Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 января 2009 13:55

Эдуард Тополь: «Я не вижу мистики в профессии режиссера»

Эдуард Тополь: «Я не вижу мистики в профессии режиссера»

На состоявшейся 14 января в кинотеатре «Художественный» премьере фильма «На краю стою» писатель Эдуард Тополь впервые присутствовал не только в качестве автора сценария, но и как режиссер, продюсер картины. После показа он дарил гостям мероприятия книги с автографом и общался с журналистами. Наш корреспондент побеседовал с Тополем о его новом «детище» и о том опыте, который писатель приобрел за время работы над фильмом.

Корреспондент:
Что было раньше – повесть или сценарий? Что подтолкнуло Вас обратиться к рассказу о судьбе пограничника?

Эдуард Тополь:
Повесть, вошедшая в книгу, которую Вы держите в руках, написана по сценарию. Мне трудно однозначно ответить на вопрос о возникновении замысла. Я не ношу с собой, но у меня есть удостоверение отличника пограничной службы, подписанное двенадцать лет назад начальником погранвойск, тогда они были отдельно от ФСБ. Оно было получено за доставку гуманитарной помощи на границу Курильских островов и Камчатки. На самые дальние заставы я с помощниками доставил самолет гуманитарной помощи – компьютеры, спортинвентарь, лекарства, продукты. Таким образом, я смог вблизи увидеть работу пограничников.

Корреспондент:
По окончании фильма генеральный директор Вашего продюсерского центра Алла Адольфовна Махина сообщила, что один из прототипов главного героя погиб. Почему было решено закончить фильм на счастливой ноте?

Эдуард Тополь:
«На краю стою» - это не повесть о конкретном «настоящем человеке», как у Бориса Полевого. История основана на реальных фактах, таких, как борьба с наркотиками, бандитизм, месть бандитов, но не на реальной биографии. Есть и реальный факт того, что пограничник, которому мы сейчас стремимся помочь, лежит пластом, и любящая его жена ухаживает за ним, кормит. Это происходит не один раз, а продолжается уже три года. Фильм об этой верности, о силе русской женщины, которая не только любовница, но и мать, нянька, сиделка. Хэппи энд – это надежда на то, что любовь, верность, дружба побеждают, что счастье будет. Изобразить на экране горькую правду и подробности нелегкой жизни инвалида было нельзя, потому что зритель не выдержит. Экран все увеличивает в сотню раз.

Корреспондент:
«На краю стою» - Ваш первый опыт режиссуры и продюсирования фильма. Вы давно хотели попробовать себя в новой профессии? С какими сложностями пришлось столкнуться?

Эдуард Тополь:
Да, это мой первый опыт. Сложностей, безусловно, было огромное количество. Для продюсирования в первую очередь нужно иметь организаторский талант и достаточно опыта, умение работать в тяжелейших условиях. Будучи режиссером, надо заставить шестьдесят человек делать то, что только он один видит перед собой. Я никогда не хотел и не собирался быть режиссером. Всегда стремился находиться как можно дальше от съемочных площадок, но невозможно терпеть, когда ты пишешь, а об это просто вытирают ноги. Последние две работы по моим сценариям, «Монтана» и «Ванечка», – Это как два аборта. Со мной не советовались, от меня прятали материалы. И я понял, что нужно брать власть в свои руки. Были, конечно, моменты полного отчаяния, но деваться было некуда – мы вывезли шестьдесят человек в Узбекистан, в горы, там фильм и снимался. Всего потребовалось сорок два съемочных дня.
Я в кино уже тридцать лет, для меня это не что-то такое «ах». Я не вижу мистики в профессии режиссера. Может быть, давно надо было к ней обратиться – тогда не было бы «Монтаны» и «Ванечки».

Корреспондент:
В титрах заявлено три режиссера-постановщика: Эдуард Тополь, Рауф Кубаев и Мунид Закиров. Как между вами распределялись обязанности?

Эдуард Тополь:
Начинал снимать и снял значительное количество материала режиссер Рауф Кубаев. Потом Рауф ушел на другой проект, и я позвал своего ВГИКовского приятеля, чтобы он мне помог кое-что переснять, доснять, переделать. Он некоторое время помогал, затем уехал, и я сам уже доснимал, монтировал (с монтажером, конечно), озвучивал, работал с композитором Максимом Дунаевским.

Корреспондент:
Каким Вы видите будущее созданного продюсерского центра?

Эдуард Тополь:
Есть еще два сценария: «Ангел с небес» и «Пластит», по которым нужно будет снять фильмы. Помимо них есть еще несколько проектов, которые мы планируем осуществить.

Корреспондент:
Работа с чужими сценариями в планы не входит?

Эдуард Тополь:
Такое может произойти только в случае, если я ничего не смогу написать. Но даже тогда этого все равно не будет.

Автор:
Мария Мухина
Реклама