Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 апреля 2012 16:25

Жан Дюжарден и Жиль Леллуш: «Наше сотрудничество было просто очевидным – все происходило естественно, в едином порыве»

Жан Дюжарден и Жиль Леллуш: «Наше сотрудничество было просто очевидным – все происходило естественно, в едином порыве»

19 апреля 2012 года в российский прокат выходит фильм «Право на "лево"» (дистрибьютор – компания Люксор). Он повествует о мужской неверности, во всех ее отчаянно абсурдных, умопомрачительно смешных проявлениях. Предлагаем вашему вниманию интервью с Жаном Дюжарденом и Жилем Леллушем, которые снялись в этой уморительной комедии.

Корреспондент:
Как возникла такая оригинальная идея?

Жан Дюжарден:

Данный  проект – это реализация идей, которые я уже давно вынашивал. Сначала возникло само желание сделать фильм, состоящий из скетчей. А сюжет мне пришел в голову, когда я услышал рассказ об одном человеке, который, собираясь изменить жене, покупал билет в кино, выключал телефон, и лишь после этого шел развлекаться. По возвращении домой, когда жена интересовалась, почему его мобильный был выключен, он показывал ей купленный билет в качестве доказательства… Подобный обман мне показался достаточно интересным. Тема неверности предлагает очень увлекательную площадку для игры. Завершающим элементом стало название. Появилось оно, когда я краем глаза увидел обложку DVD диска с фильмом Мартина Скорсезе "Отступники", и прочитал по ошибке «Неверные» (ориг. назв. фильма «Les Infidèles» - "Неверные")... Итак, у меня уже на тот момент была форма, тема и название.

Корреспондент:
Как возник Ваш дуэт?

Жиль Леллуш:

Жан и я, мы знакомы уже очень давно. И как часто бывает в нашей профессии, у нас всегда есть какие-то идеи, и очень часто возникает желание поработать вместе. Когда Жан впервые поделился своей идеей, я очень обрадовался возможности объединить наше творческое видение и дружбу в реализации совместного проекта.

Жан Дюжарден:
Мы хорошо понимаем друг друга. Жилю и мне также не чужды человеческие развлечения, да и к тому же, нас очень прельщала совместная работа. Мы с ним одного поколения. У нас одинаковые вкусы, мы все воспринимаем одинаково. Такое же у нас отношение и к работе. Наше сотрудничество было просто очевидным – все происходило естественно, в едином порыве.

Корреспондент:

Как Вы выбирали истории для фильма?

Жан Дюжарден:

Главное преимущество фильмов, состоящих из скетчей, в том, что они позволяют предложить зрителю великое множество историй. Нам удалось раскрыть тему под разными углами и показать как простые, так и сложные ситуации, с гиперболизированными персонажами и без, знакомыми каждому из нас и нет... Мы постарались показать тему с различных точек зрения. Мы затронули как вопросы возраста, различных социальных классов, так и выдумок, да и просто кошмарных ситуаций. … Мы начали с того, что провели неформальные собрания с нашими соавторами Стефаном Жоли, Филиппом Кавривиером и Николя Бедо. Мы придумали ряд основных скетчей - около 30 - и выбирали уже среди них. Их общим знаменателем стала свобода тона и юмора, что позволило воплотить на экране как пафос, так и черный юмор.

Жиль Леллуш:
Мы собирали идеи, писали, работали с авторами и смогли отобрать темы, которые произвели на нас наибольшее впечатление, в зависимости от их типологии и силы вызываемого резонанса. То, как они нас развеселили, да и само желание их сыграть – стало решающим фактором в их отборе. Некоторые сюжеты напрашивались сами собой – они же со временем, стали наиболее интересными.
 
Корреспондент:
Несмотря на то, что фильм состоит из нескольких историй, с разными персонажами, тем не менее, в нем присутствует последовательность сюжетных линий…

Жиль Леллуш:

Каждый последующий фильм продолжает предыдущий. Не прерывая основную линию, каждая часть заканчивается, давая сюжет для следующей. Сначала мы думали разделить картину на части, давая каждой свое название. Но мы поняли, что это бы отяжелило фильм. Основная тема сюжета строится вокруг двух парней, история которых начинается в первом и заканчивается в последнем скетче ленты. Мы хотели достичь легкости, чтобы зритель постепенно втягивался в сюжет вместе с двумя героями, которые постепенно лезут в самые дебри, преследуя вполне определенные цели. Затем уже, на протяжении всего фильма, мы задавались вопросами о размещении и порядке отобранных скетчей.

Корреспондент:
Как Вы определяли тон всего фильма?

Жан Дюжарден:

Мы попытались забыть о страхе показаться слишком серьезными или слишком жесткими. Мы хотели добиться свободного формата без четких категорий, затрагивая животрепещущие темы  и вместе с тем возвращаясь к карикатурным персонажам, смешивать жанры, оставаясь при этом искренними. Стремление заключалось в том, чтобы обсуждать происходящее, «играть» с ним, иногда менять клише или "ломать" стереотипы, пренебрегать законами, регулирующими жанры.

Жиль Леллуш:
Мы не использовали цензуру. Мы думаем, что публика не захочет смотреть шаблонные фильмы, которые соответствуют коммерческим законам. Зрители не хотят однообразных фильмов. То, что нам бы всем хотелось получить, вместе со зрителями – живой и неординарный сценарий.

Корреспондент:
Какая для Вас была цель данного фильма?

Жан Дюжарден:

Сначала возникло желание сыграть разноплановые вещи. Мне хотелось чего-то большего, большего в словах, делах. Наши рассказы – это истории о взрослых свободных и раскрепощенных людях. Нашей целью не было шокировать зрителя, мы просто хотели оставаться свободными,  раскрывая проблему, и предлагая странные, порой пагубные ситуации, которые способны вас задеть и заставить реагировать. Это то, к чему мы стремились. У меня была та же история и с фильмом «Агент 117». Зрители задавались вопросом - а могут ли они позволить себе над этим смеяться? Но ведь если хочется смеяться, то почему бы и нет?    

Жиль Леллуш:
Нам также хотелось "дерзкой свободы", как та, которую мы видим в фильмах Блие или в итальянских комедиях – таких, как, например, "Чудовища" – фильм Дино Ризи с Витторио Гассман и Уго Тоньяцци, тоже состоящий из скетчей.

Корреспондент:
Факт работы над подобными сюжетами вызывал дискуссии?

Жиль Леллуш:

Наша цель заключалась в том, чтобы использовать ситуации, а не обсуждать их. Ситуации являлись основным материалом.

Жан Дюжарден:
Мы использовали эту тему, чтобы воплотить бесхарактерные, неясные, слабые, хитрые типы личности. Это просто мечта!

Корреспондент:
Были ли у Вас трудности в реализации проекта?

Жан Дюжарден:

Нам часто говорят, что мы "кассовые", а именно это и служит помощью в реализации проекта. Если бы мы не были теми, кто мы есть в нашей сфере, все было бы, несомненно, намного сложней. Какая же радость ощущать себя частью проекта от начала и до самого его конца, видя все, и положительные и отрицательные моменты!

Жиль Леллуш:
Для нас этот проект стал глотком свежего воздуха. Порой, чем больше вы известны, тем больше от вас чего-то требуют, тем больше условностей и все меньше возможностей быть свободными. Переделывать то, что уже сделано, - это неправильно. Это как если бы вы выбирали сценарии в зависимости от их потенциального успеха, статуса, который они уже получили, не желая при этом рисковать. Это заведомо бы привело к скучному сюжету.

Корреспондент:
В какой момент Вы решили задействовать нескольких режиссеров, и как Вы их выбирали?

Жан Дюжарден:

С самого начала проекта мы решили не снимать сами, потому что это была бы слишком большая нагрузка. Мы сразу выбрали режиссеров, которые подходили нам, которые могли бы привнести что-то свое в каждую из историй. Они не были взаимозаменяемыми. Мы им предложили то, что лучше всего соответствовало их видению. Для новеллы «Чистая совесть» («La bonne conscience») я интуитивно выбрал Мишеля Хазанавичуса. Я знал, что его чувство, когда и что нужно поменять, и его постановка привнесут что-то забавное и значимое в фильм. Для «Пролога» («Prologue») надо было быть живым, эффективным, очень острым, одновременно уметь высказать и показать, поставить и смонтировать. В этом вопросе явным лидером был Фред Кавайе.
 
Жиль Леллуш:
Эмманюэль Берко очень способная и восприимчивая – достаточно посмотреть на  ее сотрудничество с Майвенном в фильме «Полиция». Было очевидно, что скетч «Вопрос» («La question») был создан для нее. В случае с Эриком Лартиго вся его работа (комедия «Человек, который хотел оставаться собой») показывает социальное сознание и прямой подход, которые нас привлекают. Он был выбран для «Лолиты» («Lolita»). Я знаю Алекса Куртеса уже давно, и если он еще не известен в полнометражных фильмах, то его работа в клипах имеет международную репутацию. Его визуальное восприятие творит чудеса в художественных вставках, которые идут между скетчами, и заканчиваются на собрании в скетче «Анонимные неверные» («Infdèles anonymes»). Нашей целью было внести как можно больше разнообразия, с этой целью мы пригласили разных по типажу, но очень талантливых людей…

Корреспондент:
Каждый из скетчей показывает различных актеров в совершенно новом свете... Как Вы выбирали ваших партнеров?

Жан Дюжарден:

Выбор некоторых был очевиден. Например, Жеральдин Накаш, Сандрин Киберлен или Александра Лами. Им удивительно подходили их персонажи. Также в наших "похождениях" обязательно должен был принимать участие Гийом Кане. Мы его использовали в непривычной для него роли.
Мы решили работать с людьми, которые нам дороги, пригласили Ману Пайе и Изабель Нанти. Все они – великие актеры.    Несмотря на то, что нам было, что им сказать, все они уже пришли с четким представлением того, как будет сыграна их роль. Например, Гийом, который решил одарить свой персонаж этой глупой прической. Нам не надо было что-либо специально выделять или пояснять текст. Единственная, кто была отобрана на кастинге – Клара Понсо, в которую влюблен Жиль – ортодонтолог в скетче «Лолита» («Lolita»).

Корреспондент:
Жан, Вы играете в скетче вместе с вашей супругой Александрой. Не показалось ли это странным – играть вместе в таком сюжете?

Жан Дюжарден:

Мы с Александрой знаем, где проходит грань. Мы не смешиваем нашу личную жизнь и работу – мы играем. У нас уже был подобный опыт, и мы его пережили. К тому же мы уже сталкивались с подобным в театральной постановке "Двое на качелях".

Корреспондент:
Была ли съемка такой же особенной, как разработка и замысел?

Жиль Леллуш:

Мы снимали фильм один за другим. И практически всегда на площадке были вместе. Даже если у кого-то из нас не было роли в данном эпизоде, то каждый норовил хотя бы раз появиться в сцене, где играет другой. Каждый раз это была реальная история, и данный фильм не представляет собой череду комических эпизодов.
Каждый режиссер интересовался тем, что сделали другие, даже если это не было так заметно. Такое, в какой-то мере давление,  и совместное желание сделать все на высшем уровне наполнило проект энергией.

Жан Дюжарден:
Тот факт, что у нас было семь разных режиссеров, был уже сам по себе немного особенным для нас. Как, впрочем, и для команды тоже. Но это также явилось одним из аспектов, который сделал проект более интересным. Каждый понедельник мы начинали с новым постановщиком, на новом месте, с другими персонажами. Мы не скучали!

Корреспондент:
Почему Вы решили лично снять скетч?

Жан Дюжарден:

Мы с Жилем сами сняли завершающий скетч, как бы поставили точку в работе над этим фильмом. После чего мы все вместе отправились в Лас-Вегас!

Корреспондент:
Как Вы снимали?

Жиль Леллуш:

Все всегда зависело от ситуации. У нас были моменты, когда мы снимали «обрывками», действовали непоследовательно, а в скорости переходили к четкому плану, который позволял упорядочивать ситуацию на площадке. Это создавало контраст и то ощущение,  которого так часто нет в кино…

Жан Дюжарден:
В отличие от Жиля, съемка фильма для меня – это что-то новое. Мы действовали инстинктивно, в зависимости от ситуации, и это было гениально, так как мы очень похожи друг на друга. У нас было много нестандартных ситуаций, которые мы должны были сыграть, и в такой насыщенной атмосфере, как в Лас-Вегасе, они казались еще  невероятнее.

Корреспондент:
Понимаете ли Вы, что этот фильм представляет для Вас сегодня?

Жан Дюжарден:

«Право на "лево"» мне напомнил, до какой степени я обожаю запускать новый проект, привлекать и объединять людей. Мне нравится эта часть подготовки. Но у меня тогда не было того непреодолимого желания снимать. Этот фильм, без сомнения, останется одним из самых значимых моментов моей карьеры, радостным, свободным, созданным с приятелями, которые очень талантливы. Я бы хотел начать все заново. Я снимался и в комедиях, и в более серьезных фильмах, мне доставляет удовольствие смешивать их. Мне нравится, что различные виды юмора и жанров так прекрасно сочетаются. Это занятие мне позволяет показать что-то новое, не останавливаться на "Артисте" ("The Artist"). Я не хотел бы, чтобы меня воспринимали в одном образе. Я хочу всегда всех удивлять, рискуя обжечь себе крылья. Нет, это не расчет с моей стороны, это – моя сущность. Вопреки тому, что думают многие, нас никто не ждет с распростертыми объятиями. И простой факт того, что этот фильм существует, уже делает меня счастливым.

Жиль Леллуш:
Мне кажется, что «Право на "лево"» - это резюме того, что мы можем сделать с Жаном. Создавать полнометражный фильм вдвоем, с такой энергией и полным взаимопониманием на площадке, было просто великолепно. Этот фильм помог мне убедиться в том, что я хочу снимать. Учитывая встречи, совместную работу, как с нашими партнерами, так и с другими режиссерами, мы получили большой опыт. Сначала у меня было впечатление, что этот проект будет выглядеть в глазах других как каприз избалованных детей. Так, будто мы не понимаем того, что собираемся делать – в то время как у нас уже была четкая идея. Нам повезло, что за нами пошли люди и позволили  достичь желаемой цели. Благодаря самоотдаче и участию всех, конечный результат оказался выше наших ожиданий. Я бы хотел снимать фильм с Жаном каждые три – четыре года...

Корреспондент:
После того, как Вы раскрыли тему мужской измены, не хотите ли Вы показать женскую измену с женской точки зрения?

Жан Дюжарден:

Мы об этом думали... и там тоже есть, о чем сказать!
Реклама