Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 сентября 2008 17:26

Михаил Туманишвили: "Мы работали честно"

Михаил Туманишвили: "Мы работали честно"

"Второе дыхание: на рубеже атаки" - первый фильм, снятый по заказу Министерства обороны за последние двадцать лет. Это современная военно-приключенческая лента о службе контрактников, в которой нет недостатка ни в трюках, ни в зрелищных сценах. На вопросы нашего корреспондента ответил режиссер картины Михаил Туманишвили.

Корреспондент:
В картине "Второе дыхание" присутствуют черты и военно-приключенческого фильма, и детектива, и психологической драмы. С чем связан такой жанровый коктейль?

Михаил Туманишвили:
Мы не ставили себе определенной жанровой задачи. Нам с самого начала было важнее всего разработать характеры именно с точки зрения психологии, сделать героев живыми. Поскольку фильм был снят по заказу Министерства обороны, нужно было объяснить зрителю все психологические мотивы, которые привели героев к службе по контракту. Этот шаг непросто дается каждому человеку: каждый по-своему ломает себя и приспосабливает внешние обстоятельства своей жизни, чтобы совершить этот поступок. За психологическими разработками существует также некий приключенческий ряд, в котором герои обретают себя как мужчин, как воинов, как людей, борющихся за лидерство. Нам хотелось показать, как возникает настоящая любовь, настоящая дружба. Мы пытались сделать историю динамичной, интересной молодым зрителям, которым эта картина предназначена.

Корреспондент:
Гражданская жизнь, в отличие от жизни в армии, показана в картине очень однозначно - исключительно в мрачных тонах. Вы не боитесь, что зритель не поверит такой гиперболизации?

Михаил Туманишвили:
Я считаю, что нужно специально сгущать краски, обострять внимание на каких-то проблемах, чтобы они стали болезненно отдаваться в сердце каждого смотрящего.Конечно, какие-то моменты мы сгустили в изображении гражданской жизни, чтобы подчеркнуть, что армия – это надежно, это навсегда. Настало время поломать печальную тенденцию, когда героями нашей страны становятся бандиты, парни из «Бригады». Возможно, герои фильма чересчур романтизированы, но это внутреннее желание перейти к какой-то эстетике, к красоте человеческого существа. Только так может появиться человеческий кинематограф с хорошим взглядом на людей.

Корреспондент:
Вы часто говорите о том, что мечтаете создать в России патриотическое кино с положительными героями. Каким Вы видите образ такого положительного героя?

Михаил Туманишвили:
Образ положительного героя в фильме сделан далеко не однозначным. Поскольку в 90-е годы телевидение планомерно внедряло исковерканные идеалы в молодое поколение, наш герой должен был изначально отвечать определенным ожиданиям зрителя. Он обаятелен, притягателен, симпатичен. В его жизни есть все, чтобы быть счастливым: талант, успех, друзья и многочисленные женщины. Но все это не оставляет никаких зарубок в его сердце. Мне было важно, чтобы с героем произошло какое-то событие, которое позволит ему переосмыслить свою жизнь. Он спасается в армии от насильного брака и там становится лидером, там у него появляются настоящие друзья и настоящая любовь. В этом герое я вижу настоящего мужчину. И героиня Екатерины Климовой увидела в нем настоящего мужчину. Если такой тип героя хоть на миллиметр застрянет в голове зрителя, значит, мы выполнили свою задачу. Нужно, чтобы люди вновь стали патриотами своей страны.

Корреспондент:
В фильме много сложных трюков, которые актеры выполняли самостоятельно, без помощи каскадеров. С какими сложностями при подборе актеров Вы столкнулись?

Михаил Туманишвили:
Кастинг проходил около месяца, и основные проблемы, как это ни странно, были связаны с поисками героини. На эту роль пробовались замечательные актрисы - Ольга Фадеева, Светлана Антонова, Анна Тараторкина. Екатерина Климова появилась лишь в самом конце и оказалась очень близкой по органике с Петром Красиловым, исполнителем главной роли. Много было проблем с героем Максима Щеголева: роль требовала великолепных физических данных. К сожалению, наши актеры, в отличие от голливудских, за собой не следят, полагая, что для актера важен только психологизм. Однако Голливуд нам доказал, что очень большую роль играет внешняя привлекательность. Красивые, сильные, мощные, прекрасно владеющие своим телом - этим американский кинематограф покорил весь мир.

Корреспондент:
Может ли фильм быть одновременно и неким инструментом пропаганды, и развлечением, и произведением искусства?

Михаил Туманишвили:
Именно это мы и пытались сделать. О результате судить не нам, а зрителю. По крайней мере, мы работали честно.

Интервью подготовила Мария Булавинова

Реклама