Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 июня 2016 12:00

Иван И. Твердовский: «Надо найти в себе собственное, что отличает тебя от других животных: на улице, в метро, в тропиках, под водой или в зале "Кинотавра"»

Иван И. Твердовский: «Надо найти в себе собственное, что отличает тебя от других животных: на улице, в метро, в тропиках, под водой или в зале "Кинотавра"»

C 6 по 13 июня 2016 в Сочи пройдет XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». 10 июня в рамках конкурсной программы состоится премьера второго игрового полнометражного фильма Ивана И. Твердовского «Зоология». Режиссер вместе с продюсером Натальей Мокрицкой рассказал многолетнему информационному партнеру фестиваля, порталу «ПрофиСинема» о работе над картиной и своем творческом методе. 

Иван И. Твердовский

Алена Сычева:
Многие фильмы конкурсной программы нынешнего «Кинотавра» балансируют между авторским и прокатным кино. «Зоология» - пример чисто авторского кино?

Иван И. Твердовский: 
Да, и я абсолютно убежден, что нельзя усидеть на двух стульях: невозможно достичь какого-то внятного компромисса между авторским высказыванием и зрительским прокатным кино. Может получится авторское кино с прокатными амбициями, которые будут нереализуемыми. Либо мы занимаемся культурой, либо – развлечением, бизнесом, заработком. Мы безусловно зарабатываем тоже, но это более долгосрочные инвестиции, которые не сразу возвращаются.
Эта история родилась внутри нашей внутренней корпорации, в которую вместе со мной входят продюсеры Наталья МокрицкаяУльяна СавельеваМила Розанова и редактор Ирина Любарская. Мне в такой компании очень комфортно работать: полезно и продуктивно, когда продюсер участвует в создании фильма не только производственно, но подключается творчески, задействует свои сильные стороны, вкладывает себя в картину. 

Алена Сычева:
В фильме есть откровенные, жесткие сцены?

Иван И. Твердовский: 
Насилия в фильме мало. Картина хотя и социальная, но при этом поэтичная: было интересно сглаживать углы и обходить их красиво. 

Алена Сычева:
Какая музыка используется для создания этой атмосферы, настроения? 

Иван И. Твердовский: 
У нас есть служебная музыка, которая звучит в кадре и закадровая, формирующая художественное пространство. Служебная – Алена Свиридова, «Розовый фламинго» и «Будет так всегда». У Свиридовой уникальная эстетика суперлегкой музыки середины 90-х, абсолютно безбашенной и бездумной. Закадровая музыка, которая формирует решение – П.И. Чайковский, пять композиций из «Детского альбома». Когда я написал первый драфт, и мы заговорили про музыку, у нас втроем с Н. Мокрицкой и И. Любарской одновременно возник «Детский альбом». Там есть какие-то вещи, которые абсолютно совпадают не только по интонации, но и в сюжетных поворотах: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «В церкви»… Мне было очень полезно даже во время съемочного процесса слушать Чайковского, потому что его интонация тянет за собой сюжет.

Алена Сычева:
Сценарий изначально писался под актрису Наталью Павленкову? 

Иван И. Твердовский: 
Да, несмотря на то, что картина создавалась в копродукции с Францией и Германией, несмотря на то, что была возможность пригласить крупных европейских артистов, одним из важных условий для меня было участие в картине Натальи Павленковой. 
Она моя любимая актриса, и это место никогда не будет вакантным. Мне очень хотелось для нее придумать главную роль: она очень глубокая, интересная, внутренне насыщенная, с трудной жизнью и непростой карьерой, очень мощная театральная актриса, которая себя в кино еще мало проявила. 

Алена Сычева:
Как и с «Классом коррекции», работа с актерами имела импровизационный характер?

Иван И. Твердовский: 
Я не изменил свой принцип работы: как и в «Классе коррекции» у нас нет в сценарии диалогов. По-прежнему прописаны только ситуации, актеры идут от себя, я останавливаю дубль, мы подробно разбираем, вплоть до порядка слов, которые они используют. Я им не говорю, какие слова использовать, но корректирую. 

Алена Сычева:
При такой манере работы вы, вообще, репетируете? 

Иван И. Твердовский: 
У нас был репетиционный период: мы сидя за столом обсуждали поведение персонажей, мотивации, героев и их жизнь… Это очень банально: актеры, вроде как, должны сами придумывать жизнь своего героя, но на самом деле, ничего они не придумывают… Сегодня они привыкли работать над ролью на гриме, в такси, прямо на площадке. Это упущение в нашей режиссерской профессии, которое позволило выработать актерам такую привычку. И здесь нужно иметь терпение, быть дотошным, казаться дурачком, потому что занимаешься некой азбукой. Помимо самого сценария я с актерами прорабатываю абсолютно всю жизненную историю героев, как будто мы снимаем огромный сериал, а эта какая-то одна из серий. Я сам столкнулся с тем, что это очень важно: видно, когда актер понимает, про что играет, и крепко стоит на этом фундаменте. Это база и традиционная школа, но без нее невозможно выйти на должный уровень органики. 

Алена Сычева:
Стилистически «Зоология» похожа на «Класс коррекции»? 

Иван И. Твердовский: 
Стилистически абсолютно похоже. Это мои правила, которые я сам для себя принял, с которыми пришел в кино. Но сегодня, сняв «Зоологию», я понимаю, что хочу от этого уходить и меняться… Мне уже скоро тридцать лет, поэтому хочется расти, взрослеть. Мы считаем с нашей командой, что «Класс коррекции» и «Зоология» - это дилогия. Фильм связаны, хотя у них очень разный сюжет, герои, среда… 

Алена Сычева:
Дилогия об инаковых людях? 

Иван И. Твердовский: 
Да, но для меня они скорее связаны проявлением чуда в обыденной, серой действительности. В обеих историях возникают какие-то нереальные вещи, которые в настоящей жизни не проявляют себя. Именно поэтому они не могут быть документальными. Я мог бы снять документальную картину про класс коррекции или про людей с отклонениями, но с точки зрения появления какого-то чудотворного момента, который формирует историю, это невозможно. Вся история в «Классе коррекции» происходит ради того, чтобы Лена встала и пошла – ради этого чуда. Так и здесь: то, что происходит с главной героиней, безусловно, связано с ее неординарностью, и тем, как общество проявляет себя по отношению к ней.
Главная героиня «Зоологии» Наташа – человек абсолютно утомлённый к своим 55 годам. Женщина живет в маленьком городе с мамой. Она такая девочка-переросток. И взаимоотношения с мамой у нее такие же как были много лет назад: мама провожала Наташу в школу, потом – в институт, теперь провожает на работу, где она такая порядочная отличница, все делает правильно, над ней, естественно, все смеются… Она совершенно отличается от всех остальных. И однажды ее жизнь кардинально меняется: все, чего у нее в жизни не было, вдруг разом на нее сваливается. И вопрос: как она с этим справится? И фильм называется именно «Зоология», а не «Человеколюбие», потому что у нас всё так или иначе связано с инстинктами, рефлексами, сексуальностью – вещами животного происхождения. При этом мы себя отделяем от животных и считаем выше их. История происходит в зоопарке, где люди как бы руководят животными, но по факту, мы наблюдаем за людьми и понимаем, что животные более человечны. Эта мысль не оригинальна, но когда одно накладывается на другое: человеческое существование и его социальный быт, функции этой жизни, то возникают очень странные события, которые я и называю зоологией.
Зоология – в звериной жестокости. В нечеловеческих проявлениях между людьми. Если у тебя родинка не там или ты делаешь что-то не так, как остальные, если твоя жизнь хоть чем-то расходится с привычным «стая» выбраковывает тебя. Я про это про все говорю, про зоологию натуральную. 
У животных не существует гражданства, религиозной или расовой принадлежности, политики. У них виды и подвиды, где они выживают в природе путем естественного отбора. Медведица из Канады ничего не имеет против российской, но любит она рыбу и бьет лапой наотмашь морских котиков. Человек посчитал, что у него иной путь. Есть такая возможность предположить, что он выше природы, что он создан «по образу и подобию». И с этим знанием он спокойно ест рыбу и забивает морских котиков. Ему никто не успел объяснить, что человеком ему еще необходимо стать. Успеть стать. Надо найти в себе собственное, что отличает тебя от других животных: на улице, в метро, в тропиках, под водой или в зале «Кинотавра». 

Алена Сычева:
Как вы подбирали остальных актёров: у вас же международный кастинг? 

Иван И. Твердовский: 
У нас копродукция с Францией и Германией, одно из условий которой – участие европейских актеров. При этом моим режиссерским условием было (и история того требовала) – русскоязычные исполнители, у которых и другая внешность, и стилистика речи. При моей документальной манере невозможно потом переозвучить, поэтому мы перепробовали практически всех русскоговорящих артистов во Франции и Германии, и выбрали определённый актёрский состав, маленький, к сожалению. 

Алена Сычева:
Кто выступил оператором и художником фильма?

Иван И. Твердовский: 
Это ребята, с которыми я очень давно хотел поработать. Оператор-постановщик Александр Микеладзе, неплохой парень. С ним я сделал несколько документальных картин: мне кажется, это очень правильная школа для подхода к «Зоологии». 
Художник – Любовь Иванова, с которой знакомы еще со ВГИКа, и наконец-то встретились на площадке. В «Классе коррекции», в отличие от «Зоологии», не было специфического художественного решения, оно отстраивалось от тех фактур, в которых мы снимали. «Зоология» сделана в художественной стилистике, созданной Любовью. Так что живая документальная история наложилась на очень правильную художественную базу. Это для меня новый опыт.  

Алена Сычева:
Почему фильм было важно снимать именно в приморском городе?

Иван И. Твердовский: 
Эта история могла происходить где угодно, но было важно прижать героиню к краю – это некий последний рубеж, около которого она толкается, ей некуда бежать и приходится решать свои проблемы.
Мы собирались приступить к съемкам в октябре, завершили в декабре, а нам нужна была осенняя погода, так что рассматривали только южное направление: снимали под Новороссийском, в Туапсе; в Крыму – в Ялте, и в Москве тоже… 

Алена Сычева:
В чем, кроме актеров, выразилось участие зарубежных партнёров? 

Иван И. Твердовский: 
Компьютерную графику делали наши немецкие партнеры, звук полностью на себя взяли французы. У нас в России самая слабая сторона кинопроизводства – постпродакшен, так что мы нашли хороших партнеров, которые нам с этим помогли. 

Алена Сычева:
Какое значение для вас имеет участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?

Иван И. Твердовский: 
Безусловно, я очень рад и горжусь тем, что могу участвовать, потому что это единственный российский фестиваль, который сегодня представляет индустрию, является трамплином для молодых режиссеров, самый крупный российский фестиваль, самый авторитетный…
Я с «Классом коррекции» объездил много фестивалей, побывал на всех континентах. Почти год не делал ничего, только ездил: сначала как конкурсант, потом меня стали еще в жюри звать…. И вместо того, чтобы использовать эти поездки для личного роста, я просто потерял год жизни… В один прекрасный день решил, что хватит. Мне, конечно, интересно, что «Зоология» будет представлена на крупных международных фестивалях, и я должен там быть, но опасно участвовать в смотрах до последнего момента жизни фильма. Наша жизнь очень короткая, она быстро уходит, и возраст… Мы должны снимать про то, что нас сегодня волнует. Когда мне исполнится сорок, довольно странно будет снимать о том, что беспокоило меня пятнадцать лет назад. У меня есть огромная тетрадка, в которой записаны волнующие меня темы: про это мне интересно делать документальное или игровое кино, или даже в театре что-то… Мне же скоро тридцать, а потом – все! Самый активный возраст – сейчас, а я целый год потерял на фестивалях… 

Алена Сычева:
Вы обычно смотрите свой фильм с залом, будете смотреть его на «Кинотавре»?

Иван И. Твердовский: 
Да, я смотрю кино с залом: мне интересно насколько мой зрительский взгляд совпадет с реакцией публики. «Кинотавр» – это профессиональная публика, она эмоционально занижена всегда. Люди смотрят по сотне фильмов в месяц, их трудно удивить. Зал ужасно тяжелый, чудовищный. В нем есть солидарность цеховая, безусловно. Это очень приятно, когда твои коллеги хлопают или смеются, но если попал с ними в диссонанс, то уже нет шансов вообще пробиться внутрь. 

Наталья Мокрицкая: «Ваня знает секрет нескучного артхауса»

Наталья Мокрицкая

Алена Сычева:
Иван рассказал, в каком плодотворном сотрудничестве с продюсерами и редактором проходила работа над «Зоологией»: для вас лично такой формат работы с режиссером является наиболее предпочтительным? 

Наталья Мокрицкая: 
Для меня это единственно возможный способ работы: результат будет только тогда, когда идешь от замысла вместе с режиссером, драматургом, редактором. Я другой работы себе не могу представить: просто достать деньги и организовывать производство мне не интересно. Я не директор фильма, по образованию я – киновед и редактор. Мы работаем так с Иваном, работали так с Кириллом Серебренниковым, Сергеем Мокрицким. 

Алена Сычева:
«Зоология», как и «Класс коррекции», сделана в копродукции…

Наталья Мокрицкая: 
В нашей компании практически все картины сделаны в копродукции. В случае с «Зоологией» нас поддержал фонд «Евримаж», от которого мы получаем 200 тыс. евро, конечно, без этих денег мы бы не справились, картина дорогая. 
Копродукция очень помогает продвигать картину – сразу получаешь прокат в тех странах, которые участвуют в ней. У нашего ребенка появляются больше родителей, которые желают ему добра.
Конечно, это очень непросто: у нас разные законодательные базы, финансовые и банковские законы. Поверьте, Министерство культуры и Фонд кино после работы с «Евримажем» кажутся прекрасными, райскими учреждениями, а их сотрудники – работящими и отзывчивыми. Когда есть с чем сравнить, начинаешь ценить своих чиновников и творцов. 
У всех наших картин есть зарубежные дистрибьюторы: у «Зоологии» очень хороший польский дистрибьютор – компания New York Sales. Вместе всегда работать лучше. 

Алена Сычева:
Какое для вас значение имеет участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?

Наталья Мокрицкая: 
«Кинотавр» для меня – самый важный фестиваль, мы участвуем в нем со всеми своими картинами, и очень рада, что нас туда отбирают. Всегда это начало большого фестивального пути. Для авторского кино в России это самый первый, самый важный шаг. Без «Кинотавра», для авторского кино, я считаю, дороги нет. Есть конечно исключения… Отборочная комиссия выбирает лучшее, что есть в авторском кино, не оставляя шансов другим фестивалям. 
Очень важно, что одновременно с «Кинотавром» проходит кинорынок: там мы можем проводить переговоры, показывать картину. В эти дни в Сочи присутствует вся киноиндустрия. 

Алена Сычева:
В каких международных фестивалях после российской премьеры на «Кинотавре» примет участие «Зоология»? 

Наталья Мокрицкая: 
Фильм включен в основной конкурс фестиваля в Карловых Варах, есть еще приглашения на два фестиваля класса А, которые пока не можем озвучить, и несколько менее крупных смотров. Это, кстати, тоже результат копродукции: к картине привлекается больше внимания, когда фильм копродукционный. 

Алена Сычева:
Вы с вашей командой и Иваном И. Твердовским уже начинаете работу над следующим проектом?

Наталья Мокрицкая: 
Мы сейчас разрабатываем новый проект, уже есть сценарий, готовим новую социальную драму. Ваня знает и чувствует зрителя. Его артхаусный фильм про детей «Класс коррекции» собрал больше 7 млн. руб. в прокате, когда остальные картины, которые позиционировались как зрительские, не собрали и половины этой суммы. Иван может сделать кино, которое будут смотреть зрители, настоящий арт-мейнстрим, я в этом уверена. «Зоология» - это авторское кино, достаточно жесткое, с радикальным жестом, но при этом оно не скучное. Ваня знает секрет нескучного артхауса. Он очень талантливый парень, и я надеюсь, что у нас еще пара фильмов есть впереди. 

Автор:
Алёна Сычёва

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама