Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 марта 2009 16:22

Жером Салль: «Ларго Винч» - особенный фильм, самобытный, и в тоже время абсолютно зрительский»

Жером Салль: «Ларго Винч» - особенный фильм, самобытный, и в тоже время абсолютно зрительский»

19 марта в широкий российский прокат выходит фильм «Ларго Винч: Начало» (дистрибьютор – кинокомпания Люксор). На премьеру этой неординарной и интеллигентной французской картины в Москву прилетел режиссер ленты Жером Салль. Он поделился некоторыми секретами производства «умного блокбастера», а также прокомментировал факторы влияния экономического кризиса на французскую киноиндустрию и рассказал о своем личном отношении к России и русскому кино.

Корреспондент:
Какой вопрос по фильму «Ларго Винч» журналисты задают Вам чаще всего?

Жером Салль:
Во Франции этот вопрос звучал так «Почему Вы выбрали на главную роль Томера Сисле?».

Корреспондент:
А с чем это связано?

Жером Салль:
Дело в том, что Томер  внешне совершенно не похож на своего графического прототипа – Ларго Винча из комиксов. Поэтому всплеск удивления был огромным, и все пытались выяснить у меня причины такого кастинга.

Корреспондент:
А представителей российских СМИ что больше всего интересует?

Жером Салль:
В России я пока дал всего несколько интервью, во Франции же их были сотни, поэтому трудно пока проанализировать. Но так, навскидку, могу сказать, что несколько русских журналистов спросили, почему я выбрал именно этот комикс для экранизации.

Корреспондент:
Вы первый раз в Москве, в России?

Жером Салль:
Да, это моя «личная премьера» в Москве, у вас в стране я первый раз в гостях.

Корреспондент:
Вас не удивило отсутствие медведей на улицах?

Жером Салль:
Медведей? (смеется) Как? Я видел медведя! А вы что, разве не видели? (смеется) Но на самом деле, когда во Франции думают о России, представляют, скорее, красивых девушек, чем медведей.

Корреспондент:
Ну, уж русских красавиц Вы видели на улицах Москвы точно больше, чем медведей.

Жером Салль:
О, да!

Корреспондент:
Хорошо. Но давайте вернемся к фильму «Ларго Винч», который Вы не только поставили как режиссер, но также  работали  и над его сценарием. Чем Вас так привлек этот проект?

Жером Салль:
Прежде всего, увлекает сюжет. Это очень хорошая история в драматургическом плане, что уже редкость в наше время. И это история двухуровневая, там есть два измерения. С одной стороны, это приключения, интрига, а с другой – глубокое погружение в личность персонажа, его психологию, связь с детством. И мне было интересно сделать фильм, который работает на два этих измерения, гармонично составляя сюжет из их переплетения.

Корреспондент:
А для Вас был важен коммерческий потенциал проекта?

Жером Салль:
Основополагающе – нет. Но моя работа над таким дорогостоящим произведением, как «Ларго Винч», подразумевает, конечно, и коммерческую прибыль, и, прежде всего, возмещение всех инвестиций. Ведь я очень долго ждал, когда смогу приступить к постановке «Ларго Винча», ведь собрать такой бюджет начинающему режиссеру не так просто. Нужно было сперва  дождаться выхода на экраны моей дебютной полнометражной ленты - «Неуловимый». Она была успешной в прокате, поэтому после этого и появилась возможность собрать необходимые средства уже на «Ларго...». И если ты потратил достаточно средств на производство картины, то можно рассчитывать, что люди «немножко» сходят в кинотеатры, и возместят тебе все затраты (улыбается).

Корреспондент:
Бренд «Ларго Винч» - сначала комикс, а теперь и фильм, очень популярны во Франции. А чем, с Вашей точки зрения, этот проект может заинтересовать современного российского зрителя?

Жером Салль:
Думаю, история Ларго довольно универсальна. Для меня это история о молодом человеке, который пытается ускользнуть от той судьбы, которую уготовил ему отец. Ведь это неважно, чей ты сын – миллиардера, бакалейщика или крестьянина. Почти все мы прошли через это в детстве и в юности, когда родители пытаются навязать нам некий образ жизни – «правильный» с их точки зрения, и совершенно неприемлемый с нашей позиции восприятия. Сюжет строится на этом аспекте психологии, понятном и знакомом каждому зрителю – и в Европе, и в Америке.

Корреспондент:
Дело в том, что после показа «Ларго Винча» в декабре 2008 года на 76 Российском Международном кинорынке, некоторые владельцы  кинотеатров высказывали мнение, что фильм им понравился, но также, что эта картина «слишком умная» для современных кинозрителей в России.

Жером Салль:
(удивленно) Я более высокого мнения о русском зрителе, чем эти господа! В любом случае, у фильма несколько уровней прочтения. И каждый зритель увидит и найдет в нем что-то свое. А может и все сразу.

Корреспондент:
Я с Вами полностью согласен, но речь идет не о глобальном национальном восприятии россиянами кино как искусства и развлечения, здесь дается именно характеристика предпочтений современной российской киноаудитории – в подавляющем большинстве  это молодежь от 15 до 25 лет.

Жером Салль:
Вы знаете, на самом деле, во Франции была аналогичная ситуация. Хозяева кинотеатров сначала тоже немного побаивались. И хочу сразу отметить, что все эти страхи оказались ложными – фильм хорошо сработал. Я посещал многие сеансы, как раз затем, чтобы оценить реакцию зрителя. Я видел в залах много детей, молодежи – от 12 лет – и всем им фильм страшно понравился. Поэтому я и говорю, что прочтений у фильма может быть несколько. И оценить его также можно по-разному – с разных точек зрения. Знаете, у «Ларго…» есть такая ловушка – если публика ждет какого-то блокбастера «а ля Голливуд», или классического триллера – то она этого не дождется и на экране не увидит. Мой фильм иного склада. Но это тоже интересно. Я изначально ставил перед собой цель – не копировать голливудское кино. «Ларго Винч» - особенный фильм, самобытный, и в тоже время абсолютно зрительский.

Корреспондент:
А как его самобытность и «неголливудоподобность» отразилась на рекламной кампании, форме продвижения фильма зрителю? Вы обговаривали этот момент? Предупреждали публику заранее?

Жером Салль:
По уровню и масштабу рекламной кампании фильм может конкурировать с голливудскими промоакциями. Было множество интервью с Томером  и со мной, чтобы объяснить, что это за фильм. Но даже во Франции, где фильм хорошо пошел, возникали проблемы. Некоторые зрители решили, что это будет фильм наподобие тех, что снимает и продюсирует во Франции Люк Бессон – классические боевики с динамикой, драйвом или триллеры со всеми канонами голливудских постановок. А у этих проектов у меня на Родине хватает недоброжелателей. Таким образом, они (все эти зрители) заранее отказали моему фильму, потому что им не нравятся ленты Бессона. Но, слава Богу, они все же нам поверили и сходили на «Ларго Винча» в кино. Многие из них, даже в моем окружении, подходили потом и говорили: «Знаешь, а фильм оказался намного умнее, чем я предполагал!». И мы действительно проделали огромную работу, чтобы объяснить этой группе зрителей и всем остальным, что «Ларго Винч» - это особенное кино. Мы организовали тур по провинции, где на предпремьерных показах в разных городах встречались и с местной прессой, и с публикой. И это тоже для меня было очень увлекательным занятием – довести до зрителя нового персонажа, новое восприятие киногероя из комиксов.

Корреспондент:
Во Франции у фильма был рекламный слоган?

Жером Салль:
Нет, мы решили отойти от этой схемы, которая бы усилила и без того немалые опасения публики в голливудской прототипности фильма. К тому же «Ларго Винч» во Франции – известнейший бренд, поэтому его рекламировать особенно и не надо, это имя и так на слуху.

Корреспондент:
«Ларго Винч» изначально задумывался как франшиза, под которой выйдет серия фильмов? Или все решили сборы первой части?

Жером Салль:
Нет. На самом деле, я изначально задумывал сделать только один фильм – первый и единственный – это и так было очень сложно. А сейчас, на основе успеха фильма во Франции, мы сделаем второй фильм. И продюсеры как раз и хотят сделать из проекта франшизу – но это уже не мое будущее. Я постараюсь сделать хорошо второй фильм, и буду просто счастлив, если Ларго будет продолжать свою экранную жизнь и без меня! И если так получиться, что выйдет и третий, и пятый фильм (уже без моего участия), то я буду этим гордиться!

Корреспондент:
В таком случае, хочу Вас немного обрадовать, ведь российский прокатчик – кинокомпания Люксор – поверила в успех «Ларго Винча» еще до его успешных сборов во Франции, и заявила фильм как «Ларго Винч: Начало» в российском прокате.

Жером Салль:
Да, это настоящий кипрессинг! (смеется)

Корреспондент:
Что Вы можете сказать о современном российском кино?

Жером Салль:
Говоря откровенно, я далеко не знаток русского кино. Из последних просмотренных мною фильмов мне запомнились работы Тимура Бекмамбетова. Я видел его голливудский фильм «Особо опасен» и «Ночной дозор» российского производства. Обе картины мне понравились, они показались мне очень творческими, в них есть энергия, стиль.

Корреспондент:
То есть, они не показались Вам похожими на продукцию Люка Бессонна?

Жером Салль:
Безусловно, «Особо опасен» принадлежит к той же категории фильмов. И вы не подумайте, что мне не нравится сам Люк или его творчество, мы с ним несколько раз виделись, общались на разные темы, в том числе говорили и об облике национального кинематографа во Франции. Но повторюсь, что фильмы Тимура Бекмамбетова отличает другой подход к визуальному решению картины, креатив иного склада даже в постановке трюков, не говоря уже о драматургии. И лично я получил огромное удовольствие от просмотра этих фильмов, несмотря на их развлекательную направленность.

Корреспондент:
У Вас есть режиссерское образование?

Жером Салль:
Отнюдь! (смеется) Да, я не заканчивал киношколы и не учился режиссуре специально. После школы, совсем еще юным мальчиком я начал работать фотографом в газете. Потом переквалифицировался в арт-директоры нескольких проектов, где и продолжил постигать тонкости визуальных искусств. Время от времени я писал сценарии, истории, делал зарисовки. От них я вдохновился к воплощению интересующих меня тем в реальность с помощью кинематографа.

Корреспондент:
Но с русской киноклассикой-то Вы знакомы?

Жером Салль:
Конечно! Эйзенштейн, Кончаловский…  В этих именах я разбираюсь намного лучше, чем в современной российской кинодействительности.

Корреспондент:
А как насчет французской кинодействительности? Насколько экономический кризис отразился на киноиндустрии во Франции?

Жером Салль:
Думаю, пока рано еще подводить черту и говорить о существенных переменах. Все еще не стабильно, не четко прорисовано. Но в целом – нам повезло. Кинобизнес во Франции по-прежнему процветает. Кинотеатры заполняются людьми, фильмы собирают приличную кассу. Думаю, тут кризис пойдет киноиндустрии на пользу, ведь в тяжелые времена народу хочется отвлечься от мрачных мыслей в кинозалах даже чаще обычного. И количество посещений залов по стране даже возрастет. Большой кинобизнес не пострадает, скорее, под удар попадут малобюджетные проекты и весь независимый сегмент французской киноиндустрии. Но для таких фильмов, над которыми работаю я, сложности не будут ощущаться так явно.

Корреспондент:
Это связано с тем, что французский кинорынок достаточно укомплектован? Ведь глобального строительства кинотеатров у вас в стране не идет?

Жером Салль:
Да, безусловно. У нас очень много кинотеатров и мультиплексов как в крупных городах, так и в провинциях. Причем большинство залов уже модернизировано, и качество кинопоказа улучшается с каждым днем. Глобальная модернизация началась еще 20 лет назад, поэтому сейчас мы имеем довольно мощную систему кинопоказа и дистрибьюции.

Корреспондент:
В США валовые кассовые сборы за февраль 2009 года превысили показатель прошлого и установили новый сезонный рекорд, а в России же, наоборот, ощущается спад как бокс-офиса (из-за курса доллара), так и количества зрителей. Во Франции соответствующую динамику можно проследить?

Жером Салль:
Да, у нас ощущается небольшой прогресс. Кассовые сборы растут, конечно, не с такими показателями, как в Америке, но все же, прирост валового сбора есть.

Корреспондент:
А какой вопрос Вам ни один журналист так и не задал, а вам так хотелось на него ответить?

Жером Салль:
(смеется) О, таких вопросов очень много. Но еще больше вопросов мне задали. И многие из них были интересными. Один из русских журналистов спросил, что значит последняя сцена в «Ларго Винче». Такого вопроса мне не задал ни один французский журналист, хотя интервью и пресс-конференций было огромное количество. А это такой настоящий вопрос. Видимо, французским зрителям было и так все понятно, раз они не спросили об этом.

Корреспондент:
А Вы уверены, что французская публика поняла все правильно? Может, они слукавили, сделав вид, что им все понятно?

Жером Салль:
Абсолютно с вами согласен! Ведь даже съемочная группа, когда мы приступили к этой сцене, смутилась и задалась вопросом: «А что это мы такое снимаем? Зачем? К чему все это? И как это связать с остальным материалом?».

Корреспондент:
Давайте тогда не будем раскрывать перед российскими зрителями все секреты «Ларго Винча», пусть каждый сделает свой вывод из увиденного фильма, а Вы в следующий раз, когда будете в Москве на премьере сиквела, все нам и расскажете.

Жером Салль:
Договорились! Надеюсь, это будет зимой, и я увижу в Москве больше снега. И медведей! (улыбается).

Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама