11 ноября 2013 13:45
Федор Попов: «Мы выводим фестиваль на новый уровень»
С 18 по 23 ноября 2013 года пройдет XXXIII Международный фестиваль ВГИК. В этом году он сильно изменился, в частности, существенно расширилась география показов конкурсных работ. Студенческое кино теперь можно будет увидеть помимо ВГИКа в 10 московских кинотеатрах и на 26 площадках 22 городов России. О деталях работы оргкомитета, специфике смотра и его значении для студентов рассказал режиссер, продюсер, генеральный директор ООО «ВГИК-Дебют» Фёдор Попов.
Корреспондент:
Как Вы думаете, какое значение имеет фестиваль для студентов ВГИК?
Федор Попов:
Огромное значение. Студенческий фестиваль для них – первая возможность окунуться во внешнее поле кинематографа. Кинофестивали – это часть работы над фильмом. Мало картину сделать, важно научиться свой фильм показывать, обсуждать, продвигать и научиться держать удар критики. Потом, надо не только держать удар, но и отвечать за то, что делаешь. Опыт участия в фестивалях повышает ответственность: начинаешь смотреть на свою работу глазами будущих зрителей, критиков. Закалка в рамках ВГИКовского фестиваля очень помогает нашим студентам в будущем. В этом смысле учебный процесс не ограничивается лекциями, семинарами и созданием фильмов. Фестиваль – это тоже тренинг, один из видов движения к будущей профессии
Корреспондент:
В чем уникальность фестиваля ВГИК?
Федор Попов:
Наш фестиваль особенный по многим причинам, одна из которых – уникальный процесс отбора фильмов студентов ВГИК в конкурс. Первый этап международного фестиваля – это открытый смотр работ: более демократичного способа отбора картин я не встречал.
Корреспондент:
Это закрытый процесс или на него приглашаются все желающие?
Федор Попов:
Мы не закрываем двери, хотя смотр внутренний, поэтому он особо не пиарится. В течение десяти дней проходит показ работ: фильмы смотрят студенты из разных мастерских, педагоги, гости студентов и все желающие, заполнившие заявку на сайте. После показа начинается обсуждение – самое интересное и полезное. Педагоги, гости, студенты хвалят, ругают, спрашивают, делятся впечатлениями, высказываются. В это время занятия у нас частично останавливаются: идут только первые две пары, а потом начинается совсем другая форма обучения.
На показах и обсуждениях отборочная комиссия (от каждого факультета по два человека – студент и педагог) ставят оценки по 10-балльной системе. Потом отборочная комиссия обсуждает увиденное и отбирает фильмы на фестиваль в конкурс. В прошлом году проходной балл был около 7. Впрочем, комиссия может в процессе обсуждения оценки скорректировать. Кроме того, мы проводим «Студенческий рейтинг»: в котором голосовать могут все зрители. Результаты голосования ежедневно вывешиваются на сайте фестиваля. Результаты получаются очень интересными: оценки публики не всегда совпадают с голосованием отборочной комиссии.
Корреспондент:
Где будут показаны конкурсные фильмы 33 фестиваля ВГИК?
Федор Попов:
В 10 московских кинотеатрах и на 26 площадках 22 городов состоятся бесплатные показы конкурсных фильмов ВГИК.
Корреспондент:
Как Вы думаете, публика пойдет на бесплатные сеансы необычных фильмов – короткометражных отечественных студенческих работ?
Федор Попов:
Если до них донести информацию – пойдут! Для меня тоже удивительно, что показы короткометражного кино имеют огромную аудиторию. Нас уже приучили к мысли, что в кино никто не ходит, на российское кино – особенно, а ходить на короткий метр – это какой-то дурной вкус: как будто больше нечего смотреть. На самом деле – нет, все наоборот. Аудитория проявляет огромный интерес к этим работам не только в Москве, но и во многих городах страны. Популярность неуклонно растет.
Корреспондент:
Как Вы организовали показы в городах России?
Федор Попов:
В позапрошлом году один из педагогов кафедры режиссуры Олег Борисович Шухер обратился со своим предложением к ректору и к фестивалю начать показы в других городах, его предложение было поддержано и подхвачено. Началось с пяти городов. Но сегодня таких городов уже тринадцать. Там не только организовываются показы фильмов конкурса ВГИК, но и проводится зрительское голосование. В итоге к нам на церемонию закрытия приедут гости из разных городов, которые вручат от имени своей публики призы зрительских симпатий.
Показы в разных городах важны для расширения границ фестиваля и для расширения аудитории, создания условий для доступа потенциального отечественного зрителя к объектам развивающейся кинокультуры. Отечественный кинематограф имеет огромный зрительский потенциал, но сегодня, увы, он едва выживает, с трудом выдерживая конкуренцию голливудских картин. Тем не менее, уверен, будущее в России за отечественным кинематографом и за молодым поколением, которое будет его создавать. Мы это видим по тому интересу, который вызывают короткометражные студенческие фильмы не только в Москве, но других городах страны. К слову, студенты снимают много фильмов на серьезные, социальные темы – я сам этому удивлен. На мой взгляд, таких фильмов даже перебор: хочется видеть больше жанровых картин.
Корреспондент:
Чем Вас привлекла неблагодарная и непростая работа над фестивалем ВГИК? Почему Вы за него взялись?
Федор Попов:
Дело в том, что фестиваль никогда не задерживался в одних руках больше чем на два года. Просто в штате ВГИК нет специальной должности или структуры, которая занималась бы только фестивалем. А когда дело переходит из рук в руки, нет стабильности. Поэтому когда был учрежден продюсерский центр «ВГИК-Дебют», ко мне поступило предложение от ректора взять на себя ответственность за фестиваль. В первый год было не просто. Во второй год я старался стабилизировать работу. Сейчас я стараюсь ее развивать.
Работа, действительно, не простая, так как фестивальная команда на 95% состоит из студентов, которых необходимо организовать, а состав каждый год наполовину меняется. Но я бы не назвал ее неблагодарной. Фестиваль очевидно развивается. Он вызывает все больший и больший интерес у зрителей и, что не менее важно, у самих участников и организаторов. Собственно, видеть результаты своего труда и есть самая большая благодарность.
К слову сказать, мы очень благодарны руководству Министерства культуры РФ за ежегодную финансовую поддержку фестиваля и, конечно, очень рассчитываем на наше дальнейшее сотрудничество с Минкультом.
Корреспондент:
Какие обновления именно сейчас необходимы фестивалю ВГИК?
Федор Попов:
Начнем с того, что ВГИК – это не внутренний фестиваль, каким он был в 70-х годах, когда я сам учился: он шел раз в два года и включал только фильмы, сделанные во ВГИКе. Сегодня одна из задач – расширение фестиваля. Показы проходят не только во ВГИКе, но и в двух десятках московских кинотеатров, в разных городах. Он демонстрирует не только российскую программу, но еще и большое количество работ студентов иностранных школ; включает не только фильмы, но и спектакли, конкурс сценариев, творческие встречи, круглые столы, ретроспективы, мастер-классы… Всего не перечислить.
Но моя задача при этом – превратить фестиваль в некую четко выстроенную системную работу, организованную деятельность, и прежде всего для этого я пытаюсь собрать стабильную команду.
Корреспондент:
Во многом фестиваль организовывается и проводится самими студентами: не было бы проще пригласить профессиональную и опытную команду, чем каждые 3-5 лет кропотливо обучать и вводить в работу новых студентов?
Федор Попов:
Это проще, но, увы, таковы правила игры: я не могу делать фестиваль ВГИК без ВГИКа. И я это поддерживаю, это правильно. Я ввожу в команду извне только людей тех профессий, которых не может быть во ВГИКе. Всю основную работу делают студенты. Повторяю, работа на фестивале – столь же важная, равнозначная, наряду с другими дисциплинами, часть обучения, которая одновременно является «мостиком» в профессиональный кинематограф.
Корреспондент:
Как построена Ваша работа со студентами?
Федор Попов:
Пока работать приходится очень много, нужно вникать во все детали, так как успех большого дела зависит от мелочей. Моя задача – сформировать команду, все члены которой будут работать стабильно, самостоятельно, тогда я смогу больше уделять внимания развитию фестиваля и заниматься вопросами перспективы.
Корреспондент:
Как образом Вы планируете выводить фестиваль на новый уровень?
Федор Попов:
Для нас новый уровень - это повышение качества картин, увеличение количества зрителей и рост влияния фестиваля на кинопроцесс в целом, на развитие имиджа отечественного кино, его репутации в глазах отечественного зрителя. На отбор было представлено более 50 часов только от мастерских ВГИКа. Мы ждем иностранных участников из нескольких десятков стран: Великобритании, Франции, США, Италии, Польши и т.д. – всех не упомнишь, ждем также многообещающую программу показов дипломных спектаклей театральных ВУЗов Москвы, Софии, Вильнюса, Лодзя.
Количество кинотеатров в Москве и охваченных фестивалем городов будет из года в год возрастать.
Звучит банально, но это факт – будущее отечественного кино в руках молодежи. Поэтому я могу, не боясь показаться нескромным, заявить, что мы работаем на будущее.
Корреспондент:
Как Вы думаете, какое значение имеет фестиваль для студентов ВГИК?
Федор Попов:
Огромное значение. Студенческий фестиваль для них – первая возможность окунуться во внешнее поле кинематографа. Кинофестивали – это часть работы над фильмом. Мало картину сделать, важно научиться свой фильм показывать, обсуждать, продвигать и научиться держать удар критики. Потом, надо не только держать удар, но и отвечать за то, что делаешь. Опыт участия в фестивалях повышает ответственность: начинаешь смотреть на свою работу глазами будущих зрителей, критиков. Закалка в рамках ВГИКовского фестиваля очень помогает нашим студентам в будущем. В этом смысле учебный процесс не ограничивается лекциями, семинарами и созданием фильмов. Фестиваль – это тоже тренинг, один из видов движения к будущей профессии
Корреспондент:
В чем уникальность фестиваля ВГИК?
Федор Попов:
Наш фестиваль особенный по многим причинам, одна из которых – уникальный процесс отбора фильмов студентов ВГИК в конкурс. Первый этап международного фестиваля – это открытый смотр работ: более демократичного способа отбора картин я не встречал.
Корреспондент:
Это закрытый процесс или на него приглашаются все желающие?
Федор Попов:
Мы не закрываем двери, хотя смотр внутренний, поэтому он особо не пиарится. В течение десяти дней проходит показ работ: фильмы смотрят студенты из разных мастерских, педагоги, гости студентов и все желающие, заполнившие заявку на сайте. После показа начинается обсуждение – самое интересное и полезное. Педагоги, гости, студенты хвалят, ругают, спрашивают, делятся впечатлениями, высказываются. В это время занятия у нас частично останавливаются: идут только первые две пары, а потом начинается совсем другая форма обучения.
На показах и обсуждениях отборочная комиссия (от каждого факультета по два человека – студент и педагог) ставят оценки по 10-балльной системе. Потом отборочная комиссия обсуждает увиденное и отбирает фильмы на фестиваль в конкурс. В прошлом году проходной балл был около 7. Впрочем, комиссия может в процессе обсуждения оценки скорректировать. Кроме того, мы проводим «Студенческий рейтинг»: в котором голосовать могут все зрители. Результаты голосования ежедневно вывешиваются на сайте фестиваля. Результаты получаются очень интересными: оценки публики не всегда совпадают с голосованием отборочной комиссии.
Корреспондент:
Где будут показаны конкурсные фильмы 33 фестиваля ВГИК?
Федор Попов:
В 10 московских кинотеатрах и на 26 площадках 22 городов состоятся бесплатные показы конкурсных фильмов ВГИК.
Корреспондент:
Как Вы думаете, публика пойдет на бесплатные сеансы необычных фильмов – короткометражных отечественных студенческих работ?
Федор Попов:
Если до них донести информацию – пойдут! Для меня тоже удивительно, что показы короткометражного кино имеют огромную аудиторию. Нас уже приучили к мысли, что в кино никто не ходит, на российское кино – особенно, а ходить на короткий метр – это какой-то дурной вкус: как будто больше нечего смотреть. На самом деле – нет, все наоборот. Аудитория проявляет огромный интерес к этим работам не только в Москве, но и во многих городах страны. Популярность неуклонно растет.
Корреспондент:
Как Вы организовали показы в городах России?
Федор Попов:
В позапрошлом году один из педагогов кафедры режиссуры Олег Борисович Шухер обратился со своим предложением к ректору и к фестивалю начать показы в других городах, его предложение было поддержано и подхвачено. Началось с пяти городов. Но сегодня таких городов уже тринадцать. Там не только организовываются показы фильмов конкурса ВГИК, но и проводится зрительское голосование. В итоге к нам на церемонию закрытия приедут гости из разных городов, которые вручат от имени своей публики призы зрительских симпатий.
Показы в разных городах важны для расширения границ фестиваля и для расширения аудитории, создания условий для доступа потенциального отечественного зрителя к объектам развивающейся кинокультуры. Отечественный кинематограф имеет огромный зрительский потенциал, но сегодня, увы, он едва выживает, с трудом выдерживая конкуренцию голливудских картин. Тем не менее, уверен, будущее в России за отечественным кинематографом и за молодым поколением, которое будет его создавать. Мы это видим по тому интересу, который вызывают короткометражные студенческие фильмы не только в Москве, но других городах страны. К слову, студенты снимают много фильмов на серьезные, социальные темы – я сам этому удивлен. На мой взгляд, таких фильмов даже перебор: хочется видеть больше жанровых картин.
Корреспондент:
Чем Вас привлекла неблагодарная и непростая работа над фестивалем ВГИК? Почему Вы за него взялись?
Федор Попов:
Дело в том, что фестиваль никогда не задерживался в одних руках больше чем на два года. Просто в штате ВГИК нет специальной должности или структуры, которая занималась бы только фестивалем. А когда дело переходит из рук в руки, нет стабильности. Поэтому когда был учрежден продюсерский центр «ВГИК-Дебют», ко мне поступило предложение от ректора взять на себя ответственность за фестиваль. В первый год было не просто. Во второй год я старался стабилизировать работу. Сейчас я стараюсь ее развивать.
Работа, действительно, не простая, так как фестивальная команда на 95% состоит из студентов, которых необходимо организовать, а состав каждый год наполовину меняется. Но я бы не назвал ее неблагодарной. Фестиваль очевидно развивается. Он вызывает все больший и больший интерес у зрителей и, что не менее важно, у самих участников и организаторов. Собственно, видеть результаты своего труда и есть самая большая благодарность.
К слову сказать, мы очень благодарны руководству Министерства культуры РФ за ежегодную финансовую поддержку фестиваля и, конечно, очень рассчитываем на наше дальнейшее сотрудничество с Минкультом.
Корреспондент:
Какие обновления именно сейчас необходимы фестивалю ВГИК?
Федор Попов:
Начнем с того, что ВГИК – это не внутренний фестиваль, каким он был в 70-х годах, когда я сам учился: он шел раз в два года и включал только фильмы, сделанные во ВГИКе. Сегодня одна из задач – расширение фестиваля. Показы проходят не только во ВГИКе, но и в двух десятках московских кинотеатров, в разных городах. Он демонстрирует не только российскую программу, но еще и большое количество работ студентов иностранных школ; включает не только фильмы, но и спектакли, конкурс сценариев, творческие встречи, круглые столы, ретроспективы, мастер-классы… Всего не перечислить.
Но моя задача при этом – превратить фестиваль в некую четко выстроенную системную работу, организованную деятельность, и прежде всего для этого я пытаюсь собрать стабильную команду.
Корреспондент:
Во многом фестиваль организовывается и проводится самими студентами: не было бы проще пригласить профессиональную и опытную команду, чем каждые 3-5 лет кропотливо обучать и вводить в работу новых студентов?
Федор Попов:
Это проще, но, увы, таковы правила игры: я не могу делать фестиваль ВГИК без ВГИКа. И я это поддерживаю, это правильно. Я ввожу в команду извне только людей тех профессий, которых не может быть во ВГИКе. Всю основную работу делают студенты. Повторяю, работа на фестивале – столь же важная, равнозначная, наряду с другими дисциплинами, часть обучения, которая одновременно является «мостиком» в профессиональный кинематограф.
Корреспондент:
Как построена Ваша работа со студентами?
Федор Попов:
Пока работать приходится очень много, нужно вникать во все детали, так как успех большого дела зависит от мелочей. Моя задача – сформировать команду, все члены которой будут работать стабильно, самостоятельно, тогда я смогу больше уделять внимания развитию фестиваля и заниматься вопросами перспективы.
Корреспондент:
Как образом Вы планируете выводить фестиваль на новый уровень?
Федор Попов:
Для нас новый уровень - это повышение качества картин, увеличение количества зрителей и рост влияния фестиваля на кинопроцесс в целом, на развитие имиджа отечественного кино, его репутации в глазах отечественного зрителя. На отбор было представлено более 50 часов только от мастерских ВГИКа. Мы ждем иностранных участников из нескольких десятков стран: Великобритании, Франции, США, Италии, Польши и т.д. – всех не упомнишь, ждем также многообещающую программу показов дипломных спектаклей театральных ВУЗов Москвы, Софии, Вильнюса, Лодзя.
Количество кинотеатров в Москве и охваченных фестивалем городов будет из года в год возрастать.
Звучит банально, но это факт – будущее отечественного кино в руках молодежи. Поэтому я могу, не боясь показаться нескромным, заявить, что мы работаем на будущее.
Другие статьи по теме ВГИК
15.03.2024
На форуме Россия ВГИК представил интерактивную мультимедиа площадку цифрового искусства
01.03.2024
ВГИК объявляет набор на курсы «Продюсирование и дистрибьюция аудиовизуальных проектов»
27.02.2023
ВГИК обьявил очередной набор на специальность Продюсер дистрибьюции
01.02.2023
ВГИК приглашает на курсы Продюсер дистрибьюции
05.10.2022
Экс-ректор ВГИКа Александр Новиков покончил в собой
Реклама