Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 декабря 2015 17:10

Олег Иванов: «Я считаю, что СК должен оказывать влияние на развитие отечественной кинематографии»

Олег Иванов: «Я считаю, что СК должен оказывать влияние на развитие отечественной кинематографии»

В 2015 году в Союзе кинематографистов Российской Федерации произошли значительные изменения. Организация обновляется и принимает все большее участие в кинопроцессе. Во многом это происходит благодаря Олегу Иванову, несколько месяцев назад занявшему должность первого заместителя Председателя Союза. Главный редактор портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская поговорила с Олегом Ивановым о важнейших направлениях развития Союза кинематографистов, его региональной и международной деятельности, молодежной и социальной политике и многом другом.

Нина Ромодановская:

Ты долгое время занимался киностатистикой. Благодаря твоей компании Movie Reasearch и тебе лично, кинорынок стал более прозрачным, появилась информация о том, кто и что снимает, как функционирует отрасль. Но с недавнего времени ты сосредоточился на делах Союза кинематографистов. Расскажи, пожалуйста, чем ты там теперь занимаешься.

Олег Иванов:

Несколько месяцев назад я оказался в Союзе кинематографистов в новом качестве – первого заместителя Председателя Союза Н.С.Михалкова, а фактически в роли исполняющего обязанности первого лица, потому что Никита Сергеевич находится в творческом отпуске и занят на кинопроектах. В Союзе кинематографистов он появляется на важнейших событиях и руководит ключевыми вопросами. Всеми текущими делами Союза занимаются исполнители, и я в том числе. 

Нина Ромодановская:

Что сейчас из себя представляет Союз кинематографистов? Каково количество членов, какова организационная структура?

Олег Иванов:

Количество членов Союза кинематографистов примерно 5 тысяч человек. Все они, с одной стороны, разделены на регионы, с другой по профессии, на Гильдии. Каждый человек из региона прикреплен к какой-нибудь Гильдии. Это обязательно: одна Гильдия должна быть базовой, при этом человек может быть одновременно и сценаристом, и продюсером, и режиссёром. Сейчас количество Гильдий выросло: есть Гильдия каскадёров, звукорежиссёров, а также большие классические — Гильдия актёров, режиссёров, организаторов кинопроизводства и продюсеров.  

В регионах существуют подразделения, которые имеют свой юридический статус и расчётный счёт. Существуют также представительства разного уровня в зависимости от количества людей. Союз кинематографистов — общественная общероссийская организация, и это означает, что более чем в половине субъектов РФ у нас есть свои подразделения. 

Сейчас возраст основного числа членов СК - преклонный. Но, за счёт того, что 3-4% состава в год обновляется, средний возраст постепенно снижается — все чаще к нам приходят молодые. Около 100-200 человек в год, и мы стремимся увеличить этот процент ежегодного приема. 

Нина Ромодановская:

А для чего молодым вступать в Союз кинематографистов?

Олег Иванов:

Зачем вступать в Союз? Ответ подсказывает сама жизнь. Считается, что статус члена Союза означает высокие достижения в профессии. Кроме того, многие молодые кинематографисты не прикреплены ни к какой студии, иногда даже не имеют трудовой книжки и, постоянно снимая кино, «нигде не работают». В данном случае членство в Союзе дает им официальную принадлежность к кинематографическому цеху. 

Нина Ромодановская:

Что хочет Союз кинематографистов взамен?

Олег Иванов:

Мы активно работаем с молодыми, потому что хочется видеть их инициативность и участие в развитии российской кинематографии. Но, определенно, привлекаем людей не ради взносов. Наш бюджет, который формируют попечительские гранты и государство, намного превышает сумму членских взносов. В первую очередь — Союз хочет активности. 

Нина Ромодановская:

На прошедшем 23 декабря в Союзе кинематографистов Пленуме обсуждались основные направления работы Союза. Их девять, давай пройдемся по ним.

Олег Иванов:

Первое направление, и самое важное для Союза, — это взаимодействие с государством и обществом. Я считаю, что СК должен играть значительную роль и оказывать влияние на развитие отечественной кинематографии. Союз кинематографистов — это не просто профсоюз, а организация, которая имеет вес во внешней среде. 

Второе — работа с профессиональным сообществом, входящим и не входящим в Союз. Мы считаем, что должны быть полезны кинематографистам в их профессиональной деятельности. На это нацелена работа Гильдий, которые выдвигают предложения и обсуждают проблемы. Например, драматурги во главе с Еленой Райской, президентом Гильдии, хотят сделать выездные сценарные школы в регионах, потому что у местных кинематографистов не хватает знаний, как сделать кино о своём регионе, как должна работать драматургическая конструкция, где взять идею, связанную с региональной тематикой. Хорошее начинание, и мы обязательно его поддержим. Кроме того, будем помогать кинематографистам информационными ресурсами, связанными с производственной деятельностью. 

Третье также касается информационной деятельности. Мы разработали новое положение об информационной политике Союза, где описали, из чего она состоит: цель информирования, аудитория, виды, источники, средства и показатели эффективности. Сейчас СК входит в информационную среду и начинает активно с ней взаимодействовать. Возможно, пока мы ограничены в ресурсах, но как только начинаешь что-то делать, сразу появляются адекватные партнёры. В ближайших планах создание портала «Российская кинематография». Это серьёзный проект, который мы заявили в числе мероприятий к Году российского кино. Хочется, чтобы информационная политика заключалась не только в выпуске пресс-релизов. 

Четвертое направление – международная деятельность. Сейчас работа будет направлена, прежде всего, на налаживание отношений с Киноакадемиями стран БРИКС и продвижению российского кино за рубежом. Мы уже провели Неделю российского кино в Индии. Это было очень эффектно: наши и индийские звёзды, много прессы. Что важно, фестиваль впервые был сделан не для русскоязычной диаспоры, а для местных жителей, в центре Мумбаи в кинотеатре, по билетам. В программе были фильмы, начиная с Эйзенштейна и заканчивая новыми, например, «Училкой». По реакции зрителей стало понятно, что они помнят и любят российское кино и не понимают, почему появилась эта пауза в 20 лет, ведь между нашими странами не произошло ничего плохого. 

Нина Ромодановская:

Кроме недель российского кино, какой спектр международной деятельности вы еще хотите охватить? 

Олег Иванов:

Будем заниматься продвижением фильмов и расширением информационного присутствия нашей кинематографии. Формат, в основном, фестивальный. Кинорынки – не наше поле, потому что это связано с продажами. Проведение пяти-шести недель в будущем году позволит сделать качественные, полноценные мероприятия по продвижению российского кино за рубежом. Думаю, сегодня нужно сосредоточиться на желаемом эффекте, который пока никто не измеряет. А ведь это реально, например, делать замеры количества зрителей. Параллельно, в рамках международной деятельности собираем информацию про общественные кинематографические организации во всём мире. Уже сформирована огромная база, которая постепенно станет открытой. Это нам полезно с точки зрения обмена опытом. 

Нина Ромодановская:

Помимо международной деятельности в СК активно развивается региональное кино внутри страны, что для этого делается?

Олег Иванов:

Да, пятое направление – развитие регионального кино. Летом этого года, вместе с Молодёжным центром, по приглашению местного подразделения СК в Иркутске мы провели двухдневную стратегическую сессию по разработке темы регионального кино. В будущем году хотим  создать рейтинг регионов с точки зрения развития кинематографии на местах. 

Результатом нашей деятельности должно стать, во-первых, возникновение сообществ в каждом регионе, во-вторых, выделение денег из регионального бюджета. А также эта активность направлена на продвижение российского кино. Это основная задача. Министерство культуры дало нам планы всех регионов — около 3 тысяч запланированных мероприятий. В итоге с любым губернатором сможем найти общий язык на предмет развития регионального кино: нам есть что сказать и что предложить. В том числе готовы предлагать типовые решения. Например, законодательный проект внутри субъекта, который будет направлен на развитие и поддержку российского кино. 

Нина Ромодановская:

Губернаторы сейчас в большей степени озабочены спортивными  объектами и мероприятиями. Бюджетные деньги выделяются регионам в первую очередь на спортивные базы. Ваше предложение состоит в том, чтобы выделять суммы на кино, сопоставимые с федеральными бюджетами. Это реально?

Олег Иванов:

Если разделить 7 млрд. рублей, которые выделяются из федерального бюджета на кинематографию, на 85 субъектов и считать по среднему, то цифры вовсе не будут катастрофическими — около 7 млн. рублей, которых хватит на 5 документальных фильмов внутри региона. В Республике Саха (Якутия) могут даже полнометражное кино снимать на эти суммы. И хотя у них маленькие бюджеты, работают очень продуктивно: в прошлом году было произведено 13 игровых полнометражных фильмов. Их показывают в кинотеатрах внутри республики. Даже 10 млн. рублей — сумма не запредельная, а кто-то может потянуть и 50 млн. рублей. Например, Сахалин выделяет на фестиваль из местного бюджета 50 млн. рублей. Губернаторы на эту сумму сейчас смотрят нормально, если им понятно, на что это идет и какой дает эффект. 

Нина Ромодановская:

Молодежная и социальная политика – наверное, наиважнейшие направления деятельности Союза кинематографистов.

Олег Иванов:

Что касается следующего пункта — молодежной политики, то Союз кинематографистов планирует ориентироваться на потребности всей молодёжной аудитории, которая интересуется российским кино. Будь то киноклуб в Хабаровске или на физфаке МГУ, мы хотим понять, чем мы можем им быть полезны. Акцент делаем именно на российском кино, но и про мировое не забываем. 

Что касается самого Союза, то наш Молодежный центр, которым руководят Иван Кудрявцев и Филипп Абрютин, занимается, среди прочего, проектами регионального кино. Одно из любимых мероприятий нашего Молодёжного центра — питчинг, который проводится уже третий год подряд и очень помогает молодым кинематографистам делать первые шаги в реализации своих проектов. С недавнего времени мы успешно проводим День короткого метра. 

Социальная политика — седьмой пункт. Союз ею традиционно очень плотно занимается: есть фонд «Урга — территория любви» и специальный отдел в Союзе. Объём социальной работы очень большой. Мы распределяем деньги в качестве материальной помощи кинематографистам. Это всем известно. На самом деле, совсем не просто найти деньги на помощь старикам. Гильдия актёров предлагает расширить спектр поддержки и помогать всем кинематографистам не зависимо от возраста, потому что различные социальные проблемы бывают на разных жизненных этапах, начиная с первых шагов входа в профессию. Это направление у нас всегда развивалось активно, но я его специально не стал называть его в числе первых, потому что когда начинаешь обсуждать, кажется, что Союз только для этого и существует. Безусловно, социальная политика важная составляющая нашей работы, но у нас есть и другие цели. 

Нина Ромодановская:

Более приземленные?

Олег Иванов:

Да, например, инвестиционная деятельность. Некоторое время имущество Союза находилось в «неподвижном» состоянии, и мы ничего не предпринимали. Сейчас подготовлены инвестиционные проекты, активно работаем с документацией. Один из проектов, о которых мы будем уже в следующем году рассказывать - это реставрация Дома ветеранов кино. Хотим улучшить возможности отдыха и реабилитации ветеранов: на территории появится закрытая зона, бассейн. Дом ветеранов и сейчас действует, там проживают люди, можно поселиться и подлечиться, но мы хотим, чтобы он стал более современным. 

Нина Ромодановская:

А что касается реконструкции или теперь реставрации Дома кино, это тоже часть инвестиционной политики? Сейчас страсти вокруг него поутихли. Но вопрос от этого не стал менее острым. Здание устарело и морально и физически. И, наверное, теперь уже никто не будет спорить, что требует серьезного ремонта.

Олег Иванов:

Отчасти, да. Но, по большому счету, это отдельное направление деятельности - девятое. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы Дом кино работал для всех людей, которые любят кино. Цель — значительно расширить границы аудитории. Будем ориентироваться на молодых кинематографистов, которые с удовольствием смотрят кино, — студенты ВГИКа, ГИТИСа и т.п. Хотим, чтобы на сцене залов Дома кино периодически появлялись студенческие постановки, дипломные спектакли и так далее. То есть, мы намерены в течение полутора лет в корне изменить существующую традицию. Репертуарная политика будет в первую очередь ориентирована на профессиональную или полу-профессиональную аудиторию, она достаточно широкая в Москве, но кроме «35 мм», закрытого «Художественного» и кинотеатра «Пионер» сходить им больше пока некуда. 

Нина Ромодановская:

А Музей кино будет продолжать показывать свои программы?

Олег Иванов:

Да, Союзу интересно, чтобы было несколько линеек программ для разных категорий, и мы договаривались с директором Музея кино, Ларисой Солоницыной, что будем продолжать показы. 

В тестовом режиме в настоящий момент Дом кино запустился с творческими встречами на коммерческой основе. Есть план на ближайшие 3 месяца. Первые встречи — с Виктором Мережко, Вадимом Абдрашитовым. Сейчас билеты продаются на Redkassa и TicketLand, и это первая попытка выйти на рынок с нашими мероприятиями. 

Нина Ромодановская:

Только что завершился Санкт-Петербургский Культурный форум. На одной из секций обсуждался вопрос развития кинопоказа в малых городах. Что ты об этом думаешь?

Олег Иванов:

Я выступал на этой панели и сказал, что нужно развивать сети в малых городах абсолютно по другой модели. Считается, что государство дает деньги на кинопроекционный аппарат, а коммерческий объект (кинотеатр) возникнет сам собой. На самом деле это не так, не нужно надеяться на коммерческий результат, а делать ставку на создание клуба с бесплатным показом или за минимальные деньги. Я сопоставил клубную и коммерческую модель. В коммерческой структуре основные деньги приносят блокбастеры, а в клубной — авторское, жанровое кино. Кроме того, необходимо работать с другими сегментами аудитории. Например, делать сеансы для социально незащищенных групп населения –пенсионеров, инвалидов. 

Нина Ромодановская:

Впереди у нас не легкое время. Если 2016 год еще возможно проскочить на фильмах, запущенных в предыдущие годы, то 2017 год вызывает серьезные опасения. Денег в производстве мало, рынок все больше сжимается. Сможет ли российская кинематография отстоять долю в 20%?

Олег Иванов:

Время покажет. И надеяться надо не на случай, а на профессиональную работу нашего цеха. По крайней мере, зритель этого ждет.

Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Союз кинематографистов России

Реклама