Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 июня 2014 13:09

Вера Харыбина: «Я понимаю, что наш фильм несколько странный»

Вера Харыбина: «Я понимаю, что наш фильм несколько странный»

Сегодня, 3 июня 2014 года в основном конкурсе юбилейного 25-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» пройдет показ сделанной на стыке документального и игрового кино работы «Спроси меня» Веры Харыбиной. О том, как родилась идея этого проекта, кто помог режиссеру воплотить необычный творческий замысел в фильм и какую реакцию он может вызвать у зрителей, Вера Харыбина рассказала в интервью корреспонденту портала «ПрофиСинема» - многолетнего информационного партнера фестиваля «Кинотавр».

Корреспондент:
О вашей картине известно крайне мало. Только то, что там есть 8 героев. Можете ли вы рассказать, о чем фильм?

Вера Харыбина:
Мне сложно ответить на этот вопрос. Он посвящен человеческой жизни, судьбе человека, жизни вообще и смыслу жизни, в частности.

Корреспондент:
Еще я читала, что героями картины станут мигранты, люди, которые приехали в Россию из близлежащих стран, так ли это?

Вера Харыбина:
Нет, это совершенно не правильно. Фильм просто рассказывает о разных людях.

Корреспондент:
Как вам пришла идея такой картины, объединяющей игровое и документальное кино? И как вы искали героев для фильма?

Вера Харыбина:
Идея пришла несколько лет назад. Я окончила факультет режиссеры игрового кино во ВГИКе, искала работу, начала снимать сериалы, затем сняла полуторачасовой телевизионный игровой фильм, а потом я во время поиска очередной работы мне предложили снять документальное кино. Так я неожиданно для себя оказалась в этой сфере, которая меня очень заинтересовала, и я открыла для себя новую специализацию – режиссер документального кино. Как раз во время съемок документальных фильмов у меня появилось несколько героинь, которые меня поразили. Я смотрела на их монологи, когда они рассказывали о себе, понимала, что от них совершенно невозможно оторваться, и думала: «Боже мой, если бы актрисы так играли…» По своему первому образованию я актриса и 30 лет проработала в театре. И, конечно, меня как актрису эти героини не могли не поразить. Мне очень хотелось попробовать повторить эти монологи, и у меня даже была пара переговоров с продюсерами, но они как-то не вдохновились, не поняли, что с этим можно сделать и что в итоге за фильм может получиться. И вдруг у меня появилась возможность самой – вместе с молодыми актерами – попробовать реализовать его. Конечно, я предложила эту идею оператору Ивану Макарову, с которым до этого мы работали на тех же сериалах и в документальном кино. Я очень уважаю Ивана и рада, что мне с ним удалось поработать. Ему тоже была интересна моя идея, и так мы с ним вместе и придумали этот проект, и все сошлось.

Корреспондент:
Правильно я понимаю, что в вашем фильме именно актеры рассказывают истории реальных людей?

Вера Харыбина:
Да, это то, о чем я мечтала. Но я не нашла себе режиссера как актриса, и продюсера, которого бы это заинтересовало, а вот с молодыми актерами мне удалось эту мечту осуществить. И уже в качестве их режиссера была я. Мы материально никак абсолютно не зависели от продюсеров и все сделали сами за какие-то минимальные деньги.

Корреспондент:
Насколько я знаю, вы преподаете актерское мастерство во ВГИКе, преподавали в ГИТИСе. Актеры, сыгравшие в фильме, это ваши студенты?

Вера Харыбина:
Да.

Корреспондент:
Они сразу согласились на участие в этом проекте? Все-таки реально существующих людей, которых ты каждый день встречаешь на улице, играть сложнее, чем классических персонажей.

Вера Харыбина:
В школе русского драматического театра существует такой раздел – наблюдение за людьми. Он достаточно трудный, но входит в обязательную программу обучения молодого актера. Поэтому это в каком-то смысле было частью их программы, но в очень неожиданном ракурсе. Кажется, до этого никто такого в кино не делал. Некоторые ребята сразу же с головой погрузились в реализацию этой идеи, другие – отнеслись к ней настороженно и не захотели каких-то новшеств, им было привычнее существовать в более традиционной колее и ни с чем не экспериментировать. Но талантливые ребята, которые в результате оказались героями фильма – живые и готовые к экспериментам.

Корреспондент:
Они встречались со своими прототипами? Или скорее вы их наставляли на такой более собирательный образ?

Вера Харыбина:
Безусловно, встречались, но все равно в результате, конечно, получился некий собирательный образ. Так же, собственно, как в театральной школе. Ребята осуществляют наблюдения за людьми. Как они их подглядывают и где – это их творческая мастерская и естественно, что мы их направляем, подсказываем, а потом они сами начинают что-то находить и понимать. Но мы всегда им говорим, что театр – это не жизнь, а увеличительное стекло. То же самое и в кино – это все равно творчество, обобщение. Как и любой другой вид искусства. Еще Тригорин в «Чайке» ходил и записывал за Ниной и Машей какие-то выражения, а потом превращал это в сюжет. То же самое и здесь. В любом искусстве, мне кажется, художник подглядывает за жизнью, рассматривает ее в скрытую камеру, а потом делает из этого обобщения легенду, притчу – художественное произведение.

Корреспондент:
Было ли для вас неожиданностью, что вы попали в конкурс «Кинотавра», и волнуетесь ли вы перед премьерой картины?

Вера Харыбина:
Я не волнуюсь, потому что я рада уже тому, что попала в конкурс, и счастлива, что зрители «Кинотавра» смогут увидеть работу ребят-актеров, которыми я очень горжусь. Эта работа для всех нас очень дорога и важна, мы ею очень увлечены. И это честь представлять ее на фестивале. Конечно, когда только сняли фильм, нам хотелось очень его показать. Мы даже думали выложить его в интернет.

Корреспондент:
Как раз хотела спросить, какой вы видите судьбу картины после «Кинотавра»?

Вера Харыбина:
Для меня сейчас главное, чтобы эту работу увидели зрители, а как сделать так, чтобы ее увидело еще большее количество людей, мы еще решим. Может быть, участие в «Кинотавре» нам поможет. Я понимаю, что наше кино несколько странное. Мы показывали фильм узкому кругу наших друзей и родителей, большинство из которых подумали, что это кино документальное. В нем же и сами ребята-актеры работают практически без грима, что, на мой взгляд, очень трудно – особенно на крупных планах, на которых и построена лента. Но ребята – настоящие молодцы. И то, что простые зрители считают, что это документальное кино и документальные герои, для нас самая большая похвала. Мы с Иваном Макаровым до сих пор не понимаем, как лучше представлять фильм – не только на «Кинотавре», а вообще публике, - рассказывать, что это игровое кино или не рассказывать. Мы даже решили сделать титры и написать, кто играет в фильме, так, чтобы было не очень понятно, что это игровое кино. Может быть, это неправильно, может, лучше сразу говорить, что это художественная картина. Но посмотрим на «Кинотавре» на реакцию коллег, актеров, и тогда нам станет понятнее, как ее лучше представлять.

Корреспондент:
Как вам кажется, этот фильм будет интересен широкой аудитории или все-таки это кино для актеров, которые могут почерпнуть в нем какие-то приемы, увидеть актерские находки и стать более раскрепощенными в профессии, не боящимися экспериментов?

Вера Харыбина:
Я не знаю. Наверное, людям, которые ждут экшена, этот фильм может показаться неинтересным. Но, на мой взгляд, любая личная история всегда интересна. Это как попутчик в поезде, когда человек вдруг делится своими проблемами и тебя они начинают живо интересовать.
Автор:
Мария Токмашева

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама