Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 апреля 2015 13:46

Аркадий Инин: «В «Празднике непослушания» узнаваемый сказочный антураж»

Аркадий Инин: «В «Празднике непослушания» узнаваемый сказочный антураж»

1 апреля 2015 года начались досъемки новой полнометражной семейной комедии Творческой киностудии «Стелла» «Праздник непослушания» (продюсер Федор Попов), работа над которой была прервана в ноябре 2014 года в связи с трагической гибелью актера Алексея Девотченко. Сценарий картины по мотивам одноименной сказочной повести Сергея Михалкова создавался при участии признанного мэтра комедийного жанра Аркадия Инина. Специально для ПрофиСинема Аркадий Яковлевич рассказал о своем опыте работы в детском кино и о том, как сделать на базе советской сказки историю, понятную современным детям.

Корреспондент:
Вы – признанный мастер комедийного жанра, но с детским кино ваше имя не принято связывать. Был ли у вас опыт работы в этом направлении до «Праздника непослушания»?

Аркадий Инин:

Я детским кино практически не занимаюсь, но так получилось, что во ВГИКе защищался именно детским фильмом. Он назывался «Вот и лето прошло…» (1972) и рассказывал об одном дне из жизни семилетнего мальчишки, которому завтра предстоит впервые пойти в школу.  31 августа он прощается с детством – детским садом, девочкой, с которой дружил, просит прощения у тех, кого обманул или подвел. В общем, такая трогательная история была, причем так совпало, что когда мы над ней работали, мой сын тоже шел в первый класс. Фильм снимался на белорусской киностудии, и после премьеры его еще лет 20 всегда показывали 1 сентября по Первому каналу. Потом еще несколько опытов детского кино у меня было. В 1976 году на «Таджикфильме» сняли сказку «Отважный Ширак» (ширак – по-таджикски львенок). По сути, это такая вариация «Али Бабы и 40 разбойников», но у главного героя там был напарник – мальчишка, который учится на волшебника. Именно о нем песня «Волшебник-недоучка», которую специально для фильма написали Александр Зацепин и Леонид Дербенев. Исполнила ее тогда еще никому не известная Алла Пугачева, которую привел Зацепин. С тех пор Алла Борисовна много лет поет эту песню, а о том, что она из моего фильма 76-го года, никто уже и не помнит.
В целом, работником детского кино я себя назвать никак не могу, потому что, кроме этого, сочинил всего пару выпусков «Ералаша». Но достаточно того, что я написал «Однажды двадцать лет спустя», где у главной героини 10 детей – 10 разных судеб. Ну и, была еще семейная картина «Раннее-раннее утро» (1983) по повести В. Осеевой «Динка». А с «Праздником непослушания» все очень просто получилось: продюсер Федор Попов, мой давний товарищ, попросил меня доработать черновой сценарий. Мы с моим соавтором Натальей Павловской с радостью взялись за это дело, потому что с детства любим сказку «Праздник непослушания». Правда, в итоге от первоначального варианта сценария ничего не оставили, кроме основы Сергея Михалкова.

на съемках фильма "Праздник непослушания"

Корреспондент:
Да, и вы сильно осовременили историю Михалкова, но сохранили главную идею, что родители и дети должны друг друга поддерживать. Она у вас воплощается на актуальном материале, а, условно говоря, «яблоком раздора» становится компьютер  Apple.

Аркадий Инин:

Ну, нет,  сам компьютер ни в чем не виноват. Печально, что дети уходят туда с головой и полностью отключаются от реальной жизни – от родителей и даже от сверстников, с которыми общаются только виртуально. С одной стороны, мы их ругаем за это. С другой – чтобы дети все-таки пришли в кинотеатр и посмотрели фильм, мы построили часть истории, как компьютерную игру, в которой они борются со злом и поддерживают добро. Виртуальную вселенную «Праздника непослушания» создает группа талантливых молодых аниматоров. Я туда не вмешиваюсь, потому что ничего в новых технологиях не понимаю, но верю, что результат будет качественным.

Корреспондент:
А по поводу выбора актеров с вами советовались?

Аркадий Инин:

Конечно, у нас на проекте дружеская атмосфера, поэтому обмен мнениями и взаимопомощь приветствуются. Я посоветовал пригласить в «Праздник непослушания» Женю Свиридову из Театра Сатиры, Лену Захарову, Вадима Жука, Эвклида Кюрдзидиса, Наташу Королёву. Все они прекрасно вписались в нашу сказочно-поучительную историю. А еще у нас снимался Филипп Киркоров.

на съемках фильма "Праздник непослушания"

Корреспондент:
Вы тоже снялись в одном из эпизодов.

Аркадий Инин:

Эпизодом это трудно назвать, это называется «мелькнуть лысиной» – я там участвую в массовке в кафе, как один из посетителей. Во многих фильмах я подобным образом появлялся. Например, недавно снимали сериал «Мама Люба» (2014), условное продолжение «Однажды 20 лет спустя». Когда съемки закончились, режиссер вспомнил, что в кадре не хватает Инина. Он из Питера приехал в Москву на озвучание, и позвал меня досняться. В итоге появилась сцена, где я просто стою на улице, а мимо проезжает машина. Так же я возникаю в фильме «Дедушка моей мечты» (2014). Редкий случай, когда у меня была роль побольше – «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди» (1992), и то – так получилось, потому что мы в США снимали, а денег на артистов не было. Играли все: и сам Гайдай, и осветители, и водители. Деньги тогда, в 91-м году нашлись только на главную героиню – американскую актрису Келли МакГрилл.

Корреспондент:
Как вы решали юмористическую часть сценария «Праздника непослушания»?

Аркадий Инин:

Что тут решать, сам замысел михалковский юмористичен. Дети, предоставленные сами себе, поначалу пребывают в полном восторге, а потом понимают, что без родителей жить не так-то просто – никто не поможет решить задачку, никто не поставит горчичник, никто не приготовит обед и т.д. Во всем этом уже заложено комедийное начало, а мы старались писать смешные диалоги. В нашем окружении есть дети – свои и друзей – мы наблюдали за ними, старались придумать понятные им шутки. Получилось или нет – экран покажет. Секрета удачной шутки не существует, здесь невозможно ничего предугадать заранее. Бывает, пишешь и ухохатываешься, потом выходишь на сцену, а на тебя смотрят как на идиота. Случается, что зал смеется не над самими шутками, а над связкой между ними, то есть выстреливает элемент, который автору казался не самым значительным. Механизм успеха в искусстве не разгадан. У композиторов, например, часто случается, что однозначный, по их мнению, шлягер, таковым не становится, а какая-то проходная вещь оказывается хитом. Так же и с юмором, и со всем остальным.
В «Празднике непослушания» мы старались придумать узнаваемых персонажей, заложили определенные архетипы. У нас есть: смелый мальчик, трусливый мальчик, толстяк-силач, капризная девчонка и противоположная ей девочка-пацанка, и другие контрастные типажи. На мой взгляд, сказочный антураж должен быть узнаваем. Я и студентам своим всегда говорю: «Если вы видите, что получается, условно говоря, «Золушка», значит, вы на правильном пути. Этого не надо стесняться. Наоборот, это свидетельствует о правильности конструкции».

на съемках фильма "Праздник непослушания"

Корреспондент:
Вообще, «Праздник непослушания» – один из редких примеров современного российского детского кино. После распада СССР, где снималось множество фильмов для юного зрителя, у нас о нем как-то подзабыли. Интересен Ваш взгляд на эту ситуацию.

Аркадий Инин:

Дело не в том, что у нас перестали любить детей, нет – начали любить деньги. Детское кино, как правило, не бытовое, а сказочное, фантастическое, то есть очень затратное в производстве. При этом на телевидении справедливо запрещено вставлять рекламу в детское вещание, а каналы на это пойти не хотят, так как делают бизнес. Получается, что снимать детские фильмы дорого, а показывать невыгодно. Чистая коммерция. Причем не только у нас так. Даже все большие «детские американские фильмы» на самом деле для взрослых. Сегодняшние диснеевские полнометражные мультфильмы – это же не «Белоснежка и семь гномов». Не дети им делают кассу, а молодежь с попкорном. Вокруг такого семейного кино, очень симпатичного временами, выстроен целый бизнес с производством игрушек, компьютерных игр и прочего. Но все это не имеет никакого отношения к тому, что мы подразумеваем, говоря о «детском кино». У наших детских фильмов – «Звонят, откройте дверь», «Друг мой Колька», «Тимур и его команда», «Чучело» и другие – была воспитательная функция и мораль. Сейчас же почти весь кинематограф – как детский, так и взрослый – чистая развлекуха, аттракцион. Поэтому и прокатывают только то, что приносит прибыль, даже, если это плохое кино. Часто бывает: фильм прекрасно идет на фестивалях, получает призы зрительских симпатий, а прокатчики, даже будучи друзьями создателей, отказываются его прокатывать, так как на нем не заработаешь. Печальная ситуация, что тут скажешь.

Корреспондент:
Да, но, несмотря на это, находятся энтузиасты, которые всё-таки занимаются производством картин для детей. Работая над сценарием «Праздника непослушания», вы чувствовали, что вносите вклад в возрождение детского кинематографа?

Аркадий Инин:

Вклад – это громко сказано, скорее, крупицу, потому что возрождения никакого не предвидится. Тем не менее, я следовал правилу, что «для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Работать над сценарием было приятно, приятно было сочинять веселую историю, ненагруженную идеологией. Надеюсь, что картина «Праздник непослушания» состоится и порадует зрителей. Может быть, благодаря ей, российские дети поймут, что в нашей стране тоже есть кино, адресованное им, возможно, не такое зрелищное, как американское, но гораздо более человечное.

съемки фильма "Праздник непослушания"
Автор:
Маргарита Васильева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Творческая студия «Стелла»

Реклама