Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 июля 2021 14:41

Николай Лебедев: «Если картина будет живая, азартная — тогда у нее сложится судьба»

Николай Лебедев: «Если картина будет живая, азартная — тогда у нее сложится судьба»

В середине июня в Москве начались съемки фильма Николая Лебедева «Нюрнберг» о суде над нацистскими преступниками. Завершить съемки планируется к осени. Основой для сценария фильма стала книга одного из крупнейших специалистов по Нюрнбергскому процессу Александра Звягинцева «На веки вечные». В главных ролях заняты Евгений Миронов и Сергей Безруков

Режиссер рассказал ПрофиСинема, как пандемия сказалась на проекте, каким образом в фильме отражена история его семьи, может ли картина получить телевизионную версию и о многом другом.

Наталия Крючкова:
В какой момент возникла идея снять фильм про этот процесс? Что послужило толчком?

Николай Лебедев:
Мне предложили заняться этим проектом продюсеры Эльмира Айнулова, Мария Журомская и Аркадий Фатеев. В тот момент проекты, над которыми я работал, остановились по своим причинам.
Мне интересна тема Нюрнберга – те человеческие истории и драмы, которые разворачивались на фоне этого процесса. Сейчас, когда опять начинают перетряхивать историю и подвергают сомнению роль СССР во Второй мировой войне, я подумал, что было бы правильно обратиться к этой теме.

Тема войны для меня и личная — на войне погибли мои близкие. Судьба отца была полностью перепахана, он был ребенком тогда. Потом он всю жизнь искал могилу своего брата, который погиб под Веной в апреле 1945 года, ему было 19 лет. В центр истории наряду с романом Александра Звягинцева отчасти легла и история моей семьи, и героев зовут, как звали моих родителей.

Это фильм не о судебном заседании, это приключенческая история, шпионский триллер. В нем есть очень важная любовная линия — история касается двух молодых людей, наших главных героев. Их играют прекрасные молодые актеры Сергей Кемпо и Любовь Аксенова. Надеюсь, их персонажи западут в сердце зрителей.

на съемках фильма Нюрнберг

Наталия Крючкова:
Среди артистов есть и глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Как он присоединился к фильму?

Николай Лебедев:
Мы с ним работали 20 лет назад в фильме «Звезда», и сейчас вновь появилась возможность посотрудничать. Он принял участие в съемках в Зале 600, участвовал в парных сценах с Евгением Мироновым, и, надо сказать, очень азартно работал. Всем кажется, что сниматься — весело. Но «веселиться» в течение 12 часов шесть дней в неделю, не считая времени на подготовку, довольно тяжелая работа. Александр Владимирович очень ответственно к этому отнесся.

Наталия Крючкова:
Какая роль ему досталась? Что это за герой?

Николай Лебедев:
Это скорее камео, а больше я вам на эту тему не скажу.

на съемках фильма Нюрнберг

Наталия Крючкова:
В главных ролях заняты Евгений Миронов и Сергей Безруков, который играет главного обвинителя со стороны СССР Романа Руденко. Какими предстанут их персонажи?

Николай Лебедев:
Я бы сказал, что Миронов и Безруков играют основные роли. Что интересно, они впервые встретились в кадре, до этого они никогда не работали вместе в кино. Меня очень удивил этот факт, потому что в театре-то они играли вместе очень много.
Если говорить о герое, которого играет Миронов, это, наверное, стало неким вызовом, потому что обычно он играет совсем иные человеческие типы. Интересно, что получится в результате. Что касается Безрукова, то мы уже лет двадцать пять собирались поработать вместе, — и вот наконец получилось. Человек он легкий и радостный в общении и работать с ним очень интересно.

Наталия Крючкова:
Один из главных посылов фильма, что особенно актуально и в наши дни - что всему миру нужно сплотиться перед лицом опасности. Тогда - войны, сейчас – напряженной ситуации в мировой политике. И то, что у вас большая интернациональная команда - артисты и участники съемочной группы из разных стран, как будто еще одно подтверждение магистральной теме.

Николай Лебедев:
Да, мне кажется, особенно сегодня, когда снова стало модно говорить, какие мы разные, хорошо бы вспомнить, что именно потому, что мы все нашли в себе силы объединиться против этой страшной черной чумы — нацизма, — мир и выжил.

на съемках фильма Нюрнберг

Наталия Крючкова:
Вы планировали начать съемки еще в марте прошлого года, но из-за коронавируса все сдвинулось. Во время, когда было невозможно снимать, у вас появились какие-то новые идеи, которые потом легли в сценарий?

Николай Лебедев:
Создание фильма – процесс не останавливающийся, и пауза дала мне возможность дистанцироваться от проекта на какое-то время и потом перечитать сценарий заново. Осенью прошлого года я довольно сильно переписал его еще раз и доработал какие-то линии и сюжетные узлы, которые не то что провисали, просто дистанция позволила взглянуть на них с новой точки. Знаете,  говорят: бог в деталях, — и эти детали уточнились, что, думаю, благотворно повлияло на картину.
И, надо отдать должное продюсерской группе и всей съемочной группе — несмотря на все сложности, связанные с пандемией и ограничениями, мы нигде не поступаемся тем, что придумано и чего мы хотим добиться.

на съемках фильма Нюрнберг

Наталия Крючкова:
Часть съемок фильма прошла в марте-апреле в Чехии, сейчас — основные съемки на Мосфильме. Потом вы продолжите работу в Германии и Бельгии. Когда они должны завершиться?

Николай Лебедев:
Я очень надеюсь завершить съемки к осени. Но сегодня можно только планировать и смиренно принимать ситуацию, которая складывается. Никто не знает, что будет завтра. Раньше нам казалось, что мы полностью владеем жизненными ситуациями, но на самом деле это всегда было иллюзорным представлением, а сейчас тем более. Планы таковы, а уж как получится — посмотрим.

Наталия Крючкова:
Учитывая тему и то, что проект создает большая международная команда, планируется мировой прокат фильма?

Николай Лебедев:
Мне кажется, важно сделать хорошую картину — это самое главное на сегодняшний день. 

Если картина будет живая, если она будет азартная, если она будет увлекать, волновать, заставлять задуматься о важных вещах — тогда, мне кажется, у нее сложится судьба.

Наталия Крючкова:
Сейчас нередко бывает, что проект выходит сразу в двух форматах — фильм и сериал. У вас нет мыслей сделать телеверсию?

Николай Лебедев:
Такие мысли есть у продюсеров. Но пока мы работаем над полнометражным фильмом.

Наталия Крючкова:
Сейчас очень популярны сериалы, снятые по заказу онлайн-платформ. А как вы относитесь к такому формату? Вам поступали предложения от платформ?

Николай Лебедев:
Я отношусь хорошо к любому формату. Вопрос ведь не в форме, а в содержании. Предложения поступают. Если я найду историю, которая меня увлечет, и возможности для ее реализации именно на платформе, то и замечательно. 

на съемках фильма Нюрнберг

Наталия Крючкова:
Предложения поступают, но пока ни одно из них вас не увлекло?

Николай Лебедев:
Дело не в этом. Просто я был занят другими проектами, поэтому даже не смог их рассматривать.

Наталия Крючкова:
Как кинотеатрам конкурировать с онлайн-платформами за внимание зрителя? И стоит ли вообще как-то противостоять или просто надо снимать хорошее кино?

Николай Лебедев:
Мне кажется, вы сами ответили на вопрос. Очень надеюсь, что кино не будет воевать с онлайн-платформами, это бессмысленно. А будут процессы взаимного обогащения, как в случае с телевидением — многие наши замечательные режиссеры работали на телевидении: Эльдар Рязанов, Марк Захаров и другие. Думаю, нужно находить свою правильную нишу, а конкуренция, если она честная и достойная, только работает на плюс, мне кажется.

Наталия Крючкова:
А вы смотрели какие-то из недавних сериалов, выпущенных онлайн-платформами?

Николай Лебедев:
Нет. Пока снимаю картину, вся моя жизнь сосредоточена на съемочной площадке.

на съемках фильма Нюрнберг

Наталия Крючкова:
А в высшей школе кино «Арка», где вы руководите режиссерской мастерской, сейчас проходят занятия?

Николай Лебедев:
Да, как раз недавно читал лекции для своих студентов, они уже заканчивают курс. Надеюсь, что все, что можно на сегодняшний день им рассказать и передать, я сделал.
В образовании мне нравится система, которую исповедует Александр Наумович Митта, наш выдающийся режиссер и мой учитель. Он говорит — пусть учатся все, кто хочет, а дальше произойдет естественный отбор. Есть достаточное количество примеров, когда талантливых людей не принимали и не воспринимали, потому что они не вписывались в установленные рамки. Что далеко ходить — Стивена Спилберга дважды не приняли на кинофакультет с приговором “безнадежно бездарен” или что-то вроде. 

Очень много есть людей, которые пробиваются в профессию с большим трудом из-за того, что образовательная система все равно настроена на некую унификацию. Категоричные или же обезличивающие суждения очень опасны, особенно когда речь идет о зарождающемся профессионале: молодое деревце легче сломать. И в этом смысле система образования должна быть построена так и настроена на то, чтобы развивались разные направления в нашем кино и разные дарования.

Наталия Крючкова:
В киноиндустрии часто говорят о том, что не хватает тех или иных кадров. С вашей точки зрения, кого недостает сейчас?

Николай Лебедев:
По счастью, в отличие от недавних лет, у нас появились очень сильные специалисты, как говорят, второго звена, — но на самом деле главного, ибо осуществляют всю технологическую цепочку производства кино и очень серьезно влияют на творческую составляющую. Я очень рад, что работаю именно с такими.
Что касается основных профессий, то они всегда уникальные. Всегда будут нужны талантливые сценаристы, талантливые режиссеры, талантливые актеры, операторы, композиторы. Потому что всегда будет нужно кино. Во всяком случае, очень на это надеюсь, — ибо собственную жизнь без кино и тех эмоций, которые дарят любимые фильмы и любимые киногерои, просто не могу представить.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Кино- теле- стриминговое производство

Реклама