Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 февраля 2018 14:35

Алексей Герман: «Довлатов – то, что сейчас называется пошлым словом «бренд»»

Алексей Герман: «Довлатов – то, что сейчас называется пошлым словом «бренд»»

17 февраля 2018 года в рамках 68-го Берлинского международного кинофестиваля / 68 Berlin International Film Festival состоится мировая премьера фильма «Довлатов» (картина отобрана в основной конкурс). Специально для «ПрофиСинема» режиссер ленты Алексей Герман-младший рассказал о работе над фильмом, воссоздании духа 1970-х годов, подборе актеров, визуальном ряде ленты, взаимодействии с семьей Сергея Довлатова и многом другом.

Катерина Довлатова, Елена Довлатова и Алексей Герман-младший

Фаина Фардо: 
Насколько нам известно, идея фильма «Довлатов» возникла у вас несколько лет назад, но реализовать проект удалось только сейчас.

Алексей Герман-мл.: 
Да, она пульсировала довольно давно. Но сначала было просто много разговоров, а реально мы начали ей заниматься в 2008 году. Тогда впервые подняли эту тему с Катей Довлатовой. Сначала речь шла об экранизации произведения писателя. 
Когда начинали писать с Юлей Тупикиной, у нас было семь-восемь вариантов сценария. Потом в какой-то момент решили снять кусочек его биографии. И дело пошло как-то достаточно быстро, нашлись частные инвесторы. Почти сразу к проекту подключился Константин Львович Эрнст с Первого канала. Дальше обзавелись иностранными партнерами и получили поддержку Минкульта. Фонда кино предоставил финансирование на возвратной основе. 

Фаина Фардо: 
Что вам было интересно в первую очередь: фигура Довлатова, эпоха, в которую он жил, или сплав того и другого? 

Алексей Герман-мл.: 
Сплав того и другого. Во-первых, все-таки они с Бродским наиболее узнаваемые писатели последней трети двадцатого века в России. Во-вторых, мне близок Ленинград, я примерно помню это поколение. А в-третьих, мне всегда казалось, что можно делать нормальные, условные байопики, и необязательно они должны быть либо сериальными, либо героическими. У нас же почти не было таких фильмов, мне кажется. Потом, в Довлатове есть какая-то магия. Так или иначе, он знаковый писатель, то, что сейчас называется пошлым словом «бренд». И если делать фильм о писателе, то о ком, как не о Довлатове? Это было очевидно. 

Фаина Фардо:  
Поскольку это не чистый байопик, а с элементами фантазии, с вымышленными персонажами, скажите, что вы привнесли в биографию Довлатова?

Алексей Герман-мл.: 
Да, должен сказать, что это байопик с большим элементом фантазии. У нас есть и реальные, и выдуманные герои. Есть персонажи смикшированные, созданные на базе реальных. Это была богатая эпоха, широкий писательский круг, всех показать невозможно. В картине есть люди, которые очень похожи на кого-то из известных писателей, но это собирательные образы. Тем не менее, если человек был назван своим именем, мы точно не занимались «копанием в грязном белье». 

съемки фильма Довлатов

Фаина Фардо: 
Как складывались отношения с семьей Сергея Довлатова, видели ли они уже финальный результат? 

Алексей Герман-мл.: 
Катя Довлатова видела. Отношения складывались прекрасно. Они были в курсе проекта, мы говорили с ними, они приезжали в Санкт-Петербург, видели актеров, в том числе исполнителя главной роли. Мы много времени провели вместе с Леной Довлатовой, обсуждали детали, нюансы – кто в какой комнате жил, какая стояла печка, какая была прихожая. От них ничего не скрывалось, они читали сценарий. Мы договорились, что это все-таки выдумка, не документальный фильм. Не было вообще никаких проблем. Людей надо уважать, не надо ничего скрывать, прятаться, бояться. Они имели полное право знать обо всем, ведь это фильм об их родственнике.

Фаина Фардо: 
На этом проекте вы работали с известным польским оператором Лукашом Залом. Как вы с ним взаимодействовали, как подходили к созданию визуального ряда? 

Алексей Герман-мл.: 
Не имеет никакого значения, с русским ты работаешь или с иностранцем. Если вы говорите на одном творческом языке, и оба хотите хорошо работать, движетесь в одном направлении, понимаете друг друга, абсолютно неважно кто из какой страны. Это вопрос профессиональной коммуникации. Безусловно, у Лукаша немножко другая школа, иной подход к способам работы, чем у русских операторов. И, как ни странно, он менее консервативен. По отношению к работе со светом, к использованию возможностей оптики, и так далее. Была большая подготовка на начальном этапе, более придирчиво подбирались сотрудники. Это не плохо и не хорошо, просто разница между нашим и их стилем работы. Не уверен, что мы бы могли снять это кино с русским оператором, чисто технологически. Есть нюансы школы. А в остальном, я не вижу разницы между нашими и не нашими. То же самое касается и актеров. 

Фаина Фардо: 
Раз уж вы заговорили об актерах, хотелось бы уточнить один момент. Насколько я знаю, кандидатура Милана Марича на роль Довлатова появилась не сразу. Как шли поиски нужных артистов, как вы формировали актерский ансамбль? 

Алексей Герман-мл.: 
У нас было два замечательных товарища Владимир Голов и Анна Саголович, которые «просеивали» все города и страны. Мы довольно быстро поняли, что часть артистов в России не найдем, потому что нет подходящих ни внешне, ни по возрасту, ни внутренне. Поэтому пришлось искать за границей. Но Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова были приглашены практически сразу. Есть у нас и совсем неизвестные артисты, дебютанты. Они возникали путем долгих поисков, кастинга. Некоторые роли специально додумывались под каких-то актеров. 
У нас есть комната, все стены которой завешаны актерскими фотографиями, и в течение двух-трех месяцев мы только эти фото перевешивали и смотрели, насколько люди соответствуют друг другу. При этом система достаточно простая: сначала отбираем по фото, потом ассистенты разговаривают с актером не менее 30 минут, просят его прочесть какой-то текст, а затем начинаются пробы. Мы стараемся тщательно подходить к подбору актеров. 

на съемках фильма Довлатов

Фаина Фардо: 
Вы уже второй раз работаете с художником-постановщиком Еленой Окопной. В чем заключалась специфика по воссозданию духа 1970-х годов?

Алексей Герман-мл.: 
Она сумасшедшая в хорошем смысле этого слова. Но, как всякий талантливый безумец, способна делать больше, чем средний профессионал. Лена взяла на себя и костюмы, и художественное решение, и декорации. Все в картине создано на базе выселенных помещений. Лена нашла удивительный баланс между достоверностью и художественным образом. Все было сделано очень тщательно. На каждого актера массовки было две-три примерки костюмов. Специально разрабатывались обои по типу обоев того времени. В картине огромное количество уникальных предметов, но при этом невероятно много и предметов, воссозданных практически с нуля. Была проделана гигантская работа. С любыми талантливыми людьми работать сложно, Лена часто настаивала на своем, я сомневался, но в итоге она оказывалась права. В этом и преимущество: талантливый человек забирает эмоционально, конечно, но и многое дает. Он способен многое придумывать сам. 

Фаина Фардо: 
Ваш предыдущий фильм «Под электрическими облаками» состоял из новелл. А как структурирован «Довлатов»? 

Алексей Герман-мл.: 
Мой предыдущий фильм был творческим экспериментом. Тогда надо было идти в абсолютно разных, неожиданных направлениях. «Довлатов» гораздо более простой и понятный. Мы хотели затронуть разные пласты и моменты жизни героя. Чем больше ты погружаешься в эпоху, тем больше она тебе открывается. Нас, конечно, вело то время. 

Фаина Фардо: 
Вы известны как режиссер, который находится в поиске новых художественных средств. Как это выражалось в «Довлатове»? 

Алексей Герман-мл.: 
Поменялся подход ко многим вещам. К драматургии, построению мизансцен, работе с ансамблем, формированию группы фильма, оптике, съемочной технике, свету, и так далее. В картине это будет видно. 

Фаина Фардо: 
То есть, «Довлатов» радикально отличается от ваших предыдущих картин? 

Алексей Герман-мл.: 
Именно так. От предыдущей точно. Эмоционально он больше в сторону «Гарпастума», но более насыщенный и умелый. Все-таки много лет уже прошло. 

на съемках фильма Довлатов

Фаина Фардо: 
В одном из интервью продюсер Артем Васильев говорил о том, что ваш новый фильм больше рассчитан на широкого зрителя. 

Алексей Герман-мл.: 
Так говорят те, кто видел картину, да. По моему глубокому убеждению, кассовые сборы «Довлатова» могли бы быть примерно такими же, как у «Аритмии» и «Нелюбви». Вопрос, хватит ли у нас инфраструктурных и временных возможностей это сделать. Сейчас есть поддержка Disney. Спасибо им огромное. Ищем диджитал партнеров. Но тем не менее какой-то серьезной финансовой мощи у нас нет. Вообще, вопрос о сборах этого фильма – это в первую очередь вопрос маркетинга, пиара, SMM и так далее. 

Фаина Фардо: 
Но дистрибьютор у вас появился еще до премьеры – картину будет прокатывать WDSSPR.

Алексей Герман-мл.: 
Дело в том, как мы сможем эту историю поддержать информационно. Очень многое зависит от дистрибьютора, насколько он заинтересован в проекте и хочет, чтобы фильм выстрелил, и это не было бы формальностью. Мы верим в Disney, и надеемся, что прокатчик сделает все возможное, чтобы зрительская судьба «Довлатова» сложилась удачно. Продюсеры доверили работу над визуальными материалами профессионалам. Первый канал делает ки-арты, Disney – трейлер. 

Фаина Фардо: 
Премьеры всех ваших фильмов проходили в Венеции, но уже второй раз вы едете с картиной в Берлин. Вам было важно попасть именно туда?

Алексей Герман-мл.: 
Мы могли бы поехать и в Венецию, но мне было эмоционально тяжело после смерти мамы доделывать картину, поэтому туда не успели. Если говорить правду, «Довлатов» стал первой лентой, отобранной в конкурс Берлинского фестиваля. Приглашение было получено прошлым летом.

Фаина Фардо: 
Чем отборщиков Берлинале привлек фильм «Довлатов», на ваш взгляд? 

Алексей Герман-мл.:
Они очень быстро приняли решение. Посмотрели картину и через два дня прислали приглашение. Не было мучительного ожидания, как, например, с «Бумажным солдатом», когда Венеция не давала ответа полтора месяца. Думаю, что отборщики Берлинского фестиваля поняли проблематику, их убедила эстетическая сторона фильма, им показалось, что это интересный способ сделать полубиографический фильм. 

на съемках фильма Довлатов

Фаина Фардо: 
Какие перспективы для дальнейшего продвижения картины дает Венеция и какие -Берлин? 

Алексей Герман-мл.: 
Могу сказать очень просто. В России Венеция второй фестиваль, а Берлин – третий. А в мире наоборот. Поэтому для продвижения в мире лучше Берлинале, а для России лучше Венецианский кинофестиваль. 
Фестивальные особенности зависят от директора. Каждый директор меняет фестиваль под себя. Когда был Марко Мюллер, была одна Венеция, когда пришел Альберто Барбера, она поменялась. Придет следующий директор, все опять изменится.

Фаина Фардо: 
На Берлинском фестивале еще сильный рынок. Если фильм в конкурсной программе, он также представлен на кинорынке, и это увеличивает его шансы на продажи.

Алексей Герман-мл.: 
Естественно. В мировом фестивальном движении можно выделить ТОП-3: Канны, Берлин, Венеция. Конечно, есть и другие престижные киносмотры, среди которых Сан-Себастьян, Локарно и так далее, но первая тройка – есть первая тройка. Это абсолютно не означает, что со следующей картиной мы не попадем на один из этих фестивалей. А может вообще никуда не попадем. Просто у каждого кинофорума свои плюсы. Медиапокрытие в Венеции возможно лучше, чем в Берлине. Зато в Берлине есть рынок. Венеция более мифологична, это важно. А Берлин действительно более индустриальный фестиваль. 

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Фаина Фардо

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Реклама