Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 марта 2008 00:00

Олег Березин: "На сегодняшний день цифровой показ становится нормальным явлением"

Олег Березин: "На сегодняшний день цифровой показ становится нормальным явлением"

Цифровые технологии все больше входят в нашу жизнь. Кинобизнес не является исключением. Сейчас в России по разным оценкам от 20 до 40 залов с цифровым оборудованием кинопоказа. Со временем это количество будет только расти.

Наш корреспондент встретился с Генеральным директором компании «Невафильм» – крупнейшим проектировщиком и поставщиком цифрового оборудования для кинотеатров – Олегом Березиным, чтобы разобраться в нюансах цифрового формата.

Корреспондент
– Существует целый ряд специалистов, которые утверждают, что кинопленка как носитель изображения, доживает последние годы. Будут ли пленочные технологии существовать в будущем или все победит цифра? Или вопрос ставится некорректно и оба формата имеют право (и будут) существовать параллельно, у каждого будет своя ниша.

Олег Березин
– Говорить, что кинопленка доживает свои последние годы, на мой взгляд, преждевременно. Даже тесты, которые недавно проводила компания «Дисней», а она очень серьезно занимается оценкой изображения, показывают, что на сегодняшний день практически не существует ни одной цифровой кинотехники, которая могла бы сравниться с качеством традиционной 35 мм камеры. И если смотреть на другие технологии, к примеру, фотоаппараты: профессиональные фотографы используют пленку в фотоаппарате потому, что качество фотографий существенно выше. Думаю, что пленка еще будет долго существовать именно на этапе съемок фильмов.
Цифровое кино делиться на 3 большие составные части: это съемка фильма, дистрибьюция и демонстрация картины. Если сравнивать кино с музыкальной индустрией, то звук до сих пор пишется на ламповые микрофоны, а затем обработка информации происходит в цифровом формате. Это происходит и в кинотеатрах. В первую очередь пленочная технология, здесь я абсолютно уверен, рано или поздно в течение 10 лет уйдет из кинотеатров, уйдет из этапа дистрибьюции и этапа демонстрации. Но на этапе производства пленка будет еще существовать долго, потому что качество изображения, которое помогает достичь пленка существенно выше, чем в цифровом формате. Но, тем не менее, многие проекты будут сниматься и на цифровые камеры в силу бюджета, в силу задач, которые будут стоять перед продюсерами. Оба метода будут существовать еще долгое время.

Корреспондент
– Есть ли статистика, какова доля фильмов, которые снимаются в России в цифровом формате и можно ли как-то соотнести эти цифры с мировой практикой?

Олег Березин
– Чистой статистики, что этот фильм снят на пленку, а этот на цифру, практически нет. Найти такую границу, где снято на цифру, а где на пленку – достаточно тяжело. Я знаю компанию, которая снимает свои проекты только в цифровом формате, при этом есть масса других производящих компаний, продюсеров, которые снимают на пленку. В наше время очень редкий случай, когда можно найти технологию в чистом виде, особенно если мы говорим о больших художественных фильмах. Сначала, очень часто фильм снимается на кинопленку, затем сканируется в цифровую форму, потом обработка идет в цифровом формате, затем обратно записывают на кинопленку для показа в кинотеатрах.

Корреспондент
– Наш портал смотрят по большей части профессионалы, в связи с этим профессиональный вопрос, который волнует продюсеров: производство фильма в цифровом формате – более или менее затратно, чем производство фильмов по пленочной технологии? Есть ли какие-то подводные камни?

Олег Березин
Если говорить о съемках телевизионных сериалов, в этих случаях выгоднее снимать на цифру. Такой формат и предназначен для телевидения. Но есть такие задачи, которые тяжело реализовать на кинопленке, например: съемки под водой, или где-то в горах. Поэтому нельзя сказать, что на пленку или на цифру снимать дешевле. Цифровые камеры тоже недешевые. Обработка информации стоит денег. В зависимости от задач продюсеры выбирают, как лучше фильм снимать.

Корреспондент
– Цифровых залов в России еще не так много. Каковы перспективы проката фильмов созданных в «цифре»? И есть ли вообще перспектива проката у таких фильмов здесь и сейчас?

Олег Березин
– Истории цифровых кинотеатров в нашей стране исполнился один год, и если в конце 2006 года у нас было 3 кинозала, то к концу 2007 их стало 3. А уже к первому марту их количество превысит 40. Это технология, которая развивается, и у нее очень большое будущее. Здесь много нюансов, которые способствуют развитию, и есть, которые препятствуют. Способствуют развитию, естественно, конкуренция, рост требований зрителя к качеству изображения. Кинотеатры же пытаются найти новую форму демонстрации, показывать не только фильмы, но и концерты, какие-то специальные программы, снятые для цифровых кинотеатров. С другой стороны есть давление киностудий, которые прилагают много усилий, чтобы кинотеатры перешли на цифровой формат. Ведь для студий очень большой вопрос – это печать кинокопий. Если говорить о российском рынке, взяв прошлый год – 560 млн. долларов кассового сбора, то, что собрали кинотеатры в нашей стране, и при этом, 52000 кинокопий было напечатано. Это 52000 млн. долларов потрачено только на печать каждой, что составляет практически 10% от всего кассового сбора. Естественно, студии и дистрибьюторы заинтересованы эти затраты свести к минимуму.

Корреспондент
– Как Вы себе представляете будущее кинопоказа – останутся ли кинотеатры в том виде, в котором они существуют сейчас, т.е. все-таки преимущественно место для показа кино, или с развитием цифровых технологий, когда кино можно будет показывать в любом кафе, ресторане общественном месте, кинотеатр также видоизменится и если да, то как?

Олег Березин
– С точки зрения цифрового кинотеатра без разницы, фильм снят на цифру или на пленку.
Производство фильма – это отдельная история. Прокат фильма в цифровом формате – это вторая история. Нельзя сказать, что фильмы, снятые с цифры, будут показаны только в цифровых залах. Можно фильм, снятый на цифру, перевести на кинопленку и показывать в кинотеатрах. Как раз на развитие цифровых кинотеатров меньше всего влияет технологии съемки.
В прошлые годы примерно 30 фильмов, в том числе семь российских больших картин: «Бой с тенью», «Груз 200» показывались в цифровом формате в цифровых кинотеатрах. Не говоря уже о Голливудских блокбастерах.
Сегодня владельцы кинотеатров понимают, что фильмы в цифровом формате – это не проблема, их много. Практически каждую неделю выходит по 2-3 фильма именно в цифровом формате. Картина «Ирония Судьбы» вышла в 28 копиях в цифровом формате. Что это дает кинотеатрам? Когда прошел уже месяц кинопоказов – те кинотеатры, которые использовали 35 миллиметровую копию – у них пленка почти вся убитая. Звука нормального не остается, царапины появляются и т.д. Цифровая копия продолжает демонстрироваться с тем же качеством, как и в премьеру. Получается, что владелец цифрового кинотеатра зарабатывает не из-за того, что у него цена билета выше, а из-за того что у него эта копия живет дольше, практически вечно.
Когда зритель начнет выбирать: «Куда я пойду смотреть фильм? Убитую копию в 35 мм, либо свежую в цифровом формате?» Он выберет, конечно, копию в цифровом формате. А если мы говорим о фильмах 3D – цифровая технология позволяет еще и воспроизводить стереофильмы – «Беовульф», к примеру, показал очень высокие результаты. Цена билета на «Беовульф» в 3D варианте в цифровых кинотеатрах была на 70% выше, чем в обычных. При этом кассовый сбор в цифровых 3D кинотеатрах в семь раз превысил кассовый сбор в обычных. Вот первое преимущество цифры для владельцев кинотеатров.
По поводу будущего: развитие цифровых технологий увеличивает конкуренцию кинотеатров и других видов отдыха. Люди хотят смотреть кино в небольшой компании, в этот момент еще пить кофе или лежать на диване. Такие форматы кинотеатров будут развиваться.
Цифровая технология с одной стороны дает преимущество кинотеатру, с другой стороны такие же преимущества дает и другим игрокам. Будут какие-то новые способы завлечения зрителя, ведь мир сегодня очень изменился. 25 лет тому назад мы ходили в кино, потому что это было единственное место, где можно было смотреть кино. Не было кинопоказа на телевидении. У нас не было интернета, у нас не было DVD. А сегодня у зрителя есть выбор. Я, например, многие фильмы уже смотрю на «Айподе» когда куда-то летаю. У меня появляется громадный выбор, где посмотреть фильм. Кинотеатры чувствуют эту конкуренцию и пытаются придумать новые способы привлечения зрителя. Цифровая технология здесь, конечно, помогает, позволяя кинотеатру создавать свои базы, свои библиотеки. Вы можете придти в кинотеатр компанией и выбрать фильм, который вы хотите посмотреть. В цифровом формате этот фильм может храниться на сервере кинотеатра или в районной кинобиблиотеке и т.д. Говорить о том, что кинотеатр умрет, вряд ли. Это социальная история, потому что люди туда ходят с семьей, с компанией. Они хотят выйти из дома, выйти с работы, пойти в какое-то место и отвлечься. С другой стороны кинотеатры – это все-таки искусство. По воздействию на зрителя изображения большого экрана никогда не сравнится ни с телевизором, ни с чем. Если фильм просто с хорошей историей, то его можно и на Айподе посмотреть. Но если интересно именно зрелище, то люди пойдут в кинотеатр. Все равно кинотеатры будут существовать.

Корреспондент
– Перспективы 3D. Останется это лишь развлечением, аттракционом для необычного, но не постоянного времяпрепровождения или, занимая все большее место на рынке, 3D формат станет серьезным конкурентом двухмерной картинки? Иными словами – увидим ли мы «Войну и мир» в 3D?

Олег Березин
– На сегодняшний день 3D формат считается одним из главных направлений развития кино. И речь идет не только о кинотеатрах. Уже появляется система 3D для дома. Больший уход в вертельную реальность будет всегда. Останется это аттракционом? Сложно сказать. Наверное, когда-то это станет элементарным, как и появление цвета. Думаю, что много фильмов будет сниматься в 3D, но при этом кто-то будет снимать и черно-белое кино. Возможно скоро появятся системы, а они появятся, которые позволят смотреть 3D без очков. Всю жизнь с очками мы сидеть не будем. Ясно, что в 3D будут переводиться не все фильмы, а только самые известные блокбастеры, самые хитовые.

Корреспондент
– Вы являетесь генеральным директором «Невафильм». Что вы можете рассказать об итогах 2007 года, и какие планы у компании на новый 2008 г.

Олег Березин
– Для нас 2007 год был очень успешным. То, в чем мы девять лет убеждали сообщество кинотеатров, свершилось. Сегодня цифровой показ – это не экзотика. Мы не говорим о технологиях будущего. Те 40 кинотеатров, которые сегодня работают на рынке – это все заказчики нашего оборудования. Есть наша доля вложенных в это дело мозгов, чтоб это состоялось. Для нас успех – что на сегодняшний день цифровой показ становится нормальным явлением. Второй результат 2007 года – мы запустили мастеринговую лабораторию по изготовлению цифровых копий. И в прошлом году семь российских фильмов, которые вышли на экраны, сделаны в нашей лаборатории «цифровой мастеринг». В общем, эта история, которая начала свою работу сегодня.
Какие планы на 2008 год? – Развиваться, двигаться дальше вперед к светлому, цифровому будущему.

Реклама