Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 мая 2016 13:45

Роман Артемьев: «Я снимал жанровую картину, не лишённую смысла»

Роман Артемьев: «Я снимал жанровую картину, не лишённую смысла»

C 6 по 13 июня 2016 в Сочи состоится XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Участник конкурсной программы – режиссер-дебютант Роман Артемьев – поговорил с корреспондентом портала «ПрофиСинема», многолетнего информационного партнера фестиваля о своей комедии «Человек из будущего», которая выходит в российский прокат 16 июня – сразу после премьеры в Сочи. Роман рассказал о том, как развивался проект, его жанровых особенностях, работе с актерами, стилистике ленты и многом другом.  

Алена Сычева:
Как и в какой момент возникла идея снять продолжение короткометражного фильма «Спаситель» – полнометражную ленту «Человек из будущего»?

Роман Артемьев: 
Уже после участия «Спасителя» в конкурсе короткометражного кино ММКФ и получения Гран-При фестиваля «Короче» в 2013 году. У нас с соавтором сценария Михаилом Яровиковым были различные интерпретации, которые носили устный характер: а что могло бы произойти дальше?.. В итоге мы придумали первый вариант сценария, но он крайне отличается от нынешнего: фильм соответствует моему мироощущению на данный момент. 

Алена Сычева:
Как сценарий попал к Сергею Сельянову? 

Роман Артемьев: 
Сергей Михайлович видел короткометражный фильм, и я отнес ему сценарий. История ему понравилась. В 2015 году мы получили поддержку Фонда кино и начали снимать. Короткий метр частично вошел в фильм.

Алена Сычева:
Вы не устали от этой истории?

Роман Артемьев: 
Нет. Если бы надо было переснимать, тогда я задумался бы, а стоит ли? Я доволен, что законченный короткометражный фильм вырос в полный метр. Если не ошибаюсь, случай в российском кинематографе единичный, когда из короткого метра создается полнометражная картина. Весь процесс прошел за три года. За этот период я многому научился. 

Алена Сычева:
Ключевое значение в фильме имеет образ главного героя в исполнении Александра Числова? 

Роман Артемьев: 
Мы достаточно кропотливо проводили кастинг. И после утверждения все выстраивалось, дописывалось под главного актера, Числова. 

Алена Сычева:
В нем должно быть обаяние и, при этом, некая нелепость… 

Роман Артемьев: 
Изначально задумывался не шаблонный образ. Иначе была бы вероятность скатиться в пошлость и штампы и пойти по более поверхностному пути. Думаю, полнометражный фильм не состоялся бы в таком случае. 

Алена Сычева:
Почти вся команда перешла из короткометражного фильма в полный метр? 

Роман Артемьев: 
Я взял ту же самую команду, которая работала у меня на «Спасителе», и Сергей Михайлович поддержал меня. Оператор – Александр Кузнецов. Художник по костюмам Елена Пролубникова. Присоединился художник-постановщик Эдуард Галкин…

Алена Сычева:
Эстетика тоже перекочевала из короткого метра? 

Роман Артемьев: 
Стилистически «Человек из будущего» похож на «Спасителя», картина сделана в том же духе и стиле: цветовая гамма, движение камеры…Мы добивались комфортного зрительского восприятия при просмотре. Картина, как бы там ни было, получилась постмодернистская, артовая – в хорошем смысле этого слова (смеется). В ней есть дух советских комедий 70-х годов. Для меня эта приятная ностальгия. И при этом она абсолютно понятна зрителю разных возрастов. Формальное ограничение стоит «12+». 

Алена Сычева:
Как вам работалось с продюсером Сергеем Сельяновым?

Роман Артемьев: 
Все было конкретно и по делу. Он не часто советовал, но всегда дельно и точно, за что я ему благодарен. Мне как дебютанту безусловно важно было его мнение. Особенно когда работаешь с таким опытным продюсером. Кино – это командная работа. Я приобрел правильный опыт на своем дебюте. 

Алена Сычева:
Вы закончили актерский факультет ВГИК, продолжаете иногда сниматься в разных фильмах и сериалах и, вместе с тем, занимаетесь режиссурой: что для вас важнее? 

Роман Артемьев: 
Я всегда хотел заниматься режиссурой. И большую часть времени во ВГИКе проводил со студентами мастерской Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. Так что когда я пришел к Владимиру Алексеевичу Фенченко и Владимиру Ивановичу Хотиненко на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, чтобы поучиться, они, как мне кажется, не удивились. На курсах я был вольнослушателем, потому что не было денег для оплаты полноценного обучения, но выполнял те же самые упражнения, и в итоге снял свою первую работу «Тася». 


Алена Сычева:
Актерская профессия позволила вам стать режиссером, внимательно и подробно работающим с актерами?

Роман Артемьев: 
На мой взгляд работа с актером – одна из основополагающих. Если ты, конечно, не снимаешь манекенов. Мне нравится работать с актерами, моделировать, придумывать характеры и образы. Все они разные, так что и подход в работе с каждым индивидуальный. К примеру, Александр Баширов в том качестве, в котором он предстает в нашем фильме – редкое явление. 

Алена Сычева:
Как вам с ним работалось? 

Роман Артемьев: 
(смеется) Мы договорились так: четыре дубля: один для меня, один – для него. Третий для продюсера и четвертый для Господа Бога. 

Алена Сычева:
Какие же дубли в итоге вошли?

Роман Артемьев: 
Те, что играл для меня. Все остальное это было – ни много, ни мало – другое кино. Мы долго искали пару для Числова. Но органично смотрелись только они вдвоем. Мне важен был ансамбль, чтобы все работали в одном ключе, на одну историю. 

Алена Сычева:
Не хотелось самому исполнить какую-нибудь роль, тряхнуть стариной, так сказать?.. 

Роман Артемьев: 
Тряхнул, так сказать, в небольшом эпизоде, и комфортно себя чувствовал… 

Алена Сычева:
Может, когда-нибудь снимете фильм с собой в главной роли?

Роман Артемьев: 
Сыграю, если пойму, что смогу это сделать лучше, чем кто-то другой – не более того. 

Алена Сычева:
Удалось реализовать в фильме «Человек из будущего» все, что хотелось?

Роман Артемьев: 
В большей степени кино получилось именно таким каким, как я его задумывал. Для души, ума и сердца. Любой жанр – это игра. Так что играли с азартом. Без этого в кино никак. Была сцена, к примеру, в сценарии с чествованием главного героя. Но стоял вопрос: «Где?». Для меня идеальным местом была Красная площадь. А почему нет? Первый съёмочный день на Красной площади. Дебют. (смеется). По-моему – символично. Сняли, не без приключений, конечно. Сумасшедший адреналин. 

Алена Сычева:
Сколько длились съемки?

Роман Артемьев: 
Мы не выбились из графика, сняли все за 23 смены. Все было раскадровано, сцены с актерами отрепетированы… По погоде нам фартило: в округе все заливало дождем, когда снимали под Мышкиным, нас мистически обходило стороной. Мы хорошо поработали в подготовительном периоде, и в любом случае были готовы к сюрпризам. 

Алена Сычева:
Много ли вы импровизировали? 

Роман Артемьев: 
Нет, не особо… Я мог придумать что-то на площадке, либо актеры предлагали, мы пробовали, в целом у меня есть точное представление, что, зачем, и почему. Работали в удовольствие.

Алена Сычева:
Монтаж тяжело дался? 

Роман Артемьев: 
Были две небольшие перестановки в монтаже. Я стараюсь снимать с запасом – чуть больше того, что необходимо, потому что это может в любой момент пригодится. Кое-что действительно пригодилось и сработало.

Алена Сычева:
Много ли в фильме музыки, кто ее написал? 

Роман Артемьев: 
Музыку писал Антон Силаев. Он очень точно понял дыхание картины, интонацию сцен, ритм. 

Алена Сычева:
Картина уже давно закончена? 

Роман Артемьев: 
Выпуск картины должен был состояться 18 февраля. Отложили. Не хотелось оставлять ее без фестиваля. Так что теперь прокат назначен на 16 июня после «Кинотавра».

Алена Сычева:
Были ли референсы при написании сценарии или во время съемок?

Роман Артемьев: 
Скорее при написании сценария. Мне нравится перечитывать Гоголя, Эрдмана, Сологуба, Булгакова, если брать комедийную фантасмогоричность этих авторов, то она мне близка: в их юморе заложены глубокие смысловые подтексты и самоирония. Я уже не говорю про архетипичность персонажей.

Алена Сычева:
Социальные темы в фильме затронуты?

Роман Артемьев: 
Только с иронией и юмором, так как жанр все-таки выверен. Мы сейчас все живем в состоянии апокалипсиса. И самоиронии, на мой взгляд, не хватает. Она частично утрачена. 

Алена Сычева:
«Человек из будущего» - это зрительское или авторское кино? 

Роман Артемьев: 
В данной ситуации – и то, и другое. Скажу проще: жанровое кино, не лишённое смысла. У кого-то получается в большей степени, у кого-то – в меньшей. 
Думаю, картина не просто так попала на «Кинотавр». Каждый найдет в «Человеке из будущего» для себя что-то свое. Картина построена не по горизонтали, а по вертикальному содержанию, и в ней заложены различные пласты.

Алена Сычева:
Какие у вас творческие планы: думаете продолжать снимать комедии или хотите сделать что-то совсем новое? 

Роман Артемьев: 
У меня сценарии к фильмам разно-жанровые (но при этом – предельно честные и личные). Повторяться я не буду. 

Алена Сычева:
Какое значение для вас имеет участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?

Роман Артемьев: 
На «Кинотавре» я никогда не был, для меня это будет первая поездка. Безусловно, этот фестиваль – событие в российском кинематографе, еду туда не просто поучаствовать, что тут лукавить. Я рад, что картину увидят на фестивале. 

Автор:
Алёна Сычёва

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама