, сопровождающие сложное производство, всегда решались без излишней суеты и нервотрепки. Мы три года провели в совместном творческом порыве. Нас объединяла одна идея – сделать яркое зрительское кино.  
Конечно, любое партнерство накладывает обязательства. И в работе с крупными структурами, которые по определению больше, чем ты, есть свои сложности. Но они всегда преодолимы, если у партнеров есть уважение друг к другу и общая цель. И здесь не могу не упомянуть генерального директора канала «Россия 1» Антона Андреевича Златопольского и его команду. Они уделяли проекту пристальное внимание.
Что касается нашего сотрудничества с Первым каналом, которое восходит к 2000-му году, тогда он назывался ОРТ, то мы совместно осваивали новые темы и новые условия создания телефильмов. По их заказу сняли два сезона телесериала «Остановка по требованию», многосерийные телефильмы «Пятый угол» и «Азазель». Потом были «72 метра», многосерийная историческая эпопея «Гибель империи» и «Турецкий гамбит». В профессиональном развитии такая работа дает колоссальный опыт. И потому время сотрудничества с Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым я вспоминаю с огромным удовольствием.

Вита Рамм:
Тяжело Вам было с прежним, советским опытом вписаться в новые продюсерские времена?

Леонид Верещагин:

В советские времена в роли главного продюсера выступало государство, а директора съемочных групп, говоря современным языком, были исполнительными продюсерами, что, безусловно, не отменяло и творческий подход в обеспечении съемочного процесса. Моя жизнь так сложилась, что я, начав трудиться еще на «Мосфильме» 1982 году, всегда работал с выдающимися режиссерами. И только с ощущением счастья вспоминаю работу с Эльдаром Александровичем Рязановым, Сергеем Александровичем Соловьевым и Никитой Сергеевичем Михалковым, с которым мы трудимся вместе вот уже почти 30 лет.
Продюсеры нового поколения часто говорят «я сделал», но я по-прежнему убежден в том, что кино делают режиссеры. Свою же задачу я вижу в том, чтобы для каждого нового проекта по каждому направлению собирать более талантливых людей, чем ты сам, но способных объединиться ради общей идеи.

Вита Рамм:
Когда наступает для Вас счастье, как для продюсера? Когда Вы придумываете кинопроект, как в случае с фильмом «Легенда №17», или когда, высчитывая смету, понимаете – кино состоится, или во время съемочного процесса, или уже в часы просмотра завершенного фильма?

Леонид Верещагин:

На каждом проекте все происходит по-разному, ведь кино – труд коллективный. Мы с Никитой Сергеевичем в самом начале определили для себя три звена, составляющие счастье в любой работе: творчество – товарищество – труд. Наши три Т.

Вита Рамм:
На пресс-конференции Ваш коллега и партнер по фильму «Шпион» Сергей Шумаков обратил внимание на любопытный факт. Журналисты старшего поколения больше спрашивали о деталях правдивого или выдуманного для фильма мира советского довоенного времени. Вопросы же журналистов молодого поколения – наоборот, убеждали в том, что им легче считывать с экрана киноманские нюансы, но их совсем не волнуют проблемы реализма. Как, впрочем, не волнуют эти проблемы и зрителей нового поколения.

Леонид Верещагин:

У каждой картины и каждого времени есть свой зритель. Да, Сергей Леонидович прав в том, что молодое поколение зрителей, выросшее на голливудских комиксах, легко воспринимает любые исторические допущения на экране. Фильмы Голливуда уже приучили к тому, что просмотр фильма теперь приравнивается к игре. И раз сложились такие условия, то и мы попытались поиграть в другую кинореальность.  
«Шпион» - яркое авторское высказывание. Я рад, что студия «ТРИТЭ Никиты Михалкова» и канал «Россия 1» столь продуктивно работали с талантливым дебютантом Алексеем Андриановым, обладающим и мастерством, и, что не менее важно, умеющим выражать свое послание художественными средствами. А насколько кинозритель проявит интерес к фильму «Шпион» - узнаем через три недели, когда увидим цифры кассовых сборов.

Вита Рамм:
Можете озвучить бюджет фильма «Шпион»?

Леонид Верещагин:

Да. Производство обошлось в 210 миллионов рублей. Плюс затраты на рекламную кампанию, которые взял на себя канал «Россия 1», выделив время на показ рекламных спотов.

Вита Рамм:
В титрах сообщается о том, что фильм создан при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино. А разве можно иметь два государственных источника финансирования?

Леонид Верещагин:

Очень важно осознать, что главный, но, конечно, уже не единственный источник финансирования нашего кино – по-прежнему государство. Дело в том, что во время создания Фонда кино завершалась работа над многими картинами, а деньги для их финансирования уже были переданы в Фонд. Напомню, что постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии», утвердившее новую редакцию Устава Фонда, появилось в последний день 2009 года, 31 декабря. И потому только в такой ситуации некоторым проектам было разрешено одновременно воспользоваться деньгами двух структур. В дальнейшем Фонд Кино и Министерство культуры России разделили свои финансовые обязанности. И те, кто взаимодействуют с Фондом кино, понимают, что обращаться за поддержкой в Департамент кинематографии министерства – неэтично. Благодаря такой финансовой политике денег для всех участников кинопроцесса стало не меньше, а больше, так как активные мейджоры перешли под эгиду Фонда кино.

Вита Рамм:
Говорят, что вновь будут меняться правила государственного финансирования. Не прошло и трех лет, а если вспомнить начало поступления финансов к середине 2010 года, то для нормальной работы было еще меньше времени. Нынешняя система еще не успела обрасти опытом, как вновь продюсеры будут вынуждены приспосабливаться к новым условиям?

Леонид Верещагин:

Время диктует необходимость перемен. Должно увеличиться число компаний, попавших в список Фонда кино, должна более активно проходить их ротация. Сегодня Экспертный совет оценивает лишь творческий потенциал сценария и его художественное качество. Но этого уже недостаточно. Экспертизу проектов надо проводить в полном объеме, учитывая и его коммерческие перспективы. С моей точки зрения, государственная поддержка должна осуществляться во имя формирования и последующей защиты нашей культурной и идеологической идентификации, для улучшения интегральных показателей нашей киноиндустрии. В том числе, и для повышения совокупных кассовых сборов и доли отечественных фильмов в прокате.  

Вита Рамм:
Не могу не спросить – каким в этом году будет Московский международный кинофестиваль?

Леонид Верещагин:

Сегодня еще рано открывать все секреты. Более подробную информацию обнародуем на специальной пресс-конференции. Скажу лишь о том, что, кроме традиционных, будут и новые интересные программы. Нам нравится идея главы комитета по культуре Москвы господина Капкова показывать фестивальные фильмы в парках под открытым небом, и, думаю, мы это осуществим. Приятно отметить, что с каждым годом растет популярность нашего Форума копродукции среди европейских продюсеров, киноменеджеров. Наша бизнес-площадка – Moscow Business Square – создает им отличные возможности для установления контактов, полезного профессионального общения.

Вита Рамм:
А русская программа будет?

Леонид Верещагин:

Обязательно. Куратор программы, киновед Ирина Павлова уже объявила о начале отбора фильмов. Центральный Дом кино в дни фестиваля переполняется не только нашими зрителями, но зарубежными гостями, посещающими московский фестиваль по нашим специальным приглашениям.  Наше кино надо продвигать в мире нам самим. Хорошо, что об этом задумались и в Министерстве культуры России, и в Фонде кино. А пока не заработает Red Square осенью, для иностранцев именно ММКФ является единственной возможностью увидеть новое русское кино на большом экране в полном объеме.

Вита Рамм:
Все верно, но с духотой большого зала Дома кино справиться невозможно. А тут еще и «Пушкинский» закрывается. Вопрос фестивального дворца по-прежнему открыт?

Леонид Верещагин:

Президент ММКФ Никита Сергеевич Михалков в течение последних 10-ти лет и на всех уровнях доказывал необходимость строительства Фестивального Дворца. Сейчас при новом руководстве города, кажется, вопрос тронулся с места. Обсуждается возможная стройка Дворца в районе Лужников.
Автор:
Вита Рамм
Реклама