Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 февраля 2019 14:15

Янна Буряк и Николай Ярошенко: «Мы чувствуем себя первопроходцами на кинорынке в Клермон-Ферране»

Янна Буряк и Николай Ярошенко: «Мы чувствуем себя первопроходцами на кинорынке в Клермон-Ферране»

Продюсеры Янна Буряк и Николай Ярошенко открыли независимое агентство Vostok, занимающееся международным продвижением и продажей российского короткого метра. В интервью ПрофиСинема они поделились идеей создания проекта и дальнейшими планами, а также рассказали об организации первого российского стенда на кинорынке в Клермон-Ферране, который прошел с 1 по 9 февраля.

Корреспондент:
Янна, Николай, расскажите пожалуйста, как родилась идея создания агентства Vostok? Почему, по вашему мнению, сегодня особенно важно продвигать в России и за рубежом короткометражные фильмы? Какие возможности проект открывает молодым авторам?

Николай Ярошенко:
Пять лет назад я принял участие в создании Фестиваля Российского Кино в Париже (Quand les russes) и, как продюсер короткометражного кино, предложил ввести конкурс короткого метра. Призом для победителя мы решили сделать пятидневную поездку на Клермон-Ферранский Международный фестиваль короткометражного кино - старейший и самый крупный фестиваль короткометражных фильмов. В 2016 году в конкурс смотра попала картина «Путешествие Федора по Москве начала XXI века» Аксиньи Гог, в создании которого, в качестве продюсера, принимала участие Янна. В Клермон-Ферране мы познакомились, подружились, и с тех пор каждый год встречались на фестивале и вне его. Понимая, что российские проекты и российская индустрия короткометражного кино, в целом, вызывают большой интерес у европейских коллег, мы решили организовать компанию, которая стала бы связующим звеном между представителями французской и российской индустриями короткого метра. Задача агентства заключается в том, чтобы с одной стороны, проводить просветительскую работу с профессионалами российской индустрии - помогать в вопросах производства, рассказывать, какие существуют фестивали, фонды короткого метра, и с другой - продвигать российские картины, продавать их, выступать посредником в международных отношениях, налаживать связи между отечественными и зарубежными профессионалами короткого метра.

Янна Буряк:
Несмотря на то, что в России не существует целенаправленной государственной поддержки короткометражных фильмов, каждый год в стране снимается порядка 1000-2000 картин. Тем не менее, короткий метр не признается как отдельный формат. Мы хотим показать, что короткометражное кино - не просто проба пера, не только студенческая работа, а целое направление кинематографа, которое может в дальнейшем стимулировать продвижение полнометражных российских фильмов за рубежом и открывать дорогу в кино молодым авторам. Например, если короткий метр попал на кинофестиваль класса А, у его создателей увеличиваются шансы представить там свой полнометражный проект.

Корреспондент:
На кинорынке, который прошел в рамках Клермон-Ферранского Международного фестиваля короткометражного кино, вы организовали первый за 41-летнюю историю киносмотра российский стенд. С какими сложностями пришлось столкнуться при организации?

Николай Ярошенко:
Самая большая сложность, с которой мы столкнулись - непонимание со стороны многих российских коллег и партнеров. Необходимо было объяснять, почему российское присутствие на фестивале так важно, какие перспективы и возможности смотр открывает для индустрии короткого метра. Впереди нас еще ждет много работы, предстоит побороться за эту идею.

Янна Буряк:
Наша задача заключалась в том, чтобы создать русский стенд на фестивале, на котором присутствовали бы самые важные игроки отечественного короткометражного кино. В этом году на открытие первого российского стенда в Клермон-Ферране к нам присоединились - представитель телеканала Shot-TV, единственного отечественного канала, закупающего иностранные короткометражные фильмы, Тимур Сеньков, независимый продюсер Максим Воловик, который за последние четыре года создал 16 короткометражных фильмов, и директор Московского международного фестиваля экспериментального кино Владимир Надеин. Также проект поддержала школа-студия ШАР, в нашем каталоге уже появились три фильма школы-студии. Надеюсь, в следующем году на российском стенде кинорынка в Клермон-Ферране побывают и другие продюсеры, организаторы фестивалей, представители киношкол и компаний.

Корреспондент:
Как к инициативе отнеслись организаторы кинорынка?

Николай Ярошенко:
Мы были крайне тронуты, потому что организаторы, участники и гости отнеслись к нам очень тепло. На протяжении четырех дней работы кинорынка к нашему стенду подходило большое количество людей, в том числе - представители кинофестивалей, которые были заинтересованы нашими проектами, узнавали о состоянии короткометражного кино в России.

Янна Буряк:
На кинорынке о нас говорили очень много, по собственной инициативе о Vostoke написали в двух известных французских изданиях: Le Film Français и Bref Magazine. Кроме того, многие отмечали наш стенд как самый яркий. Посетители кинорынка много фотографировались у нашего стенда, особенно с космонавтом, который всем запомнился. Когда выбрали название Vostok, решили, что вся наша айдентика будет связана с темой космоса, ведь именно на ракете «Восток-1» Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос. Нам показалось это забавным, потому что мы сами чувствуем себя первопроходцами на кинорынке в Клермон-Ферране.

Корреспондент:
В рамках Клермон-Ферранского Международного фестиваля ежегодно проходит самый крупный кинорынок короткометражного кино в мире. Расскажите пожалуйста о его особенностях и преимуществах по сравнению с другими индустриальными площадками.

Николай Ярошенко:
Несколько лет назад один из основателей фестиваля Жорж Болон рассказывал нам о результатах сорокалетней работы киносмотра: у фестиваля самая большая коллекция короткометражного кино во всем мире. Кроме того, организаторы ежегодно проводят просветительскую работу - всевозможные профессиональные форумы, конференции, круглые столы, кинорынок и многое другое. В Клермон-Ферране можно узнать обо всем, что происходит в мире короткометражного кино, встретиться со всеми игроками рынка - дистрибьюторами, продюсерами, байерами, авторами, представителями цифровых платформ, среди которых такие крупнейшие площадки, как Netflix, Mubi, Kinoscope, Vimeo… В мире нет аналога этому фестивалю короткого метра.

Корреспондент:
Планируете ли в дальнейшем представлять проекты на других рынках?

Янна Буряк:
Конечно, поскольку наша задача заключается во всестороннем продвижении российского кино, мы планируем участие на других площадках. Приоритетным после Клермон-Феррана для нас является Каннский кинорынок и кинофестиваль в Анси - крупнейший в Европе смотр анимационного кино. Мы с Николаем выросли во Франции, свободно говорим на французском языке, кроме того Франция сегодня занимает лидирующую позицию по производству кино в Европе. Также планируем представлять проекты на кинорынках проходящих в рамках Торонто, Венецианского кинофестиваля, кинорынка короткометражного кино в Торино и Берлинале.

Корреспондент:
На сегодняшний день в России - огромное количество короткометражных фильмов. В пакете Vostokа - 11 проектов в разных жанрах. По каким критериям вы отбираете картины?

Янна Буряк:
В первую очередь мы старались отбирать лучшие российские проекты: в нашем каталоге - эксклюзивные ленты, премьеры которых прошли на международных фестивалях класса А и были отмечены престижными наградами. Поскольку после фестивального проката мы представляем картины байерам для продажи прав на телевидение, а затем - на цифровые платформы, при отборе проектов ориентируемся на их потенциал в телевизионном и онлайн-прокате, на так называемый production value: высокое качество драматургии, режиссуры, операторской работы и работы художника, монтажа, звука. Один из примеров качественного короткометражного кино - «Молоко» Дарьи Власовой, в создании которого я принимала участие как продюсер. Это уникальный короткометражный проект для России: премьера состоялась на Берлинале в 2017 году и он до сих пор приносит деньги. На сегодняшний день фильм заработал около 15 тысяч евро. Картина снята по всем международным стандартам, и именно по таким параметрам мы стараемся отбирать проекты для каталога компании. Также нам важно, чтобы каталог Vostokа был вариативен, поэтому планируем пополнять список игровыми, документальными и анимационными фильмами в самых разных жанрах.

Николай Ярошенко:
Нужно отметить, что в дальнейшем мы будем формировать каталог не только из фильмов, участвовавших на фестивалях, но и из свежих работ, у которых не было премьер на киносмотрах, и помогать компаниям и продюсерам выстраивать оптимальную стратегию по дистрибьюции этих картин.

Корреспондент:
Поговорим об итогах кинорынка в Клермон-Ферране. Закупщики из каких стран заинтересовались проектами Vostokа? Довольны ли вы результатами?

Янна Буряк:
Нашими фильмами заинтересовались представители крупных телеканалов из Испании, Франции, Германии и Италии. Но об итогах говорить пока еще рано. Мы - новые игроки на рынке, нас с Николаем знали как продюсеров, но до этого момента не знали в качестве дистрибьюторов. Кинорынок был очень насыщенным, он длился всего четыре дня, кроме того, многие байеры попросили ссылки, чтобы посмотреть фильмы после мероприятия. Надеемся подписать все договора к началу или вовремя Каннского кинофестиваля.

Николай Ярошенко:
О результатах говорить ещё рано, но о серьёзных перспективах можно. Например, в рамках кинорынка мы общались с представителями франко-немецкого телеканала Arte, самого крупного закупщика контента в Европе, который заинтересовался анимационным фильмом «Митина любовь», за год уже объехавшего весь мир. Представители Arte Germany планируют создать отдельную программу российских картин, и возможно, в ней будут представлены другие картины из нашего каталога.

Корреспондент:
Одна из целей агентства - содействие короткометражным российским проектам в нахождении возможностей международной копродукции. Какими способами планируете достигнуть цели?

Янна Буряк:
Мы уже подписали договор со школой-студией ШАР о продвижении их проектов на копродукционных форумах. Надеюсь, в дальнейшем будем сотрудничать и с другими студиями-производителями. Поддержка копродукционных проектов, в создании которых участвуют российские компании, для нас в приоритете, поскольку копродукция - путь к развитию российского короткометражного кино, его профессионализации и выходу на международный рынок.

Николай Ярошенко:
Мы встретили большой интерес со стороны организаторов международных питчингов к российским проектам. Для нас участие в таких мероприятиях крайне важно, ведь оно может способствовать желанию зарубежных партнеров к созданию совместных проектов. В ближайшем будущем мы планируем провести «тестовый» питчинг и надеемся, что в скором времени перед нами откроются новые перспективы сотрудничества.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Дарья Осташева

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама