Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 октября 2017 14:33

Александра Модестова: «Мы не даем миру никакого положительного образа»

Александра Модестова: «Мы не даем миру никакого положительного образа»

С 16 по 19 октября 2017 года в Каннах пройдет крупнейший Международный рынок аудиовизуального контента MIPCOM. Официальным представителем в России и странах СНГ компании Reed Midem, которая проводит рынки MIPTV, MIPDOC, MIPCOM, MIPJUNIOR и MIPFORMATS, Азиатский рынок и ТВ Форум в Сингапуре, а также рынок музыкального контента MIDEM, является «Экспоконтент». Главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с его главой Александрой Модестовой о последних изменениях в мировом медиапространстве, ошибках российских представителей кинобизнеса и телеиндустрии при продвижении своих проектов на международную арену, и многом другом.

Нина Ромодановская: 
Ты в течение десяти последних лет являешься официальным представителем Reed Midem (крупнейшего в мире организатора выставок медиаконтента) в России. Как бы ты оценила эти десять лет работы в динамике? Насколько изменилось мировое медиапространство и твои цели? 

Александра Модестова: 
За это время полностью поменялись приоритеты. Десять лет назад все помыслы были направлены на то, чтобы российские участники что-то купили и показали в России. Сейчас цели совершенно обратные – стимулировать производство отечественного продукта, который будет конкурентен на международном рынке. Потому что поменялось все, и политическая ситуация, и отношение к нашей стране в мире. За это время мы лишились украинского рынка, произошли серьезные, глубинные изменения, которые сильно повлияли на то, как я веду свою работу. Но при этом, как ни странно, как и десять лет назад, я продолжаю считать, что в России производится контент достаточно высокого уровня, который может и должен быть представлен на международном рынке. А главное – есть понимание того, куда мы будем идти дальше. Началось движение в сторону копродукции, пусть очень маленькими шажками, но тем не менее, появилось важное для нее условие – желание наших продюсеров производить продукт для международного рынка совместно с другими международными компаниями. 
За эти десять лет произошло много событий, например, первый в истории MIP фокус на Россию, когда мы представили западному рынку индустрию целиком. 
А в этом году, на 10-летие трудовой деятельности на MIP я себе сделала своеобразный подарок: тоже фокус на Россию, но уже на конкретные проекты. А их, надо отметить, много. В октябре 2016 года на MIPCOM прошла первая в истории этого мероприятия премьера российского сериала «Мата Хари». И нельзя сказать, что первый блин был комом, потому что все, что касается организационных вопросов, продвижения, промоушена, было сделано хорошо. Показ, собравший полны зал, поддерживал международный дистрибьютор проекта компания Red Arrow. По популярности это было второе событие на MIPCOM в октябре 2016 года (согласно внутренней статистике выставки). 

Нина Ромодановская: 
Какие перемены на MIPах ты бы отметила? 

Александра Модестова: 
Руководство Reed Midem очень внимательно следит за трендами и оперативно реагирует на запросы аудитории. Международные скрининнги стали в последнее время очень востребованным форматом, и мы их начали развивать и искать проекты. Надо сказать, что «Мата Хари» в некоторой степени была пионером и открыла дорогу другим международным проектам. На прошлом MIPTV прошла первая азиатская премьера. 
Если говорить о переменах в целом, то изменилось отношение к работе на выставке за эти десять лет, уже нет этого вальяжного пребывания в Каннах, как раньше. Десять лет назад рынок длился пять дней, а не четыре, и в пятницу участников мероприятия с бокалами вина можно еще было найти в ближайших кафе и ресторанах, сейчас уже такого нет. Теперь многие приезжают лишь на пару дней. Reed Midem часто упрекают, что на выставках стало меньше народу. На самом деле это не так, статистика показывает, количество участников год от года увеличивается. 
Просто работа стала более эффективной. Профессионалы приезжают, например, не в понедельник, а во вторник-среду. Или наоборот, на выходные и остаются на понедельник-вторник, а в среду уже улетают. Плюс еще огромная программа конференций, на которых одновременно (две-три параллельных конференции в разных залах) присутствует полторы-две тысячи человек. 

Нина Ромодановская: 
А чем, на твой взгляд, ошибки российской медиаиндустрии? Что мешает нам шагать в ногу со всем миром?

Александра Модестова: 
Считаю, и готова отстаивать свою точку зрения, что наша основная ошибка за эти последние десять лет – невнимание к телевизионной истории. Российские продюсеры и медиаменеджеры всегда больше уделяли внимания кино, больше ценили призы международных кинофестивалей, а телевизионный контент было где-то на задворках. 
И сейчас мы еще не опоздали, но слишком поздно начали продвигать телеконтент. Именно через этот контент люди в других странах составляют свое представление о России. Мы же не даем миру никакого положительного образа. Более того, международные игроки начинают использовать наше наследие в своих целях. Пример тому – невероятный успех последней экранизации «Войны и мира» от BBC. Но нужно понимать, что в эту версию вложен свой смысл, производится манипуляция с представлением о другой нации с помощью художественного произведения. Это известные технологии. А у нас долгое время деньги в создание имиджа страны не вкладывались, а это важная политическая и культурологическая составляющая. 
Самые важные в индустрии вещи еще не сделаны. Необходимо создать единую базу контента. Нет такой базы. Ни российской, ни международной. Больше всего в этом преуспели пираты. Они умудряются собрать все продукты со всех стран мира. Потому что ориентируются на конечного потребителя. Надо понять, как им удается это делать.
Очень важно научиться не бояться жить будущим и думать о MIPTV (март 2018-го), заканчивая подготовку к MIPCOM и верстать график на следующий год уже сейчас. Эти десять лет я живу именно так, составляю программу за всю нашу индустрию, всегда стараюсь между выставками находить время для встречи с клиентами. Потому что моя основная компетенция – знать все о производимом в России контенте. В последнее время сложился пул компаний, которые преуспели на родине и хотят двигаться дальше. Верю в них больше, чем они сами в себя. Считаю, что надо все время хвалить коллег за успехи. 

Нина Ромодановская: 
И кого ты бы хотела сейчас похвалить? 

Александра Модестова: 
Я очень благодарна Константину Львовичу Эрнсту. Ему как российскому телевизионному гуру, международный рынок мог бы быть вообще безразличен. Но именно он в 2011 году консолидировал индустрию, тем самым задав невероятную высоту стандарта, потому что до этого никто так не делал. И надо понимать, что почти все проекты, которые сейчас так или иначе выходят на международный рынок, делаются для Первого канала. При этом, естественно, риски большие, очень часто универсальные проекты не так популярны внутри страны. Есть этот тонкий момент, когда проекты, невероятно успешные у нас, непригодны для международного рынка, а проекты, имеющие международные шансы, более прохладно принимаются нашей стандартной аудиторией больших каналов. Хотя с другой стороны мы развиваемся, появляется цифровая дистрибьюция, и все в конечном итоге поменяется. Есть, например, аудитория любителей иностранных сериалов, но это не телезрители, а потребители Интернета. Поэтому какие-то глобальные выводы делать не стоит. 
Константин Львович был на MIPCOM лицом от России в рекламной компании 2016 года. А в 2014 году он был первым русским, который получил почетную медаль. В этом году ее получил Вячеслав Муругов
Мне также хотелось бы отметить компании Yellow, Black and White и All Media, в лице Жанны Шахшаевой, которая возглавляет службу продаж. 
Молодцы компании «Марс Медиа» и «Амедиа». «Амедиа» сейчас готовит порядка десяти проектов на международный рынок. 
Все годы участия в MIP Юля Матяш, глава Совтелеэкспорта, задает высокие стандарты и показывает результаты. 

Нина Ромодановская: 
Вспоминая наш разговор четыре года назад, хочу отметить, что тебе удалось преодолеть очень большую инерцию индустрии и раскачать-таки маховик. А тебе как видится ситуация?

Александра Модестова: 
Во всей деятельности, связанной с продвижением и продажей российского контента за рубежи нашей прекрасной родины, я по-прежнему наблюдаю большое количество проблем. Но за десять лет у меня сформировался серьезный авторитет, и, в принципе, это нормальная ситуация, когда мне звонят клиенты и говорят: «Подскажите, что нам надо сделать, мы это сделаем». 
Плюс пять лет назад была совершенно другая обстановка. Схлопывание украинского рынка, которое наступило параллельно с общим финансовым кризисом в России, изменением потребления контента конечным зрителем, и это заставило индустрию быстрее реагировать на перемены.
Для нашей медиаиндустрии кризис оказался невероятной возможностью. Да и случился он не только у нас. Даже несмотря на то, что сейчас средства массовой информации поливают Россию грязью, и это усложняет процесс продажи контента, тем не менее, все равно интерес присутствует: «А как там, в этой империи зла?». 
С другой стороны, сейчас мы разговариваем накануне рынка. И впервые за 10 лет случилось маленькое чудо - все всё сделали вовремя, у нас подготовлено участие. 

Нина Ромодановская: 
Произошло воспитание рынком… 

Александра Модестова: 
Незаметно для меня самой рынок воспитался. Это нормальная ситуация, когда подписываются контракты на год вперед и букируется пространство под стенды.
Например, НТВ начало планировать премьеру «Хождения по мукам» даже до предыдущего MIPTV, в марте. И я, конечно же, всеми силами помогаю готовиться к премьере. Но самое главное в этой истории – международные сделки. Очень важно, чтобы все звенья сработали и начались продажи сериала. 

Нина Ромодановская: 
В каком направлении, на твой взгляд надо двигаться российской медиаиндустрии? 

Александра Модестова: 
С одной стороны, нужно больше поддержки, а с другой, господдержка хороша, но она немножко расслабляет. Конечно, на рынке все очень дорого. Но надо понимать, с кем мы конкурируем. И та планка, которую мы сами себе ставим - не маленькая компания из Буркина-Фасо. Пока что уровень вложения в маркетинг и в участие в выставках наших компаний начинает приближаться к турецкому. Но при этом все хотят, чтобы продажи были не меньше, чем у Голливуда, Netflix и BBC. 
Существует огромный разрыв между вложениями в производство контента и в его маркетинг. По объему производства Россия пока только догоняет Турции, а вот по качеству, мне кажется, мы делаем лучше турков. Но турки продают на сто миллионов долларов в год. А Россия в разы меньше. 
Сейчас моделей, которые позволяют работать на международном рынке, множество. И очень важно, что никто не хочет закрыться внутри страны, все хотят ездить в Канны, быть частью мировой истории. Но при этом русские долгие годы на рынках обосабливались, у нас всегда была russian party, на нее все собирались, ее все любили. Но зачем она была нужна? Наоборот нужно приходить на вечеринки других стран, разговаривать с гостями со всего мира, предлагать, знакомиться. Чтобы узнать, что о тебе думают на самом деле, надо с людьми хотя бы поговорить. 

Нина Ромодановская: 
На нашем рынке уже несколько лет витает мысль, что надо организовать подобную выставку в России. Что ты об этом думаешь? 

Александра Модестова: 
Не вижу в этом необходимости. В январе следующего года мы совместно с выставкой-форумом CSTB.Telecom&Media, которая уже давно признана специалистами отрасли телевидения и телекоммуникаций как самое значимое событие в области электронных медиа в России и странах СНГ, проведем контент-рынок. В России одного главного контентного рынка вполне достаточно. Кроме того, откроем там MIP-академию. Это будет однодневное мероприятие, направленное на то, чтобы рассказать интересующимся о современных технологиях продвижения контента. Очень актуальны тренинги по питчингам. В прошлом году, например, это был питчинг-доктор. Многому надо еще учиться нашим продюсерам по маркетингу. Например, как составить медиа-план международного продвижения, какие журналы и газеты взять, на какие выставки поехать, чтобы себя представить. С одной стороны, у нас есть институты, которые выпускают специалистов по рекламе, пиару и так далее, но как это все приложить к реалиям, к сожалению, понимают не все. Не у всех же есть возможность десять лет подряд ездить на рынки и узнавать все на собственном опыте. Поэтому наша академия будет очень кстати для тех, кто задумывается о международных продажах своего контента.

Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Другие статьи по теме Медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

Другие статьи по теме Компания Экспоконтент

Фоторепортажи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Фоторепортажи по теме Медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

Реклама