Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 февраля 2009 16:30

Роман Качанов: «У нас в стране очень большая проблема с комиками. То есть не то что проблема, а их просто нет».

Роман Качанов: «У нас в стране очень большая проблема с комиками. То есть не то что проблема, а их просто нет».

Роман Качанов – режиссер «ДМБ», «Даун Хауса», недавней «Неваляшки» и еще нескольких картин – завершает в Санкт-Петербурге съемки своей новой картины «Псевдоним для героя». Он еще молод, для режиссера сорок с небольшим – немного. Будучи комедиографом по профессии, Роман Романович остается ироничным и легким человеком в жизни. Он враг всякого пафоса, может ответить вопросом на вопрос, а любой ответ обратить в шутку. Режиссер прямо со съемок любезно согласился дать интервью по телефону, в котором рассказал о своем новом фильме, опыте сотрудничества со сценаристом, продюсером и подходе к кастингу.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, какая ситуация с вашей последней картиной, которую вы сейчас делаете, «Псевдоним для героя»?

Роман Качанов:
Во-первых, я надеюсь, что это не последняя моя картина. С одной стороны, вместе со всей страной мы отпраздновали наступление кризиса остановкой на три месяца. Было три месяца монтажа и некое состояние неопределенности. Потому что у меня оставалось пять недоснятых дней, но тех дней, без которых у меня монтаж не складывался. И по прошествии времени появилась возможность наконец доснять материал и мучительно делать постпродакш в состоянии кризиса. Сейчас мы снимаем – у нас осталось еще три съемочных дня.

Корреспондент:
Комедиограф в нашем кино – очень редкая специализация. Их буквально один на десятилетие. Наша русская комедия, чтобы была смешной, как правило, должна не только синтезировать наши внутренние характерные особенности, но и брать какие-то иностранные влияния. Комедия Леонида Гайдая – под очевидным влиянием американской эксцентрической комедии. Эльдара Рязанова, на мой взгляд, французской комедии. Юрия Мамина – английской комедии. А ваше?

Роман Качанов:
А вы как думаете?

Корреспондент:
Какую-то схожесть в чем-то я увидел с Аки Каурисмяки «Ленинградские ковбои». Но не во всем…

Роман Качанов:
Про истоки творчества обычно говорят в третьем лице. Наблюдать изнутри довольно сложно. Пестрая получается картина. Так вышло, что я стал снимать рано. Первое кино сделал, когда мне было двадцать четыре года, второе, когда мне было двадцать пять. Потом наступили бурные девяностые. Я снимал, в основном, рекламу. Ну, в общем, ерундой всякой занимался, а через несколько лет стал снова занматься кино. В 1998. Тогда еще Каурисмяки не знали, я бы и рад сослаться на какого-нибудь авторитета, но, наверно, все-таки их было больше, чем один уважаемый финский коллега. Потому что я любил смотреть кино в детстве. Сейчас тоже люблю, но меньше. Смотрел я его беспорядочно, бессистемно, я бы даже сказал. Наслаждался итальянцами-неореалистами. Нашими кинофильмами, какими-то импортными картинами, которые тогда даже не показывали. Это были времена, когда не было видеомагнитофонов и иностранных фильмов. У меня была возможность смотреть некоторые зарубежные кинокартины. Поэтому систему было очень трудно во все это внести. Но, наверное, там и сям поднабрался. Но как-то для себя я это не формулировал.

Корреспондент:
Сейчас в нашей стране появился новый комедийный стиль – так называемое КВН-кино. «Самый лучший фильм» и множество других проектов. Их делают люди, которые пришли с телевидения и из КВН. Как вы относитесь к этому?

Роман Качанов:
Я отношусь к этому без понимания, но и без раздражения. В конце концов, работают и работают. У нас в стране очень большая проблема с комиками. То есть не то что проблема - их просто нет. Потому что такая традиция. Вот во Франции есть комики, у нас нет. Поэтому люди, которые работают в режиме стенд-ап комедии – в Comedy Club и в «Нашей Russia» - делают то, что очень симпатично и в принципе свежо для наших широт. Но дело в том, что это совершенно не означает, что они чего-то понимают в кино. Поскольку кино все-таки является искусством визуальным, а с тридцатых годов прошлого века еще и звуковым. И там просто другие законы действуют. Поэтому все мои комментарии относятся больше к моменту «без комментариев», что называется.

Корреспондент:
Картины, которые сделали вас известным - «ДМБ» и «Даун Хаус» – сделаны в сотрудничестве со сценаристом Иваном Охлобыстиным. Расскажите, какое было распределение ролей между вами? И, уходя от персоналий, как режиссеру позиционировать себя при сценаристе, который участвует в процессе?

Роман Качанов:
Я про других режиссеров не знаю, поэтому могу сказать только за себя, как я работаю со сценаристом, который активно участвует в процессе. В процессе съемок «ДМБ» и «Даун Хауса» сценарист никак не участвовал. Собственно, один раз приехал на съемки «ДМБ» и раз пятнадцать приехал на съемки «Даун Хауса». Потому что у него там роль была больше. А что касается глубокоуважаемого Ивана, я его действительно очень люблю и очень хорошо к нему отношусь. И надо отдать ему должное, он мне совершенно не мешал, правда и не помогал, когда я просил. Написал, и все. А на нынешней картине «Псевдоним для героя» сложилась ситуация, что сценарист и продюсер не обделяют меня своим вниманием. Ну и тоже ничего страшного, хотя и неожиданно.

Корреспондент:
Но как вы добиваетесь своего стиля?

Роман Качанов: 
Я просто делаю так, как мне кажется правильным и как мне бы самому понравилось. Не лично мне, а обычному человеку с рабочей окраины. И вот  получается то, что получается. Все по-разному работают – кино подразумевает индивидуальный пошив. Кто-то держит иголку в правой руке, кто–то в левой, кто-то на швейной машинке строчит. Но в общем-то люди делают так, как им удобней донести до зрителей и товарищей то, что они думают и переживают. Нужно работать в полную силу и, наверное, все будет нормально. Просто надо стараться сделать стоящее кино, потому что не все, что снято на пленку, таковым можно считать. А если кино все-таки получилось как кино, то это уже можно обсуждать. Методы тут вопрос десятый. Важно, чтобы в полную силу и с чистым сердцем. Фильм может получиться или нет – это всегда видно. Если получилось, оно подлежит обсуждению, если нет – нужно признаться себе, что не получилось, и идти дальше.

Корреспондент:
Как избежать того, чтобы создатели фильма не тянули сюжет в разные стороны? Как добиться единоначалия в кино в современных условиях?

Роман Качанов:
Истории про то, что режиссеры все время орут, ругаются матом и являются такими тиранами – это все из области легенд. Есть, конечно, коллеги, которые орут и матерятся, наверно, им так легче и проще. Иногда приходится, конечно, это делать, но не могу сказать, что в этот момент происходит самореализация – это скорее от безысходности. Кино-таки искусство сильно синтетическое. И, если я буду делать работу за всех вокруг, то готово это кино будет, наверное, лет через двадцать или тридцать, что в принципе не годится никуда. Поэтому нужно давать людям самореализовываться и открываться и так ставить задачу, чтобы у них был диапазон для того, чтобы показывать мне разные варианты, - с одной стороны, а, с другой, - если позволить каждому тянуть одеяло на себя, то понятно, что ничего не получится. И, собственно, пройти по этой грани – это и есть основной момент профессии. Вроде все звучит просто, но это не так уж легко реализовать.

Корреспондент:
А в отношениях с продюсером, который основная фигура сейчас в кино, как себя должен позиционировать режиссер?

Роман Качанов: 
У меня отношения с продюсерами складываются теплые. Это не потому, что сейчас здесь рядом со мной стоит продюсер нашего кинофильма (смеется). На полном серьезе. У меня действительно с продюсерами на всех моих картинах, практически на всех, скажем так, отношения были теплые и товарищеские. Поэтому я испытываю ужас от того, что говорят коллеги о том, что продюсеры душат творчество на корню и так далее. В общем, слухи об этом, думаю, немного преувеличены, хотя, опять же, у всех свой опыт. У меня были хорошие отношения с продюсерами, которые немного портились к концу производства, прежде всего от усталости. Потому что мы люди не легкие, да и просто уже уставали от интенсивного сотрудничества. А потом, когда начинался прокат, отношения налаживались. Хотя, я даже не могу сказать, что они особо разлаживались. Со всеми продюсерами или, скажем так, большей их частью, у меня теплые отношения: мы поздравляем друг друга, если не забываем это в суете, со всевозможными праздниками, днями рождения. Иногда они дают мне взаймы, когда денег нет.

Корреспондент:
Возвращаясь к вашим самым известным картинам «ДМБ» и «Даун Хаус». Скажите, Вы предполагали такое, что они взорвут, поляризуют публику? Вы планировали это?

Роман Качанов:
Наверное, всякое себе представляешь, когда собираешься что-то сделать. Когда что-то делаешь, думать о том, как слово наше отзовется, некогда, да и совершенно в другую сторону мысли направлены. А когда уже закончил, то, в принципе, можешь думать, можешь не думать, все равно уже ничего не поменяешь и, как говорится, из песни слов не выкинешь. Поэтому я не знал, что фильм «Даун Хаус»вызовет народную любовь и одновременно нелюбовь.  Я об этом не думал в момент съемок, до съемок тоже как-то не предполагал, а после уже было поздно. Поэтому пришлось принимать вещи такими, какие они есть. А сделать все для того, чтобы потом было не стыдно детям в глаза смотреть и на юбилее в пятьдесят лет кино показать, это надо стараться, ну и дожить еще надо до пятидесяти лет.

Корреспондент:
Тогда давайте возвратимся к вашему фильму, который вы сейчас снимаете. Там сценаристом стал Андрей Кивинов?

Роман Качанов:
Да. Автор сценария Андрей Кивинов – замечательный петербуржский писатель. Поскольку он в большей степени литератор, чем сценарист, еще на момент экранизации фильма помогал, и это будет отмечено в титрах как «при участии», Константин Мурзенко. Наш тоже глубокоуважаемый артист и кинодраматург ленинградский. Этим работа над сценарием, естественно, не закончилась. Я и продюсер Алексей Редозубов с вниманием относились к тексту и к тому, что происходило в кадре. Поэтому сценарий менялся, что-то дописывалось, но это не недостаток сценария, а достоинство, когда его можно как-то покрутить и при этом еще от него что-то остается. Я, собственно, столкнулся с автором, с которым я раньше не работал, и поэтому был момент притирки.

Корреспондент:
У вас в новом фильме играет очень много актеров известных. Это что будет? Как они выстроятся вместе?

Роман Качанов:
Дело в том, что, поскольку записных комиков у нас в кинематографе нет на нынешний момент, а если быть честным до конца, никогда чисто комических артистов в России и не было. В этой ситуации нужны актеры с очень широким диапазоном – артисты тем или иным (или всем сразу) выдающиеся, поэтому приходится работать с людьми, у которых есть какой-то бэкграунд, объем. Вот у нас поэтому такое количество известных людей. Но есть и менее известные – молодые. Один из главных героев у нас Сергей Перегудов – артист молодой.

Корреспондент:
А в главной роли Гоша Куценко?

Роман Качанов:
Да. Вторая главная роль у Сергея Перегудова, ну, естественно, наши товарищи Рената Литвинова, Алика Смехова, Оля Арнтгольц, Федя Бондарчук, Сергей Шнуров, Ваня Охлобыстин, Александр Тютрюмов, Александр Семчев – все такие объемные товарищи.

Корреспондент:
Это в какой-то степени по краткому синопсису, по самой фигуре Гоши Куценко, похоже на «Антикиллер». Можно это будет как пародию на Антикиллер воспринять?

Роман Качанов:
Ни в коем случае. Я никогда не снимал пародий и надеюсь, что и в дальнейшем не буду этого делать. Хотя с уважением отношусь к этому жанру. Никакой пародии на «Антикиллер» не будет – это сказка, я надеюсь, не злая, о нашей жизни. А что касается жанра, то, если сказать, что я снимаю комедию, это все равно, что сказать, что я самый большой молодец, - а это должен кто-то другой озвучить после того, как засмеется на картине. А я думаю, что делается все возможное, чтобы эта картина была смешная. Я надеюсь, что в каких-то моментах нам это удастся. А по жанру это сказка – абсолютно самостоятельное произведение без каких бы то ни было ссылок на произведения товарищей по цеху.

Автор:
Алексей Попов
Реклама