Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 февраля 2014 13:40

Антон Малышев: «Перед Фондом стоит конкретная задача по активизации продаж российского кино за рубежом»

Антон Малышев: «Перед Фондом стоит конкретная задача по активизации продаж российского кино за рубежом»

7 февраля 2014 года на Европейском кинорынке (European Film Market) в третий раз открылся объединенный стенд RUSSIAN CINEMA, организованный Фондом кино при поддержке Министерства культуры РФ. Главный редактор “ПрофиСинема” Нина Ромодановская поговорила с исполнительным директором Фонда кино Антоном Малышевым о значении стенда для развития отрасли, о том, как будет менятся его концепция и какие рынки приоритетны для России.

Нина Ромодановская:

Стенд RUSSIAN CINEMA в этом году откроется на EFM в третий раз. Какого его значение для отрасли?

Антон Малышев:

В первую очередь надо сказать про новую схему в целом. Существующее традиционное разделение функций между Министерством культуры и Фондом кино, когда мы занимаемся коммерческим блоком а Министерство культуры – киноискусством и всем социально значимым, включая дебюты и так далее, сохраняется и в международном направлении. Безусловно, с министерства задачи по продвижению российской культуры за рубежом никто не снимает. И, насколько я знаю, они активно эту деятельность продолжают.

Но перед Фондом стоит конкретная задача по активизации продаж российского кино за рубежом. Это делается с целью привлечения дополнительных средств в национальное кинопроизводство.

Три года назад было принято решение о переформатировании Фонда в целях поддержки кинопроизводства, в результате мы сейчас имеем большое количество зрительских картин, которые обладают коммерческим потенциалом, и уже есть отдельные примеры удачных сделок по реализации международных прав. Причем не сделок ради самого факта, а с вполне ощутимыми деньгами. Это контракты на несколько сотен тысяч долларов. Я имею в виду и анимационные проекты студии Wizart, или, например, фильм «Метро», который уже год реализует свои международные права.

Понятно, что пока это еще не индустриальная история. Многие продюсеры все еще не воспринимают возможность продажи своих фильмов на международные рынки как некую перспективу получения дополнительных средств и ни в одной экономической схеме кинопроизводства эти продажи по-прежнему не заложены.

Поскольку основные партнеры Фонда кино - ведущие российские кинопроизводственные компании, мы хотим активно вовлечь их в этот процесс, помочь самим представить свой продукт. Или в случае, если они сами не готовы, привлечь дистрибьюторов.

Мы организуем отраслевой стенд на крупнейших кинорынках, которых на этот год пока обозначено девять: кроме Берлина, далее следует Гон-Конг в марте, MIPTV в Каннах, там же Каннский кинорынок, потом Анси (при анимационном фестивале), Торонто, MIP JUNIOR и MIPCOM (снова в Каннах) и, собственно, АFM (American Film Market) в ноябре. Этот список появился в результате опроса, которые мы довольно часто практикуем в Фонде, наших партнеров, крупнейших компаний – как лидеров, так и независимых: какие площадки для них представляются наиболее перспективными и где бы они хотели иметь возможность представить свой продукт. По итогам опроса сформировали список, который в этом году и будем отрабатывать.

На стенде мы даем продюсерам возможность представить свой продукт. Если нет у компании желания, опыта, уверенности, оказываем содействие в поисках дистрибьютора, который сможет профессионально этим заниматься. Вообще развивать это направление – профессиональных продаж отечественного контента на зарубежных рынках - нам кажется верным.

Нина Ромодановская:

Какие компании могут принимать участие в работе объединенного стенда?

Антон Малышев:

При определении формата участия компании мы смотрим, какого рода контент коллеги предполагают предъявлять на рынке, имеют ли они опыт. Это тоже важно. Пока на Берлинском рынке костяк участников – уже сформировавшиеся компании с определенным опытом. Но, например, проект «В спорте только девушки» представлен продюсерской компанией самостоятельно, и это нормально.

Понятно, что наша основная задача – реализация прав на киноконтент. Но если компания, как, например, «Совтелеэкспорт», занимается продажами игровых телесериалов и полнометражных игровых фильмов, то это надо только приветствовать. Если они имеют возможность продать наши дорогие качественные сериалы (которые, может быть, даже сериалами называть неправильно, это скорее многосерийные художественные фильмы) и в пакете еще кино права, то почему нет?

Нина Ромодановская:

Какие задачи поставлены перед организаторами стенда в этом году?

Антон Малышев:

Наша основная задача – сделать рабочую площадку наиболее комфортной для представления всей отрасли. Фонд кино при поддержке Министерства культуры делает отраслевой стенд. В этом и состоит его принципиальное отличие от других. И понятно, что наша задача – повышать продажи. Это основной показатель эффективности.

Нина Ромодановская:

Таким образом, объединенный стенд RUSSIAN CINEMA скорее рабочая, чем представительская площадка? Каких результатов вы ждете от его работы?

Антон Малышев:

Да, как таковой представительской функции я не вижу. Фонд кино работает на результат, исходя из установленных определенных показателей эффективности, к которым мы стремимся.

Нина Ромодановская:

То есть результат работы стенда будет измеряться количеством продаж?

Антон Малышев:

Да. Только, скорее всего, не по каждому конкретному рынку. Потому, что продажи предваряются, как правило, большим количеством подготовительной работы: встречи, соглашения о намерениях и так далее, но по итогам года мы, безусловно, все подсчитаем.

Нина Ромодановская:

Значит, в скором времени может поменяться концепция: от заявительного принципа участия к отбору?

Антон Малышев:

Мы будем смотреть на результаты. Если компания традиционно закрывает часть прав и уверенно себя чувствует на международном рынке, безусловно, она будет участником стенда. Думаю, если этот формат в целом себя зарекомендует, то в итоге на стенде будут работать только дистрибьюторы. Либо это будут дистрибьюторские подразделения крупных компаний, в том числе компаний-лидеров, как у ЦПШ, например. Либо независимые дистрибьюторы, продвигающие сборные пакеты фильмов.

Других преференций не предполагается, только рыночная конкуренция. В том числе и для артовых фильмов, потому что у них тоже есть свой рынок, и если его найти, то кинокомпании получат дополнительные средства, чтобы сделать новое кино.

Что касается зрительского сегмента, то по итогам 2013 года можно смело сказать: практически 90% всех фильмов, вышедших в кинотеатрах, так или иначе поддерживал Фонд кино. Сейчас мы уже говорим о том, что необходимо устанавливать показатели эффективности деятельности Фонда исходя не только из доли лидеров, а всего российского кино в кинопрокате.

Нина Ромодановская:

По вашему мнению, объединенный стенд - это правильный формат представления российской кинематографии?

Антон Малышев:

Я отношусь к такому формату позитивно. Почему? Потому что выстаивается определенный принцип взаимодействия с кинокомпаниями: мы предоставляем бесплатную площадку, которую сами продвигаем на кинорынках. А дальше уже дело компаний, готовы ли они тратиться на организацию продаж, или отдавать фильмы дистрибьюторам за определенный процент.

Понятно, что если Фонд кино сможет еще как-то помогать кинокомпаниям, то будет еще лучше. По крайней мере, мы к этому стремимся.

Нина Ромодановская:

А кинокомпании уже к этому формату готовы? Мы с вами говорили, что международные продажи зачастую вообще не рассматриваются продюсерами, как статья дохода.

Антон Малышев:

Все кинокомпании по разному подходят к вопросу реализации международных прав. У кого-то такой опыт есть. У кого-то он появился за последние год-два. А у кого-то он был исторически. А подавляющее большинство об этом просто не задумывается и довольно часто выясняется, что значительная часть международных прав не закрыты и ими никто не занимается.

Если еще пять лет назад можно было говорить о международных продажах скорее как об имиджевой составляющей, то сейчас мы видим, что появляется экономическая модель. Это нормальная и вполне индустриальная история.

Нина Ромодановская:

А предполагается, что организаторы стенда возьмут на себя определенные функции по продвижению, например тех фильмов, с которыми никто не приехал?

Антон Малышев:

Подчеркну, Фонд кино не планирует становиться мега-дистрибьютором, собирать у себя международные права всех поддержанных фильмов и торговать ими. Наша задача – оказывать содействие компаниям. Например, можем предложить их контент дистрибьюторам. Но, опять же, это не закрытый список дистрибьюторов на выбор. Наша функция – консалтинговая: есть такие-то компании, которые обладают таким и таким опытом и торговали тем-то и тем-то, а дальше выбирайте.

Почему я говорю о развитии института профессиональных дистрибьюторов? Потому что если кроме RWV, ЦПШ, Базелевса или Wizartа (в своей анимационной нише), у нас появятся еще 3-4-5 профессиональных дистрибьюторов, то и продюсерам станет комфортней. Конкурентная обстановка позволит разным фильмам найти свой путь к зрителю. Я в этом уверен.

Раньше у нас действительно была проблема - кроме хорошего артового кино предъявить рынку было просто нечего. Да и артовое кино предъявляли как? Попали в конкурс крупного кинофестиваля – значит предъявляем. Продаем за три тысячи евро на всю Европу, из которых две с половиной уходят на билеты для продавца. Это, конечно, не бизнес.

И если для арта по большому счету ничего не меняется, он как не продавался за миллионы долларов, так, наверное, и не будет. То крепкий арт-мейнстрим, который у нас появился в последнее время, уже собирающий во внутреннем прокате приличную кассу, как например, «Географ глобус пропил», со сборами в 130 миллионов рублей, вполне конкурентоспособное кино. Поэтому я считаю, что развитие института дистрибьюторов – это правильно. Но развиваться он сам по себе не может. Дистрибьюторов нужно активно сводить с продюсерами.

Мне бы очень хотелось в ближайшее время выпустить единый каталог всех российских фильмов. Для того, чтобы у международных дистрибьюторов и sales-агентов была возможность ознакомиться со всем спектром производимого кино в России, получить контакты продюсеров, которые не приехали, узнать о новинках. 

Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)

Реклама