Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 сентября 2018 14:50

Виталий Манский: «Я пытался заставить зрителя анализировать, дать свою оценку событиям»

Виталий Манский: «Я пытался заставить зрителя анализировать, дать свою оценку событиям»

В рамках 43 Международного кинофестиваля в Торонто/Toronto International Film Festival, который проходит с 6 по 16 сентября, состоялся показ документального фильма Виталия Манского «Свидетели Путина». В интервью ПрофиСинема режиссер рассказал о зрительской реакции на картину, о том, будет ли фильм показан в России, какова судьба кинофестиваля «Артдокфест» и что будет с премией «Лавровая ветвь».

Матвей Ромодановский:
Вот уже второй раз вы представляете свою работу на кинофестивале в Торонто, до этого был показ фильма «Родные». Это ваш сознательный выбор или стечение обстоятельств? 

Виталий Манский:
Скорее, стечение обстоятельств, связанное со временем выхода фильмов. «Свидетели Путина», также как и «Родные», выходили в самом конце весны, и мы европейскую премьеру делали в Карловых Варах, а международную – в Торонто. Это самая удобная и правильная точка для старта фильма в Северной Америке, да и для международного статуса, потому что сам фестиваль очень авторитетный, он помогает картине. После Карловых Вар были соблазны отдать картину на какие-то другие фестивали, но иногда все же лучше чуть-чуть подождать и поставить на правильную платформу.

Матвей Ромодановский:
А вы были на зрительской премьере картины?

Виталий Манский:
Только на ней и был. Проводили питчинг в Риге, поэтому не успел на профессиональную, индустриальную премьеру. Но по результату и по отзыву она была очень полезна для нас. Фильм уже плотно расписан по фестивалям до конца года, их будет около сорока. Но после показа в Торонто мы получили предложения по прокату в Северной Америке, были и конкретные переговоры по телевизионным правам, что для нас, конечно, тоже важно.

Матвей Ромодановский:
Насколько ожидаема для вас была реакция здешних зрителей?

Виталий Манский:
Наоборот, она была неожиданной. В Карловых Варах зритель все таки каким-то образом попадал в контекст происходящих в картине событий, был более подготовлен. А здесь, видимо, сама история, сама операция «преемник» была либо недостаточно замечена, либо она уже стала частью какой-то истории, неперворазрядной для этой территории. Поэтому здесь было больше удивления. В Карловых Варах и с профессиональной, и со зрительской аудиторией, мы скорее обсуждали вопросы, которые базировались на истории преемника. А тут говорили о самой истории преемника, как это могло произойти, что этому предшествовало. Люди открыли для себя ситуацию, они просто были не в курсе этой истории.

Матвей Ромодановский:
Да, мне тоже так показалось, что реакция зала была неожиданной…

Виталий Манский:
Это тоже меня как-то удивило. Люди ведь осознанно приходят в кино, покупают билет, стоят в очереди, тратят свое время, деньги, значит, они должны быть в каком-то смысле готовы к этому разговору. Но может быть они задумались о Путине только сейчас, в 2000, 2005 годах он не находился в фокусе их внимания, это было что-то очень далекое, как для нас смены власти в Малайзии или в Сингапуре. Сейчас Путин оказался в фокусе североамериканского внимания, люди стали его для себя открывать вместе со «скелетами в шкафу», то есть они сразу получили его в более широком историческом контексте.

Кадр из фильма "Свидетели Путина"

Матвей Ромодановский:
Не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но мне показалось, что они ожидали чего-то другого от фигуры президента.

Виталий Манский:

Вообще, североамериканское документальное кино несколько иное, и, полагаю, они думали увидеть что-то типа «Фаренгейта» Майкла Мура, с какими-то более жесткими разоблачениями, обвинениями. В их понимании картина, связанная с политикой, должна предъявлять очень четко сформулированную точку зрения и некий пафос пропаганды или контрпропаганды. А здесь они сталкиваются с созерцательной картиной, где я старался не идти по пути каких-то обвинений, а просто пытался заставить зрителя анализировать, дать свою оценку событиям.

Матвей Ромодановский:
Что касается проката, насколько я понял, у вас уже есть какие-то планы на Северную Америку?

Виталий Манский:
Да, сразу три предложения по прокату в Северной Америке. Это достаточно редкий случай для документальной картины.

Матвей Ромодановский:
Это и США и Канада?

Виталий Манский:
Да, конечно.

Матвей Ромодановский:
А что касается Европы?

Виталий Манский:
С Европой все проще, потому что в проекте участвовали три европейские стороны. 1 ноября картина выходит в Латвии, 6 ноября – в Швейцарии, в середине ноября – в Чехии. Уже есть два контракта по выходу в Польше и в Балтии в целом. Есть предложения по прокату в Германии, Италии. Европейская территория в этом смысле более восприимчива к фильму, к теме. Нужно сказать, что кинопрокат иной раз сильно уступает по факту успешному фестивальному показу. Картина «В лучах солнца», например, была в прокате в Швейцарии, и у нее был скромный бокс-офис, тысяча с чем-то билетов. А пять показов на фестивале собрали аудиторию больше, чем прокатную. Или в Лейпциге было два показа в большом зале на тысячу с чем-то мест, а это уже три тысячи зрителей.

Матвей Ромодановский:
У документальных картин не очень большая целевая аудитория…

Виталий Манский:
Вопрос даже не в целевой аудитории. Просто нужно понимать, что документальное кино не является в достаточном смысле зрелищем, продаваемым и конкурирующим с тем самым зрелищным продуктом, на который люди идут в кинотеатры целенаправленно. Документальную картину зритель с бОльшим комфортом для себя готов смотреть либо по телевидению, либо на других платформах. Документальное кино сейчас более-менее монетизируется, особенно там, где есть серьезная индустрия и государство сопротивляется пиратам. Но в России, по опыту «Артдокмедиа» могу сказать, сегмент зрителя, считающего, что любой продукт должен быть бесплатным, пусть даже на легальной платформе, находится в подавляющем большинстве.

Матвей Ромодановский:
Да, к сожалению, это у нас пока непреодолимо.. Но вернемся к «Свидетелям Путина». Что с российским прокатом?

Виталий Манский:
Никаких предложений от российских прокатчиков не было, кроме одного запроса от HD-платформы о просмотре фильма. Но мы отказались. Мы вообще в Россию не отправили ни одной просмотровой ссылки, потому что опасаемся пиратов, и есть еще ряд других опасений. Думаю, что в России, зная мою позицию по оценке происходящего в стране, представляют, что это будет такой фильм «Соловьев наоборот», и поэтому заранее воздерживаются.

Кадр из фильма "Свидетели Путина"

Матвей Ромодановский:
А фестивальные показы?

Виталий Манский:
Как известно, в России теперь больше не будет фестивалей. Если опубликованный проект по аккредитации фестивалей будет принят в этом виде, он реально уничтожит все институции, которые вправе использовать слово «фестиваль». Конечно, что-то останется под этим брендом, но это уже не будет фестивалем. Самые одиозные позиции этого требования: нужно подавать заявку на включение в список аккредитованных фестивалей в октябре за год до проведения, и вместе с заявкой надо сдать перечень программ, перечень фильмов с аннотацией, состав жюри, количество залов, точки, где находятся эти залы. То есть, все то, что фестиваль по определению не может знать за год до проведения, потому что некоторые из этих фильмов еще даже не начали сниматься.

Матвей Ромодановский:
Какова судьба «Артдокфеста»?

Виталий Манский:
С одной стороны все прекрасно. Это тот уникальный случай, когда мы успели предугадать общий тренд развития событий и вынесли конкурсную программу в Латвию, в Ригу. Почему мы это сделали? Потому что понимали, что в России не сможем сохранить максимально высокий уровень самой конкурсной программы, предчувствовали, что ряд стран и кинематографистов откажутся от участия в культурных мероприятиях на территории Российской Федерации. В первую очередь, конечно, речь идет об украинских кинематографистах. Понимали, что часть тем невозможно будет представить на территории России. Также каждый год у нас бывали ситуации, когда авторы не давали разрешения на показ фильма на территории России, беспокоясь о безопасности героев фильмов. Это было и с французским фильмом «Сомнения Олега», и с австрийской картиной «С широко закрытыми глазами». Все эти совокупности заставили нас принять такое решение. Всю конкурсную программу, без каких-либо компромиссов, показываем в Латвии, а затем в России демонстрируем то, что можно показать, и, собственно говоря, называем победителей тоже здесь, на церемонии закрытия. Но неизвестно, что теперь будет, в связи с изменением государственной регламентации фестивалей. В Латвии мы получили возможность предъявить конкурс в его максимальном достоинстве, принять зрителей, в том числе российских, которые могут посмотреть конкурс, и быть какими-то медиумами по распространению информации об этих фильмах.  Уже два года работаем над разработкой большой он-лайн платформы, синематеки «Артдокмедиа» и полагаю, что во время фестиваля на ней заработает новая и в чем то уникальная система полностью копирующая систему реального киносеанса, только в режиме онлайн. (она будет создана. Сейчас над этим работаем,) и надеюсь айтишники нас не подведут и успеют это сделать. Будет создан виртуальный, но вполне реальный кинозал, с расписанием, с обсуждением фильмов с их авторами.

Скажу лишь, что трагические события, связанные со смертью Саши Расторгуева, позволили посмотреть его фильмы сотням тысяч людей в России на платформе «Артдокмедиа». Мы понимаем контекст, в котором находимся, и стараемся готовиться к нему заранее. Не тушить пожар, а заниматься противопожарной безопасностью на стадии проектирования. 

Матвей Ромодановский:
А что с «Лавровой ветвью»?

Виталий Манский:
«Лавровая ветвь» - классическая, консервативная, бесконфликтная профессиональная премия, судьбу которой решает большое жюри из 50 человек. На «Лавровую ветвь», несмотря ни на что, выдвигают свои работы все федеральные каналы, и Первый, и ВГТРК. И они каждый год так или иначе побеждают. Результаты работы жюри в 70 процентов случаев вообще никак не совпадают с моими личными оценками. Здесь может быть только какая-то рейдерская составляющая, попытки увести эту премию из нашего продюсирования. Я, конечно, понимаю, что на войне как на войне, но в принципе они должны быть счастливы, что есть такой идиот, который уже пять лет за свой счет содержит индустриальную премию в России, не живя здесь.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль в Торонто/Toronto International Film Festival

Другие статьи по теме Фестиваль документального кино Артдокфест и премия Лавровая ветвь

Фоторепортажи по теме Международный кинофестиваль в Торонто/Toronto International Film Festival

Фоторепортажи по теме Фестиваль документального кино Артдокфест и премия Лавровая ветвь

Реклама