Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 сентября 2010 19:31

Екатерина Гроховская: «Я работаю на эмоциях – никогда не просчитываю фильмы»

Екатерина Гроховская: «Я работаю на эмоциях – никогда не просчитываю фильмы»

Поистине неисповедимы пути режиссерские. Взять, к примеру, Екатерину Гроховскую: начав свой путь в большом кино с типично артхаусной ленты «Человек безвозвратный», молодая постановщица неожиданно обратилась к жанровому кинематографу. Активности и работоспособности Гроховской можно только позавидовать: в этом году выходят сразу два ее проекта, рассчитанных на самый широкий круг зрителей – мистическая мелодрама «Цветок дьявола» (в прокате с 16 сентября 2010 года) и фэнтези «Волшебный кубок Роррима Бо в 3D» (релиз намечен на 23 декабря 2010 года). Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с Екатериной Гроховской о жанровом кино, передовых технологиях и эмоциональной составляющей творческого процесса.

Корреспондент:
Екатерина, ваш дебютный полнометражный фильм, драма «Человек безвозвратный», имел успешную фестивальную судьбу, и у Вас, таким образом, были все шансы продолжить снимать авторское кино, говорить о том, что наболело, но в 2010 году в прокат выходят две картины, и обе – чистой воды развлекательное кино с коммерческим потенциалом. Что послужило сменой вектора в работе?

Екатерина Гроховская:
Я всегда любила жанровое кино. Первый фильм – это всегда драма, малобюджетное кино, возможность попробовать себя в настоящей профессии. Сразу, например, фэнтези не снимешь - это же дорогое удовольствие. На мой взгляд, неправильно – сразу браться за большие бюджеты. За них же отвечать надо. И потом во ВГИКе учат снимать драмы. У меня был замечательный педагог – Ташков Евгений Иванович. В России очень сильная школа авторского кино. Но, к сожалению, у нас совсем не учат снимать жанровое кино, так что мне пришлось все постигать самой.

Корреспондент:
Как Вы самостоятельно осваивали азы жанрового кино?

Екатерина Гроховская:
Смотрела хорошие американские фильмы.

Корреспондент: 
На кого Вы ориентировались в первую очередь? Кто ваши кумиры?

Екатерина Гроховская:
Мне очень нравятся Зак Снайдер, Кристофер Нолан, обожаю Тима Бертона. То есть, жанровое кино с очень сильным авторским началом. Ну, и вообще, если под жанровым кино Вы подразумеваете что-то чисто коммерческое, шаблонное, то у меня на это другой взгляд.

Корреспондент:
Что для вас жанровое кино?

Екатерина Гроховская:
Драма – это ведь тоже жанр. Я не о том артхаусе, где встречается самовыпячивание – мол, я вот так вижу, я вот так хочу. И не о кино для своего, узкого круга людей. Зачастую такие фильмы получаются фальшивыми – проекты затеваются только ради того, чтобы съездить на какой-нибудь фестиваль. Я эту фальшь сразу вижу, и такой артхаус мне как-то не очень по душе. Но, тем не менее, есть хорошие фестивальные фильмы в жанре драмы. Одни из моих самых любимых – «Скафандр и Бабочка» и «Мечты о Калифорнии».

Корреспондент:
«Цветок дьявола» окрестили нашим ответом заморским «Сумеркам». Прокомментируйте, пожалуйста, это определение.

Екатерина Гроховская:
Ну, вот смотрите – сколько я делала мистическую драму «Цветок дьявола»? Четыре года. Фильм на стыке мистики и мелодрамы был задуман в 2000 году, тогда же я начала писать сценарий. А потом – бац! – меня сейчас обвиняют в том, что я что-то там стащила из очень хорошего фильма «Сумерки», из первой части.

Корреспондент:
Да, первые «Сумерки» вышли только в 2008. Но даже после просмотра трейлера и постеров, отрицать некоторое сходство достаточно сложно…

Екатерина Гроховская:
Этот постер был сделан мной за полгода до выхода «Сумерек», и я сейчас не вру, я правду говорю. Он даже был представлен на американском кинорынке, а потом мои знакомые говорят: «Откажись от этого постера. Тебя обвинят в плагиате». Почему я должна отказываться, если я его раньше сделала? Вообще для меня своровать чужие мысли – хуже, чем украсть деньги. Никогда в жизни ничего не воровала. Просто, да, по атмосфере получились действительно похожие фильмы.

Корреспондент:
И даже главные героини похожи. Случайность?

Екатерина Гроховская:
Я, когда актрису подбирала, еще не видела «Сумерки». На роль Полины пробовалось много девушек, и все было не то. В какой-то момент я даже отчаялась найти подходящую исполнительницу. Но в один прекрасный день пришла девушка Ольга Хохлова. Ей тогда было 17 лет, она только поступила на первый курс Щепкинского училища. Мы сделали пробы. Я сказала Оле: «Слушай, у меня героиня белокожая, худая, утонченная вся, так что тебе надо похудеть на восемь килограммов. Придется есть гречку без соли в течение двух недель и пить воду. Потом приходи». Через две недели она вернулась похудевшая. Знаете, многие приходят, вроде бы «горят», говорят: «Я хочу!», а как только подписывают контракт, в них вдруг что-то тухнет. Оля, наоборот, медленно разгоралась, и это надо было почувствовать.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, как вообще появилась идея этого сценария?

Екатерина Гроховская:
Я всегда любила готику, немецкий романтизм. Во ВГИКе мы все что-то писали. У меня начала вырисовываться история будущего «Цветка дьявола». Я многим ее давала читать - всем нравилось. Государственные деньги на реализацию идею выделили только в 2007 году, и мы сразу же начали снимать.

Корреспондент:
Насколько мне известно, оба фильма сняты компанией Renovatio Entertainment. Что это за компания?

Екатерина Гроховская:
Организация, которая недавно образовалась. Основали ее продюсеры Владимир Поляков и Игорь Задорин.

Корреспондент:
В производстве обеих картин, помимо Владимира Полякова и Игоря Задорина участвовал сопродюсер Александр Ревва. Как вы с ним нашли друг друга?

Екатерина Гроховская:
Он был приглашен на роль в «Волшебном кубке». Съемки проходили в Таллинне. Вдали от дома люди общаются друг с другом не только на съемочной площадке. В свободное время беседуют друг с другом – о жизненных планах, интересах. И мы с Реввой так вот разговорились. Он сказал, что ему нравится то, что мы делаем, что ему близок наш подход, и предложил свои услуги в качестве сопродюсера.

Корреспондент:
На каком этапе к производству подключилась компания «Каро»?

Екатерина Гроховская:
Она давно с нами. Им тоже понравилась история, они частично профинансировали ее, а потом попросили меня «дожать» ее, чтобы выйти в чистый жанр. Я была с ними абсолютно согласна. Только предупредила, что на доработку понадобится время. Ведь сделать все надо было на совесть – чтобы мне самой не было стыдно, чтобы я могла ответить за каждую склейку.

Корреспондент:
Судя по всему, и «Цветок дьявола», и «Волшебный кубок» Вы снимали при тесном взаимодействии с продюсерами. Как с ними складывались и складываются отношения на съемочной площадке и во время постпродакшена?

Екатерина Гроховская:
С продюсерами у меня все отлично: никто ни в чем не ущемляет. Я просто понимаю, что должен включаться внутренний самоконтроль. Это нелегко, потому что я работаю на эмоциях – никогда не просчитываю фильмы. Мне надо чтобы история держала, развивалась, чтобы это происходило естественным образом.

Корреспондент:
На «Цветке дьявола» Вы выступаете в трех ипостасях: сценариста, режиссера и художника-постановщика. Сцепка сценарист-режиссер – в общем-то, понятна и ясна, а вот художник-постановщик как сюда вписывается?

Екатерина Гроховская:
Я и на «Волшебном кубке» все это тоже совмещала. Я визионер, и в первую очередь вижу картинки – заранее знаю, каково будет стилистическое решение фильма, какая декорация нужна. Пробовала работать с разными художниками, но, наверное, не на тех нападала. Наверное, просто не нашла пока того, кто со мной на одной волне.

Хотя, когда мы ездили в Польшу, там был парень, Марек Завируха – он работал арт-директором. Все схватывал на лету. Я ему говорила, например, что мне нужна суровая готика, а потом приходила на площадку и получала то, что хотела – все было на своих местах и выглядело должным образом. Как потом выяснилось, у этого Марека как у продакшн-дизайнера куча фестивальных призов.

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                                  Насколько нам известно, работая над «Цветком дьявола», Вы уделяли большое внимание не только декорациям, но и музыке к фильму. Это так?

Екатерина Гроховская:
Да, это правда. Между собой мы даже называем фильм «симфоническая кинопоэма». В финале 16 минут беспрерывно звучит музыка. В Россию приезжала команда французов во главе с композитором, запись проходила на Мосфильме: оркестр в 80 инструментов, пел московский женский хор из 27 человек. На слух все это, конечно, впечатляет. Я поняла разницу между тем, когда вживую записывается музыка и когда делается на компьютере. Живая музыка в сочетание с картинкой дает метафизический эффект, уносит в иные, неведомые дали. Так что композитор Евгений Гальперин – полноценный соавтор фильма.

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                        Расскажите, как у Вас строилось взаимодействие с актерами. Например, с Сергеем Крапивенцевым. Он уже играл в Вашей картине «Человек безвозвратный». Известно, что нередко режиссеры выбирают себе актеров-талисманов…

Екатерина Гроховская:
Знаете, я в это не верю. Подходит человек на роль – по каким-то внутренним ощущениям, – начинаю с ним работать. Если даже потом возникают трудности, я никогда не жалуюсь на актеров, потому как знаю, что сама их выбрала.

Сергею на съемках «Цветка дьявола» очень досталось, да и Оле тоже – в финале много экшена, и все трюки актеры исполняли сами, потому что мне нужны были крупные планы. Им пришлось немало вытерпеть.

Конечно, были конфликты - проблемы возникали, когда ребятам не удавалось что-то сыграть. Я в таких случаях говорила: «Включите сердце, и у вас все получится. Если вы будете в мыслях где-то за километры от съемочной площадки, ничего не выйдет. Надо быть здесь и сейчас».

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                                        В отличие от «Цветка дьявола», где преобладают молодые актеры, в «Волшебном кубке» представлен яркий звездный состав. В чем разница во взаимоотношениях с начинающими и опытными актерами?

Екатерина Гроховская:
Опытные актеры сразу понимают, куда они пришли и что у них за роль – то есть, если выбирают проект, то делают это осознанно. И целиком отдаются работе.

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                                        Роль старшей вожатой писалась специально под Ренату Литвинову?

Екатерина Гроховская: 
Да, я изначально думала, что эту роль должна сыграть только Рената. Она прочла сценарий, посмотрела художественные разработки, осталась довольна. Но предупредила: «Катя, только давай делать все очень качественно». И я ей пообещала, что все так и будет.

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                                    Как строится работа по созданию трехмерного изображения? Фильм снималcя двумя камерами, как «Аватар»? Или будет конвертирован в 3D, как «Алиса в стране чудес» и «Битва титанов»?

Екатерина Гроховская: 
Компьютерной графикой занимается студия Renovatio Entertainment под руководством Игоря Задорина. Анимацию компьютерных персонажей ведет человек, который 15 лет работал на студии DreamWorks. Он отвечает за ее финальное качество – чтобы персонажи не были «деревянными». Наш эталон – кролики и мышки в «Алисе в стране чудес» Тима Бертона.

У нас есть волшебный мир, и там происходит 10 минут экранного времени фильма. Естественно, там все полностью CG. Но у нас же не суперэкшен, у нас все плавно: «Кубок», скорее, триллер. И это позволяет делать качественную конвертацию по технологии projection mapping – когда изображение проецируется на трехмерные модели.

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                                     Вы писали сценарий «Волшебного кубка», уже зная, что картина будет в 3D?

Екатерина Гроховская: 
Нет, это решилось уже при съемках. Нам захотелось объема, погружения в волшебный мир.

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                                        А как вообще родился персонаж Роррим Бо?

Екатерина Гроховская:
В первом варианте сценария его не было. На начальном этапе у фильма были другие продюсеры, и я им предложила ввести этот персонаж, усложнить историю, сделать ее интереснее. Мне сказали, что получится слишком дорого. Но потом проект перекупили другие продюсеры, и дело пошло. «Волшебный кубок» - давнишний проект. В нем изначально присутствовала злая вожатая, но абсолютно не было мотивации – с чего вдруг она такая злая. Но потом я придумала историю про дух ведьмы, который в эту вожатую вселился и сделал ее злой. А вместе с духом и волшебным кубком – и сказочный параллельный мир

Корреспондент:                                                                                                                                                                                                                    Сейчас идет постпродакшен «Волшебного кубка». Как продвигается работа?

Екатерина Гроховская:
Постпродакшен - на стадии чистовой анимации. Все уже превизуализировано, герой везде интегрирован. Какие-то сцены мы еще доснимаем с помощью технологии motion capture, которая была приобретена компанией Renovatio. Доделываем отдельные экшен-моменты и сразу отдаем материал аниматорам на обработку.

Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама