Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 июня 2012 12:02

Авдотья Смирнова: «Общественные запросы действительно витают в воздухе»

Авдотья Смирнова: «Общественные запросы действительно витают в воздухе»

14 июня 2012 года в прокат вышел новый фильм Авдотьи Смирновой «Кококо» (дистрибьютор – компания Наше кино). Исполнительницы главных ролей Анна Михалкова и Яна Троянова, ярко воплотившие два полюса современного общества, стали лауреатами 23-ого Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи (03-10.06.2012), но сама картина, уже две недели идущая в прокате, послужила поводом для острых диспутов. На тему взаимоотношений между «интеллигенцией и народом» мы поговорили с режиссером фильма Авдотьей Смирновой.

Вита Рамм:
На пресс-конференции Вы сказали, что Ваш фильм «Кококо» полемизирует с «Еленой» Андрея Звягинцева.

Авдотья Смирнова:

Я высоко ценю фильмы Андрея Звягинцева. Андрей очень большой режиссер, нравится он мне и как человек. И фильм «Елена», безусловно, мощное художественное высказывание, тем не менее, он меня сильно задел. Дело в том, что той буржуазии, которую играют мой отец Андрей Сергеевич Смирнов и Елена Лядова, все-таки присуще нечто человеческое. Вспомните сцену в больнице – как любя друг друга общаются отец и дочь. Они – люди, а вот в семье Елены нет ничего человеческого. Конечно, Андрей имеет право думать так, как он считает. Но мне кажется, что это неправда, и неправда жестокая по отношению к людям.

Вита Рамм:
Концептуальный спор между «Кококо» и «Еленой» сложился сейчас, ведь Вы писали и снимали, еще не видя фильм Андрея Звягинцева.

Авдотья Смирнова:

«Елену» я посмотрела, когда мы уже закончили съемочный период. Но, наверное, на тему «интеллигенция и народ» какой-то общественный заказ «висит» в атмосфере. Мне вспомнился недавний «Кинотавр», когда в конкурсной программе в подавляющем большинстве фильмов зло присутствовало в образе милиционеров. Я помню, тогда сказала Александру Роднянскому – так недалеко и до избиения. А через год случилась история с «дальневосточными партизанами». А ведь каждый из тех фильмов был абсолютно самостоятельным произведением. Режиссеры и продюсеры никак не согласовывали между собой темы. Так что общественные запросы действительно витают в воздухе.

Вита Рамм:
После премьерного показа в социальных сетях уже обсуждают фильм. И на одной странице я прочитала мини-рецензию: «Фильм легкий, позитивный, видно, что снимала счастливая женщина». Как бы Вы прокомментировали такое высказывание?

Авдотья Смирнова:

Довольно неожиданный для меня отклик. Счастливая женщина? Да. А легкость интонации для кино, на мой взгляд, достоинство, но насчет позитивности… Фильм получился смешным, да, но и мрачным, по сути.

Вита Рамм:
Насчет мрачности. Вы не боитесь, что интеллигенция первой обидится на Вас, слишком она невзрачно, вяло выглядит на экране. И Ваш насмешливый взгляд не пропускает ни одной слабости.

Авдотья Смирнова:

Я понимаю, что все может быть перетолковано, но я говорила о своем сословии, о своем мире. Мы, как сословие, доказываем свое право на существование тем, что нам есть до всего дело, что мы всегда готовы вступиться в защиту слабых или обиженных. И, тем не менее, есть в интеллигенции грех патернализма, грех убежденности в том, что мы знаем лучше, как надо жить, как все должно быть устроено. Мы сейчас всех научим. Это родовое пятно интеллигенции. Мы с Анной Пармас писали, и затем я снимала о том, что не люблю в себе. Могу сказать, что еще лет пять назад девушка Лиза (музейный работник, сыгранный Анной Михалковой – примечание ПрофиСинема) - это абсолютно я. Тогда я также была готова прожить за человека его жизнь, настолько мне казалось, что знаю, как этому человеку надо жить. Но на этом сильно обожглась, и правильно. Нельзя к другому человеку лезть со своим пониманием мира. Мы не умеем уважать инакость.

Вита Рамм:
Но ведь героиня Яны Трояновой – Вика также вмешивается в жизнь Лизы…

Авдотья Смирнова:

Да, они зеркало друг друга. Они сросшиеся. Лиза долго рефлексирует и затем все завершается взрывом эмоций, Вика – высказывается сразу. Вика, конечно, не подарок, но ведь Лиза «задушила» ее своей опекой и обустройством жизни.

Вита Рамм:
На экране вновь Ваша любимая схема – два главных героя и россыпь запоминающихся характеров вокруг них.

Авдотья Смирнова:

Классическая ситуация в драматургии – протагонист и антагонист. Это минимум, что нужно для конфликта. Но на замысел «Кококо» повлияли две, убеждена, крупнейшие актрисы своего поколения – Анна Михалкова и Яна Троянова. Мне очень хотелось увидеть их вместе на большом экране. Мне хотелось соединить две женские энергии, две женские души. И мне интересно следить за ними каждую минуту. Они блистательны.

Вита Рамм:
Но может быть, Вам немного обидно, что призовой лист может ограничиться только двумя актерскими работами?

Авдотья Смирнова:

Спасибо за вопрос! Наконец-то у меня появилась возможность высказаться по этому поводу. Дело в том, что все награды, которые получали мои фильмы, были актерскими. Я очень рада за них. Но то, что у меня за всю мою жизнь нет ни одного российского приза за сценарии, скажу честно, огорчает. У меня есть один сценарный приз – американский, за фильм Алексея Учителя «Дневник его жены».

Вита Рамм:
В титрах можно прочитать благодарности режиссерам Борису Хлебникову, Валерию Тодоровскому. В чем был их вклад?

Авдотья Смирнова:

Борис – мой ближайший друг, и я с ним советуюсь на разных этапах работы. А с Валерием у нас особые отношения. Я ему даю читать сценарий и показываю первую сборку фильма. Валерий – исключительной тонкости и профессионализма человек. Он словно мой барометр. Что важно, он еще и талантливый продюсер, я в этом убедилась, когда снимала «Отцов и детей» по Тургеневу. Валерий предлагает не свое решение, а умело подсказывает твое собственное. И Сергей Сельянов также работает со своими режиссерами.

Вита Рамм:
В фильме яркие женщины и никакие мужчины. Печальный вывод.

Авдотья Смирнова:

Вообще, сейчас время женских энергий, но я не снимала о том, что мужчины ничтожны. Например, в эпизоде митинга Лиза спрашивает бывшего мужа: «Из каких соображений ты нарезаешь круги вокруг меня?». Кирилл отвечает: «Из чувства долга». Для меня, это очень мужской ответ. И мне не хотелось, чтобы не пропал этот важный нюанс взаимоотношений между Лизой и экс-мужем Кириллом, сыгранный Константином Шелестуном.

Вита Рамм:
В фильме основной сюжет давно известен литературе прошлых веков: человек в чужой среде. Но какие нюансы в эту универсальную историю внес 21 век?

Авдотья Смирнова:

Хороший вопрос. 20-ый век – атеистический, а раз Бога нет, то все позволено... и 21-век его наследник. Мне кажется, что мы стали более безжалостными и жестокими друг к другу. Мы не боимся сделать больно другому, как боялись этого в прежние века.

Вита Рамм:
Кроме кино, Вы много времени отдаете Фонду помощи детям с аутизмом и их родителям.

Авдотья Смирнова:

Процесс регистрации уже завершается, не ожидала, что вся процедура займет столько времени. Мы сейчас готовим сайт, куда будет стекаться вся информация о проблеме. Такого ресурса в России нет, и потому фонд займется переводами и распространением специализированной литературы. У нас диагноз-то – аутизм – признали совсем недавно, и только для детей. Но государственной программы по работе с аутистами в России нет. И мы воспользовались предложением губернатора Воронежской области Алексея Васильевича Гордеева сделать там своеобразный полигон для отстройки всей необходимой цепочки работы фонда. Еще мы готовим большую благотворительную программу с марафоном по сбору денег, который пройдет осенью.
Автор:
Вита Рамм

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама