Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 сентября 2013 12:07

Тимофей Жалнин: «Призы дают возможность перепрыгнуть на новую волну»

Тимофей Жалнин: «Призы дают возможность перепрыгнуть на новую волну»

24 сентября 2013 года на открытии 6-го Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «Арткино» молодой питерский режиссер, автор фильма F5 получил сразу 2 почетных награды. Его картина была признана лучшей по мнению Киноакадемии короткого метра и по итогам зрительского голосования более чем в 30 регионах России. Ранее фильм F5 завоевал главные призы на других престижных фестивалях короткометражного кино: «Кинопроба», «Святая Анна», Sehsuechte (Германия), а также в конкурсе «Кинотавра».

Корреспондент:
Тимофей, очередная награда! Считаешь их количество?

Тимофей Жалнин:

Нет, знаю, что их много, но не считаю.

Корреспондент:
Есть, наверное, специальное место для призов?

Тимофей Жалнин:

Да, есть такая полочка тщеславия (смеётся).

Корреспондент:
Сегодняшние призы — это какая-то «новая веха», «новая ступень»? Ведь в Академию входят известные продюсеры, режиссеры, актеры. Да и приз по итогам зрительского голосования в течение года тоже немалого стоит...

Тимофей Жалнин:

Времени что-то отмечать, наслаждаться «славой» нет. Мы с продюсером Иваном Лопатиным сейчас делаем новый проект, и я к нему готовлюсь. А то с призами можно зависнуть, кино - это скоротечный процесс. Можно пропустить волну. Она несет-несет, но рано или поздно, она встречает берег, растворяется, появляется новая волна, ударяется о скалы, уходит в песок… Призы дают нам возможность перепрыгнуть на новую волну, большую. Для меня это шанс. Ну, помимо того, что это ещё и очень приятно!

Корреспондент:
В прошлом году именно с приза на «Арткино» началась твоя призовая карьера?

Тимофей Жалнин:

Да, ровно год назад проходил кинофестиваль «Арткино», там фильм выиграл приз «Лучшее короткометражное кино до 30-ти минут», и как раз там волна его и подхватила. И началась круговерть фестивалей, череда побед.

Корреспондент:
В жюри фестивалей, на которых ты выигрывал, входило много замечательных людей — от Глеба Панфилова до Андрея Звягинцева и Бориса Хлебникова. А как ты сам оцениваешь свой фильм?

Тимофей Жалнин:

Ну не по пятибалльной шкале точно. (Смеется) Вообще ни по какой «бальной» системе. Я знаю вещи, которые я не дотянул. Я их вижу. Я знаю вещи, которые совместно с актерами нам удалось достигнуть. Может быть, даже какие-то замыслы еще ярче получились, в работе с оператором, например. Что-то не получилось совсем. Поэтому как сравнить сумму побед с суммой упущенных возможностей?

Корреспондент:
Расскажи про актрис — Дашу Барабанову и Иру Толчильщикову. Всё-таки видно, что они не профессиональные актрисы. По гамбургскому счету, если судить. Не жалеешь, что не взял профессиональных актрис?

Тимофей Жалнин:

Нет, ни в коем случае. Я абсолютно уверен, что сделал правильный выбор, когда я утвердил этих девушек. Ни одна профессиональная актриса в нашей стране, если она не проведет себя через безумное количество репетиций, срывов, нервов, и той боли и неудобства, которые остаются в репетиционном зале, ни одна бы этот материал не сыграла. Такую актрису мы у нас не нашли. И я делал ставки на людей интересных, которые являются личностями, которые могли бы жить перед камерой, и даже на пробах Даша и Ира были, очень интересными.

Корреспондент:
Я согласен. У тебя актрисы – это украшение фильма. Как и оператор. Расскажи об Ане Рожецкой. Все отмечают ее талант.

Тимофей Жалнин:

Да, Аня это тоже мне подарок от жизни. Потому что мы нашли друг друга. Потому что мы одинаково чувствуем изображение. У неё потрясающий вкус к изображению, она умная, не человек эффектности, а человек смысла, и при этом её картинка красивая и приятна глазу. В общем, мне одно удовольствие с ней работать! Хотя мы спорим, бываем не довольны друг другом. Но даже в этих столкновениях и спорах появляется что-то очень важное. И я буду с ней работать над следующей картиной.

Корреспондент:
Кроме множества российских фестивалей, ты участвовал в «Уголке короткого метра» Каннского фестиваля, на фестивалях в Италии, Германии. Расскажи, произошли какие-то ключевые знакомства, общение с мэтрами?

Тимофей Жалнин:

Конечно. Все члены жюри, которые выходят на сцену или с которыми я общаюсь после кинофестиваля, для меня очень важны. И не обязательно члены жюри, - это всё тесный круг кинематографистов, мы все друг дуга знаем – пусть даже заочно! – но все в одном котле варимся. Везде очень много интересных встреч. Например, со Звягинцевым, с Глебом Панфиловым, с Борисом Хлебниковым. С разными продюсерами. Это очень интересные люди, которые делают кино, которые горят кино. Они желают мне удачи, и чтобы у меня получилось всё, что мною задумано. Каких-то наставлений они не делают. Просто человеческая поддержка, и то, что в первую очередь, они дают фильму награду, это и есть реальная помощь, а призы помогают нам уже в деловых разговорах.

Корреспондент:
Но всё-таки есть люди, с которыми ты советуешься – возможно, твои мастера?

Тимофей Жалнин:

Да, безусловно, и у меня такой человек не один. Два мастера – Сергей Михайлович Овчаров и Наталья Анататольевна Милашкина. Я очень хорошо понимаю, что только благодаря этим людям я получил профессию. Я с ними советуюсь, показываю какие-то промежуточные варианты сценария своего нового фильма под рабочим названием «Исчезновение».

Корреспондент:
Расскажи подробнее об этом проекте.

Тимофей Жалнин:

Я не хотел бы сейчас совсем подробно рассказывать, хочу какие-то вещи оставить для открытия в кинозале, начиная с сюжетных поворотов, заканчивая смыслом. Могу рассказать, что это будет камерная драма о двух людях, о мужчине и женщине, которые теряются в тайге. История выживания не только физического, но и морального, открытия одного человека другим. Там есть элементы мелодрамы, есть элементы напряженности, которые больше свойственны триллеру, есть экшн, есть приключения. Всё это очень интересно, потому что в первую очередь героями являются люди, и мы будем рассказывать человеческую историю. Работа идет, мы этим летом выбирали натуру, ездили на Урал, в горные районы Сибири. Выбрали, наконец. И сейчас идет кастинг, планируем мотор в середине июня. Надеемся, что найдем поддержку в Министерстве культуры.

Корреспондент:
Это твой сценарий?

Тимофей Жалнин:

Да, мой.

Корреспондент:
А почему ты выбрал именно эту тему?

Тимофей Жалнин:

Я её давно нашел, потому что толчком к написанию сценария послужила история, которая реально произошла в Сибири. Поскольку я сам из Сибири (Тимофей родился в Новокузнецке- прим. ред), у меня дед таёжник, я знаком с тайгой. Много времени там провел в детстве. Знаком с охотниками, с егерями. Естественно, они все рассказывают байки и истории. И они рассказали однажды очень интересную историю о потерявшейся молодой паре. История легла в основу сценария. Я долго её вынашивал, писал наброски. Показал Ивану Лопатину, он сказал: «Мне нравится, цепляет, про это хочется кино посмотреть».

Корреспондент:
По поводу продюсера. Я думаю, на фестивалях, например, на Кинотавре, было много крупных продюсеров, которые тебе предлагали сотрудничество, но свой дебютный проект ты все же делаешь с Иваном Лопатиным. Почему?

Тимофей Жалнин:

Во-первых, мы практически одного возраста, мы росли в этой фестивальной жизни. Познакомились давно, когда я был в 2010 году на Кинотавре, в фестивальной лаборатории. Он был начинающим продюсером, а я ещё зеленый-зеленый студент режиссерского факультета. Мы познакомились, поняли, что нам интересно это знакомство. И потом я удаленно наблюдал за его успехами, за его делом, которым он занимается, за распространением короткометражек, продюсированием (компания «Ливандия Энтертейнмент профессионально занимается продвижением фильмов на фестивали — прим ред). Я вижу, что человек растет, мне это симпатично, человек развивается! Поэтому, я с ним сейчас. У него есть потенциал, уверенность в том, что он делает.

Корреспондент:
проходит в Питере фестиваль «Послание к человеку», где ты являешься членом жюри. Успел что-то посмотреть?

Тимофей Жалнин:

Да, конечно, успел посмотреть, но комментировать работы не могу до окончания фестиваля.

Корреспондент:
Давай тогда вспомним работы твоих коллег, которые ты смотрел на других киносмотрах. Что тебе понравилось из короткометражных фильмов за последнее время?

Тимофей Жалнин:

Мне очень понравилась короткометражка Добрыгина на Кинотавре «Измена». Умный юмор, блестящая работа. Я видел польскую короткометражку «Последний поезд», она затягивает в себя. Когда ты смотришь картину, ты всё равно невольно анализируешь фильм. Вот в этой работе я растворился, в этом мире, в изображении. Я не думал о том, как он сделан. Ещё знаю один короткий метр, который мне очень нравится – «Лето с Антоном», документальный фильм. Очень сильное и зрелое высказывание молодого режиссера, снятое в России. О мальчике, которого летом отправляют родители в военный лагерь для детей. Потрясающее наблюдение глубоких течений, которые в обществе творятся. И здесь видны истоки – откуда всё это идет. И это очень круто.

Корреспондент:
Мы беседуем с тобой в рамках фестиваля «Арткино», целиком и полностью посвященного короткометражным фильмам. Как считаешь, могут появиться в нашей стране режиссеры, которые будут снимать только короткий метр? На протяжении всей жизни?

Тимофей Жалнин:

Вполне! Лично мне очень нравится короткий метр, если его снимать профессионально. Короткометражка – это отдельный жанр, безумно интересный. И я бы с удовольствием в будущем снимал, в альманах. Но мне сейчас хочется попробовать себя в полном метре.

Корреспондент:
А когда ты снимаешь фильм, каким ты видишь своего зрителя?

Тимофей Жалнин:

Я, наверное, изначально ориентируюсь на свое окружение, на друзей и коллег. На тех, кому это будет интересно. Мой зритель - это интересующиеся жизнью мыслящие люди, которые задают много вопросов и хотят узнать больше и о человеке, и о той среде, в которой он живет. Когда человек интересуется – он внутренне растет. Он что-то узнает, он делает открытия. Не интересен зритель, который приходит в зал с одним желанием: «А ну-ка развлеки!»
Безусловно, кинематограф призван развлекать человека. Но развлечения разного рода бывают. Бывают очень грубые, примитивной природы. А бывают, когда ты удивляешься, открываешь что-то, в себе в окружающем мире. Для меня развлечение в кино – это переживание нового чувства. Размышление на предложенную тему, о которой ты никогда не задумывался. Хотя я тоже порой люблю прийти в кино с друзьями, просто для того чтобы посмотреть на зрелищные спецэффекты, почувствовать драйв, это как в клуб сходить. Не более… Обычно это фантастический жанр.
Автор:
Дмитрий Якунин

Другие статьи по теме Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино Арткино

Реклама