Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 мая 2016 13:42

Гийом Проценко и Татьяна Петрик: «Мы хотели снять кино жанровое, но в авторском исполнении»

Гийом Проценко и Татьяна Петрик: «Мы хотели снять кино жанровое, но в авторском исполнении»

C 5 по 12 июня 2016 в Сочи состоится XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Многолетний информационный партнер фестиваля – портал «Профисинема» – начинает публикацию серии интервью с участниками конкурсной программы. Режиссер Гийом Проценко вместе с продюсером Татьяной Петрик рассказали о работе над своей дебютной полнометражной игровой лентой «Разбуди меня»: фильм снят на частные деньги силами молодых кинематографистов из разных стран и с участием именитых российских актеров. 

Гийом Проценко

Алена Сычева:
Над какими проектами вы работали до своего дебюта в большом кино?

Гийом Проценко:
Я снимал короткометражные игровые фильмы во время учебы во ВГИКе, занимался продюсированием, работал креативным продюсером, отвечал за творческую часть работы над документальными фильмами проекта «Кинопоезд» – альманаха документальных фильмов, снятых кинематографистами разных стран во время путешествия по России. 

Алена Сычева:
Над сценарием фильма «Разбуди меня» работало несколько авторов? 

Гийом Проценко:
Да, это был долгий процесс. Изначально у меня было несколько идей и ключевых элементов сюжета; я понимал, о чем хотел бы делать кино. Героиня должна быть женщиной, часть действия происходит в аэропорту, большое значение имеют сновидения, есть криминальный сюжет – все эти элементы сценария были задуманы мной. С Татьяной Петрик искали того, кто мог бы помочь воплотить замысел в сценарной форме. Мы были давно знакомы с Андреем Стемпковским и начали с ним обсуждать идеи: нашли какие-то общие интересы, во многом сошлись, и стали работать вместе над сценарием. После утверждения первого драфта я уже сам немного переделал сценарий под себя. И последняя работа велась Вячеславом Дурненковым. Я – француз, и понимал, что многое связанное с русским языком это не мой конек, и Слава Дурненков уже на финальном этапе и на этапе доработок очень помог.

Алена Сычева:
Во время съемок сценарий менялся? 

Гийом Проценко:
Во время съемок мы шли по сценарию, но на монтаже многое менялось, даже провели досъемки. Было снято несколько вариантов финала, и пробовались на монтаже разные… Но никогда не было хэппи-энда, все варианты были беспокойные. Сейчас в финале у зрителей остаются вопросы, но решили оставить так. Несмотря на эти пробы и переделки мы довольно четко знали, чего хотим добиться, но фильм непростой, в нем – разные уровни реальности, сон переплетается с явью, иногда непонятно, сон это или нет… 

Алена Сычева:
А вы не думали прибегнуть к каким-то эффектам, наложить фильтры или сделать сны черно-белыми, чтобы они явно отличались? 

Гийом Проценко:
Как раз нет: странность в том, что нет стопроцентной уверенности, сон это или нет. Хотелось сохранить баланс, чтобы граница «сон - не сон» не мешала состоянию фильма, но одновременно интриговала. Поэтому визуально не стали подчеркивать, только немножко звука добавили, но старались особо не акцентировать.

Алена Сычева:
Каковы особенности визуального решения фильма?

Гийом Проценко:
Решили снимать в основном на штативе, что сегодня, кажется, не очень принято. У нас довольно спокойные планы, широкие панорамы, без особо сильного движения… Мы наблюдали, но не подходили очень близко к актерам, немножко отстранялись, чтобы дать взгляд со стороны на то, что происходит. Референсами были сериалы «Фарго» и «Настоящий детектив». Много снимали через отражения.

Алена Сычева:
У вас просто звездный кастинг: Кирилл Пирогов, Константин Лавроненко, Евгений Гришковец, Елена Морозова, Александра Ребенок, а главную роль при этом исполняет Ирина Вербицкая. Вы специально на главную роль взяли неизвестную актрису?

Гийом Проценко:
В фильме снимаются как известные, так и неизвестные актеры, но я не обращал внимания на уровень их известности. Когда мы общались с актерами, я смотрел на них нейтральным взглядом, исходил исключительно из роли. 
Что касается Ирины Вербицкой, то ее искали долго. Посмотрели очень много девушек: порядка 30-40. Она пришла, села и сыграла одну сцену, которая есть в фильме, и всё. Что-то в ней, просто ее присутствие, взгляд, стали определяющими. Мне кажется, она немножко похожа на героиню, а, может, она пришла на кастинг в образе, до сих пор не знаю… Но когда начали снимать пробу, у меня практически не было сомнений, что это наша Женя: она подошла по всем параметрам и я с ней очень быстро нашел общий язык. При этом ее не сразу утвердили, она еще приходила пробоваться, хотя я уже знал, что очень хочу ее видеть в этой роли. 

Алена Сычева:
Значит, вы не писали сценарий под кого-то из актеров конкретно, а всех пробовали, и собирали ансамбль? 

Гийом Проценко:
Да, было важно, чтобы в ансамбле они совпадали. Действительно, ансамбль состоялся, несмотря на то, что многие из них впервые встретились на съемочной площадке.

Алена Сычева:
Вы снимали фильм фактически силами своей компании: каковы преимущества такой работы?

Гийом Проценко:
Я думаю, важна независимость, ведь хотелось сделать фильм на грани коммерческого и авторского кино. Хотелось снять кино, интересное и зрителям, и критикам, увлекательное по действию и глубокое по смыслу.

Алена Сычева:
Какие ожидания вы связываете с грядущим «Кинотавром»? 

Гийом Проценко:
На «Кинотавре» мы были с «Кинопоездом»: было приятно и интересно. Сейчас все ожидания связаны с показом – это будет первый большой показ перед публикой – и последующей реакцией: мне очень интересно обсуждать фильм с людьми, которые его посмотрят. 

Татьяна Петрик: «Главное – сделать хорошую картину, и тогда она сама поможет себя продвинуть»

Татьяна Петрик

Алена Сычева:
В вашем дебютном фильме задействовано много известных актеров: вы как продюсер влияли на кастинг? 

Татьяна Петрик: 
Мы, конечно, хотели, чтобы у нас снимались интересные актеры, и при этом – какие-то незамыленные лица, но главное, искали Хороших актеров. Думали о разных, кто-то отказывался сам, кто-то нам не подходил… У нас дебют, бюджет не очень большой, но я из своей практики знаю, что если хорошая история, то не стыдно попросить даже звездного актера поучаствовать за меньшие деньги. В итоге все снимались исключительно в первую очередь потому, что им нравилась эта история, нравился режиссер, сценарий. 

Алена Сычева:
Вы снимали фильм на свои деньги, без финансовой поддержки Минкульта, без участия крупного продюсера… 

Татьяна Петрик: 
Мы не нуждались в поддержке какого-то крупного продюсера. И, слава Богу, с нами был мой партнер, который в первый раз выступил кинопродюсером, Андрей Епифанов. Он поверил нам и вложил свои личные деньги – ровно столько, сколько хватило, чтобы нормально воплотить задуманное. Работалось довольно комфортно, у нас не было мучений и нехватки чего-то для окончания работы.

Алена Сычева:
Как долго вы работали над фильмом?

Татьяна Петрик: 
Начала я этот проект обсуждать с Гийомом на фестивале «Сандэнс», два с половиной года назад, зимой 2014 года. До этого мы с Гийомом делали «Кинопоезд», кстати, Андрей Епифанов и с тем проектом помог. Однажды в Неоне, фильмы нашего «Кинопоезда» посмотрел Кирилл Разлогов. Ему очень понравилось, я ему рассказала про нашу работу, поделилась планами на будущее и задумкой снять игровое кино вместе с командой, собравшейся вокруг этого проекта: у нас есть очень много друзей-иностранцев, которые немножко по-другому думают, и есть наши, русские ребята, которые тоже участвовали в нашем «Кинопоезде». И Разлогов меня очень поддержал, сказал, что мы имеем богатство в виде этих молодых кинематографистов, которые вместе обладают совершенно уникальным, особым взглядом. Это стало толчком.

Алена Сычева:
Вы старались сделать уникальный проект? 

Татьяна Петрик: 
Да, пожалуй, изначально, когда придумывали эту историю, ставили перед собой задачу сделать кино, которое будет интересно и понятно не только в России, хотелось просто сделать хорошее кино для зрителей (для думающих зрителей) и конечно фестивали, это оценка профессионалов. Мне кажется, у нас получилось: кто-то нас в этом обвиняет, кто-то поддерживает… Есть мнение, что мы между двух стульев, но есть и такое что НА двух стульях одновременно. Увидим. Мы действительно дебютанты в игровом полнометражном кино. Но я убеждена, что главное – сделать хорошую картину, и тогда она сама поможет себя продвинуть. 

Алена Сычева:
Вы сделали фильм за два года – это довольно быстро, то есть вас ничего не тормозило?

Татьяна Петрик: 
В общем, да. Я даже Гийома толкала: он очень осторожный, все время переживал, что надо очень серьезно и долго готовиться, и я ему говорила: «Мы все сделаем, ты, главное, думай, про что кино должно быть». И у нас собралась просто волшебная группа. 

Алена Сычева:
В группе были разные ребята: иностранец-оператор Джон Крейн, а художник – Леша Лобанов…

Татьяна Петрик: 
Так как я работала раньше во ВГИКе, то очень хорошо знаю некоторых режиссеров, которые закончили ВГИК лет десять назад, знаю, что от кого ждать. Наш художник-постановщик Леша Лобанов окончил режиссерский факультет, работает сейчас театральным художником. Сережа Петров был вторым режиссером и занимался монтажом вместе с Ольгой Гриншпун, так он тоже режиссерский факультет окончил. Оператор-постановщик Джон Крейн – иностранец, «Разбуди меня» – только второй его игровой полнометражный фильм, но у него очень хороший вкус, мы с ним работали на Кинопоезде и они с Гийомом, что важно, по своей энергетике хорошо совпадали. Подбирался такой человек, с которым режиссеру было бы комфортно работать. А Джону я подобрала супер опытную операторскую группу из Москвы, чтобы ему комфортно работалось в чужой стране. Оператор был просто в восторге от наших ребят. 

Алена Сычева:
Какое значение для вас имеет участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?

Татьяна Петрик: 
Я считаю, что для начала это прекрасно! «Кинотавр» – главный фестиваль в России. Участие в конкурсной программе и премьера на «Кинотавре» – это лучшее, что могло случиться в России с картиной. 

Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама