Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 января 2009 10:53

Однажды в провинции. Впечатление второе: побег от неискренности Кати Шагаловой

Однажды в провинции. Впечатление второе: побег от неискренности Кати Шагаловой

Еще одним участником «Фестиваля российских кинопремьер», проходившего в рамках Эха «Московской премьеры», была Катя Шагалова, режиссер фильма «Однажды в провинции». Наш корреспондент встретился с ней и побеседовал о совершенных ею поездках, география которых была достаточно обширной.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, куда Вы ездили и как Вас принимали?

Катя Шагалова:
Я была в Черноголовке, Твери, Вологде, в городе Грязовце Вологодской области, в Челябинске и Тюмени. От всех поездок остались очень хорошие впечатления – не могу сказать, что позитивные, поскольку фильм, который я представляла, больно тяжелый. Больше всего мне понравилось, что в отличие от наших московских журналистов, люди были очень дружелюбны. Они подходили, благодарили, соглашались с тем, что все показанное – правда. Это было очень приятно в сравнении с реакцией, с которой мне пришлось столкнуться в Москве. Здесь мне задавали весьма странный, на мой взгляд, вопрос: как, живя в столице, я могу снимать кино про провинцию. «Да как Вам не стыдно!» - слышала я в свой адрес. Во-первых, надо отметить, что в детстве я жила в маленьком городке, поэтому прекрасно знаю эти реалии. Во-вторых, люди, которые об этом спрашивают и высказывают такие комментарии, на поверку, сами оказываются выходцами из провинции. В таком случае я могу сказать, хорошо, ребята, вы сидите на гламурных тусовках, разъезжаете по заграничным фестивалям – что же вы сами-то здесь, а не там? Поезжайте в провинцию, где тоже есть журналы, где нужны профессионалы.

Корреспондент:
Возможно, дело в том, что изображенное на экране вызвало у них, как у зрителей, недоверие?

Катя Шагалова:
Когда мне говорят, что не верят, я отвечаю, что выросла в маленьком городке. И жители таких городов подтверждают, что все так и есть на самом деле. Поездки дают искреннюю реакцию людей, которые не зациклены на себе и своем собственном успехе. Мне было приятно, что не было никакой злости, только благодарность. Там люди искренне пишут, искренне говорят. Я очень устаю без искренности. Наверное, в этом заключается моя проблема – я старомодна в том, что не умею врать и не хочу учиться этому скверному искусству. Если меня позовут, в будущем я обязательно поеду еще, но сейчас – у меня начинается новый проект. Он пока еще в стадии разработки, и мне бы не хотелось об этом подробно говорить. Слава Богу, дела еще находятся.

Корреспондент:
О чем спрашивали Вас на встречах?

Катя Шагалова:
Несколько раз я слышала вопрос: «Где вы этот кошмар нашли»? Они ужасались, почему люди так живут. Я успокаивала их тем, что у меня в Москве есть такие знакомые. Они живут в сорока минутах езды от Кремля, но ни разу там не были – в Кремле ведь пиво не наливают, и курить там нельзя. Вот в чем дело. Провинция страшна, но речь шла не только о территориальной провинции, скорее, о внутренней, духовной. Целевой аудиторией фильма была молодежь, которые еще могут изменить свою жизнь. Я ни в кого не тычу пальцем, мол, посмотрите на себя, а предлагаю нам всем вместе посмотреть в глубь себя. У нас у всех есть недостатки, которые при желании можно искоренить. В этом плане, я социально неравнодушный человек. Стараюсь поднимать темы, которые многие избегают. Поход к стоматологу, когда зуб нарывает, никогда и никому не будет приятен.

Корреспондент:
Одинаково ли Вас принимали в подмосковной Черноголовке и за Уралом, в Сибири?

Катя Шагалова:
Как-то особенно встречи не отличались. Хотя в Тюмени был забавный случай, когда зрители возмутились, почему один из героев говорит, что он родом из их краев, ведь у них, якобы такого ужаса нет. Я их убедила, что никого не хотела обидеть, и предложила им выйти из дорогого комплекса, сесть в свою недешевую машину и посмотреть, что творится вокруг. В Тюмени достаточно высокий уровень жизни, который как будто прикрывает все кошмарные реалии. Неприятие возникает оттого, что люди узнают правду, но не хотят ее признавать. Если кто-то пьет водку подороже и одет получше, еще не значит, что он не провинциален духовно.

Корреспондент:
Как Вы считаете, интересен ли фильм «Однажды в провинции» западному зрителю? Вы не боитесь подтвердить стереотип о пьющей России?

Катя Шагалова:
Молодежь пьет и в Германии, и во Франции. Боятся жить, вот и пьют.
Мы показывали фильм на фестивалях в Париже, Таллинне. Везде была одинаковая реакция – что за границей, что в российской глубинке. Почему-то единственные злобящиеся люди в Москве, хотя я здесь живу, и очень люблю этот город.

Корреспондент:
Почему в фильме «Однажды в провинции» все герои очень красивые внешне? И почему Вы, как сценарист и режиссер, не дали возможности выжить молодой паре в финале картины?

Катя Шагалова:
Красота героев – намеренный художественный прием, чтобы их было жальче. Беда красивых женщин в картине состоит в том, что они позволяют себе опускаться. Хотя героиня Любы Толкалиной никогда не позволит себе выйти на улицу в халате, а ведь у нее очень тяжелая жизнь.
Насчет концовки один «гениальный» журналист написал: два главных вурдалака в финале гибнут. Какие же они вурдалаки? Парень с девушкой умирают как раз оттого, что они объезжают несчастного, всеми обижаемого бомжа, вышедшего на дорогу. Они погибают оттого, что они – люди.

Автор:
Мария Мухина
Реклама