Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 сентября 2021 14:02

Евгений Марьян: «Я обещаю научиться снимать кино»

Евгений Марьян: «Я обещаю научиться снимать кино»

С 18 по 25 сентября 2021 года в Сочи пройдет 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. В преддверии смотра ПрофиСинема, многолетний информационный партнер смотра, продолжает серию интервью с участниками конкурсной программы. Очередной претендент на призы фестиваля — дебютант Евгений Марьян — поведал о своей картине «Молоко птицы», снятой в Приднестровье. Герой ленты пытается вырваться из мира мелкого криминала и в то же время переживает глубокий внутренний кризис. 

Марьян рассказал, как его жизненный опыт отразился в проекте, о цветовой символике картины и планах на будущее, а продюсер Роман Борисевич — о российско-молдавской копродукции.  

Марина Озеренчук
В своём фейсбуке Вы неоднократно писали о том, что в профессию режиссера пришли по случайному стечению обстоятельств. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

Евгений Марьян
Я родился в Приднестровье и жил в общежитии напротив морга, тюрьмы и православной церкви, что не могло не наложить на меня определенный отпечаток. Хотелось вырваться из этой черноты и пришлось искать выходы. Начал заниматься футболом: достиг в спорте определенных успехов и даже играл за сборную Молдовы, но потом «остыл». Попробовал себя в боевых искусствах - но и это не пришлось мне по вкусу. Высшее образование я получал по специальности «Социальная педагогика и психология»: учился 5 лет, но так и не получил диплом. Параллельно занимался музыкой. Создал свою группу - впоследствии меня пригласили в Москву для подписания контракта и записи альбома. Спустя некоторое время пришло осознание, что связывать свою жизнь с музыкой мне тоже не стоит. Музыка — великое искусство, к которому стремятся остальные виды — в том числе, как говорит Сергей Максимишин (фотограф — прим. ред.), и кино. Тогда я открыл для себя пленочную фотографию, начал увлекаться живописью. Параллельно работал курьером, и в этот момент много размышлял о своем будущем. В итоге понял, что именно через кино смогу аккумулировать все свои знания и увлечения в единую форму. Поступил на курсы в киношколу «Свободное кино»: на одном из мастер-классов встретил Романа Борисевича.

кадр из фильма Молоко птицы

Марина Озеренчук
Не боитесь, что и кино Вам наскучит?

Евгений Марьян
Честно признаюсь — не боюсь, поскольку полагаю, что оно мне в любом случае наскучит.  Но прежде я обещаю научиться снимать кино. Возможно, в будущем займусь театром. Самое главное — получать удовольствие от процесса, не костенеть. Не так важно, какие я нахожу формы выражения, главное, чтобы это помогало мне раскрыться. Отчасти в этом и состоит моя проблема: бывает тяжело доводить дела до конца. Но у этой черты есть свои плюсы — развивается широкий кругозор. Быть может, именно так я смогу дойти до своего главного дела.

Марина Озеренчук
У проекта долгая история создания — сначала Вы питчевали его в своей киношколе, затем информация о нем появилась на русском стенде в Каннах, после — победа в Work in Progress в Карловых Варах. Как долго эта идея жила с Вами? Как родился замысел? Приходилось ли менять его в процессе работы?

Евгений Марьян
К моменту знакомства с Романом Борисевичем я находился в процессе написания сценария. К сожалению, я еще не знал, как они создаются и просто писал от души. Учиться пришлось на ходу. Мне кажется, Романа заинтересовал не столько сценарий, сколько моя личность. К тому же, тема Молдовы и Приднестровья оказалась нестандартной и открывала новые профессиональные горизонты с продюсерской точки зрения.

кадр из фильма Молоко птицы

В основе сюжета лежит рефлексия детских переживаний: в какой-то момент я испытывал Эдипов комплекс. Религиозность моей семьи — еще одна тема для осмысления: и мать, и отец — христиане, исповедующие разные конфессии. Конфликта внутри семьи из-за этого никогда не было, но, тем не менее, конфликт зрел во мне. Духовные терзания, «околобандитская» среда формирования — все это стало основой для будущего сценария.

Марина Озеренчук
Отдельно хочется спросить про Молдавию и Приднестровье, в котором проходили съёмки. К тому же, Приднестровье является Вашей родиной. Как организовывался съемочный процесс в непризнанной республике? Существует ли какой-то кинопроцесс в Приднестровье? Насколько важно для Вас было рассказать эту историю именно там?

Евгений Марьян
Нет, там не существует никакого кинопроцесса, а наш фильм стал первой художественной картиной в истории, снятой на территории Приднестровья. Нашу идею поддержали и молдавская, и приднестровская стороны. Вообще данный фильм — это своеобразное путешествие в прошлое, помогающее понять себя настоящего. Эта история могла быть рассказана только на территории Приднестровья, поскольку в ее основе лежит мой взгляд на себя.

кадр из фильма Молоко птицы

Марина Озеренчук
Опять-таки в фейсбуке Вы обозначили, что за жизнь прочитали не более 10 книг. Однако с визуальной точки зрения «Молоко птицы» изобилует цитатами из классической живописи и иконописи. На ваш взгляд, насмотренность для режиссера важнее начитанности?

Евгений Марьян
Нет, все-таки начитанность важнее (смеется). С того периода я уже очень много прочитал: в последний год активно занимаюсь самообразованием. По сути, моя жизнь состоит из того, что я читаю, смотрю минимум три фильма в день, занимаюсь творчеством.

Марина Озеренчук
При этом, по структуре действие Вашего фильма напоминает классический роман воспитания: на экране разворачивается психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя, сопровождаемое кризисом веры и разочарованием в идеалах юности. Что вдохновило Вас на обращение именно к этому архетипу?

Евгений Марьян
Конечно, здесь множество автобиографических деталей, начиная с духовных терзаний, заканчивая социальной составляющей внутри Молдовы и Приднестровья.

кадр из фильма Молоко птицы

Марина Озеренчук
Ещё одним важным аспектом Вашей эстетики является активное использование цветовой драматургии: сложно не обратить внимание, что главного героя постоянно сопровождает желтый цвет. Что для вас значит это средство художественной выразительности?

Евгений Марьян
Я только учусь делать кино, но четко осознаю, насколько форма и язык значимы в этом виде искусства. Есть множество режиссеров, которые не смогли выработать свои выразительные средства. Например, можно констатировать, что у Гаспара Ноэ есть свой визуальный, драматургический, концептуальный язык. Самым важным для меня является поиск своего стиля — учитывая мое увлечение фотографией и живописью, я искал вдохновение именно там. В живописи Северного Ренессанса и иконописи желтый цвет — он же золотой — это цвет Бога, благородия. Также я активно использую фиолетовый и бордовый как антагонистические — это цвета, не существующие в природе, придуманные человеком. Мне нравится сталкивать естественное с искусственным.
В августе я закончил короткий метр, действие которого происходит в студенческом общежитии. «Молоко птицы» органично продолжается в этом проекте, и я не считаю, что повторяюсь. Новая картина рассказывает о девушке, которая скрывает свою интерсексуальность. Она носит одновременно золотой и фиолетовый цвет — ей приходится жить в противоречии, что я подчеркиваю визуально. В полнометражном фильме, который мы планируем запускать, также появятся эти цвета.

Марина Озеренчук
Есть ли у Вас уже идеи новых проектов? Готовите ли Вы новый сценарий?

Евгений Марьян
Короткометражный проект я придумал для того, чтобы осознать нужно ли мне заниматься кино. Идея пришла из ниоткуда. Я очень доволен картиной — это мой дебют номер ноль. Сейчас активно работаю над полным метром, который надеюсь запустить в следующие полгода. В основе лежит архетипическая история из Ветхого Завета, есть некоторые отсылки к жизни Девы Марии до Христа.

кадр из фильма Молоко птицы

Марина Озеренчук
Расскажите, пожалуйста, о кастинге. Дебютант Виталий Назаренко — настоящая находка. Как он появился в Вашем проекте? Как Вам удалось привлечь в проект Елену Лядову?

Евгений Марьян
Он не актер, и я не уверен, что он в дальнейшем будет заниматься этой профессией. Мне кажется, по внутреннему психологическому устройству Виталий не предназначен для того, чтобы вживаться в несвойственные ему роли. Я нашел его через сайт Lumpen — это модельное агентство нестандартной внешности. Лицо исполнителя должно было в равной степени отражать и современность, и что-то из Ренессанса — чистое, глубокое. Виталий не имел никакого представления об актерских техниках, поэтому я выстраивал его роль с точки зрения метода эффективной памяти: он стал жить в деревне у одной из местных бабушек. Я останавливался в гостинице в 10 километрах оттуда, и каждый вечер Виталий приезжал ко мне. Мы играли в бильярд и разговаривали о роли - сценарий он не видел до самого финала. Все, о чем ему было известно — это о сексуальном влечении его героя к матери. На основе этого факта он вел дневник, приносил его мне. Касательно Елены Лядовой — я очень хотел видеть ее в проекте, поэтому мы отправили ей сценарий и надеялись на позитивный исход.

Марина Озеренчук
Попадание в основной конкурс Кинотавра — большой успех для дебютанта, с которым Вас можно только поздравить. Поделитесь, пожалуйста, эмоциями и ожиданиями от фестиваля.

Евгений Марьян
Я не испытываю никаких эмоций, сейчас уже сосредоточен на новых проектах. Главное, чтобы этот опыт помог фильму и его дальнейшему продвижению.

Роман Борисевич, продюсер картины «Молоко птицы»

Марина Озеренчук
«Молоко птицы» — интереснейший проект со стороны финансирования: с одной стороны, это первая копродукция России и Молдовы, с другой — сочетание государственных средств Минкульта и частных из Кинопрайма. Расскажите, пожалуйста, как сложилось сотрудничество с каждой из сторон.

Роман Борисевич
Наш проект, действительно, является первой копродукцией между Россией и Молдовой, к тому же, это первая картина, снятая полностью в Приднестровье. Изначально проект поддержало Министерство Культуры, что позволило искать копродукционные средства. Мы обратились в Центр национального фильма Республики Молдовы, прошли конкурс — так у нас появился молдавский сопродюсер. Молдавская компания Pascaru Production в значительной мере помогла в организации съемок: у нас даже не было ощущения, что мы работаем в другом государстве — процесс шел очень плодотворно. Но, к сожалению, финансовые объемы молдавской поддержки совершенно не сопоставимы с российскими бюджетами. В составе финансирования также были небольшие частные средства. На последнем этапе нам очень помог Фонд Кинопрайм, который в тот момент только запустился. Тогда я впервые ощутил помощь Фонда: до него были привлечены уже все возможные источники финансирования, но денег все равно катастрофически не хватало. Наши съемки практически завершились, когда в Фонде принималось решение по проекту. Если бы не появился Кинопрайм, то картина, скорее всего, не была бы закончена. Поэтому мы выражаем Фонду искреннюю благодарность.

кадр из фильма Молоко птицы

Марина Озеренчук
В 2019 году проект «Молоко птицы» взял приз на кинофестивале в Карловых Варах в номинации «Work in Progress». Что этот опыт дал будущей картине?

Роман Борисевич
Мы получили грант и сделали цветокоррекцию в Чехии. Подобные площадки позволяют заявить о проекте фестивальному киносообществу, обеспечивают рекламу и узнаваемость. В нашем случае удалось заявить коллегам из других стран о существовании Приднестровья, что тоже важно.

Марина Озеренчук
Сразу два проекта в основном конкурсе Кинотавра — большой продюсерский успех. Поделитесь, пожалуйста, ожиданиями от предстоящего фестиваля.

Роман Борисевич
Хочу подчеркнуть, что главное — это участие, остальное — субъективно. Некоторое время назад у меня было даже три картины в конкурсе единовременно. По моему опыту, это очень волнительно: в тот раз одну из картин отметили, а другие обделили вниманием. Поэтому участие для меня важнее результата. Главное, чтобы все показы прошли хорошо. 

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама