Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 июня 2009 11:29

Вера Сторожева: «Фестиваль – одна из главных возможностей показать картину»

Вера Сторожева: «Фестиваль – одна из главных возможностей показать картину»

В конкурсную программу «Кинотавра» был включен фильм Веры Сторожевой «Скоро весна». Встретившись с режиссером картин «Путешествие с домашними животными», «Греческие каникулы», «Небо. Самолет. Девушка» и др., мы поговорили с ней о новой ленте, основных принципах работы над проектами и дальнейших творческих планах.
 
Корреспондент:
Какие надежды Вы связываете с участием картины «Скоро весна» в конкурсе «Кинотавра»? Что для Вас значит фестивальная жизнь фильма? Насколько она значима?

Вера Сторожева:
Я очень хотела, чтобы фильм «Скоро весна» включили в конкурс «Кинотавра». Раньше мои картины показывались на этом фестивале только вне конкурса. Продюсером «Путешествия с домашними животными» был Игорь Толстунов, и он, имея отношение к руководству «Кинотавра», по этическим соображениям не разрешил нам участвовать в конкурсе сочинского фестиваля. Мне кажется, что «Кинотавр» - фестиваль, который, как некая доска почета, показывает лучшее, что было снято в течение года в России. Я очень люблю «Кинотавр», потому что меньше чем за две недели там можно посмотреть все новые фильмы, сделанные за год.
Участие в фестивале дает интерес к фильму со стороны прессы, привлекает к нему дополнительное внимание. Это все очень важно для картины, потому что она снимается не для того, чтобы потом лежать на полке в холодильнике или на складе. Фильм делается, прежде всего, для того, чтобы участвовать в фестивалях и выходить в прокат. Но всем известно, что существуют большие проблемы с прокатом нашего кино, поэтому, получается, фестиваль – одна из главных возможностей показать картину.

Корреспондент:
Стоит ожидать фильм «Скоро весна» в российском прокате? Если да, то когда? Насколько мне известно, недавно, в дополнение ко всем уже имеющимся высоким наградам за предыдущую картину «Путешествие с домашними животными», Вы получили диплом, подтверждающий, что фильм имел невероятный успех среди польских зрителей. Планируются ли показы нового фильма «Скоро весна» за рубежом?

Вера Сторожева:
Да, мы предполагаем выпустить его в российский прокат в декабре. Больше пока никаких планов нет. Я не знаю, будет ли показан фильм где-то за рубежом. Сейчас у меня началась работа над новой картиной. Совместно с компанией «Парадиз» мы делаем фильм под названием «Компенсация». Только-только проект был запущен.

Корреспондент:
Как складываются Ваши режиссерские отношения с продюсерами? На Ваш взгляд, продюсер должен принимать непосредственное участие в съемках или, наоборот, давать полную свободу действий?

Вера Сторожева:
Так получилось, что я из поколения режиссеров, которые не участвуют в жестком продюсерском кино, хотя, безусловно, существуют проекты, когда продюсер находит деньги, сценарий и приглашает режиссера для реализации своей идеи. В таком случае продюсер выстраивает работу режиссера, как ему нужно. Я, как правило, всегда сама находила историю, потом общалась с продюсерами, с Госкино и так далее. В связи с этим у нас с продюсерами обычно получалось творческое соучастие, сотворчество. Не то что бы они были просто администраторами – мы что-то вместе решали, придумывали. Я человек болезненно самостоятельный, поэтому уже вторую картину делаю сама как продюсер. В работе над «Компенсацией» участие принимает также «Парадиз», они финансируют проект, и многие вопросы мы решаем с ними вместе, и пока у нас полное взаимопонимание.

Корреспондент:
Какие темы Вам интересны? О чем Вам, как зрителю, было бы интересно посмотреть фильм? Про что еще очень бы хотелось снять кино? Нет ли каких-нибудь по тем или иным причинам отложенных в долгий ящик проектов, идей?
 
Вера Сторожева:
Моя режиссерская судьба складывается очень поступательно. Как правило, начиная работу над одним фильмом, я уже читала заявку на будущий проект или даже сценарий. Обычно все идеи, которые мне бы хотелось реализовать на экране, я воплощаю, поэтому не бывает так, чтобы я что-то некогда задумала снять, но не сняла. Все меняется: взгляды, ощущения, желания. Как правило, мне нравится снимать кино разных жанров. «Компенсация» будет криминальной драмой.
Я лично люблю смотреть медленное кино, сугубо артхаусное, которое вообще практически никто не смотрит, кроме киноманов или профессионалов. Мой учитель Александр Митта говорил: «Хорошее кино – это скучное кино». Ты себя сначала как бы заставляешь смотреть, а потом получаешь удовольствие.

Корреспондент:
Как бы вы определили жанр фильма «Скоро весна»? Это картина о любви? Или любовный конфликт – только способ раскрыть характеры героев?

Вера Сторожева:
«Скоро весна» - драма с элементами комедии. По колориту, по месту действия, по героям вторых-третьих ролей это довольно-таки смешная история. Героиня Ольга немного нелепая. Философские нотки возникают в финале картины. Фильм не для очень широкого зрителя, но, тем не менее, доступный. Он понятнее, чем «Путешествие с домашними животными», потому что та картина получилась более аутичная. «Скоро весна» полегче. Хотя есть и другие мнения, и они прямо противоположные.

Корреспондент:
Ксения Кутепова снова играет в Вашей картине главную роль. Чем это обусловлено? Что для Вас важно в работе с актерами?

Вера Сторожева:
Ксения – очень хорошая, тонкая актриса. Сценарий к фильму «Скоро весна» был написан еще до съемок «Путешествия с домашними животными». Автор, когда писала про рыжую героиню, имела в виду Кутепову, чему я очень сильно сопротивлялась и говорила, что я ее не очень хорошо знаю. Потом я с ней поработала, и мне захотелось продолжить наше сотрудничество. Ксения очень серьезно относится к работе, к кино, и это всегда подкупает. К тому же, она очень подходит на свою роль в фильме «Скоро весна».
В работе с актером мне важно, чтобы человек был талантливый. Мне доводилось тащить актера на себе – это очень тяжело. Актеры бывают очень разные по стилю работы. Важно, чтобы они хотели сниматься, погружались в работу, потому что я очень ревностно отношусь, когда актеры куда-то спешат, убегают.

Корреспондент:
В большинстве Ваших картин замечательная музыка. Какое значение Вы придаете музыкальному сопровождению фильма? Долгое время Вы сотрудничали с композитором Андреем Антоненко, и вот уже второй фильм подряд – с Ильей Шипиловым. Расскажите, пожалуйста, как происходит Ваше взаимодействие с композиторами?

Вера Сторожева:
Илья Шипилов написал хорошую музыку для фильма «Скоро весна». Мы с ним встретились во время работы над «Путешествием с домашними животными», и я надеюсь, что впредь мы с ним будем продолжать наше сотрудничество.
Для меня очень важна музыка к фильму. Каждый раз я мучительно ищу композитора, старательнее даже, чем актеров. Когда появляется подходящий человек, с ним начинается долгая работа. Важно, чтобы у него было на это терпение. С музыкой все происходит довольно долго и мучительно. Она оказывает самое сильное эмоциональное воздействие на человека, но ей нельзя заливать весь фильм. Музыка такая яркая, поэтому может показаться, что ее чересчур. В фильме «Небо. Самолет. Девушка» у меня было тринадцать минут музыки, в «Скоро весна» - около двадцати. На картину это немного. Музыка – это эмоциональное усиление фильма, это мощное орудие, поэтому им надо пользоваться осторожно. Важно не убить картинку. Можно просто так прослушать музыку, и она покажется очень хорошей, а стоит ее наложить на видеоряд, как получится просто ужас: или ритм замедляется, или, наоборот, проскакивает значимая сцена. Композитор может начать возмущаться, мол, нравилась же музыка. С Шипиловым у нас возникло взаимопонимание. Он знает, что если я говорю «не подходит», значит так и есть – не начинает ныть, а работает дальше. От проекта к проекту накапливаются свои люди, которые понимают, чего я хочу и что мне нужно.

Корреспондент:
Чье мнение для Вас важно во время работы над проектом?

Вера Сторожева:
Я прислушиваюсь к любому мнению, хотя иногда не показываю вида. Кто-то, может быть, даже не понимает, что он подсказывает. Я очень открываюсь в момент подготовки к съемкам или во время них. Самая неожиданная ситуация или, казалось бы, какая-нибудь неурядица может обернуться подарком. Чем талантливее ты наберешь команду, тем больше шансов, что каждый привнесет в фильм свою долю таланта. Бессмысленно работать с людьми менее талантливыми, чем ты, только для того, чтобы быть на высоте. Над «Компенсацией» со мной будет работать оператор Олег Кириченко, который снял замечательный фильм «Русалка». Он молодой, но очень талантливый и креативный. Мне с ним интересно сотрудничать. Профессия режиссера и состоит в том, чтобы все отовсюду собирать. Бессмысленно отвергать что-то талантливое только потому, что это придумал не ты.

Корреспондент:
Именно поэтому вы каждый раз работаете с новым оператором?

Вера Сторожева:
Мне уже сказали, что среди операторов ходит слух, что я неуживчивая. Это не так. Со всеми операторами мы прекрасно работали, ладили. Среди номинантов на прошлый «Белый квадрат» было три оператора из четырех, с которыми я сотрудничала: Михаил Кричман, Владимир Михайлович Климов и Олег Лукичев. Практически с лучшими операторами я работала, и мы с ними заканчивали проекты в любви и полном согласии - не было никаких проблем. Просто у людей этой профессии другой творческий шаг. Я делаю одну картину, а они за это время снимают два фильма. Например,  Михаил Кричман, Олег Лукичев и Владимир Климов ушли в съемки, когда я только задумала запускать проект. В связи с этим мне пришлось начинать поиски другого оператора.

Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама