Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 февраля 2015 13:19

Игорь Гуськов: «Я надеюсь, что в разных программах Каннского кинофестиваля будут представлены несколько наших фильмов»

Игорь Гуськов: «Я надеюсь, что в разных программах Каннского кинофестиваля будут представлены несколько наших фильмов»

С конца января 2015 года Игорь Гуськов официально назначен советником «Двухнедельника режиссеров» Каннского международного кинофестиваля по странам бывшего СССР (страны Балтии, СНГ, Грузии). На Европейском кинорынке на стенде Russian Cinema, организуемом Фондом кино при поддержке Министерства культуры – главной площадке по системному продвижению российского кино на мировых кинорынках, - мы поговорили с Игорем о том, скажется ли его назначение на присутствии российских фильмов в программе киносмотра в Каннах, каким критериям должна удовлетворять картина, чтобы быть отобранной в «Двухнедельник режиссеров», и другом.

Корреспондент:
Прежде всего, поздравляем с назначением. Скажите, какие ваши профессиональные навыки позволили остановить внимание именно на вас, и в чем будут заключаться ваши задачи на новой должности?

Игорь Гуськов:
В «Двухнедельнике», в отличие от многих фестивалей мира, никогда не было людей, отвечающих за регион, в который входят страны Балтии, СНГ и Грузии. Такое назначение – прецедент очень важный для всех этих стран, так как говорит об особом внимании к киноиндустрии этого региона мира. Трудно сказать, почему именно окончательный выбор Двухнедельника пал на меня, но надеюсь, что в том, что меня позвали заняться такой работой, свою роль мог сыграть мой предыдущий профессиональный опыт: дружеское консультирование фестивалей в Киеве и в Тбилиси, и, конечно, мой опыт работы в качестве программного директора фестиваля европейского кино Voices в Вологде и как арт-директора питерского «Послания к человеку». В «Двухнедельнике» я выступаю не как отборщик, а как советник, и моя задача – донести до финальной стадии отбора самые важные фильмы, снятые на наших территориях.

Корреспондент:
Насколько велики сегодня шансы картин из данного региона и, в частности, России привлечь внимание Каннских отборщиков?

Игорь Гуськов:
Прошлый год стал исключительным для большинства стран, когда-то входивших в Советский Союз. В Каннах выстрелили русский «Левиафан» Андрея Звягинцева и украинский фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого, а в декабре сенсационным стал список «Оскара» из 9-ти фильмов, ставших первым отбором в номинации на лучший фильм на иностранном языке, куда вошёл не только «Левиафан», но и эстонский «Мандарины» Зазы Урушадзе (в копродукции с Грузией) и грузинский «Кукурузный остров» Георгия Овашвили.
Если же говорить про российское кино, то успехи прошлого года подтверждает и нынешний Берлинале, в программе которого участвуют 5 полнометражных и 2 короткометражных русских фильма – настоящий исторический рекорд. Такого количества фильмов из России на этом традиционно дружественном для нас кинофестивале не было никогда. Конечно, это всё не просто так, здесь сыграла свою роль не только долгая и грамотная работа Министерства культуры (питчинги и поддержка авторского и кино для детей) и Фонда кино (работа с компаниями-лидерами, всесторонняя поддержка российского кино по всему миру), но и новое поколение продюсеров, умеющих грамотно развивать проекты и доводить их до такого уровня, когда они становятся интересными широкой международной аудитории, и фестивалям в том числе.

Корреспондент:
Значит ли это, что теперь в программе Каннского кинофестиваля будет больше российских картин?

Игорь Гуськов:
Я надеюсь, что в разных программах в Каннах будут представлены несколько наших фильмов. Это не связано с моим назначением, но я рад, что оказался в таком месте в замечательное время, когда есть отечественные фильмы, о которых стоит вести разговор и защищать. Однако моя работа будет заключаться не в проталкивании русских фильмов в программу – а в умении с аргументами в руках привлечь внимание отборочной комиссии к наиболее ярким фильмам нашего региона, в который на равных входит кинематограф именно 15-ти стран. Уже сегодня я уверен, что нас могут ждать сюрпризы из стран Балтии, Грузии и Казахстана. Но повторю, что в этом году очень сильна стартовая позиция российского кино. Важно, что все эти интересные фильмы стран бывшего Советского Союза могут предложить жанровое разнообразие от глубокой драмы вплоть до качественного хоррора. Надо сказать, что запись в нашу программу ещё только началась и продлится до 20 марта, а окончательный отбор будет объявлен на пресс-конференции в Париже 21 апреля. К отбору принимаются полнометражные игровые, документальные и анимационные ленты, созданные за последние 12 месяцев и которые до этого не были нигде показаны. Также хотелось отметить, а об этом почему-то не все знают, наша программа показывает два сеанса (примерно по два часа) короткометражных фильмов. Здесь также могут быть заявлены анимация, игровые и документальные картины. Запись короткометражек открыта до 27 февраля.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, об общих принципах отбора фильмов в программу «Двухнедельник режиссеров». Каким критериям должен удовлетворять фильм, чтобы иметь шансы быть отобранным в эту секцию?

Игорь Гуськов:
Если говорить об общих принципах отбора фильмов в каннский «Двухнедельник режиссеров», главный из них – связь разных поколений режиссеров. «Двухнедельник» открыт как молодым начинающим режиссерам-экспериментаторам, так и классической режиссуре – авторам среднего и старшего поколения. Всем запомнились показы именно в Двухнедельнике последних картин Френсиса Форда Копполы («Тетрис») и Алехандро Ходоровского («Танец реальности»). Директор Эдуард Вайнтроп и отборочная комиссия придерживаются точки зрения, что все жанры хороши, кроме скучного. «Двухнедельник» привержен поиску новых голосов и сильных фильмов в жанрах любимых зрителями – триллера, детектива, комедии. Комедия, например, вообще один из самых востребованных зрительских жанров. Однако в последние 20 лет ленты этого жанра, как правило, с трудом пересекают границы того региона, где они снимались, в основном побивая рекорды в своём национальном бокс-офисе, что мы видим в России, Польше, Италии, Испании или Германии. Потому что оказалось утерянным мастерство рассказывать истории, которое существовало в 60-70-ые годы, например, у французов, итальянцев и англичан, когда создавались прекрасные комедии, пересекавшие любые границы. И вот именно эта способность картины – быть интересной не только в рамках локального рынка – думаю, будет также учитываться при отборе фильмов из России и стран бывшего СССР для «Двухнедельника режиссеров».
Автор:
Фаина Фардо

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)

Другие статьи по теме Объединенный российский стенд Russian Cinema

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Объединенный российский стенд Russian Cinema

Реклама