Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
857
на печать
22 Ноября 2019 22:20

Сергей Зернов: «Киностудия никогда не получала бюджетные средства на модернизацию»

Сергей Зернов: «Киностудия никогда не получала бюджетные средства на модернизацию»

В середине сентября генеральный директор киностудии Горького Сергей Зернов, руководивший организацией с 2010 года, ушел в отставку. О своей работе на киностудии, реализованных за это время задачах, разработанной под его руководством долгосрочной программе развития студии, производстве игровых и документальных фильмов и причинах своего решения высказаться о сложившейся ситуации Зернов рассказал корреспонденту ПрофиСинема.

Корреспондент:
В сентябре вы покинули пост генерального директора киностудии Горького. С тех пор появлялись многочисленные версии причин вашего ухода. Можете ли прокомментировать ситуацию?

Сергей Зернов:
В связи с появившимися в средствах массовой информации разного рода публикациями, порочащими мою деловую репутацию, меня вынудили рассказать о реальном состоянии дел за время моей работы на киностудии. Я не собираюсь комментировать чьи-либо голословные заявления и вступать в какую-либо полемику. Настоящие профессионалы в области кинематографии и коллеги по киноотрасли и так все понимают и трезво оценивают сложившуюся ситуацию.

Корреспондент:
Вы возглавляли киностудию имени Горького - одну из старейших и крупнейших в России - долгое время. Расскажите, с чего все начиналось и какие задачи перед вами стояли.

Сергей Зернов:
Начну по порядку. Я был назначен генеральным директором на киностудию Горького в декабре 2010 года. Тогда было действительно трудное время. На киностудии имелся ряд существенных проблем, препятствующих нормальной деятельности, среди которых отсутствие собственного кинопроизводства, значительные кредиторская и дебиторская задолженности, просроченные задолженности по налогам и сборам, обременительные, заведомо невыгодные для Общества производственные договоры, безвозвратные вложения услугами в стороннее кинопроизводство, нерешенные вопросы по имущественному комплексу, документообороту, корпоративным процедурам и прочее.
Первостепенными задачами нового руководства, по сути, стали антикризисное управление финансово-хозяйственной деятельности, возобновление собственного кинопроизводства при поддержке Минкультуры России, привлечение заказчиков на услуги производственно-технической базы, увеличение доходов Общества.

Корреспондент:
Да, работу предстояло проделать, действительно, колоссальную. Удалось ли сразу добиться успехов или все происходило постепенно?

Сергей Зернов:
Я могу с уверенностью сказать, что с поставленными задачами менеджмент киностудии успешно справился. Все основные показатели стали демонстрировать положительную динамику. Мы уступаем только Мосфильму, у которого и производственная база гораздо больше, и всегда были доходы от использования прав на историческую коллекцию фильмов. Права же на нашу историческую коллекцию (за исключением телевизионных на территории СНГ, а это основные деньги), вернулись на киностудию с 1 мая 2019 года на срок 10 лет по лицензионному договору с Госфильмофондом России.

Цифры говорят сами за себя.

2014

2015

2016

2017

2018

Выручка, тыс. руб.

145464

298868

420510

402103

422951

Прибыль, тыс. руб.

3661

21545

22352

25948

29381

Дивиденды, тыс. руб.

915,25

10772,5

11176

12974

14690,5

Корреспондент:
Цифры за эти годы демонстрируют постоянный рост прибыли. А каких показателей вам удалось достигнуть в 2019 году?

Сергей Зернов:
На момент расторжения контракта со мной киностудия находилась в стабильном экономическом состоянии, не имела просроченных задолженностей по налогам и сборам, коммунальным платежам, заработанной плате, регулярно выплачивала дивиденды (поскольку является акционерным обществом) и полноценно осуществляла как собственное кинопроизводство при поддержке Минкультуры России, так и оказание услуг сторонним заказчикам в сфере кинопроизводства на собственной производственной базе.

Корреспондент:
А если говорить о каких-либо конкретных проектах. Можете рассказать о том, что было сделано для развития киностудии Горького во время вашей там работы?

Сергей Зернов:
Я всегда утверждал, что киностудия Горького имеет большой потенциал к развитию и является перспективным объектом для создания одного из ключевых центров национальной киноиндустрии.
В январе 2014 года Минкультуры России инициировало проект создания Многопрофильного кинематографического центра на базе киностудии Горького.
После консультаций с Росимуществом киностудией Горького была разработана «Концепция создания Многопрофильного кинематографического центра на базе киностудии Горького».
Ключевым моментом являлось то, что для реализации Концепции не потребуется каких-либо инвестиций из государственного бюджета, и все будет осуществляться за счет собственных средств от продажи непрофильных активов.
Данная Концепция прошла все необходимые согласования в Минкультуры России, Росимуществе, ФАС России, Минэкономразвития России, Минфине России и Правительстве Российской Федерации.

Корреспондент:
Что предполагала Концепция и что с ней случилось после согласований во всех ведомствах?

Сергей Зернов:
Концепция предполагала масштабную модернизацию материально-технической базы киностудии за счет средств от продажи ее непрофильных активов, выделенных после реорганизации.
В ноябре 2015 года Советом директоров была утверждена Долгосрочная программа развития Общества (далее – ДПР), в основу которой легла согласованная Концепция. Инвестиционные затраты по реализации ДПР ориентировочно оценивались в 4-5 млрд, но должны были уточняться в процессе проектирования и детальной проработки архитектурной концепции.
Для ресурсного обеспечения проекта был составлен Реестр непрофильных активов, подлежащих реализации. Для этого была произведена оценка непрофильных активов киностудии. Однако затянувшиеся бюрократические процедуры привели к тому, то отчеты об оценке согласовывались на протяжении нескольких лет.
Организацией и проведением торгов занималось АО «Российский аукционный дом» (РАД).
Все торги, проведенные с 2017 года по июль 2019, были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок из-за стагнации рынка недвижимости и как следствие, отсутствием интереса девелоперов к непрофильным активам киностудии и других объективных факторов.
Вопрос о затянувшихся торгах поднимался на заседаниях советов директоров, и в феврале 2018 года было принято решение о переносе сроков реализации проекта до 2023 года. Аукционы – это длительный процесс, на каждый уходит не менее месяца. А киностудия провела их более 20! Киностудия стала заложником негативной ситуации на рынке недвижимости, более профессиональные комментарии на эту тему можно получить в московском представительстве РАД.
С учетом дисконтов киностудия прогнозировала получить валовый доход от продажи непрофильных активов в сумме 4 млрд руб. Ориентировочно на эти средства возможно произвести реконструкцию имеющегося имущественного комплекса, модернизировать инженерные мощности и дополнительно построить до 25 тыс. кв. м производственных площадей.

Корреспондент:
Учитывая сложную ситуацию на рынке недвижимости и проведение многочисленных аукционов, состоялась ли продажа какого-либо непрофильного актива?

Сергей Зернов:
Да, 13 августа 2019 года состоялась первая продажа непрофильного актива – имущественного комплекса по адресу: г. Москва, ул. Смольная, д. 63А («ЦНФ» – площадка бывшей автобазы Минкультуры России) по цене 224.641.000 руб. с учетом НДС, а 13 сентября вышло распоряжение Росимущества о расторжении со мной договора и назначении ВРИО. Замечу, что полученные деньги являются целевыми и предназначены для реализации проекта создания «Многопрофильного кинематографического центра на базе киностудии».

Корреспондент:
А что касается кинопроизводства. Есть ли фильмы, выпущенные за годы вашей работы на киностудии, которыми вы особенно гордитесь?

Сергей Зернов:
В 2012 – 2019 гг. на киностудии Горького завершено производство: 10 полнометражных игровых и анимационных фильмов, 17 анимационных, 35 неигровых фильмов.
К моему уходу в производстве находились 4 полнометражных и 5 неигровых фильмов.
В конце 3 квартала киностудией были перечислены денежные средства, в том числе авансы, в размере 107 млн рублей известным в киноиндустрии производственным компаниям для завершения собственных полнометражных проектов: «Я свободен», «Светлячок», «Страсти по Зое», «Кощей. Похититель невест». Данные проекты были запущены в производство под моим руководством в качестве генерального продюсера. И вполне логично, что генеральный продюсер, запустивший их в производство, должен быть уверен в завершении запущенных им проектов.
Фильмы, снятые на киностудии, стали участниками многих конкурсов и фестивалей, были удостоены следующих дипломов и призов. В 2012 году фильм «Дочь» получил приз на Кинотавре за лучший дебют, а потом еще 9 призов на российских и международных фестивалях. Считаю это настоящей удачей, потому что производить качественное кино параллельно с реанимацией огромного кинопредприятия довольно непросто. Повторюсь, за период моего руководства киностудией снято 10 полнометражных фильмов. И все они активно представлялись на отечественных и международных кинофестивалях, список наград вполне приличный: драма «Спасение» получила приз на 26 Кинотавре, комедия «Детки напрокат» участвовала в 14 фестивалях. Лирическая комедия «Подкидыш», ее уже оценили на конкурсах в «Орленке», в «Артеке» те, для кого мы ее и снимали, – дети. Фильм также удостоен приза за лучший детский фильм на фестивале «Лучезарный ангел». Скоро увидят свет подростковые драмы «Я свободен» и «Светлячок». Знаете, все фильмы полного метра от киностудии вполне достойные кинопродукты. Неигровые фильмы тоже нашли своего зрителя на разных международных фестивалях. Из последних, получили награды проекты «Своя республика» (6 призов), «Земля людей. Курилы» (7 призов), причем не только в России, но и за рубежом. Сейчас находятся в производстве два очень интересных спецпроекта: «Переправа» и «Каспийский узел», думаю, их фестивальная судьба тоже будет яркой. Киностудия вполне неплохо справлялась с производством игровых и неигровых фильмов, таким представительством на фестивалях и конкурсах мало кто из российских киностудий может похвастаться.

Корреспондент:
Список фестивальных фильмов действительно впечатляет. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что ситуация была не такая уж плохая. Можете ли вы подвести итог своей работы на киностудии?

Сергей Зернов:
В первую очередь, хочу опровергнуть распространяемые в СМИ слухи об отсутствии работы по получению дохода от использования прав на фильмы киностудии. Права на фильмы студии, покупались федеральными телеканалами и проданы на все основные интернет-площадки. Проводится интенсивная работа по реализации прав на зарубежные территории.

Могу точно вас заверить, что разработанная под моим руководством долгосрочная программа развития киностудии является эффективной. Она не подразумевает расходование бюджетных средств, реализуется только за счет собственных средств от продажи непрофильных активов. Это важно. И это было основным условием при ее разработке со стороны акционера – Росимущества и Минкультуры России.

Моей основной задачей во время работы было оздоровление киностудии, развитие кинопроизводства и услуг в сфере кино- и телепроизводства. При этом следует принимать во внимание, что акционерное общество является коммерческим предприятием основной целью которого является получение прибыли от его деятельности, сокращение операционных расходов, выплата дивидендов государству. О результатах моей работы на киностудии можно судить по показателям за последние 5 лет, потом уже делать выводы.
В заключении хотел добавить, что киностудия ни разу не получала бюджетные средства на какие-либо ремонты или перевооружение производственно-технической базы, только на кинопроизводство.


Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса

Другие статьи по теме Киностудия имени Горького

Реклама