Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 февраля 2010 11:34

Макар Кожухов: «Мы стараемся не отходить от общих тенденций и не «изобретать велосипед»

Макар Кожухов: «Мы стараемся не отходить от общих тенденций и не «изобретать велосипед»

Независимая прокатная компания «Top film distribution» пережила тяжелые времена, но, несмотря на прогнозы, предвещавшие полный крах, не только осталась на рынке, но явилась в обновленном виде. В преддверии весеннего Кинорынка наш корреспондент встретился с генеральным директором компании «Top film» Макаром Кожуховым, чтобы поближе познакомиться со стратегией развития компании и особенностями представленных на рынок кинопроектов.

Корреспондент:
Скажите, какие изменения произошли в Вашей компании?

М.Кожухов:

Для начала у нас изменился практически весь состав: руководство, логистическая система, и это существенные изменения. Из прежнего «Top film» осталось два человека из отдела росписи. По большому счету сложилась новая компания. Со старым «Top film» нас связывает только название.
Мы взяли новых людей, которые разработали свою стратегию. Сейчас до конца, может быть, что-то не получается, но система отрабатывается и улучшения есть. Это занимает время, много сил, но, тем не менее, мы уже выходим на уровень, который позволяет забыть о проблемах в логистике, которые существовали раньше.

Корреспондент:
Как изменение качественного состава повлияло на политику компании, на принципы выбора фильмов?

М.Кожухов:

Сейчас я как руководитель компании сам участвую в процессе приобретения, закупки прав и выбора фильмов. Раньше, насколько мне известно, руководители лично этими вопросами так плотно не занимались.
Что касается жанровой политики и принципов выбора фильмов, мы стараемся не отходить от общих тенденций и не «изобретать велосипед». Ведь, в общем-то, все знают, какие фильмы нравятся зрителям. Есть коммерческие жанры, есть некоммерческое кино, - мы стараемся оставаться в категории коммерческих фильмов, с которыми, в то же время, интересно работать.

Корреспондент:
Какие фильмы ожидать от нового «Top film» в течение ближайшего года?

М.Кожухов:

Мы располагаем достаточно сильным пакетом на 2010-2011 гг., который, так или иначе, пополняется различными фильмами в зависимости от новых приобретений. У нас есть картины разных жанров. Среди них – скромные фильмы, которые будут выходить ограниченным прокатом и те, которые обладают потенциалом блокбастера.

Корреспондент:
Какие фильмы из Вашего пакета имеют все шансы стать блокбастерами?

М.Кожухов:

На мой взгляд, очень интересен проект, спродюсированный Джеймсом Кэмероном: фильм в 3D «Санктум». Он снимался на той же студии, что и «Аватар», и использовалась та же техника съемки. Только наш фильм – про подводный мир. Ориентировочная дата релиза – конец 2010 – начало 2011 г.
11 марта выходят «Замерзшие»: история про двух сноубордистов и лыжника, которые застревают на подъемнике в горах. Заметен фильм свои рабочим жанром: молодежный триллер-хоррор, причем от создателей «Пилы» и «Адреналина». И еще тема горнолыжного курорта сейчас очень популярна, в том числе среди нашей молодежи. Получается, что жанр и актуальность темы дают интересный для молодой аудитории фильм, который может выстрелить просто из-за данных составляющих. У «Замерзших» должен быть хороший сарафан. Мы будем привлекать активную молодежь, которая катается и увлекается экстремальными видами спорта посредством Интернет-акций, разных сайтов и сообществ. Дата релиза – 11 марта, - время, когда все уже откатали сезон, студенты вернулись к учебе, и им хочется заново погрузиться в атмосферу любимого отдыха. Ведь на подъемниках застревали почти все и неоднократно, это происходит каждый день. Я сам катаюсь, и знаю это очень хорошо. Что любопытно, в этом году я и сам завис на подъемнике, а рядом со мной сидели ребята и говорили: «Помнишь, как в том ролике на фильм «Замерзшие»?..». Я улыбнулся и порадовался: люди уже узнают о фильме, ждут его. Режиссеру удалось передать потрясающие ощущение, когда ты там висишь, и дует ветер, и некуда деваться; холодно, вокруг ходят волки: ужас пробирает.
Большая помощь в продвижении фильма – продюсеры, которые делали «Пилу». От хоррора «Замерзшие» становится жутко, не страшно, потому что там не выскакивают зомби из-за угла и не режут героев на части, там вообще нет ничего подобного, никаких потусторонних сил, но становится жутко от ситуации, в которой мог оказаться любой зритель. Я сам, когда вышел в ноябре с просмотра, подумал: «Зачем мне вообще ехать в эти горы?!». Это волнительное зрелище. И зрителям, которые любят волноваться, это на 100 процентов понравится.
В апреле у нас стартует русская лирическая комедия «Муж моей вдовы» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Это легкая и ироничная история любви. По большому счету, такие фильмы всегда нужны: они расслабляют. На такое развлечение публика всегда реагирует хорошо.

Корреспондент:
Как Вы думаете, российские картины не проигрывают рядом с зарубежным уже только потому, что они – отечественные? Если есть выбор, наверное, зритель лучше пойдет на зарубежный фильм?

М.Кожухов:

Наверное, в последнее время у аудитории сложилось предубеждение к российским картинам за счет не очень качественного продукта: зрители слишком часто обжигались. Но в то же время, люди идут на жанр. То есть если в кинотеатре идут ужасы или экшны, а зрителю хочется комедию, то он пойдет на эту комедию, независимо от того, русская она или, скажем, китайская. Это оказывается неважно. Поэтому с точки зрения конкуренции с зарубежными фильмами мы за «Мужа моей вдовы» не волнуемся.

Корреспондент:
Какой из Ваших ближайших проектов наиболее заметен на рынке?

М.Кожухов:

Апрельский релиз «22 пули. Бессмертный» сделан продюсером Люком Бессоном с Жаном Рено в главной роли. Два громких имени делают его весьма заметным. Фильм снимался на студии Бессона. Это 100-процентный криминальный экшн, гангстерская история в современном мире, очень динамичный фильм со всеми составляющими: со стрельбой, погонями, драками… С «22 пулями…» у нас связаны очень большие надежды, потому что и Жана Рено у нас любят, и Люка Бессона, и жанр выигрышный. Это качественный экшн, причем со смыслом, но при этом не перегруженный морализаторством и не перемудренный по содержанию. На этот фильм люди придут отдыхать.

Корреспондент:
Всегда ли Вы используете в рекламе имена продюсеров, режиссеров фильма?

М.Кожухов:

В принципе имена авторов мы, конечно, выводим и на афиши, на видное место. Тем более, если у фильма есть известное имя, например, Кэмерон, то мы, конечно, напишем, «… от создателя «Аватара». И было бы глупо это не использовать. Но есть противоречивые авторы, которые создали как однозначно успешные проекты, так и неоднозначные. Те зрители, которые знают, что выходит фильм конкретного режиссера или актера, не нуждаются в дополнительной информации. Они все равно придут на фильм. Это вопрос маркетинга: как преподносить продукт.

Корреспондент:
В Вашем пакете есть китайский фильм, расскажите о нем подробнее.

М.Кожухов:

Китайский фильм с Джеки Чаном «Большой солдат» – вообще интересная история. Чан выступил продюсером и сыграл главную роль в этой эпической экшн-комедии. И пусть никого не смущает слово «китайский», я бы, наоборот, на это сделал определенный акцент, потому что батальные сцены, сделанные в Китае, впечатляют. Картина зрелищная, костюмированная, массовая, большая, мощная, но не кровавая и сами китайцы очень счастливы по поводу выхода этого фильма. У «Большого солдата» очень большой потенциал: у него выигрышный жанр, это фильм для семейного просмотра, и у нас любят Джеки Чана. Все мы хорошо знаем Чана и знаем, что от него ожидать.

Корреспондент:
Фильм, запланированный на май, «Убийца внутри меня» снят по одноименному роману. Сейчас форма сотрудничества кинопрокатной компании с книжным издательством довольно популярна, Вы не прошли мимо возможности привлечь аудиторию и через книгу?

М.Кожухов:

За пару недель до российской премьеры будет выпущена книжка «Убийца внутри меня», над продвижением проекта мы работаем вместе с издательством. Будет взаимная поддержка проекта, pr-акции в книжных магазинах, одинаковый key-art: афиша фильма будет выступать обложкой книги. Всё-таки работа с книгой – нестандартное продвижение, и мы постараемся использовать эту возможность на 100 процентов. Таким образом, мы можем привлечь в кинотеатры читающую аудиторию, которая после прочтения книги захочет посмотреть экранизацию. Мы с издательством помогаем друг другу.

Корреспондент:
В апреле у вас запланировано три релиза, планируете ли Вы сохранить такой режим?

М.Кожухов:

Мы стремимся выпускать два фильма в месяц. В данном режиме мы работали, начиная с августа 2009 года. Один релиз – более крупный и амбициозный, второй – поскромнее. Такова наша политика. Картины, находящиеся у нас в пакете и их график выхода за рубежом позволяют нам работать таким образом.

Корреспондент:
На каких кинорынках Вы обычно набираете проекты в свой портфель, какие смотры для Вас приоритетны?

М.Кожухов:

Ничего нового я не скажу: на мой взгляд, топовые кинорынки – Американский кинорынок AFM в Лос-Анджелесе в ноябре и Каннский в мае. Берлинский – достаточно интересен, но он занимает промежуточную позицию между Лос-Анджелесом и Каннами. У нас получается больше всего закупок делать в Каннах.

Корреспондент:
Как действует механизм выбора проекта в пакет вашей компании?

М.Кожухов:

Мы сотрудничаем с американской агентской конторой, которая занимается только тем, что ищет новые кинопроекты, просматривает сценарии, расставляет оценки. Подбор и выбор фильмов – сложный механизм, в который вовлечено большое количество людей. Внутри компании мы советуемся с отделом кинопроката, с отделом росписи по кинотеатрам, кроме того, общаемся с людьми вне своей компании, пытаясь понять, что интересно, какие жанры, на кого из актеров, режиссеров, продюсеров стоит обратить внимание. Над этим мы работаем постоянно.
Вопрос о приобретении той или иной картины мы решаем уже внутри компании, я лично занимаюсь отбором фильмов. Это тяжелая работа, включающая чтение сценариев, просмотр релизов, отдельных кадров со съемок, ознакомление со студиями, бюджетами проектов, прокатными планами за рубежом, - это непрекращающийся процесс.

Корреспондент:
Бывает, что Вы берете фильм в свой пакет на уровне сценария?

М.Кожухов:

Как правило – всегда. Мы закупаем проект на уровне даже не сценария, а скрипта, наметки: может быть такой актер, а может быть и такой продюсер… По большому счету, это лотерея, и тут вопрос уже в том, насколько ты юридически грамотно подкован и можешь себя защитить. Конечно, бывает так, что покупаешь фильм, а в итоге он получается совсем не такой, каким ты его ожидал увидеть. Но это особенности индустрии. Приходится покупать кота в мешке с небольшим окошком. Ты через окошко подсматриваешь, но пока он не вылезет, непонятно, каков он на самом деле.

Корреспондент:
Ваши релизы представляют собой жанровое разнообразие, все проекты – разные. У Вас нет жестких приоритетов, предпочтений относительно жанров?

М.Кожухов:

Нет. Мы берем в свой пакет разные фильмы.

Корреспондент:
Тогда можете ли Вы сформулировать, в чем индивидуальность и отличие от других компании «Top film»?

М.Кожухов:

Хороший вопрос. Я считаю, что определить индивидуальность компании, работающей на независимом рынке можно в конце года, когда показываются сборы и ее место в соревновании дистрибьюторов. Тогда будет ясно, чья политика закупок оказалась более верной. На нашем рынке есть несколько компаний, и мы в том числе, работающих с многожанровым кино. Я не включаю в их круг фирмы, которые специализируются на артхаусе, мы в принципе с такими картинами не работаем.
Но почти все наши ленты ознаменованы громкими именами – актерами первой величины, продюсерами или же в самом сюжете или форме есть какая-то фишка, яркая особенность. Фильм должен быть заметным на рынке. Я не верю, что картина может сработать в ином случае. В нашей стране, к сожалению, люди на такой малоприметный проект не пойдут.

Корреспондент:
То есть в вопросе выбора фильма для Вас ключевое значение имеют известность актера, режиссера, продюсера или же особенность, яркое отличие фильма от других?

М.Кожухов:

Да. Например, в фильме «Замерзшие» главные роли играют малоизвестные молодые актеры. Но фильм заметен своим сюжетом: обычные люди, попавшие в опасную ситуацию, в которую может попасть практически любой лыжник. У картины «22 пули. Бессмертный» продюсер – Люк Бессон, а у фильма «Санктум» - Джеймс Кэмерон. Тут можно уже ничего не добавлять. Схема нашей работы проста: для нас ключевое значение имеют громкие имена, бюджет, прокат за рубежом, сюжет и сценарий. Всё остальное – менее важно. Я считаю, что если в картине нет известного актера, то даже если это будет фильм в супер-успешном жанре романтической комедии, то привести людей в кинотеатр будет сложно.
Например, в прошлом году мы выпустили картину «Нянька по вызову», который сработал очень хорошо. Главную роль в фильме играет Кэтрин Зета-Джонс, которую у нас в стране очень любят. И она в романтической комедии – это само по себе уже залог успеха. В США фильм не вышел в связи с юридическими нестыковками с лицензией, и в итоге сборы в России составили шестьдесят процентов от мировых. Имя плюс жанр дали отличный результат. И мы стараемся от данной схемы успеха не уходить.
Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Российский кинорынок

Другие статьи по теме Кинокомпания Top Film Distribution

Фоторепортажи по теме Российский кинорынок

Реклама