Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 ноября 2013 13:45

Федор Попов: «Мы выводим фестиваль на новый уровень»

Федор Попов: «Мы выводим фестиваль на новый уровень»

С 18 по 23 ноября 2013 года пройдет XXXIII Международный фестиваль ВГИК. В этом году он сильно изменился, в частности, существенно расширилась география показов конкурсных работ. Студенческое кино теперь можно будет увидеть помимо ВГИКа в 10 московских кинотеатрах и на 26 площадках 22 городов России. О деталях работы оргкомитета, специфике смотра и его значении для студентов рассказал режиссер, продюсер, генеральный директор ООО «ВГИК-Дебют» Фёдор Попов.

Корреспондент:
Как Вы думаете, какое значение имеет фестиваль для студентов ВГИК?

Федор Попов:

Огромное значение. Студенческий фестиваль для них – первая возможность окунуться во внешнее поле кинематографа. Кинофестивали – это часть работы над фильмом. Мало картину сделать, важно научиться свой фильм показывать, обсуждать, продвигать и научиться держать удар критики. Потом, надо не только держать удар, но и отвечать за то, что делаешь. Опыт участия в фестивалях повышает ответственность: начинаешь смотреть на свою работу глазами будущих зрителей, критиков. Закалка в рамках ВГИКовского фестиваля очень помогает нашим студентам в будущем. В этом смысле учебный процесс не ограничивается лекциями, семинарами и созданием фильмов. Фестиваль – это тоже тренинг, один из видов движения к будущей профессии

Корреспондент:
В чем уникальность фестиваля ВГИК?

Федор Попов:

Наш фестиваль особенный по многим причинам, одна из которых – уникальный процесс отбора фильмов студентов ВГИК в конкурс. Первый этап международного фестиваля – это открытый смотр работ: более демократичного способа отбора картин я не встречал.

Корреспондент:
Это закрытый процесс или на него приглашаются все желающие?

Федор Попов:

Мы не закрываем двери, хотя смотр внутренний, поэтому он особо не пиарится. В течение десяти дней проходит показ работ: фильмы смотрят студенты из разных мастерских, педагоги, гости студентов и все желающие, заполнившие заявку на сайте. После показа начинается обсуждение – самое интересное и полезное. Педагоги, гости, студенты хвалят, ругают, спрашивают, делятся впечатлениями, высказываются. В это время занятия у нас частично останавливаются: идут только первые две пары, а потом начинается совсем другая форма обучения.
На показах и обсуждениях отборочная комиссия (от каждого факультета по два человека – студент и педагог) ставят оценки по 10-балльной системе. Потом отборочная комиссия обсуждает увиденное и отбирает фильмы на фестиваль в конкурс. В прошлом году проходной балл был около 7. Впрочем, комиссия может в процессе обсуждения оценки скорректировать. Кроме того, мы проводим «Студенческий рейтинг»: в котором голосовать могут все зрители. Результаты голосования ежедневно вывешиваются на сайте фестиваля. Результаты получаются очень интересными: оценки публики не всегда совпадают с голосованием отборочной комиссии.

Корреспондент:
Где будут показаны конкурсные фильмы 33 фестиваля ВГИК?

Федор Попов:

В 10 московских кинотеатрах и на 26 площадках 22 городов состоятся бесплатные показы конкурсных фильмов ВГИК.

Корреспондент:
Как Вы думаете, публика пойдет на бесплатные сеансы необычных фильмов – короткометражных отечественных студенческих работ?

Федор Попов:

Если до них донести информацию – пойдут! Для меня тоже удивительно, что показы короткометражного кино имеют огромную аудиторию. Нас уже приучили к мысли, что в кино никто не ходит, на российское кино – особенно, а ходить на короткий метр – это какой-то дурной вкус: как будто больше нечего смотреть. На самом деле – нет, все наоборот. Аудитория проявляет огромный интерес к этим работам не только в Москве, но и во многих городах страны. Популярность неуклонно растет. 

Корреспондент:
Как Вы организовали показы в городах России?

Федор Попов:

В позапрошлом году один из педагогов кафедры режиссуры Олег Борисович Шухер  обратился со своим предложением к ректору и к фестивалю начать показы в других городах, его предложение было поддержано и подхвачено. Началось с пяти городов. Но сегодня таких городов уже тринадцать. Там не только организовываются показы фильмов конкурса ВГИК, но и проводится зрительское голосование. В итоге к нам на церемонию закрытия приедут гости из разных городов, которые вручат от имени своей публики призы зрительских симпатий.
Показы в разных городах важны для расширения границ фестиваля и для расширения аудитории, создания условий для доступа потенциального отечественного зрителя к объектам развивающейся кинокультуры. Отечественный кинематограф имеет огромный зрительский потенциал, но сегодня, увы, он едва выживает, с трудом выдерживая конкуренцию голливудских картин. Тем не менее, уверен, будущее в России за отечественным кинематографом и за молодым поколением, которое будет его создавать. Мы это видим по тому интересу, который вызывают короткометражные студенческие фильмы не только в Москве, но других городах страны. К слову, студенты снимают много фильмов на серьезные, социальные темы – я сам этому удивлен. На мой взгляд, таких фильмов даже перебор: хочется видеть больше жанровых картин.

Корреспондент:
Чем Вас привлекла неблагодарная и непростая работа над фестивалем ВГИК? Почему Вы за него взялись?

Федор Попов:

Дело в том, что фестиваль никогда не задерживался в одних руках больше чем на два года. Просто в штате ВГИК нет специальной должности или структуры, которая занималась бы только фестивалем. А когда дело переходит из рук в руки, нет стабильности. Поэтому когда был учрежден продюсерский центр «ВГИК-Дебют», ко мне поступило предложение от ректора взять на себя ответственность за фестиваль. В первый год было не просто. Во второй год я старался стабилизировать работу. Сейчас я стараюсь ее развивать.
Работа, действительно, не простая, так как фестивальная команда на 95% состоит из студентов, которых необходимо организовать, а состав каждый год наполовину меняется. Но я бы не назвал ее неблагодарной. Фестиваль очевидно развивается. Он вызывает все больший и больший интерес у зрителей и, что не менее важно, у самих участников и организаторов. Собственно, видеть результаты своего труда и есть самая большая благодарность.
К слову сказать, мы очень благодарны руководству Министерства культуры РФ за ежегодную финансовую поддержку фестиваля и, конечно, очень рассчитываем на наше дальнейшее сотрудничество с Минкультом.

Корреспондент:
Какие обновления именно сейчас необходимы фестивалю ВГИК?

Федор Попов:

Начнем с того, что ВГИК – это не внутренний фестиваль, каким он был в 70-х годах, когда я сам учился: он шел раз в два года и включал только фильмы, сделанные во ВГИКе. Сегодня одна из задач – расширение фестиваля. Показы проходят не только во ВГИКе, но и в двух десятках московских кинотеатров, в разных городах. Он демонстрирует не только российскую программу, но еще и большое количество работ студентов иностранных школ; включает не только фильмы, но и спектакли, конкурс сценариев, творческие встречи, круглые столы, ретроспективы, мастер-классы… Всего не перечислить.
Но моя задача при этом – превратить фестиваль в некую четко выстроенную системную работу, организованную деятельность, и прежде всего для этого я пытаюсь собрать стабильную команду.

Корреспондент:
Во многом фестиваль организовывается и проводится самими студентами: не было бы проще пригласить профессиональную и опытную команду, чем каждые 3-5 лет кропотливо обучать и вводить в работу новых студентов?

Федор Попов:

Это проще, но, увы, таковы правила игры: я не могу делать фестиваль ВГИК без ВГИКа. И я это поддерживаю, это правильно. Я ввожу в команду извне только людей тех профессий, которых не может быть во ВГИКе. Всю основную работу делают студенты. Повторяю, работа на фестивале – столь же важная, равнозначная, наряду с другими дисциплинами, часть обучения, которая одновременно является «мостиком» в профессиональный кинематограф.  

Корреспондент:
Как построена Ваша работа со студентами?

Федор Попов:

Пока работать приходится очень много, нужно вникать во все детали, так как успех большого дела зависит от мелочей. Моя задача – сформировать команду, все члены которой будут работать стабильно, самостоятельно, тогда я смогу больше уделять внимания развитию фестиваля и заниматься вопросами перспективы.

Корреспондент:
Как образом Вы планируете выводить фестиваль на новый уровень?

Федор Попов:

Для нас новый уровень - это повышение качества картин, увеличение количества зрителей и рост влияния фестиваля на кинопроцесс в целом, на развитие имиджа отечественного кино, его репутации в глазах отечественного зрителя. На отбор было представлено более 50 часов только от мастерских ВГИКа. Мы ждем иностранных участников из нескольких десятков стран: Великобритании, Франции, США, Италии, Польши и т.д. – всех не упомнишь, ждем также многообещающую программу показов дипломных спектаклей театральных ВУЗов Москвы, Софии, Вильнюса, Лодзя.
Количество кинотеатров в Москве и охваченных фестивалем городов будет из года в год возрастать.
Звучит банально, но это факт – будущее отечественного кино в руках молодежи. Поэтому я могу, не боясь показаться нескромным, заявить, что мы работаем на будущее.
Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме ВГИК

Реклама